рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса. - раздел Культура, Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Прежде, Чем Начать Изучать Процессы Становления Мировой И Отечественной Культ...

Прежде, чем начать изучать процессы становления мировой и отечественной культуры, вероятно, стоит «договориться о терминах». Что же, собственно представляет собой КУЛЬТУРА? Почему это понятие имеет огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности?Сегодня существует более 500 определений культуры. Но ни одно из них не может быть исчерпывающим – столь многогранно и многопланово это понятие.

Официально в гуманитарных науках считается, что термин «культура» возник от латинских слов«colo», «colere», что означало«возделывание», позднѐе–«воспитание, образование, развитие, почитание».В латинских источниках впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии «DeAgriCultura»Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) — самом раннем памятнике латинской прозы(ок. 160 г. до н. э.).Этот трактат был посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, нетолько возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Человек, приложивший руки и сердце к взращиваемым растениям, окультурил их – наполнил собственной энергией, а значит, создал то, чего не было дано природой.

Академик и заслуженный профессор Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, Данило Михайлович Велланский (1774—1847) в натурфилософском труде «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира», развивая дефиницию Катона, дал следующее определение: «Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия».

Русский философ, художник, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры, называл Культуру «почитанием Света», разложив лексему «Культура» на части: «Культ» и «Ур»: «Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь».

Философ, основоположник русской культурологии ХХ века Моисей Самойлович Каган рассматривает культуру как целостное явление, результат человеческой деятельности, которое расчленяется на три основных «слоя» - материальный, духовный и художественный. Неверно утверждать, что материальная культура является чисто и только материальным образованием, а духовная – чисто и только духовным. Продукты духовной культуры материализованы – иначе они просто не могли бы существовать, а в материальной культуре выражаются духовные цели, планы, модели. Дело, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение духовного и материального начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по своему содержанию и способу функционирования, а духовная духовна в этих же решающих отношениях. Но есть третий, особый слой культуры – это художественное творчество. В нем духовное и материальное не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства,а органически сливаются, взаимно отождествляются, порождая нечто третье, некое качественно своеобразное явление – духовно-материальную целостность, именуемую «художественностью». Художественное творчество, в отличие, например, от научного или идеологического, должно быть еще понято, интерпретировано зрителем, слушателем, исполнителем. Поэтому художественное творчество – это не простое материальной воплощение результатов работы мышления, но «мышление в материале», то есть в цветовых, пластических, звуковых отношениях. Поэтому явления художественной культуры невозможно перевести или перекодировать ни в какую другую знаковую систему. Произведение искусства музыкальное или живописное, поэтическое или архитектурное невозможно пересказать или переписать языком формул. И даже невозможно перевести на язык другого искусства. Оно неповторимо и самоценно.

Перед художественной культурой стоит задача переработки всей общественно важной информации – идеологической (политической, религиозной, нравственной, эстетической) и познавательной – в информацию художественную и задача включения в данный информационный поток как можно более широкого круга людей.

Художественная культура призвана передавать из поколения в поколение мастерство, традиции, творческий опыт человечества, а также обеспечить сохранение и трансляцию социальных и художественных ценностей.Историческая изменчивость общественной жизни, социальных отношений и социальных потребностей не ведет к уничтожению художественного наследия, но требует актуализации художественных ценностей, созданных в прошлые эпохи. С другой стороны, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни и в других областях культуры.

Именно изменчивость и развитие культуры обеспечивает становление цивилизации (от лат. civilis — гражданский, государственный) как в ее общечеловеческом масштабе, так и в масштабах локальных цивилизаций: отдельных стадий историко-культурного процесса, представляющих собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам жизненных циклов.

Но понятия «культура» и «цивилизация», будучи тесно связанные между собой, между тем несут в себе разные смыслы. Об этом очень точно заметил Н.К. Рерих: «До сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль».

А немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Европы» (1918) приходит к выводу, что «цивилизация» - это особая фаза развития культуры, которая знаменуется высоким уровнем научно-технического прогресса, но за свое материальное благополучие платит утратой духовных ценностей, что, в конечном итоге, приводит к умиранию самой цивилизации.

 

Истоки возникновения культуры.Предыстория художественной культуры совпадает по времени с переходом от животной жизнедеятельности к человеческой деятельности, от случайного использования подручных средств к целенаправленному изготовлению и применению орудий труда, от примитивных форм хозяйства к развитому охотничьему хозяйству.

Присваивающее хозяйство первобытного человека было ориентировано на охоту. Охота не только удовлетворяла потребность людей в пище, она играла важную роль в очеловечивании человека. Во-первых, коллективный характер охоты способствовал возникновению и укреплению чисто человеческих отношений, человеческого общения, возникновения речи. Во-вторых, охота стимулировала развитие ремесла. Изготовление и совершенствование орудий охоты обеспечивало относительный избыток продуктов питания и тем освобождало известную часть времени от производительного труда. В-третьих, удача на охоте, по убеждению первобытного человека, во многом зависела от умения «договориться» с тонким миром духов, чтобы они позволили «изъять» из природы живое существо для пропитания человека. Таким образом, насущная потребность человека в пище стимулировала формирование его духовного мира: религиозных культов (магические практики, анимистические верования), художественной культуры (ритуальные танцы с элементами театрализации, имитировавшими процесс охоты и сопровождавшимися звуками примитивных ударных и духовых музыкальных инструментов; наскальные и пещерные росписи со сценами охоты, скульптурные изображения животных и т.п.). Таким образом в сознании первобытного человека появлялась возможность все более широкого постижения пластического и цветового многообразия природных форм.

Так закладывались материальные предпосылки для возникновения первобытного искусства, а значит и художественной культуры.

К периоду перехода от нижнегок среднему каменному веку (эпоха мустье: от 120-110 тыс. до 75-70 тыс. лет назад) ученые относят первые следы духовной культуры неандертальцев.

Примерно 100 тысяч лет назад север Евразии занял огромный ледник. В это время происходит вымирание субтропических животных и растений, в холодных степях и в горных долинах умеренного пояса Евразии появляются мамонты, сибирские носороги и другие животные ледникового периода. Но древний человек сумел справиться с суровыми испытаниями природы: обладая разумом и членораздельной речью, он сплачивается в организованные общины. Всей общиной можно охотиться на крупного зверя. Удачная охота на крупного зверя – мамонта, пещерного носорога или медведя позволяла некоторое время не думать о пище. Свободное время можно было посвятить совершенствованию орудий охоты. Результатом стало накопление технического опыта в производстве каменных орудий труда. Совершенствуется мозг человека, у него появляется способность представлять форму необходимого орудия труда, что является одним из условий возникновения искусства.

Укрощение стихии огня позволило человеку справиться с холодом и дикими хищниками. Обработка пищи огнем сделала ее более легкоусвояемой: меньше сил организма тратилось на переработку пищи, человек становился более подвижным и выносливым.

Давно замечено учеными, что творческий потенциал человека возрастает в экстремальных ситуациях. Они нередко и становятся основой развития общества. А в райских уголках земли до сих пор остались племена, остановившиеся на первобытной стадии развития.

Имеющиеся на сегодня данные позволяют говорить о том, что заселение территории Алтая около 1,5 млн. лет назад. Подтверждением тому служат материалы исследований Алексея Павловича Окладникова на памятнике Улалинка,находящемся на территории г. Горно-Алтайска. Применение новых методов хронологии(термолюминисцентного, палеомагнитного) позволило датировать возраст стоянки от 690 тыс. до 1,5 млн. лет. Улалинская стоянка – это древнейшая в Евразии мастерская по изготовлению каменных орудий. Древние улалинцы изготавливали их из желтых кварцитовых галек и отщепов[1], поэтому и культура названа галечной. Набор предметов представлял собой ножи, скрёбла, режущие и рубящие орудия. Для получения заготовок использовалась огневая техника: накаливание камня на огне и резкое охлаждение (обливание водой). Использование для изготовления орудий желто-белого кварцита, распространенного в данном регионе, вместо общеупотребительного кремния, позволяло раскалывать камень на более ровные и тонкие пластины. Среди археологов этот прием получил название «апельсиновые дольки».Так возникает пластинчатый способ заготовки орудий – раскалывание камня на параллельные пластины для получения заготовок и последующей обработки.

Наряду с сохранившимися каменными орудиями древний человек использовал поделки из дерева и кости. В этот период уже древний человек создает жилища-укрытия, мастерские для обработки камня. На стоянках обнаружены следы использования огня.

Примерно 300 тыс. лет назад на Алтае, в долинах рек Урсула и Ануя, появились стоянки пещерного типа. Самыми известными считаются Денисова пещера, Усть-Канская, Страшная,Сибирячиха (пещера им. А.П.Окладникова). В этот период климат был достаточно тёплым и благоприятным. В лесах произрастало много пород деревьев.

Пещеры могли быть как высоко в горах, так и недалеко от их подножия. Важнейшее открытие человека – огонь – позволяло изгнать из пещеры зверя и занять его место. В своих палеолитических жилищах, как естественного, так и искусственного происхождения, человек оставил отдельные, часто весьма разрозненные декорации, в виде орудий труда или пещерной скульптуры или росписей.

На Алтае в 1960-80 гг. археологи вели наиболее крупные исследования в палеолитических пещерах. Из-за того, что эти древние жилища человека были труднодоступны, в них сохранились в неприкосновенности многочисленные культурные слои (от 3 до 22), где были найдены костяные и каменные изделия. Помимо орудий труда собрана обширная коллекция костей древних животных: мамонта, шерстистого носорога, бизона, пещерной гиены и др.

В результате некоторого похолодания, начавшегося около 110 тыс. лет тому назад и продлившегося до 10 тысячелетия до н.э., образовались мощные ледяные покровы, занимающие огромные пространства северных и средних широт. Существовало три центра оледенения: в Скандинавии, Западной Сибири, Северо-востоке Азии и Северной Америки[2].

Климат ледниковой эпохи был влажен, лето прохладным, зима сравнительно тёплой. В приледниковой зоне преобладали тундровые и лесотундровые ландшафты. Травы и кустарники служили кормом для мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей.Значение ледниковых климатических условий в становлении человека очень велико. Суровые условия научили человека изготавливать одежду, усовершенствовать способы добычи огня, создавать различные типы жилищ и осваивать новые территории в поисках охотничьей добычи и более благоприятных условий жизни.

Поздний палеолит ознаменовался формированиемчеловека современного физического типа (35 000 — 8000 до н. э.). В этот период обозначаются первые различия между представителями рас — европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы).

Основой общинного уклада в этот период был матриархат: женщины управляли всей жизнью рода, по линии которых велся счет родства, их труд играл главную роль в хозяйстве. Именно женские, материнские, качества: терпимость, стремление к сохранению порядка, забота обо всех членах рода – способствовали сохранению и процветанию общины в суровых условиях ледникового периода.

Человек на евразийском континенте, в его умеренной зоне, успешно адаптировался к окружающей природе, значительно усовершенствовалась техника обработки камня. В этот период преобладает параллельный пластинчатый способ заготовки орудий. Значительно расширился перечень костяных предметов. Из кости изготавливали тонкие иглы, рыболовные крючки, из оленьего рога можно было изготовить кирку, ребро мамонта при обработке могло превратиться в лопату. Из крупных костей делали дротики и гарпуны с зазубринами.

На основе тысячелетнего опыта присваивающего хозяйства человек накопил бесценные сведения по использованию растительного и животного мира. Ягоды, грибы, орехи, коренья, почки, листья, кора широко применяли в пищу и в лечебных целях. Основные способы заготовки - квашение, вяление, сушение. Люди ясно представляли пути сезонных миграций животных, время появления их потомства, периоды миграции водоплавающих птиц, нерестовые периоды рыб, изготавливали искусные силки, петли, приманки.

Особое внимание заслуживает устройство жилища. В центре располагался очаг на земляном полу, обложенный плитами, или в яме. Пищу готовили на костре, на вертеле. Около стен располагались лежанки с подстилкой из прутьев, камыша, шкур. Посуда изготавливалась из коры, прутьев, цельных кусков дерева – это разной формы плетёные корзины, сумки, долблёные чаши, сита.

Важнейшим занятием было изготовление одежды. Каменными скребками со шкур соскребали верхний слой, затем квасили, дубили, коптили над очагом. Шкуры резали по размеру, прокалывали шилом и сшивали сухожилиями.

В конце древнекаменного века сложилось искусство. Оно представлено пещерной живописью, изготовлением человеческих фигурок из кости. В сознании человека формируется мифологическая картина мира, отражающая его впечатления от взаимодействия с окружающим миром.

Около 10 тыс. лет назад вновь начинается потепление. Этот период ученые называют «мезолит» – переходный период от древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту). Он длится с 10 по 6 тысячелетие лет до н.э.. В этот период значительно изменяются ландшафты, исчезают крупные животные мамонтовой фауны. Начинается эпоха голоцена[3], длящаяся и по сей день. Причину резкого потепления климата большинство исследователей связывают со столкновением Земли с каким-то небесным телом, в результате чего поднялась среднегодовая температура, началось постепенное таяние ледников. Ледник медленно отступал на север, оставляя после себя множество озёр, болот. Поднялся уровень мирового океана. От природной среды прошлого осталась только вечная мерзлота в северных широтах Земли. В озёрах в изобилии появилась рыба, водоплавающая птица.

9 тыс. лет назад сформировался климат современного вида. Перед человеком открылись новые пространства, ранее занимаемые ледниками. Важным объектом охоты становится птица, прежде всего водоплавающая (гуси, утки). Рыба окончательно становится важнейшей частью рациона мезолитического человека. В этих новых условиях исторически необходимым стало изобретение новых орудий индивидуальной охоты. Важнейшим изобретением в мезолите стали лук и стрелы. Значительное увеличение водоёмов изменило специализацию мезолитических охотников и направило на совершенствование рыболовных приёмов. Появляются гарпуны на костяной основе, применяемые как для ловли крупной рыбы, так и для охоты на морского зверя на севере (тюленя и котика). Появляются рыболовные крючки и сети. Важным транспортом становится лодка, выдолбленная из бревна.Эти предметы за всю историю использования значительно совершенствовались и применялись до эпохи пороховых ружей.Европейские охотничьи мезолитические культуры современны пастушеским и земледельческим цивилизациям Малой Азии и Сахары.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им И И Ползунова... Кафедра культуры и коммуникативных технологий... И А Жерносенко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Синкретизм первобытной культуры.
Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность про

Результаты неолитической революции.
Важнейшим рубежом первобытнойистории явился радикальный производственный переворот, получивший название «неолитическая революция» и приведший к переходу от присваивающих форм хозяйствования (охота,

Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.
С возникновением крупных территориальных объединений при достаточно благоприятных внешних и внутренних условиях складывались более или менее централизованные первые древние цивилизации со своими ин

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.
Наиболее важная особенность художественного сознания древних земледельцев–это его неотделенность от сознания религиозного и от сознания “производственного” (технологического)

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа
  Принципиально отличались от земледельцев кочевые общества Евразии. Они гораздо дольше оставались на первобытнообщинной стадии, т.к. однажды выработанный уклад ведения скотоводческог

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.
  Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для народных с

ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – 2 часа
  Период Средневековья, началсяпо всей Евразии поистине тектоническим сдвигом Великого переселения народов, довершив процесс распада Римской империи и создав предпосылки для возникнов

ЛЕКЦИЯ6. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – 2 часа
  Что такое Ренессанс? В переводе с французского «Renaissance»означает «Возрождение». И большинство воспринимает этот термин как переход западноевропейского искусства к гуманистически

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРА РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА – 2 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы в XVII - XVIII вв.Кризис общественной системы феодализма, утверждение капи­талистических отношений в производстве,

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.
Особенности развития европейских стран непосредственно сказывались на их художественной культуре в XVII в.: во Франции господствующим направлени­ем сталклассицизм, во Фландр

ЛЕКЦИЯ 8. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – 3 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы и РоссииXIX – ХХ вв.В основе функционирования и прогресса капитализма лежит конфликт между универсальными тенденци

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите истоки и причины внутренней противоречивости культуры XIX века. 2. Какие проявления имели в романтическом искусстве две сложившиеся в XIX веке мировоззренческие позиции?

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н.А.Чистякова, Т. Ю.Бородай и др. – М.: Наука, 1988.—336 с. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы
11. 15735 – Искусство ХХ века. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (библиотека АлтГТУ) 12. 15736 – Искусство русского Авангарда. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (би

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги