рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ранние формы потестарной организации, причины ей усложнения и дифференциации.

Ранние формы потестарной организации, причины ей усложнения и дифференциации. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии На Стадии Ппо Организация Власти В Большой Мере Сохраняла Начала Первобытного...

На стадии ППО организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Вместе с тем, развитие … способствовало началу иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. Новый институт – мужской дом. Решения принимались сообща; важным было единство мнений, Þ многое зависело от глав общины.

Начинает выстраиваться соподчинение органов коллективной власти путем представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а глав таких советов – в советах фратрий и племен. Каждый уровень этой патестарной организации обладал своей сферой компетенции.

У ирокезов на советах домохозяйств решались их внутренние вопросы, на советах рода – общеродовые вопросы, на советах племени – взаимоотношения родов или взаимоотношения с другими племенами. Совет племени утверждал родовых глав и мог смещать их даже вопреки желанию рода. Также совет племени улаживал межродовые конфликты, отправлял и принимал посольство, объявлял войну/ заключал мир и т.д. Совет племени выполнял и дипломатические функции, т.е. устанавливал межплеменные союзы. Совет племени собирался нечасто. А для решения повседневных задач в промежутках м/у собраниями назначали одного из родовых глав – главой верховным. Но всё равно его полномочия б/ ограничены. Главы всех уровней иерархии избирались из числа наиболее достойных. Важнейшими качествами руководителя считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организационные способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, воинское искусство и культовые знания. Там, где разделение властей не произошло, от главы требовались все эти качества.

ПРАВИЛА:

1. Лидер должен был принадлежать к старшей наиболее привилегированной группе.

2. Лидер должен был принадлежать к самой многочисленной родовой группе.

3. Преимущество приобретали группы первопоселенцев.

Начинает складываться тенденция закрепления главенства за определенными родами или входившими в них линиджами. Изменения на стадии ПРО привели к изменениям и в патестарной системе: институт главенства стал зависеть и от имущественных факторов.

Например, появ-ся такой вид лидера – «Big man»: мужчины, особо выделявшиеся богатством, щедростью, который выдвигался на первый план в условиях ПЭ-ки. Бигмена не выбирали, им становились благодаря высокому престижу от большого количества жен, детей, др. родственников. Бигменом м/б стать, приобретая известность.

На стадии ППО главенство, как правило, ещё не наследовалось. Лидер д/б добиваться признания, доказывать своё право быть лидером. Постепенно складываются некие предпосылки к наследованию главенства власти.

ППО – наследственный хар-р власти ещё не формируется, но предпосылки складываются. Сегментация усложнялась, усложнялись формы соц-ной жизни. Требования приспособления – легче тем, кто был «приближён» к тем, кто обладал властью.

¾ сын-й (?) крупных бигменов и ½ мелких - по этнографическим данным становясь наследственно.

ППО – переход к производящему хоз-ву, матрилокальные поселения→ больше исп-ся труд женщин и больше функций выполняла женщина. Патрилокальное устройство – кочевой/полукочевой образ жизни ранних скотоводов – приоритет мужчине.

Особенно это скл-сь в родовых общинах при матрилокальном поселении. Женщины определяли порядок работы и переход наследства к детям.

Ирокезы и гуроны: властители-женщины управляли урожаем, домами, а мужчины воспитывали племнников. Однако женщина д/б делить власть со своим старшим братом.

У Гуронов каждый род возглавлялся 4-мя женщинами и одним мужчиной. Совет племени – 4/5 женщины.

В большинстве племён главенство принадлежит мужчине, как в патрилокальных, так и в матрилокальных поселениях. В патрилокальных поселениях – лидерство принадлежит одному из сородичей или м/ перейти кому-то из пришедших.

На стадии ППО начинают делить семейные и внесемейные механизмы социализации, обеспечивающие соблюдение индивидами установленных порядков.

Реже приходилось применять власть вождю и совету к провинившемуся. Эту функцию выполняют родственники, семья. В условиях сегментации организации конфликты стали приобретать межгрупповой хар-р. С усилением сегментации орг-ции эти конфликты учащались на почве брачных поставок, трудового обмена, политического соперничества. Главенствовало групповое начало, но оно зависело от консолидарности, сплочённости внутри групп. Члены линиджа часто защищали своих, даже мстили другой группе в случае его смерти. Распространяется «кровная» родовая месть – любой из близких убитого может отомстить любому родственнику убийцы. Складывается порядок такой, когда виновная сторона м/ откупиться материальными ценностями – откуп – «композиция» - материальное возмещение за убийство или увечье взамен кровной мести.

Экономические процессы на ППО и экономическая консолидированность близких родственных групп по отношению к другим членам сегментации орг-ции привели к переосмыслению множества норм. Например, нарушение экономических норм внутри группы рассматривалось как более тяжёлое преступление, чем убийство.

 

39. Превращение потестарной организации в политическую. Ёе основные признаки и структура.

На стадии ППО организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Вместе с тем, развитие … способствовало началу иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. Новый институт – мужской дом. Решения принимались сообща; важным было единство мнений, Þ многое зависело от глав общины.

Начинает выстраиваться соподчинение органов коллективной власти путем представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а глав таких советов – в советах фратрий и племен. Каждый уровень этой патестарной организации обладал своей сферой компетенции.

У ирокезов на советах домохозяйств решались их внутренние вопросы, на советах рода – общеродовые вопросы, на советах племени – взаимоотношения родов или взаимоотношения с другими племенами. Совет племени утверждал родовых глав и мог смещать их даже вопреки желанию рода. Также совет племени улаживал межродовые конфликты, отправлял и принимал посольство, объявлял войну/ заключал мир и т.д. Совет племени выполнял и дипломатические функции, т.е. устанавливал межплеменные союзы. Совет племени собирался нечасто. А для решения повседневных задач в промежутках м/у собраниями назначали одного из родовых глав – главой верховным. Но всё равно его полномочия б/ ограничены. Главы всех уровней иерархии избирались из числа наиболее достойных. Важнейшими качествами руководителя считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организационные способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, воинское искусство и культовые знания. Там, где разделение властей не произошло, от главы требовались все эти качества.

ПРАВИЛА:

4. Лидер должен был принадлежать к старшей наиболее привилегированной группе.

5. Лидер должен был принадлежать к самой многочисленной родовой группе.

6. Преимущество приобретали группы первопоселенцев.

Начинает складываться тенденция закрепления главенства за определенными родами или входившими в них линиджами. Изменения на стадии ПРО привели к изменениям и в патестарной системе: институт главенства стал зависеть и от имущественных факторов.

Например, появ-ся такой вид лидера – «Big man»: мужчины, особо выделявшиеся богатством, щедростью, который выдвигался на первый план в условиях ПЭ-ки. Бигмена не выбирали, им становились благодаря высокому престижу от большого количества жен, детей, др. родственников. Бигменом м/б стать, приобретая известность.

На стадии ППО главенство, как правило, ещё не наследовалось. Лидер д/б добиваться признания, доказывать своё право быть лидером. Постепенно складываются некие предпосылки к наследованию главенства власти.

ППО – наследственный хар-р власти ещё не формируется, но предпосылки складываются. Сегментация усложнялась, усложнялись формы соц-ной жизни. Требования приспособления – легче тем, кто был «приближён» к тем, кто обладал властью.

¾ сын-й (?) крупных бигменов и ½ мелких - по этнографическим данным становясь наследственно.

ППО – переход к производящему хоз-ву, матрилокальные поселения→ больше исп-ся труд женщин и больше функций выполняла женщина. Патрилокальное устройство – кочевой/полукочевой образ жизни ранних скотоводов – приоритет мужчине.

Особенно это скл-сь в родовых общинах при матрилокальном поселении. Женщины определяли порядок работы и переход наследства к детям.

Ирокезы и гуроны: властители-женщины управляли урожаем, домами, а мужчины воспитывали племнников. Однако женщина д/б делить власть со своим старшим братом.

У Гуронов каждый род возглавлялся 4-мя женщинами и одним мужчиной. Совет племени – 4/5 женщины.

В большинстве племён главенство принадлежит мужчине, как в патрилокальных, так и в матрилокальных поселениях. В патрилокальных поселениях – лидерство принадлежит одному из сородичей или м/ перейти кому-то из пришедших.

На стадии ППО начинают делить семейные и внесемейные механизмы социализации, обеспечивающие соблюдение индивидами установленных порядков.

Реже приходилось применять власть вождю и совету к провинившемуся. Эту функцию выполняют родственники, семья. В условиях сегментации организации конфликты стали приобретать межгрупповой хар-р. С усилением сегментации орг-ции эти конфликты учащались на почве брачных поставок, трудового обмена, политического соперничества. Главенствовало групповое начало, но оно зависело от консолидарности, сплочённости внутри групп. Члены линиджа часто защищали своих, даже мстили другой группе в случае его смерти. Распространяется «кровная» родовая месть – любой из близких убитого может отомстить любому родственнику убийцы. Складывается порядок такой, когда виновная сторона м/ откупиться материальными ценностями – откуп – «композиция» - материальное возмещение за убийство или увечье взамен кровной мести.

Экономические процессы на ППО и экономическая консолидированность близких родственных групп по отношению к другим членам сегментации орг-ции привели к переосмыслению множества норм. Например, нарушение экономических норм внутри группы рассматривалось как более тяжёлое преступление, чем убийство.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод культурной антропологии

К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ранние формы потестарной организации, причины ей усложнения и дифференциации.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки формирования научной антропологии, основные этапы ее развития.
Как научная дисц-на. Возникла в англоязычной среде. Основы современной культурной антр-и заложены в эп. Великих геогр. Открытий. Направление иссл-я культуры примитивных обществ и народов. К сер.19

Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19

Общая характеристика диффузионизма как направления в КА.
ДИФФУЗИОНИЗМ как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение&q

Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо

Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф

Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры. Основной тезис или идея - замена изучения

Психоаналитический подход к изучению культур.
  В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы

Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол

Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр

Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает

Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир

Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов

Этнопсихологическое направление в американской этнографии. Э.Сепир, Р.Бенедикт, М.Мид, А,Кардинер.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛАв этно г р а ф и и, направление в этнографии США, господствовавшее в 30- 40-х гг. 20 в. Глава школы - психиатр А. Кардинер, последователи - этнографы Р. Линтон, Р. Бенедикт

Современные концепции культурантропологии.
Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предло

Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм

Антропогенез. Основные этапы процесса антропогенеза. Критерии человека.
Антропогенез — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке). ча

Моноцентрическая и полицентрическая гипотезы происхождения человека
Этапы эволюции чел.1.40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный . Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных . 2.2

Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в

Научные теории антропогенеза.
  Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны

Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
  РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены. Факторы расогенеза: естеств

Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов. Эпоха неолита: у

Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики

Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.
Эпоха Верхнего/ Позднего палеолита – конец формирования вида Homo Sapiens. Складываются все признаки соот-щие чел-ку (морфологические): прямохождение, сформировавшийся мозг с абстрактным мышлением,

Формы и основания обмена в архаичных об-ах. Дарение, потолач, рыночный обмен. (1)
  Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографи

Возникновение и основные этапы перехода к производящему хозяйству.
На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).

Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл

Исторические формы брака и семьи.
  Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн

Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,

Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →

Политическая организация архаичного общества и происхождение власти.
Ситуационное лидерство- лидер решал внутри род,межрод конфликты, нарушение табу. Вождество основано на принципе ранжирования – различия в

Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв

Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому

Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.
Магия и ритуал. Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды;

Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
  В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение

Гипотезы происхождения искусства. Спор о природе искусства.
  Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью.

Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
  Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, к

История открытия и основные сюжеты палеолитического искусства.
  Палеолитическое искусство - искусство позднего палеолита, основанное на анимизме и тотемизме, характерной чертой которого является стихийный реализм: - закрепляет коллективный жизне

Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
  Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.

Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии

Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.

Современная этническая картина мира.
  6. Этнические константы — бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческ

Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Этни

Специфика глобализации в культуре по сравнению с другими сферами общественной жизни.
Для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объективный характер, или проявления роста ку

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги