рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История открытия и основные сюжеты палеолитического искусства.

История открытия и основные сюжеты палеолитического искусства. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии   Палеолитическое Искусство - Искусство Позднего Палеолита, Осн...

 

Палеолитическое искусство - искусство позднего палеолита, основанное на анимизме и тотемизме, характерной чертой которого является стихийный реализм: - закрепляет коллективный жизненный опыт общины; - отражает постепенное познание человеком действительности.

Первая находка палеолитического искусства сделана в 1836 г. археологом Э.Лартэ в гроте Шаффо - это пластинка с гравировкой, изображающей двух ланей. Время от времени при раскопках находили много мелких предметов, в подлинности которых не сомневались. Иная судьба была у наскальной живописи. Испанский археолог-любитель Марселино де Саутуоло в 1879 г. осматривал пещеру Альтамира, которую теперь называют "Сикстинской капеллой п/б искусства". Его 9-летняя дочь заметила на низком потолке одного из гротов бегущих быков красного цвета. Саутуоло пытался доказать, что наскальные рисунки являются творчеством палеолитического человека. Однако до конца его дней ученые не верили в подлинность рисунков, даже считали, что они выполнены одним из французских художников, гостивших у Саутуоло. В начале XIX в. во Франции, Испании, Монголии и других странах стали появляться сведения о находках пещерной живописи. Пещеры с рисунками были найдены во всех частях света - Африке, Европе, Индии, Австралии.

Палеолитические произведения искусства можно разделить на три группы: 1)мелкие объекты (переносные), украшенные рисунком, гравировкой или резьбой, 2)скульптуры, изображающие фигуры зверей или животных, и 3) настенную живопись на пещерных или скалистых стенах. Вершиной художественного мастерства палеолитических художников служат прекрасные цветные изображения животных, которыми были украшены некоторые французские и испанские пещеры. К наиболее широко известным пещерам относятся, прежде всего, испанская Альтамира, французские пещеры Фон-де-Гом, Комбарелль, Ляско.

В сюжетах палеолитических рисунков и скульптур выступает их прямая связь с существованием людей - с охотой на животных - быков, лошадей и мамонтов. Мясом питались, из шкур делали одежду, из костей - орудия, из рогов - скульптуры. Приходилось и защищаться от хищников. → первая и главная тема искусства - тема зверя. Искусство было связано с потребностями людей, изображалось то, чего хотелось больше всего, например, мамонт - желанный объект охоты - часто встречается в наскальной живописи. Ч-к изображал охоту с опр-ми практическими целями - заворожить зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты. Особый интерес представляют изображения ран на теле животного. Иногда это ямки от копий, т.е. художник метал копье в рисунок, как в живую добычу. Много раз изображается кровь в виде полосок, вытекающая из ран, дротики в теле зверя.

Палеолитические охотники хорошо знали анатомию животных, изображали не только очертания животного, но и его внутренние органы, например, красным обозначали сердце.

Тема размножения возникала у палеолитического ч-ка, когда добыча иссякала и людям приходилось мигрировать в другое место. Сюжет самки и самца, преследующего ее, можно встретить во многих рисунках из разных пещер. Изображали и беременных особей, особенно интересно изображение маленькой лошадки - зародыша во чреве большой.

В некоторых росписях имеются символические изображения женского знака пола. Половая символика вытекает из идеи плодородия.

Изображение человека в искусстве палеолита относится к тому времени, когда ч-к стал выделять себя из природы. Интерес к зверю стал ослабевать и из-за хозяйственной деятельности человека, когда он переходил от охоты к скотоводству. Первыми изображениями ч-ка были женские статуэтки - "Венеры палеолита", это довольно реалистические изображения огромного живота и набухшей груди. Голова не имеет лица, оно гладкое. Такие фигурки символизировали плодородие женщины.

Помимо плодородного начала первобытные женские фигурки служили для привлечения зверей самцов, так как п/б люди верили в сексуальные связи между людьми и зверями.

Некоторые авторы считают, что сущ-ло разделение труда, мужчины охотились, женщины оставались дома у очага. Поэтому предполагают, что фигурки и рисунки, связанные с охотой, выполнены мужчинами, а фигурки женщин, которые часто находят у очага, сделаны женщинами-художницами.

Мужчине в искусстве палеолита принадлежит более скромная роль. Обычно это участники охоты.

Фантастические изображения людей со звериными головами - бизона, обезьян, волков или птиц, возможно представляют собой изображения людей в звериных масках, которые употребляли в ритуальных представлениях, признаки мужского пола указывают на обряд, связанный с культом плодородия.

Сходство фигурок из разных регионов говорит о сходстве стиля и эстетических представлений одного круга социальных традиций.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод культурной антропологии

К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История открытия и основные сюжеты палеолитического искусства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки формирования научной антропологии, основные этапы ее развития.
Как научная дисц-на. Возникла в англоязычной среде. Основы современной культурной антр-и заложены в эп. Великих геогр. Открытий. Направление иссл-я культуры примитивных обществ и народов. К сер.19

Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19

Общая характеристика диффузионизма как направления в КА.
ДИФФУЗИОНИЗМ как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение&q

Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо

Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф

Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры. Основной тезис или идея - замена изучения

Психоаналитический подход к изучению культур.
  В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы

Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол

Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр

Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает

Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир

Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов

Этнопсихологическое направление в американской этнографии. Э.Сепир, Р.Бенедикт, М.Мид, А,Кардинер.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛАв этно г р а ф и и, направление в этнографии США, господствовавшее в 30- 40-х гг. 20 в. Глава школы - психиатр А. Кардинер, последователи - этнографы Р. Линтон, Р. Бенедикт

Современные концепции культурантропологии.
Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предло

Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм

Антропогенез. Основные этапы процесса антропогенеза. Критерии человека.
Антропогенез — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке). ча

Моноцентрическая и полицентрическая гипотезы происхождения человека
Этапы эволюции чел.1.40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный . Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных . 2.2

Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в

Научные теории антропогенеза.
  Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны

Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
  РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены. Факторы расогенеза: естеств

Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов. Эпоха неолита: у

Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики

Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.
Эпоха Верхнего/ Позднего палеолита – конец формирования вида Homo Sapiens. Складываются все признаки соот-щие чел-ку (морфологические): прямохождение, сформировавшийся мозг с абстрактным мышлением,

Формы и основания обмена в архаичных об-ах. Дарение, потолач, рыночный обмен. (1)
  Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографи

Возникновение и основные этапы перехода к производящему хозяйству.
На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).

Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл

Исторические формы брака и семьи.
  Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн

Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,

Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →

Политическая организация архаичного общества и происхождение власти.
Ситуационное лидерство- лидер решал внутри род,межрод конфликты, нарушение табу. Вождество основано на принципе ранжирования – различия в

Ранние формы потестарной организации, причины ей усложнения и дифференциации.
На стадии ППО организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Вместе с тем, развитие … способствовало началу иерархизации органов коллективной власти. Появились и нов

Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв

Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому

Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.
Магия и ритуал. Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды;

Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
  В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение

Гипотезы происхождения искусства. Спор о природе искусства.
  Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью.

Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
  Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, к

Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
  Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.

Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии

Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.

Современная этническая картина мира.
  6. Этнические константы — бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческ

Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Этни

Специфика глобализации в культуре по сравнению с другими сферами общественной жизни.
Для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объективный характер, или проявления роста ку

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги