рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Описание транса индусом Саора Ельвин (1955,476).

Описание транса индусом Саора Ельвин (1955,476). - раздел Культура, Древнейшие учения, дарованные самой жизнью   Быть В Состоянии Транса — Значит Иметь «Лоа», То Есть Быть Од...

 

Быть в состоянии транса — значит иметь «Лоа», то есть быть одержи­мым божеством. «Понимать, что «Я» должно уйти, когда входит Лоа, зна­чит понимать, что нельзя быть человеком и божеством одновременно» — говорит Майя Дерен (1975, 235), одна из немногих белых, которая училась у вуду на Гаити становиться одержимой. Первым знаком транса для Дерен является «уязвимость» «Я», сокрушение основ нашего «Я», которые вскры­ваются и уступают место другим силам. Вот ее описание собственного опы­та вовремя танца:

«Воздух тяжел и влажен; пытаясь его глотнуть, я чувствую: в мои зады­хающиеся легкие не поступает кислорода. Мои виски стучат. Мои ноги тя­желы, как камни, мускулы напряжены, боли обостряются с каждым движе­нием. Мое существо сконцентрировано на единственной мысли: я должна выдержать.

Теперь я не могу сказать, почему не прекратила этого, кроме того, что где-то у основания всех этих ощущений едва пробивалось предчувствие, что в конце концов выйдешь победителем или побежденным. Приходится это признать. От этого нельзя закрыться. В это мгновенье я была столь сконцентрирована на том, чтобы выстоять, что не могла понять, когда все закончилось, тяжело ли это было, и не могла также сказать, произошло это вдруг или постепенно. Я только заметила сразу, что тот такт, который требовал от меня невероятного внимания, замедлился, и мое сознание получило возможность некоторое время блуждать спокойно и наблюдать, как замечательно слушать барабаны, двигаться навстречу им, делать все это без напряжения, и если хочется более утонченных движений, изящнее изгибать руки, ритмически перебирать пятками или двигаться в раз­ные стороны.

Как это иногда бывает во сне, я могу наблюдать самое себя, могу с удовольствием отмечать, как кружится подол моего белого платья; могу видеть, как в зеркале, как возникает улыбка и мягче становятся губы, как все незаметно превращается в сияние, которое прекраснее всего, что я до сих пор видела. Когда я поворачиваюсь, это выглядит так, словно я гово­рю своему соседу: «Посмотри! Видишь, как все прекрасно!» и замечаю при этом, что остальные находятся на некотором расстоянии, уже образовали кружок зрителей, и все выглядит так, как будто я поражена громом. Я знаю, что та, кого я наблюдаю, это не я сама. И все-таки это я, так как если этот гром поражает меня, мы, двое, объединены на одной левой ноге, которая словно имеет корни в земле. И теперь только ужас. «Вот оно!» Стоя на этой ноге, я ощущаю странное онемение, которое приходит от земли и поднимается дальше по костям, так медленно и ощутимо, как соки, кото­рые струятся вверх по стволу дерева. Я называю это онемением, но это не совсем верно. Чтобы быть более точной, хотя для меня это всего лишь воспоминание, но иначе это невозможно понять, — я должна была бы на­звать это белой темнотой. Белое есть великолепная сторона этого, темно­та — ее ужасная сторона. Это ужасное обладает громадной мощью, и, со­брав последние силы, я срываюсь со своей ноги — я должна двигаться дальше! Должна двигаться! И вновь подхватывать танцевальный ритм ба­рабанов, чтобы цепляться за что-то вокруг меня, что помешает мне укре­питься на опасной земле.

Едва я спасаюсь в движении, как ощущение себя самой раздваивается с новой силой, как в зеркале. Двоится по обе стороны невидимого порога, за пределами оказывается теперь восприятие того, кто наблюдает; все мер­цает, веки дрожат, интервалы между моментами восприятия увеличива­ются. Я вижу танцующего в одном месте, в следующий момент в другом, глядящим в другом направлении, и то, что находится между этими мгно­вениями потеряно, совершенно утрачено. Я чувствую, что эти провалы увеличиваются и что я вскоре совершенно потеряюсь в этом мертвом пространстве и мертвом времени. Сильным ударом барабан вновь возвраща­ет меня к точке левой ноги. Белая темнота начинает вновь спускаться; я срываюсь с моей ноги, это усилие словно катапультирует меня сквозь не­кое широкое пространство, и я приземляюсь на твердую основу из рук и тел, которые меня держат. И они имеют голоса, сильные напористые го­лоса, они поют, и их мелодии меня успокаивают. Я освобождаюсь каждым мускулом, скольжу вновь сквозь широкое пространство и не обретаю рав­новесия до тех пор, пока моя нога твердо не укореняется. Так происходит и дальше: нога укрепляется, затем я вновь срываюсь, долгое падение сквозь пространство, вновь укоренение ноги — как надолго, как часто это будет повторяться, я не знаю. Мой череп — барабан; каждый сильный удар вго­няет в землю ногу, как острие стрелы. Пение гудит в моей голове, в ушах. Этот звук меня потопит! «Почему они не прекращаются! Почему они не прекращаются!» Я не могу вырвать ногу. Я поймана в этот барабан, в этот колодец звуков. Нет ничего, кроме этого. Нет никакого выхода. Белая тем­нота заставляет сильнее бежать кровь в венах моих ног; все это, как бур­ный поток, усиливается, усиливается. Сила, которую я не могу вынести, к которой я чувствую себя не готовой, кажется, разорвет меня! Это для меня слишком много, слишком светло, слишком бело; это темнота. «Помилуй!» — кричит что-то во мне. Я слышу эхо голосов, сильное и жуткое: «Erzulie!» Белая темнота заливает мое тело, достигает моей головы, проглатывает меня. Я оказываюсь втянутой внутрь и в то же время, как от взрыва, лечу вверх. Это все» (243).

Таково ее переживание транса: пластичное, художественное, филоло­гическое. Нам открывается приходящее изнутри ощущение ландшафта. Майя Дерен — режиссер и художница — вероятно, такое восприятие свя­зано с этим. Что здесь является эпизодами, относящимися собственно к трансу? Во-первых, это «ранимость», разрушение границ мира своего «Я», затем боль и мучение, которые исчезают при сужении восприятия и кон­центрации за счет ритма барабанного боя и движений тела. Это приводит к состоянию спонтанности, свободы, непроизвольному, непринужденному движению — танцует не Дерен, она приводится к танцу. Время прыгает от картины к картине — в объективе восприятия. Промежутки между воспри­нятым увеличиваются; но что происходит в промежуточное время? Пусто­та, Ничто, не-Я, лишенное времени пространство. В результате страх, па­ника перед саморазрушением сковывают ее. Затем — раздвоение, возможность наблюдать себя со стороны, расщепление тела и сознания. Это значит, что теперь все происходит словно само собой, никаких искусствен­ных, осознанных танцевальных движений, ни напряжения, ни усталости — тело берет слово. Утрата собственной личности продолжается, но «Я» все еще присутствует. Снова страх, теперь даже жесткое требование, что «Я» должно быть высвобождено, от него должны отказаться, отречься. Это же­сткое требование, этот террор есть тьма. Радость окрашена в сияющий бе­лый цвет. Дуализм страха и радости? Но амбивалентность заканчивается. Решающий шаг на пути к саморазрушению, к постижению «белой тьмы» (белое есть возвышенное, а тьма — пугающее, они объединяются в высшей точке) вызывает транс.В этой пустоте царит отсутствие воспоминаний, здесь движения тела становятся особенно возвышенны; тело и самость хо­тят быть совершенно свободными от табу и терзающих обманов мира своего «Я». Внешнее и внутреннее едины в ощущении: «Моя голова — бара­бан». Истинная, дремлющая в людях сила прорывается. «Пощады»,— кри­чит нечто во мне». Сила берет на себя власть, тело становится лишь инст­рументом. Этот выброс энергии отбрасывает прочь ощущения самого «Я». Взрыв происходит внутри путем прорыва к изменившемуся состоянию сознания — как новое рождение... Позднее, вспоминая свое переживание, она пишет:

«Я вижу все сразу, без задержки в цепочке событий, каждая деталь оди­наково значительна и четка, пока сила различения не навязывает мне вы­ражение глаз и тени носовых отверстий, которые являются лицом. Даже теперь, когда я смотрю, кажется, что я навсегда хочу запомнить этот изна­чальный мир, как будто эти формы уже приобрели значение и перестают быть просто формами..». (246).

Характерным для транса является распадение мира вещей. Что есть вещи, как не фрагменты бытия, искусственно извлеченные из окружающе­го мира, наделенные нами названиями и определенным смыслом, которые существуют не объективно, но лишь относительно нас? Слово, действие, мышление, ощущение — они распадаются и затем собираются вновь, но уже без разделительных линий. Едва мы покидаем мир относительных по­нятий, пред нами внезапно оказывается сияющий мир, с сияющими суще­ствами, с сияющими формами. Я не могу объяснить, почему такое необыч­ное состояние позволяет видеть мир сияющим, как рассказывают об этом многие люди, пережившие измененные состояния сознания. Время и про­странство, причинно-следственные связи расплываются, ослабевают. Де­рен воспринимает все сразу, вне времени. Она приходит в состояние, близ­кое, только лишь близкое, настоящему просветлению, Unio mystica (мистический союз).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древнейшие учения, дарованные самой жизнью

На сайте allrefs.net читайте: "Древнейшие учения, дарованные самой жизнью"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Описание транса индусом Саора Ельвин (1955,476).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Святая медицина
  Три вещи забыла наша культура: здоровье, целение, святое. Эти поня­тия имеют один и тот же языковой корень и одни цели: здоровье, целост­ность, полнота, избавление, спасение, счасть

Корейская пословица
  Я прихожу к тебе, потому что хочу видеть. Традиционное обращение эскимоса-иглулика, собирающегося стать

Песнь индейского Гитксан-Шамана
Исаака Тенса (Barbeau. 1958, 48)   Индеец виннебаго Тиндер Клуд полагал, что уже жил на земле и что находится здесь теперь в третий раз. В этой жизни он возр

Белые шаманы
  Если в родовых, а также в азиатских высокоразвитых обществах преобразования сознания считаются священными и достойными высоких стремлений, то в нашей культуре это событие, связанное

Предродовое спокойствие
  Описываемое здесь развитие загадочной болезни путем барабанной те­рапии не связано с переживанием посвящения в шаманы. У Карла Леветта, американского психолога, в то время, как он п

Самоисцеление
  Сара Картвригт (Sarah Cartwright) заболела в 23 года. К этому време­ни она уже родила 4 детей и теперь была инвалидом. Её нервная система была ослаблена, она не владела своими чувст

Медицина духов
  Редким примером того, как целитель, воздействующий психическими методами, может возвыситься до народного героя, является история Ариго, или Джозе Педро де Фрейтас. Сперва А

Он умирает и возвращается, имея двойной мозг
  Упав с лестницы, маляр Петер Хуркос (1970) пережил тяжелую мозго­вую травму в области гипоталамуса, шишковидной железы и основания черепа, результатом чего стало шизофреническое сос

Транс как начальная форма просветления
  Ларри Петере, этнолог, попытался научиться вхождению в транс у сво­его непальского учителя Бирендры. Его наставник и другие ученики приво­дили себя в состояние духовного экстаза в п

Поиски видения
  Нo истинное видение рождается собственными внутренними соками, и оно не сновидение, но реальность. Оно peзко и пронзительно, как электрошок. Ты совершенно в ясном уме, и внезапно

Lame Deer, Erdoes, 1981, 72
  Фей Кларк, которого на два года усыновил вождь Майкл Рыжая Туча, виннебаго из Висконсина и затем послал на поиски видения, рассказывал писателю Раду Стайгеру (1974, 144) о своих пер

Внутренние глаза, двойное зрение
  Отсюда, с того песка, на котором я лежу, я могу заглянуть прямо в небо и видеть всe, что происходит на четырех уровнях духовного м

Обращаясь к Лайнами Мелвилл, 1969
  Джоэмин (Joemin), целитель австралийских какаду, ставший мифическим героем, увидел однажды, заглянув в колодец, свою собственную тень. Он нырнул под воду с головой и открыл глаза; э

Уста умершего
  Когда Кнут Рамуссен спросил великого гренландского исследователя, эскимосского шамана Ауа, куда уходят люди после смерти, тот сделал ему набросок картины с изображением заклинания д

Заклинатели духов в Арктике
  Используя понятие «заклинание», мы сегодня мало что можем сказать. Примем во внимание следующее: речь идет не столько о взывании к духам, сколько о стимуляции собственной психики. М

Шатающаяся палатка
  Исследователь-путешественник, сэр Сэсил Денни, посетил в 1879 году лагерь индейцев племени блекфут в Ред-ривер, в Альберте. Вместе со сво­им переводчиком он пришел в палатку знахаря

Игюгарюк, эскимосский заклинатель духов
(Расмуссен,“Большое путешествие на санях”, 1946)   Церемония — что это такое? Мы должны перестать связывать с этим застывший ритуал, бессмысленное пустое пов

Дух твои столь же глуп, как растрескивающиеся утесы
  Не мышление, повседневное мышление, движимое чувствами и внезап­ными озарениями создает бессознательное течение духовного потока, но сила абсолютной концентрации, полная самоотдача.

Состязания шаманов — духовные дуэли
  Сверхъестественное, метафизическое и трансперсональное борются за существование в спорах и состязаниях, точно так же, как и обыденное. Как в повседневной жизни любой учебный процесс

Перевернутые пиры, парадокс шаманства
  В этой главе мы хотели бы продолжить разговор об истоках целения. В нашем парадоксальном мире проявление здорового целительного начала про­тивопоставлено лишенному святости, линейно

Дон Кохконгва, религиозный вождъ индейцев хопи
  Все родовые культуры живут в единении с природой, в единении с уни­версальными законами. Их мироощущение рождается из соединения бога, Вселенной и собственного «Я». Это такое предст

Иезекииль, 12,2
  Вместо одержимости богом он получил покой совести, вместо наслаждения — удовольствие, вместо убийственного жара — приятную телу температуру. Герман Гессе. “С

Альберт Эйнштейн
  Мы заключены в старую духовную оболочку, мы проявляем себя то в готических формах, то в барочных, ведем себя то как схоласты, то как гноcmuки, то как импрессионисты, то как экспр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги