рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Специфика мифологического мышления

Специфика мифологического мышления - Дипломная Работа, раздел Культура, Мифология как исторический тип мировоззрения Специфика Мифологического Мышления. Центральными Проблемами Важнейших ...

Специфика мифологического мышления.

Центральными проблемами важнейших последующих исследований запад- ных ученых в области изучения мифологии как исторического типа ми- ровоззрения становятся не столько вопросы о функциональном значе- нии мифологии, ее соотношении с религией и т.д сколько проблемы специфики мифологического мышления. Во всяком случае, именно в этой области было высказано более всего существенно новых идей. Французский ученый Леви-Брюль в своих работах 30-х гг. о перво- бытном мышлении, построенных на этнографическом материале народов Африки, Австралии и Океании, показал специфику первобытного мышле- ния и его качественное отличие от научного мышления.

Первобытное мышление он считал дологическим но не алогическим. Леви-Брюль исходит из социальной а не из индивидуальной психологии. Коллек- тивные представления а именно - мифологические представления яв- ляются, считает он, предметом веры, а не рассуждений, носят импе- ративный характер если современный европеец дифференцирует ес- тественное и сверхъестественное, то дикарь в своих коллективных представлениях воспринимает мир единым. Эмоциональные и моторные элементы занимают в коллективных представлениях место логических включений и исключений.

Дологический характер мифологического мышления проявляется в частности, в несоблюдении логического зако- на исключенного третьего объекты могут быть одновременно и са- мими собой, и чем-то иным. В коллективных представлениях, считает Леви Брюль, ассоциациями управляет закон партиципации сопричас- тия - возникает мифическое сопричастие между тотемической группой и страной света, между страной света и цветами, ветрами, мифичес- кими животными, лесами, реками и т.д. Пространство в мифологии не- однородно, его направления обременены различными качествами и свойствами, представления о времени тоже имеет качественный харак- тер. Леви-Брюль показал, как функционирует мифологическое мышле- ние, как оно обобщает, оставаясь конкретным и пользуясь знаками.

Но сквозь призму мистическим партиципации он не заметил интел- лектуального смысла своеобразных мифологических мыслительных опе- раций и его практических познавательных результатов.

Делая акцент на эмоциональных импульсах и магических представлениях коллектив- ные представления как основе мифологического мышления, он недоо 23 - ценил значение его своеобразной логики, своеобразного интеллекту- ального характера мифологии постулат о дологическом характере мифологического мышления. 3.7 Символическая теория мифа. Символическая теория мифа, в полном виде разработанная немецким философом Э.Кассирером, позволила углубить понимание интеллекту- ального своеобразия мифологического мышления.

Мифология рассматри- вается Кассирером не только как тип мировоззрения, но и также на- ряду с языком и искусством как автономная символическая форма культуры, отмеченная особым способом символической объективации чувственных данных, эмоций.

Мифология предстает как замкнутая сим- волическая система, объединенная и характером функционирования, и способом моделирования окружающего мира. Кассирер рассматривал ду- ховную деятельность человека и в первую очередь мифотворчество в качестве древнейшего вида этой деятельности как символическую. Символизм мифа восходит, по Кассиреру, к тому, что конкретно-чувс- твенное а мифологическое мышление именно таково может обобщать только становясь знаком, символом - конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становится знаком других предметов или явлений, т.е. их символически заменять. Мифическое сознание напо- минает поэтому код, для которого нужен ключ. Кассирер выявил неко- торые фундаментальные структуры мифологического мышления и природы мифического символизма.

Он сумел оценить интуитивное эмоциональное начало в мифе и вместе с тем рационально проанализировать его как форму творческого упорядочения и своеобразного познания реальнос- ти. Специфику мифологического мышления Кассирер видит в неразличе- нии реального и идеального, вещи и образа, тела и свойства, нача- ла и принципа, в силу чего сходство или смежность преобразуется в причинную последовательность, а причинно-следственный процесс име- ет характер материальной метафоры.

В мифологическом типе мировозз- рения отношения не синтезируются, а отождествляются, вместо зако- нов выступают конкретные унифицированные образы, часть функцио- нально тождественна целому.

Весь космос построен по единой модели и артикулирован посредством оппозиции сакрального священного 24 - т.е. мифически релевантного, концентрированного, с особым магичес- ким отпечатком и профанного эмпирического, текущего. От этого зависят мифологические представления о пространстве, времени, чис- лах, подробно исследованные Кассирером. Идея конструирования символического мира в мифологии, выдвинутая Кассирером, очень глу- бока. Но Кассирер в соответствии со своей неокантианской филосо- фией избегает сколько-нибудь серьезной постановки вопроса о соот- ношении конструируемого мира и процесса конструирования с действи- тельностью и общественным бытием. 3.8

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мифология как исторический тип мировоззрения

Изучая мифы различных времен и народов, автор смог сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени отражает восприятие человеком… Конечно, миф нельзя рассматривать как источник исторической информации, потому… Прежде всего изучение мифов ценно с культурной точки зрения.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Специфика мифологического мышления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мифология вообще
Мифология вообще. Что такое мифы В понимании многих людей - это прежде всего ан- тичные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по пр

Мировоззренчество космогонических мифов
Мировоззренчество космогонических мифов. Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека

Предпосылки и следствия мифологической логики
Предпосылки и следствия мифологической логики. Главные предпосылки своеобразной мифологической логики - это, во-первых, то, что первобытный человек еще не выделял себя из ок- ружающей среды

Мифология и религия
Мифология и религия. Многое из написанного выше подводит нас к сложному и не имеющему однозначного решения в науке вопросу о соотношении мифологии рассматривая ее как исторический тип мирово

Роль мифологии в создании идеологических форм
Роль мифологии в создании идеологических форм. Мифология в силу своей синкретической природы сыграла значитель- ную роль в генезисе различных идеологических форм, послужив исход- ным материалом для

Влияние мифологии на формирование героического эпоса
Влияние мифологии на формирование героического эпоса. Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса, прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ пос- лужил,

Связь мифологии и литературы
Связь мифологии и литературы. Через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора, с мифологией оказывается генетически связанной и лите- ратура, в частности повествовательная. С

Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения
Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения. Первые попытки рационального переосмысления мифологического мате- риала и рассмотрения его как проявление исторического типа миро- воззрения

Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии
Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии. Во 2-й половине 19 в. противостояли друг другу в основном две ма- гистральные школы, которые изучали мифы учитывая их мировоззрен- че

Антропологическая школа изучения мифологии
Антропологическая школа изучения мифологии. Вторая школа - антропологическая или исторически-эволюционистская Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер и др сложилась в Англии и была результатом первых научных ш

Ритуалистическая доктрина изучения мифов
Ритуалистическая доктрина изучения мифов. Научное творчество Фрейзера послужило отправной точкой для расп- ространения ритуалистической доктрины изучения мифа как историчес- кого типа мирово

Функциональная школа в этнологии
Функциональная школа в этнологии. Английский этнограф Б.Малиновский положил начало функциональной школе в этнологии. В книге Миф в первобытной психологии 1926 он доказывал, что миф в архаиче

Психоанализ в изучении мифов
Психоанализ в изучении мифов. В работах немецкого психолога В.Вундта в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепей. Аффе

Структуралистско-мировоззренческая теория мифов
Структуралистско-мировоззренческая теория мифов. Структуралистско-мировоззренческую теорию мифа разработал фран- цузский этнолог К.Леви-Строс, основатель т.н. структурной антропо- логии уже ранее п

Изучение мифологического мировоззрения в советской науке
Изучение мифологического мировоззрения в советской науке. В советской науке, базировавшейся на марксистско-ленинской мето- дологии, изучение теории мифа в основном шло по двум руслам - ра- боты этн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги