Гипотезы происхождения искусства. Спор о природе искусства.
Гипотезы происхождения искусства. Спор о природе искусства. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии
Общепринятого Объяснения Причин Возникновения Искусства Нет. ...
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учениипроисхождение искусства объясняется трудовой деятельностью.
Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения.
Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что п/б изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру.
Между физиологами павловской школы и психологами школы Рубинштейна существовали значительные расхождения во взглядах на природу искусства.
У физиологов павловской школы складывается представление об искусстве как о низшей деятельности, основанной на эмоциях. Действительно, эмоции являются продуктом подкорковых структур - лимбической системы и считаются как бы низшей формой психической деятельности. И.П.Павлов выделил у человека два основных типа нервной деятельности, в первом типе преобладает первая сигнальная система (чувственное восприятие), во втором типе - вторая сигнальная система (абстрактные восприятия). К первым Павлов относил художественные натуры, ко вторым - мыслителей.
Психолог Л.С.Рубинштейн и его последователи основывались на глубоких различиях между простыми физиологическими эмоциями, такими как страх, удовольствие, голод и прочие, и эмоциями-чувствами, которые опосредуются сознанием и обусловливаются социальной сущностью личности. Психологи оспаривали взгляд на искусство как на деятельность низшего порядка. При таком понимании эмоций исключается оценка искусства как архаического поведения, оно оценивается как одна из высших специфических особенностей психической деятельности человека, при которой воображение создает новые ситуации.
В спор физиологов и психологов вступили археологи и антропологи. По их данным, искусство возникает только у человека современного типа, на 2-2,5 млн лет позднее, чем появились первые орудия труда у гоминид . Согласно законам эволюции более сложные формы деятельности и поведения появляются позднее в филогенезе, чем более простые. Следовательно, с точки зрения антропологов, искусство является филогенетически новой и потому высшей формой деятельности человека. Высшая сущность человека - в синтезе эмоций и разума.
Вопрос о том, как возникло искусство и какова его роль в общей системе поведения, очень сложен и не нашел исчерпывающего объяснения. Перечислим несколько общеизвестных гипотез о роли и сущности искусства:
- искусство служит для привлечения полового партнера;
- искусство рассматривается как игра, забава, отдых, оно удовлетворяет потребность в развлечении и эмоциональной разрядке;
- цель искусства - удовлетворение эстетического чувства;
- искусство связано с повседневной производственной деятельностью.
Особняком стоит гипотеза антрополога Рогинского(1982) о том, что искусство связано с деятельностью организма, с аритмией мышления человека. В отличие от всех других предположений Рогинский пытается объяснить возникновение и сущность искусства из специфики функционирования организма. Большинство функций организма подчиняются строгому ритму - сокращение сердца, дыхательные движения, перистальтика кишечника, фрикции при половом акте, ходьба, чередование сна и бодрствования. Только деятельность мозга, мышление аритмично. Оно отвечает на непредвиденные отклонения, изменения в среде и решает в короткий срок новые задачи, поэтому интеллект не обладает ритмом, как большинство функций организма. Из-за ациклической деятельности мозга человек часто оказывается в экстремальной "срывной" ситуации, когда в поисках трудного решения задачи мыслью ломаетсяритм, автоматизм нашего организма. И тогда, по словам Рогинского, мы ищем ритм и гармонию в искусстве. В искусстве человек стремится, не прекращая работы сознания, вернуться в общий ритм своей природы, из которой заставляет его выходить собственная мысль. Рогинский различает "искусство-образ" и "искусство- ритм".
Искусство-образ возникает из стремления усилить новизну, яркость своего восприятия и препятствует возникновению автоматизма в психике. Искусство образа уводит нас от привычного машинального обладания вещами, сохраняет новизну в знакомых предметах. Особенно наглядно проявляется искусство-образ в изобразительной сфере.
Искусство-ритм создается при движениях и звуках - это музыка, танец, поэзия. Искусство ритма расслабляет, дает чувство гармонии и отдыха, "иллюзию найденного решения".
Искусство помогает нам преодолеть аритмию мышления и автоматизм деятельности, достигнуть эстетического удовольствия.
К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...
Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19
Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо
Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф
Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры.
Основной тезис или идея - замена изучения
Психоаналитический подход к изучению культур.
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы
Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол
Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр
Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает
Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир
Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов
Современные концепции культурантропологии.
Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предло
Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм
Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в
Научные теории антропогенеза.
Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны
Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены.
Факторы расогенеза: естеств
Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов.
Эпоха неолита: у
Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики
Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл
Исторические формы брака и семьи.
Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн
Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,
Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →
Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв
Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому
Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.
Магия и ритуал.
Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды;
Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение
Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, к
Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.
Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии
Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.
Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции.
Этни
Новости и инфо для студентов