рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные концепции культурантропологии.

Современные концепции культурантропологии. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии Лесли Уайта(1900-1975) – Амер. Антрополог И Культуролог. Уайт Занимался Изуче...

Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предложили возглавить Американскую антропологическую ассоциацию.

Вклад Уайта в развитие общественных наук неоценим. Он является создателем новой концепции эволюции К. и применил это для анализа К. человечества.

Определив К. как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, «он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека – это мир его культур». Но, пожалуй, самая главная заслуга Уайта – обоснование им науки о К. – культурологии.

Предлагая свое понимание того, что такое К., Уайт возрождал традицию, основанную Тайлором и продолженную другими антропологами. Определение Уайта опирается на способность, присущую только человеку, придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы.

Выделение культурологии из К. антропологии было естественным продолжением традиции амер. антропологической школы. Фактически Уайт начал с синтеза теоретического пласта этнологии, идея культурологии представляла собой качественно новый уровень развития науки – от тщательного этнографического описания, этнологического сравнительного изучения локальных К., к выявлению закономерностей человеческой К. в целом.

Убеждение Уайта в том, что культурология – перспективная наука, необходимая для познания всего, что определяло человеческое в человеке, в полной мере отразилось и в его последней работе «Концепция К. систем», где он рассматривает процессы становления глобальной К. системы

Клиффорд Гирц (“Интерпретация культуры”). К. в понимании Гирца — это “стратифицированная иерархия значимых структур; она состоит из действий, символов и знаков. Анализ К., то есть, этнографическое описание, сделанное антропологами, — это интерпретация интерпретации, вторичная интерпретация мира, кот. уже постоянно описывается и интерпретируется людьми, кот. его создают.” Существование К.— это процесс ее интерпретации, быть носителем К.— означает ее интерпретировать. Гирц понимал К. как символическую сеть, и был близок к семиотическому подходу.

Гирц называет свой метод “плотным описанием”, кот. выходит за пределы описания “происходящего” и стремится к объяснению структур значения, внутри кот. “случающееся” Особенность антропологического знания, по Гирцу, состоит в том, что теоретические выкладки тесно связаны с интерпретациями К. явлений; при отрыве от них теория становится слишком абстрактной и пустой. Символическая концепция К. имеет своей отправной точкой, так наз., конструктивный подход к исследованию К. феноменов, состоящий в изучении общественных связей и отношений между социальными институциями. Но слабость символистское понимание К., проявившаяся, в частности, и в работах Гирца, состоит в особом вниманием к тем символам, кот. вырабатывались в ходе взаимодействия индивидов, социальных структур и институций, в то время как сами соц. структуры и институции относительно мало интересовали исследователей. Итак, согласно символической концепции, К. есть система значений, воплощенных в символической форме, включающих действия, словесное выражение и вообще любые значимые объекты — то, посредством чего индивиды вступают др. с др. в коммуникацию и сообщают др. др. свой опыт, формируют общее видение мира и верования. К. анализ следует понимать как интерпретативное объяснение значений, воплощенных в символических формах.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод культурной антропологии

К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные концепции культурантропологии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки формирования научной антропологии, основные этапы ее развития.
Как научная дисц-на. Возникла в англоязычной среде. Основы современной культурной антр-и заложены в эп. Великих геогр. Открытий. Направление иссл-я культуры примитивных обществ и народов. К сер.19

Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19

Общая характеристика диффузионизма как направления в КА.
ДИФФУЗИОНИЗМ как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение&q

Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо

Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф

Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры. Основной тезис или идея - замена изучения

Психоаналитический подход к изучению культур.
  В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы

Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол

Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр

Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает

Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир

Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов

Этнопсихологическое направление в американской этнографии. Э.Сепир, Р.Бенедикт, М.Мид, А,Кардинер.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛАв этно г р а ф и и, направление в этнографии США, господствовавшее в 30- 40-х гг. 20 в. Глава школы - психиатр А. Кардинер, последователи - этнографы Р. Линтон, Р. Бенедикт

Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм

Антропогенез. Основные этапы процесса антропогенеза. Критерии человека.
Антропогенез — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке). ча

Моноцентрическая и полицентрическая гипотезы происхождения человека
Этапы эволюции чел.1.40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный . Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных . 2.2

Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в

Научные теории антропогенеза.
  Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны

Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
  РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены. Факторы расогенеза: естеств

Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов. Эпоха неолита: у

Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики

Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.
Эпоха Верхнего/ Позднего палеолита – конец формирования вида Homo Sapiens. Складываются все признаки соот-щие чел-ку (морфологические): прямохождение, сформировавшийся мозг с абстрактным мышлением,

Формы и основания обмена в архаичных об-ах. Дарение, потолач, рыночный обмен. (1)
  Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографи

Возникновение и основные этапы перехода к производящему хозяйству.
На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).

Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл

Исторические формы брака и семьи.
  Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн

Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,

Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →

Политическая организация архаичного общества и происхождение власти.
Ситуационное лидерство- лидер решал внутри род,межрод конфликты, нарушение табу. Вождество основано на принципе ранжирования – различия в

Ранние формы потестарной организации, причины ей усложнения и дифференциации.
На стадии ППО организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Вместе с тем, развитие … способствовало началу иерархизации органов коллективной власти. Появились и нов

Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв

Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому

Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.
Магия и ритуал. Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды;

Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
  В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение

Гипотезы происхождения искусства. Спор о природе искусства.
  Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью.

Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
  Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, к

История открытия и основные сюжеты палеолитического искусства.
  Палеолитическое искусство - искусство позднего палеолита, основанное на анимизме и тотемизме, характерной чертой которого является стихийный реализм: - закрепляет коллективный жизне

Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
  Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.

Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии

Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.

Современная этническая картина мира.
  6. Этнические константы — бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческ

Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Этни

Специфика глобализации в культуре по сравнению с другими сферами общественной жизни.
Для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объективный характер, или проявления роста ку

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги