рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Состязания шаманов — духовные дуэли

Состязания шаманов — духовные дуэли - раздел Культура, Древнейшие учения, дарованные самой жизнью   Сверхъестественное, Метафизическое И Трансперсональное Борютс...

 

Сверхъестественное, метафизическое и трансперсональное борются за существование в спорах и состязаниях, точно так же, как и обыденное. Как в повседневной жизни любой учебный процесс сопровождается экза­менами, так и в традиции постижения мастерства магии устраивать испы­тательные состязания. Экзамен, состязание, публичная демонстрация до­стигнутых успехов не только завершают процесс обучения шамана, но и являются его обязательной составной частью. Опытные шаманы проверя­ют степень продвинутости своих учеников, и, как в любом учебном про­цессе, есть такие, кто добивается лучших успехов, весьма посредствен­ных или вообще не выдерживает экзамена. Шаманы нуждаются для самих себя в подтверждении собственной силы, для чего они перепроверяют свои возможности и подвергают себя испытаниям, чтобы сравниться с други­ми. Имманентная дуэль любого шаманского состязания — часть тради­ции, связанной с магией. Состязание — это составная часть обучения шамана, поэтому принадлежит к тем социальным обязанностям, выпол­нение которых необходимо. Каждый шаман должен быть готов в любой момент помериться силами с противником, так как опасность, являясь из других миров в облике духов, полиморфных сущностей или враждебно настроенных земных шаманов, многолика и непредсказуема. Способность подвергать длительному наблюдению самого себя, свою семью, все племя делают шамана властителем жизни и смерти, хранителем нашего средне­го измерения, которое парит между сферами двух миров, высшего и низ­шего, в подвижном равновесии. Ясно, что элемент состязательности в культуре шаманства является выражением особых жизненных условий родового общества, окруженного враждебными культурами, когда его выживание еще долго будет находиться в зависимости от охотничьей уда­чи и от экологических и климатических условий.

Состязания шаманов принимают различные формы, которые мы, изу­чившие законы транспсихического еще весьма слабо, с трудом можем вос­принимать. Кроме того, адекватно воспринимать трансперсональное меша­ет нам незнакомая символика и метафоры их культуры. Например, йекамус йаманов Огненной Земли обладает способностью раздуваться до размеров горного хребта, когда хочет заслонить своих пациентов от нападений враж­дебных шаманов. Он протискивается, как защитная стена, между исцеляе­мым и злокозненной силой. Если враждебно настроенный чародей сильнее, тo он отодвигает эту “духовную гору” в сторону; если это ему не удается, он должен отступить (Gusinde, 1931, bd. 2). Как нам следует понимать эту символическую картину? Свойственная всем культурам тяга к мифологи­зации и мистификации трансперсональных явлений часто мешает непос­редственному описанию духовных дуэлей шаманов. Если речь идет о состя­заниях, происходивших уже давно, то они приобретают характер легенд и образцовых примеров, с нашей точки зрения почти сказочных, возникнове­ние которых мы приписываем свободной фантазии. Состязания шаманов с их паранормальной техникой боя не входят в разряд сказочных, но являют­ся живой полноценной реальностью. Так как о тех трансперсональных тех­никах и ритуалах, которые необходимы для защиты и нападения, знают лишь посвященные, а члены рода больше склонны к слишком буквальному и час­то механическому изложению происходящего, отложившегося в их воспри­ятии (этнографы заимствовали этот отчужденный способ изображения и поэтому представили все процессы символическими или порожденными силой воображения), то понятно, что сегодня мы все еще стоим перед сте­ной молчания и незнания.

Хотя смерть у вуду удостоена, как явление, до некоторой степени науч­ного признания, она находит объяснение в конечном счете в теории внуше­ния (Long, Winkelman, 1983).

Многие случаи смерти, происходящие во время состязаний шаманов/ объясняются предположительно влиянием гипноза или самовнушения, но это объяснение не всегда подходит; ведь только на основании того, что в нашей науке теория внушения достаточно популярна, мы не можем утвер­ждать, что все происходящее во время состязаний шаманов, проводимых тысячелетиями, следует объяснять лишь этой теорией. Ни современные гипотезы, ни исследования трансперсонального не объясняют всего в уни­версуме шаманства и в структуре измененных состояний сознания и поэтому, опираясь на них, нельзя делать достаточных научных выводов. Как ре­альны и очевидны методы посвящения в шаманы и следующая затем перестройка сознания, столь же возможной оказывается в измененном со­стоянии сознания такой способ коммуникации, который до сих пор мы ос­тавляли без внимания, как не соответствующий нашей причинно-следствен­ной картине мира. Состязания между шаманами происходят в духовной сфере, причем мы можем выделить среди них три типа. Во-первых, эти со­стязания могут развертываться в одном из альтернативных состояний со­знания, которое может оказывать психическое воздействие даже на расстоянии. Внутренний механизм такого процесса нам до сих пор незнаком, — наверняка здесь возникают парапсихические феномены. Во-вторых, шаман может отрывать свое сознание от тела и совершать нападение на врага, ис­пользуя свое духовное тело, — здесь идет речь о разновидности внетелесного переживания. В подобных случаях шаман закрывает своему против­нику путь возврата к телу и «умерщвляет» его с помощью находчивого приема, отчего тот не выходит из своего внетелесного состояния и умира­ет. В-третьих, шаман может высылать своих духов-союзников, которые вы­полняют его задания, и в этом случае ему самому не обязательно быть в альтернативном состоянии сознания.

Значительная часть шаманского универсума остается закрытой для нас, включая трансперсональную науку. Для нас не представляет особой разни­цы толковать символически или культурологически все непонятное, при­чудливое и абсурдное и это является ошибкой, которую допускали все су­ществовавшие до сих пор теории религии.

Исследователь эскимосской культуры Петер Фрейхен (1961, 165) стал свидетелем спонтанно вспыхнувшего сражения. Из-за сильного бурана он со своими спутниками был вынужден искать у Репалс-бей палатку и найдя ее, обнаружил, что ее обитатели ему знакомы. Совершенно неожиданно дело дошло до жестокого столкновения присутствующего здесь шамана Анакака с враждебно настроенным шаманом из племени нетшилик, закоренелым по­хитителем душ. Ситуация развивалась следующим образом: маленький маль­чик, который хотел вынести воду на улицу, вернулся встревоженный и пере­пуганный: он увидел что-то странное — существо, похожее на разновидность белой совы, но крупнее и со взглядом, внушающим страх. Все остолбенели, распространилась паника, и Анакак стал готовиться к бою. Верхнюю часть туловища он обвязал веревкой от гарпуна, волосы скрутил в узел, высоко засучил рукава, сжал в зубах кусок кожи и стал бормотать странные слова. Постепенно его охватила бешеная ярость, он с воем выскочил из палатки и вступил в бой, в котором, судя по звукам, участвовало несколько разных сил. Находящиеся в палатке люди могли слышать страшные голоса: двое, должно быть, схватили друг друга за горло. Фрейхен хотел выйти, но его вернули назад, и когда он с любопытством глядел сквозь щель в палатке наружу, его с трудом оттащили, объяснив, что уже кто-то, кто видел духов обнаженными до мягкой плоти, потерял зрение. Шум боя между тем стих. Вскоре с берега послышались приближающиеся энергичные шаги, и двое мужчин встали в дверях, чтобы оказать сопротивление Анакаку, когда тот войдет. Когда он прыгнул в палатку, женщины и дети закричали, и только с помощью Фрейхена мужчинам удалось сдержать и успокоить одержимого. Они оттащили его в угол и накрыли. Затем к нему стали приближаться с вопросами, и как все­гда в таком состоянии, ангакок отвечал только «да» или «нет». Его руки были окровавлены, изо рта также струилась кровь. Враждебно настроенный ша­ман, как стало известно, прилетел по воздуху, чтобы проглотить маленького мальчика. Некоторое время назад он уже убил двух маленьких девочек. Те­перь он был раз и навсегда побежден, заключен в ледяную расщелину и нико­му не мог причинить больше зла.

Эскимос Замик рассказал Кнуду Расмуссену историю своего деда Титкатзака, который частенько покидал свое тело и летал по воздуху. Однаж­ды во время одного такого полета он встретился с другим великим шаманом племени уткухикьялик, Мураоком, который как раз совершал путешествие по небу. Мураок распластал свои крылья и заскользил вниз, как птица; он приблизился к Титкатзаку так близко, что они столкнулись. Дед Замика свалился вниз и жестко приземлился на лед. Обеспокоенный, Мураок сле­тел к нему вниз, призвал своего духа-союзника и исцелил друга. Едва силы Титкатзака были восстановлены, он поднялся и так сильно толкнул Мураока, что тот, в свою очередь, упал вниз. Он колебался, помочь ли упавшему, но так как они были хорошими друзьями и Мураок ему часто помогал, Тит-катзак исцелил его (1931, vol. 8, 299).

Один Единственный, шаман из племени тсинсьян с северо-западного побе­режья Канады, приобретший свои необычные способности в одной из пещер, добился такой славы и такого успеха, что другие шаманы, как это часто бывает в родовых обществах, сговорились убрать его с дороги. Они хотели поставить ему ловушку и послали к нему нескольких человек. Когда те причалили на ка­ноэ к его деревне, они сказали: «О великий халааит, наш господин послал за тобой, чтобы просить тебя помочь его сыну, который тяжело болен и лежит при смерти. Другие халааиты ничего не могут сделать для него. И вот он про­сит тебя о помощи». Но пока они так говорили, дух-союзник Одного Единствен­ного прошептал ему на ухо: «Эти люди лгут. Сын их вождя здоров и лишь при­творяется больным, а они хотят тебя убить». Несмотря на это, Один Единственный решил отправиться с посланными за ним. В сопровождении нескольких своих людей он сел в каноэ, и они поплыли к деревне врагов, где лежал якобы больной сын вождя. Единственный сразу же распознал, что его обманывают и сказал, обращаясь к больному: «Я пришел напрасно. Ты слиш­ком болен. Ты никогда больше не поправишься, так как скоро умрешь». И тогда молодой человек почувствовал в самом деле большую слабость и испугался. «Дайте мне воды! Мне нужно свежей воды! Я очень хочу пить!» — сказал Един­ственный. Когда ему принесли воду, его дух-союзник вновь предупредил его: «Не пей отсюда, это моча, смешанная с опасным ядом». Тогда Единственный Перешел в наступление и протянул питье мнимому больному. Тот энергично защищался и не хотел брать питье. Но Единственный настоял на том, чтобы тот выпил, и выпив, сын вождя умер. Победителем Единственный вернулся к своему каноэ и покинул вражескую деревню (Barbeau, 1958, 76).

Враждебность, зависть и ненависть других шаманов по отношению к знаменитому Единственному были столь велики, что те постоянно посягали на его жизнь. Когда Единственный однажды был позван к больному шаману, оказалось, что тот был заколдован враждебно настроенным халааитом. Это все было заранее подстроено и организовано вудахалааитами, племенем кан­нибалов, чтобы выманить Единственного из его деревни и убить. Они заду­мали расставить ловушки на пути, который вел к больному, например, неви­димую магическую сеть, в которой Единственный должен был запутаться, и такую же невидимую яму, в которую тот должен был упасть. Так как эти ло­вушки не могли быть осознаны обычным человеком, они не могли причинить ему вреда; они могли повредить только шаману. Их план не удался. После победы Единственного над своими противниками те взбесились еще больше и готовы были сделать все, чтобы только убрать его с дороги. Они пригласили его на большой праздник и протянули ему человеческое мясо, которое было отравлено. Но халааит, которому он спас жизнь, предупредил его об опасно­сти. Единственный прорезал дырку в своем желудке, и мясо вышло наружу. Его дух-союзник положил его в пищу враждебных халааитов, которые вско­ре лежали в предсмертной агонии и все умерли. Так Единственный преодо­лел всех своих врагов (Barbeau, 1958, 76).

Племя пайе из Тюкано в Южной Америке проводило свои военные пе­рестрелки под воздействием наркотиков. В то время, как тела обоих парт­неров лежали дома в состоянии глубокого транса, они встречались в небе, в земных недрах, в воде или на горе и молниями стреляли друг в друга; они превращались в змей и ягуаров и воздвигали вокруг сердца противника ка­менный вал, отчего его мир начинал сужаться. Для самозащиты атакован­ный может превратиться в муху, но если его универсум сократился до раз­меров апельсина, он не может больше надеяться на спасение (Reichel-Dolmatoff, 1975, 100).

Для лапландцев преисподняя является местом средоточения опаснос­ти. Не только живущие там сущности обладают способностью вредить ша­ману, но шаманы других племен своими враждебными действиями могут сделать так, что он навсегда останется в преисподней. Многих шаманов, как видно, постигает такая участь. Как и шаманы якутов, инсценирующие ежегодно бои духов животных, сражаются между собой лапландские ша­маны, садясь друг против друга и направляя на противника своих духов-союзников в образе духовных птиц или оленей. Дух-союзник скандинавс­ких лапландцев зовется Зуейе, то есть «песнь», и существуют тени-рыбы, тени-олени и тени-змеи, которые сопровождают своих шаманов во время их путешествий в преисподнюю, чтобы они могли забрать домой умершие или похищенные души. Если во время схватки такое животное-тень будет ранено, то же происходит и с владельцем животного, а если этот зверь будет убит, то и шаман умирает (Hoimberg, 1964, 284, 293). Примером может служить бой между двумя лапландскими шаманами. Во время одного боль­шого праздника хозяйка внезапно умерла. Присутствующий при этом ша­ман тут же отправился следом за душой. Он гнался за ней в сопровождении кита и оленя, который тащил сани и взял в придачу гребную лодку. После долгой погони он свалился, как подкошенный, — на губах у него была пена, лиио почернело, тело на животе раздвинулось, словно от надреза, и он умер. Тогда вмешался другой шаман, которому хотелось узнать причину гибели первого. Ему удалось оживить хозяйку и понять, почему погиб его предше­ственник. Тот плыл в облике кита по морю, тут его подкарауливал враждеб­ный шаман с заостренным колом в руках, которым он вспорол первому ша­ману живот, что в сфере материально зримого выглядело как взрезанный живот (Hoimberg, 1964, 294).

О другом столкновении с крайне трагическим исходом повествует Эд­вард С. Куртис (Edward S. Curtis, 1907, 58). Состоялся бой между индейца­ми Дитя Лекаря и Волосы Колтуном. Когда они курили, Дитя Лекаря спро­сил: «Ты силен?» И тогда Волосы Колтуном заверил его: «Я обладаю огромной силой». Дитя Лекаря сказал: «Тебе приходилось видеть соломин­ку, дрожащую весной во время разлива? Мое снадобье сделает тебя ей по­добным!» Волосы Колтуном отвечал : «Мое снадобье поразит тебя слепо­той, так что остаток жизни ты будешь бродить во тьме!» После этого каждый в своей палатке приготовил снадобье. Уже вскоре Волосы Колтуном начал так дрожать, что с трудом мог держать в руках миску с водой, но не пролил из нее. Дитя Лекаря с этого же дня навсегда потерял зрение. Когда Волосы Колтуном уже не мог больше переносить свое состояние, он сказал своему племяннику: «Хорошо ли это, сын мой? Я не смогу никогда больше жить так, как прежде; я все время буду дрожать, как теперь. Надень на меня бое­вое снаряжение, обмажь меня моим снадобьем и затем убей». Он долго уго­варивал племянника, пока тот не согласился: «Хорошо! Я убью тебя». Он одел дрожащего человека, обмазал его и сказал: «Отец, посмотри на меня. Видишь мой указательный палец? Ты должен взять его с собой». После это­го он отрубил свой палец, приложил винтовку к груди своего дяди и спус­тил курок. Большинство шаманских боев проходят между их душами, но возможно превращение в материальные формы — в животных, в птиц, в облака или в других людей. Так как жизнь родового общества и народов, Живущих охотой, тесно связана с миром животных, естественно, что шаманы принимают в своих сраженьях обличье животного. В одном из расска­зов чукчей говорится о подобном превращении в животного. Один шаман спросил другого, в кого тот превратится. «В сокола, — был ответ. — А ты?» На это другой отвечал: «В большую птицу-ныряльщика!» Оба приняли об­лик этих птиц, и бой начался (Bogoras, Шаманы манчжурских тунгусов, как сообщает Широкогоров (1935,371), беспрерывно пребывают в состоянии войны не только внутри племени, но и с шаманами различных других племен. Особенно воинственные шаманы назы­ваются «булантка»; они могут стать особенно опасными для другого шамана, так как подстерегают его, когда его душа спускается в преисподнюю, и пыта­ются ее там поймать. Способность превращаться в животное — в птицу или насекомое — они используют, чтобы наблюдать за своими жертвами. И пре­бывая в нематериальном облике, они используют во время охоты на зверей и людей лук со стрелами. Их жертвы умирают в течение нескольких дней пос­ле выстрела стрелой из лука. Широкогоров рассказывает о перестрелке двух шаманов, закончившейся для обоих сравнительно благополучно. Как-то но­чью один шаман охотился на соляном болоте и увидел сверкавший огонь, который медленно спускался. Он вытащил нож и отправился назад к дому. Дома он рассказал, что ему пришлось пережить. Он рассказал, что пришел Заниуни, другой шаман. Он призвал всех сохранять спокойствие и лег спать. Находясь в состоянии сна, он стал искать нападавшего и нашел того сидя­щим перед палаткой в своем лагере. Он обругал его, назвал его опасным че­ловеком, который бродит по ночам в обличье огня. Пристыженный, Заниуни во всем сознался и обещал этого никогда не делать.

Лапландцы напускают своих животных-духов друг на друга в бою. Если их животное-дух, которое может являться духом-союзником или просто их собственной душой, оказывается побежденным, то они бывают совершен­но изнуренными в своей физической ипостаси; если же умерщвляется их второе Эго, то они вскоре умирают (Harva, 1938, 479). В историях из жизни финского племени лаппмарк рассказывается, как проводят магические бои ноаидиты, шаманы. Они, например, похищают стада оленей своего против­ника и угоняют их на собственные пастбища.

Во многих историях рассказывается о несчастливом исходе состязания и о смерти шамана. Одна особенно трагическая легенда повествует о двух ша­манах племени юкагиерен, состязавшихся в двух различных бытийных плос­костях. Они напускали друг на друга своих духов-союзников, то есть покида­ли свои тела и посылали в бой свои души. Рассказывают, что шаманы в этом столкновении обстреливают друг друга, совершают «n'eayi'num», или съеда­ют друг друга, то есть делают «n'eleu'nununi». Один из шаманов сказал свое­му другу: “Давай попытаемся прокопать себе путь сквозь скалу. Посмотрим, кто скорее это сделает”. Каждый из них отправил свою собаку-духа, чтобы тот сделал эту работу. У одного был дух собаки мужского рода, у другого -женского. Оба прокапывали себе путь сквозь скалу бок о бок до тех пор, пока собака мужского рода не достигла середины горы и не пошла дальше — дру­гой проиграл. И тогда побежденный шаман предложил состязаться в полете. Они надели свои пальто и превратившись в аистов, полетели в сторону от этого места. Когда они летели над берегом, то увидели внизу дом; они сколь­знули вниз и встретили в этом доме жену владыки океана, Ко'бун По'гил. Женщина встретила их приветливо, угостила, и когда пришло время сна, то шаман, которому принадлежал дух собаки женского рода, лег так, как это принято у юкагирен, а именно к детям, в одном из углов палатки, в то время как второй лег вместе с женой владыки океана. «Тебе лучше лечь с детьми в углу палатки, — сказала она ему. — Я ведь замужем, а мой муж такого не любит». Но он пренебрег этим предостережением. На другое утро его спут­ник обнаружил его мертвым. Его убил владыка океана. Но и спасшегося бег­ством шамана вскоре также постигло несчастье. Он повстречал безголового одноглазого человека, рот которого находился подмышкой. С ним он провел следующую ночь; а наутро, когда одноглазый еще спал, он забрал его желез­ные сапоги, надел их и поднялся в небо. Вскоре он услышал просьбы и моль­бы одноглазого, чтобы тот скинул вниз сапоги. Но шаман был неумолим, и тогда одноглазый бросил вдогонку шаману перчатку, которая вырвала клок из одежды шамана, тут же упавший вниз. Безголовый проглотил лоскут, а летевший шаман, увидев это, стал просить одноглазого вернуть ему кусок одежды, уверяя, что отдаст за это сапоги. “Теперь уже слишком поздно, мы уже достаточно причинили друг другу вреда”, — возразил безголовый. Ша­ман же отвечал: «Хорошо, тогда ты никогда не покинешь это место; ты ум­решь здесь!» Безголовый сам был шаманом, и, когда летящий шаман вернул­ся домой, он сказал своей семье, которая радовалась его возвращению: «Не радуйтесь, я долго теперь не проживу». И как он и предвидел, он скончался на следующее утро (Jocheison, 1924, vol. IX, 213).

Многие истории о жизни шаманов заканчиваются тем, что оба против­ника умирают. Так произошло, например, с двумя шаманами из племени йамана, двумя братьями, ставшими врагами. Население деревни расколо­лось во враждебном противостоянии, так как каждый принял сторону того шамана, которому симпатизировал. Пришло время, когда оба захотели померяться друг с другом силами. Один из них в своем сновидении покинул хижину, сел в каноэ и поплыл к середине канала, где встретился с враждеб­но настроенным братом, который приближался со стороны противополож­ного берега. Каждому виделось, что он бросает заостренный йекус, наконечник стрелы, в сердце другого. Затем оба приплыли назад и продолжали спать в своих хижинах. На следующее утро они почувствовали себя плохо, кровь стала литься у них изо рта и носа, и через некоторое время они умер­ли (Gusinde, 1931,bd.2, 1392).

Так как шаман обладает средствами, которые намного превосходят по силе всякое материальное оружие, то вполне естественно, что традицион­но ориентированные культуры предъявляют ему претензии по поводу их использования, особенно в период войн.

У эвенков шаман окружает место обитания своего рода духовным забо­ром, состоящим из его духов-защитников: духи птиц защищают воздушное пространство, духи рыб — воды, духи животных — тайгу. Если шаман хочет причинить вред другому роду, то посылает духа болезни к устью реки своего племени, к месту, где вода стекает в преисподнюю и где встречаются реи всех племен. Оттуда дух болезни отправляется вверх по реке враждебного племе­ни и распространяет там болезнь, смерть и инфекционные заболевания жи­вотных. Но прежде ему надо преодолеть нематериальный заслон племени. И, конечно, чужие шаманы всегда начеку, проверяют бдительность своих духов и в любое время готовы к нападению (Friedrich, 1955, 50).

Племя хунца в северной части Пакистана также использует своих да-ийал, Шаманов, при решении военных спорных вопросов. Известен был Али Бег, даийал из Затпура, который жил примерно 100 лет назад и сыграл важ­ную роль в войне против племени ладак, так как помог своему народу одер­жать победу. Когда два враждующих войска стояли друг против друга и ла­даки выпустили против племени хунца 18 пар собак, из рядов бойцов выступил Али Бег и прошептал что-то на ухо первому животному, после чего за ним последовала вся стая, подобно послушным домашним собач­кам. Ладаки прибегли к весьма остроумной военной хитрости: они выслали чародея, который мог летать, и тогда Али Бег поднялся в небо, схватил вра­жеского чародея за ногу, и тот должен был покориться. Чтобы произвести еще большее впечатление на врага и сломить его сопротивление, Али Бег взял в рот на глазах у воинов противника кусок раскаленного железа. И тогда хунца заставили ладаков поверить, что у них больше могучих воинов и чародеев. Али Бег был еще одним из слабейших. Так удалось победить войско противника (Friedl, 1965, 55).

Во время религиозных праздников и торжеств или во время церемоний инициации состязания шаманов проводятся для поднятия настроения и для развлечения собравшихся. Бой в этом случае редко кончается смертью, чаще болезнью или беспамятством побежденного. Победитель такого боя у севе-ро-американских индейцев должен вылечить своего противника. Состяза­ния шаманов проводятся не только публично, но и в закрытых обществах целителей и тайных эзотерических организациях, как это происходит, на­пример, у индейцев племени пуэбло.

У индейцев племени васхо шаманы организуют состязания; чтобы вы­яснить, кто же обладает большей силой. Одна из форм состязания состоит в том, чтобы вырвать одним лишь жестом воткнутые в землю и поставлен­ные в линию колья. В качестве победителя чествуется тот, кто на расстоя­нии или путем психокинеза сможет сшибить больше кольев. Еще одной формой демонстрации силы является предложение трубки, в нынешнее вре­мя — сигареты, «нагруженной» энергией другого состязающегося. Тот, кто раскуривает, потеряв сознание, падает на пол. В этом случае шаман не «вы­сылает» свою силу, но переносит ее на какой-то предмет и тем самым пора­жает того, кто этого предмета касается.

У индейцев племени сакота есть шаман по имени Лось-сновидец, Геха-ка гага, обладающий властью над женщинами, оберегающий себя и других мужчин от их уловок и помогающий мужчинам завоевать избранницу. Во время больших праздников он переодевается лосем, а его помощники — оленями, и в таком образе они разыгрывают жизнеподобное представле­ние: они совершенно перенимают повадки животных, пасутся, идут к водо­пою, где их застигает охотник, которого играет другой целитель. Лось-сно­видец очерчивает вокруг себя и своих спутников магический круг, делая всех неуязвимыми. Вскоре между обоими целителями разгорается бой, ко­торый быстро принимает серьезный оборот. Они пытаются поразить друг друга магическим оружием. Тот, кого ранят, должен быть исцелен другим. При этом и раны, и само целение должны быть уже совершенно реальными, а не театрализованно разыгранными (Standing Bear, 1978, 217).

О другого рода состязании между шаманами племени кро сообщает Ро­берт Лови. Один целитель заявил, что он может одним движением руки пова­лить на землю всех своих противников из другой группы. Пока он танцевал, его соперники пели песнопение-оберег, но как только он сделал жест рукой, словно желая оттеснить их в сторону, они повалились в этом направлении. Тогда один из членов другой группы поднялся, обежал несколько раз.вокруг огня, закричал по-совиному и внезапно исчез. Вскоре его нашли сидящим на верхушке одной из палаток, не понимающего, как он мог туда попасть.

Известный целитель Тененеск из племени зелкнам показал этнологу Мартину Гузинде следующий трюк: он положил три камня величиной с виш­невую косточку к себе на ладонь, уставился на них, сконцентрировал всю свою силу и, когда подул, камни исчезли. Подобными же способностями обладала одна целительница. Она совсем раздевалась, клала различные предметы себе на руку — маленькие грибы, панцири улиток, камни и па­лочки и до тех пор сосредотачивала на них свою энергию, пока эти вещи разом не рассеивались в воздухе, а затем она материализовывала их вновь.

Другая форма состязания между целителями, заканчивающаяся часто смертельным исходом, демонстрирует следующее испытание силы. Йекамус бросает йекус в своего противника. Если тот не поймает брошенное тело и оно попадает в него, он мучается и затем умирает. Если йекус ловят или он не долетает, то он признается более слабым.

Когда мы видим, какими силами располагают целители йамана и селкнам, возникает вопрос, почему эта способность убивать на расстоянии ни­когда не использовалась ими против завоевателей-европейцев? В таких попытках не было недостатка, но они остались безуспешными.

Если сталкиваются две культуры, наделенные магическим сознанием, то дело доходит до жестоких схваток между магами и мудрецами. Шаманы доминирую­щей культуры часто обнаруживают большую силу воздействия. Как, например, в случае Падма Замбхавас, который распространил в Тибете буддизм и победил в духовных состязаниях магов местной религии Бен. Подобным же образом свя­той Патрик одерживает победу в Ирландии, где ему противостояли друиды и где он тем самым заложил основу для распространения христианства.

Нам известны лишь некоторые примеры нападений шаманов на белых завоевателей. Хотя и существуют отдельные анекдотические эпизодичес­кие свидетельства пострадавших от магии, но чаще всего шаманы воздер­живаются от подобного воздействия. Например, индейцев племени цуни удерживает от применения против белых черной магии тот скепсис, с кото­рым те к ней относятся (Kalweit, 1983).

Лайл Уотсон (1976) описывает в литературной форме историю Тиа, индонезийской девушки, которая еще в юные годы развила совершенно спон­танно парапсихические способности, противостоявшие господствующей исламской доктрине. История Тиа представляет собой спор между древней анимистической религией и суровостью современного магометанского за­кона. Тиа обладала способностью целить людей паранормальным способом. Однажды она воскресила из мертвых одного утопленника и подожгла, вос­пользовавшись своей духовной силой, мечеть острова. Это было уже слиш­ком, и девушка понесла суровое наказание.

В кельтских и германских легендах тоже встречаются подобные приме­ры. Известен трагический конец волшебника Мерлина, учителя короля Артура. В лесу Мерлин встретился с прекрасной женщиной Ниниан. Он подпал под влияние ее магической силы и позволил ей уговорить себя обу­чить ее своему искусству волшебства. Всякий раз, когда они встречались, она просила его открывать ей все больше тайн. Он так и поступал до тех пор, пока она не сказала ему однажды: “Научи меня тому, чтобы я смогла сковать человека без цепей, исключительно с помощью волшебства”. Мер­лин вздохнул, предчувствуя свою участь, но показал ей и это, последнее свое умение. Когда Мерлин заснул однажды в ее замке, — а к этому време­ни они уже были неразлучны, и он покинул рыцарей круглого стола, чтобы уж больше к ним не возвращаться, — она применила против него свое вол­шебство. Когда он пробудился, он увидел, что находится в невероятно вы­сокой башне и лежит на прекрасной постели. И тогда он закричал: «Ты об­манула меня, если ты не останешься со мной навсегда, то никто не сможет вызволить меня из этой башни». Она часто навещала его и рада была бы дать ему свободу, но волшебство оказалось слишком сильным, и она не смог­ла его разрушить. Сила эльфов, любовь и дурман, эти древние кельтские мотивы, вновь одержали победу (Monmouth, 1978).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древнейшие учения, дарованные самой жизнью

На сайте allrefs.net читайте: "Древнейшие учения, дарованные самой жизнью"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Состязания шаманов — духовные дуэли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Святая медицина
  Три вещи забыла наша культура: здоровье, целение, святое. Эти поня­тия имеют один и тот же языковой корень и одни цели: здоровье, целост­ность, полнота, избавление, спасение, счасть

Корейская пословица
  Я прихожу к тебе, потому что хочу видеть. Традиционное обращение эскимоса-иглулика, собирающегося стать

Песнь индейского Гитксан-Шамана
Исаака Тенса (Barbeau. 1958, 48)   Индеец виннебаго Тиндер Клуд полагал, что уже жил на земле и что находится здесь теперь в третий раз. В этой жизни он возр

Белые шаманы
  Если в родовых, а также в азиатских высокоразвитых обществах преобразования сознания считаются священными и достойными высоких стремлений, то в нашей культуре это событие, связанное

Предродовое спокойствие
  Описываемое здесь развитие загадочной болезни путем барабанной те­рапии не связано с переживанием посвящения в шаманы. У Карла Леветта, американского психолога, в то время, как он п

Самоисцеление
  Сара Картвригт (Sarah Cartwright) заболела в 23 года. К этому време­ни она уже родила 4 детей и теперь была инвалидом. Её нервная система была ослаблена, она не владела своими чувст

Медицина духов
  Редким примером того, как целитель, воздействующий психическими методами, может возвыситься до народного героя, является история Ариго, или Джозе Педро де Фрейтас. Сперва А

Он умирает и возвращается, имея двойной мозг
  Упав с лестницы, маляр Петер Хуркос (1970) пережил тяжелую мозго­вую травму в области гипоталамуса, шишковидной железы и основания черепа, результатом чего стало шизофреническое сос

Описание транса индусом Саора Ельвин (1955,476).
  Быть в состоянии транса — значит иметь «Лоа», то есть быть одержи­мым божеством. «Понимать, что «Я» должно уйти, когда входит Лоа, зна­чит понимать, что нельзя быть человеком и боже

Транс как начальная форма просветления
  Ларри Петере, этнолог, попытался научиться вхождению в транс у сво­его непальского учителя Бирендры. Его наставник и другие ученики приво­дили себя в состояние духовного экстаза в п

Поиски видения
  Нo истинное видение рождается собственными внутренними соками, и оно не сновидение, но реальность. Оно peзко и пронзительно, как электрошок. Ты совершенно в ясном уме, и внезапно

Lame Deer, Erdoes, 1981, 72
  Фей Кларк, которого на два года усыновил вождь Майкл Рыжая Туча, виннебаго из Висконсина и затем послал на поиски видения, рассказывал писателю Раду Стайгеру (1974, 144) о своих пер

Внутренние глаза, двойное зрение
  Отсюда, с того песка, на котором я лежу, я могу заглянуть прямо в небо и видеть всe, что происходит на четырех уровнях духовного м

Обращаясь к Лайнами Мелвилл, 1969
  Джоэмин (Joemin), целитель австралийских какаду, ставший мифическим героем, увидел однажды, заглянув в колодец, свою собственную тень. Он нырнул под воду с головой и открыл глаза; э

Уста умершего
  Когда Кнут Рамуссен спросил великого гренландского исследователя, эскимосского шамана Ауа, куда уходят люди после смерти, тот сделал ему набросок картины с изображением заклинания д

Заклинатели духов в Арктике
  Используя понятие «заклинание», мы сегодня мало что можем сказать. Примем во внимание следующее: речь идет не столько о взывании к духам, сколько о стимуляции собственной психики. М

Шатающаяся палатка
  Исследователь-путешественник, сэр Сэсил Денни, посетил в 1879 году лагерь индейцев племени блекфут в Ред-ривер, в Альберте. Вместе со сво­им переводчиком он пришел в палатку знахаря

Игюгарюк, эскимосский заклинатель духов
(Расмуссен,“Большое путешествие на санях”, 1946)   Церемония — что это такое? Мы должны перестать связывать с этим застывший ритуал, бессмысленное пустое пов

Дух твои столь же глуп, как растрескивающиеся утесы
  Не мышление, повседневное мышление, движимое чувствами и внезап­ными озарениями создает бессознательное течение духовного потока, но сила абсолютной концентрации, полная самоотдача.

Перевернутые пиры, парадокс шаманства
  В этой главе мы хотели бы продолжить разговор об истоках целения. В нашем парадоксальном мире проявление здорового целительного начала про­тивопоставлено лишенному святости, линейно

Дон Кохконгва, религиозный вождъ индейцев хопи
  Все родовые культуры живут в единении с природой, в единении с уни­версальными законами. Их мироощущение рождается из соединения бога, Вселенной и собственного «Я». Это такое предст

Иезекииль, 12,2
  Вместо одержимости богом он получил покой совести, вместо наслаждения — удовольствие, вместо убийственного жара — приятную телу температуру. Герман Гессе. “С

Альберт Эйнштейн
  Мы заключены в старую духовную оболочку, мы проявляем себя то в готических формах, то в барочных, ведем себя то как схоласты, то как гноcmuки, то как импрессионисты, то как экспр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги