Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.
Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции. - раздел Культура, Предмет и метод культурной антропологии
Эстетическое Переживание Произведения Искусства Требует Всего...
Эстетическое переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно вкл. в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всего человека. У п/б ч-ка зарождается эстетическое чувство как способность воспринимать и наслаждаться красотой, вообще зарождается и осмысляется принцип Красоты! у него возникает потр-ть затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта в процессе формообразующей жизнедеятельности, добывание пищи и улучшение условий своего существования как во всеобщей, так и частных формах жизнедеятельности. При этом возникает потребность и в художественном оформлении, украшении своей предметной среды, в ее гармонизации, создании произведений искусства. Но эст деятельность выступала в своих истоках не в чистом виде, а лишь как один из аспектов синкретичной, нерасчлененной духовно-практической деятельности, развившейся из предметно-практической, которая непосредственно обслуживала утилитарные цели древних людей.
Если исходить из концепции Рогинскогоо том, что искусство связано с деятельностью организма, с аритмией мышления человека. Большинство функций организма подчиняются строгому ритму. Только деятельность мозга, мышление аритмично. Оно отвечает на непредвиденные отклонения, изменения в среде и решает в короткий срок новые задачи, поэтому интеллект не обладает ритмом, как большинство функций организма. Из-за ациклической деятельности мозга человек часто оказывается в экстремальной "срывной" ситуации, когда в поисках трудного решения задачи мыслью ломаетсяритм, автоматизм нашего организма. И тогда, по словам Рогинского, мы ищем ритм и гармонию в искусстве. В искусстве человек стремится, не прекращая работы сознания, вернуться в общий ритм своей природы, из которой заставляет его выходить собственная мысль. Рогинский различает "искусство-образ" и "искусство- ритм".
Искусство-образ возникает из стремления усилить новизну, яркость своего восприятия и препятствует возникновению автоматизма в психике. Искусство образа уводит нас от привычного машинального обладания вещами, сохраняет новизну в знакомых предметах. Особенно наглядно проявляется искусство-образ в изобразительной сфере.
Искусство-ритм создается при движениях и звуках - это музыка, танец, поэзия. Искусство ритма расслабляет, дает чувство гармонии и отдыха, "иллюзию найденного решения".
Искусство помогает нам преодолеть аритмию мышления и автоматизм деятельности, достигнуть эстетического удовольствия.
Выясняются тем самым два следствия нарушения автоматизма. Когда он сломан, как бы искусственно, нашей аритмической мыслью, в особенности в т.н. срывной ситуации, т.е. при необходимых поисках: решения трудной задачи, тогда мы ищем гармонии и ритма. Когда же автоматизм нарушен естественно, т.е. нашим собственным воображением, создающим непроизвольно образ отсутствующего предмета, то мы сами стремимся еще дальше уйти от автоматизма и сделать образ желанного предмета еще более богатым и полным жизни.
В искусстве, таким образом, нерасторжимо связаны познание и эмоции. Искусство - это, прежде всего, наслаждение и эмоция. Именно искусство доставляет ощущение, что разрешились неразрешимые противоречия.
Своим искусством мы стремимся передать другим наши ощущения, восприятия и эмоции, и это возможно, потому что мы похожи друг на друга. Но одновременно и неповторимы. Только совмещение того и другого превращает эту деятельность в искусство. Т.о., иск-во освобождает нас и от тоски вечного повторения, т.е. удручающей полной нашей неотличимости от всех нам подобных, и от обратного - от страдания одиночества и отчуждения, порожденных полной неповторимостью. Оставаясь собой, мы дарим людям свою неповторимость.
Австрийский ученый И.Эйбл-Эйбесфельдт доказал, что многие из наших эстетических оценок являются видоспецифическими особенностями ч-го восприятия. В частности, он предложил теорию всеобщего детоподобного идеала красоты. Согласно ей, в процессе эволюции эстетические представления и предпочтения ч-ка все больше смещались в сторону всего того, что свойственно молодости. В соответствии с теорией Эйбл-Эйбесфельдта, эстетическое предпочтение при половом отборе должно было способствовать закреплению современных "прогрессивных" черт в ущерб архаическим, "примитивным".
Так, человек стал "творить самого себя", отбирая варианты, наиболее отвечающие его первичным эстетическим представлениям - с ослабленным рельефом, высоким и округлым черепом, небольшим лицом. Так происходил эстетический отбор.
Имеется в виду особая форма полового отбора, который начинает действовать в ч-ком сообществе с момента появления истинного ч-кого эстетического чувства, т.е. с начала верхнего палеолита, с момента возникновения древнейшего искусства, и который действует в ч-ком обществе.
С введением понятия об эстетическом отборе обретают конкретность многие рассуждения о влиянии социального на биологическое, о т.н. взаимоотношениях антропо- и социогенеза. Действительно, половой отбор, направленный по вектору принятых в человеческих сообществах эстетических предпочтений, - это яркий пример реального воздействия социальных факторов на биологические характеристики человека. Важнейшие эволюционные преобразования, ознаменовавшие переход к современному человеку, произошли не в морфологии, а в психике древних людей. Одно из этих преобразований - возникновение эстетического чувства - отмечено яркой вехой в истории ч-ва: памятниками верхнепалеолитического искусства. С его возникновением связано и появление механизма, который ускорил все биологические преобразования на завершающем этапе антропогенеза, - эстетического отбора. Благодаря ему за весьма краткий период население Земли обрело единый облик в рамках вида Homo sapiens sapiens. Все локальные географические варианты человека более позднего времени, каким бы своеобразием они ни отличались, укладываются в морфологические рамки этого вида. Палеолитическое искусство при этом выступает как индикатор, как своеобразный маркер возникновения нового мощного фактора человеческой эволюции.
Таким образом, человек предстает перед нами не только как объект эволюции, но и как субъект, формирующий самого себя через механизм эстетического отбора. Любые исследования эволюции современного человека и прогнозы относительно облика человека будущего будут несовершенными без учета именно этого типа отбора, который связан с эстетическими предпочтениями и представлениями современного человечества.
К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...
Основные методы исследования в антропологии
А. культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19
Социологическая школа в антропологии.
Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймо
Функционализм и структурализм в К.А
Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «ф
Биологическое направление в изучении культур
ПРИ РАССМОТРЕНИИ эволюционного направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры.
Основной тезис или идея - замена изучения
Психоаналитический подход к изучению культур.
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры бы
Культурно-историческая школа в антр. Боас.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - - направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико-методол. установок его представителей. К.-и.ш. сложилась на вол
Альфред Луис Кребер
Быть может, самым последовательным из учеников Боаса был Альфред Луис Кребер (1876-1960), Много лет посвятил он детальнейшему изучению индейских племен Калифорнии, где, как известно, наблюдалась кр
Александр Гольденвейзер
Гольденвейзер помимо своих непосредственных полевых исследований, главным образом среди северных ирокезов, получил особенно широкую известность своими теоретическими трудами, в которых он выступает
Роберт Лоуи
Роберт Лоуи отличался крайним скептицизмом в отношении различных широких историко-этнографических концепций (в особенности эволюционистских).Антиэволюционизм - господствующая черта его научного мир
Пол Радин
Пожалуй, наиболее рельефно выразились положительные, прогрессивные черты боасовской школы, так же как и ее скептические установки, в научных трудах Пола Радина. Большую часть своих полевых исследов
Современные концепции культурантропологии.
Лесли Уайта(1900-1975) – амер. антрополог и культуролог. Уайт занимался изучением антропологии, получил докторскую степень за диссертацию «Медицинские сообщества Юго-запада». В 1962 г. Уайту предло
Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.
В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изм
Проблема определения места прородины человечества.
Долгое время научные дискуссии о происхождении человека были уделом археологов и палеонтологов. На основании находок ископаемых остатков и их изучения был сделан вывод о том, что род Homo возник в
Научные теории антропогенеза.
Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны
Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.
РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/ питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены.
Факторы расогенеза: естеств
Этногенез, основные этапы и формы
ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/ H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов.
Эпоха неолита: у
Типы этногенетический процессов.
Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики
Родство и системы родства.
Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пл
Исторические формы брака и семьи.
Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (вн
Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там,
Возникновение языка и речи. Основные подходы и теории
Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет. Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию →
Становление государства. Признаки гос-ти.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти перв
Черты власти и структура органов власти родовой организации.
Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому
Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.
Магия и ритуал.
Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды;
Религия, магия, обряды. Переодические обряды и их значение.
В ранних формах верования в примитивном обществе существовало почитание любых материальных предметов. Это было почитание духа, пребывающего в нем. Это почитание определило отношение
Зачатки искусства у неандертальцев и кроманьонцев.
Помимо материальных достижений: неандертальцы (200-300 тыс. л.н.) научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, к
Этническое и национальное в культуре.
В.Г. Бабаков, В.М. Семенов, разводя понятия «этнос» и «нация», утверждают, что этнос включает в себя территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, в то время как в понятии
Этнические стереотипы и этнические образы.
Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое, представление о каком-либо соц-м объекте, кот-е хар-но для обыденного сознания и устойчиво держится в нём.
Этнические миграции.
Можно выделить пять основных видов пространственного движения населения: этническая, эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции.
Этни
Новости и инфо для студентов