рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций. - раздел Культура, Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Наиболее Важная Особенность Художественного Сознания Древних Земледельцев–Это...

Наиболее важная особенность художественного сознания древних земледельцев–это его неотделенность от сознания религиозного и от сознания “производственного” (технологического). Так, например, в архитектурном памятнике, или любом памятнике изобразительного искусства, художественный смысл изначально был неотделим от его утилитарного назначения и от того магического (или религиозного) значения, какое ему придавалось. Мы не знаем ни одного памятника древневосточного искусства, который был бы создан только для того, чтобы продемонстрировать мастерство ваятеля, живописца и т.д., памятника, в котором художественное совершенство исполнения было бы важнее его практического назначения, т.е. оказало бы сколько-нибудь существенное воздействие на его утилитарные качества.

Другая общая особенность памятников древневосточного искусства - отчетливое преобладание в них информативного начала. Причем, эта информативность неразрывно связан с утилитарностью памятников искусства земледельческих цивилизаций. Любое изобразительно искусство (архитектура, скульптура, живопись) обладает изначально способностью сохранять и передавать информацию, независимо от того, в расчете на разум или чувства эти сведения передаются. Наиболее полно это качество проявлялось в предписьменный период, когда рисуночное письмо (пиктограммы, иероглифы) и становится главным способом передачи информации.

Третья важная особенность древневосточного искусства - его иерархичность, проявляющаяся в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимают изображенный ранг божества или правителя и его функции. Достигается наиболее простыми способами: тщательным изображением соответствующих регалий царя, который при этом всегда изображается крупнее других персонажей, ему отводится главное место в композиции (например, в верхнем ярусе). Правитель нередко изображается одного размера с богом, что подчеркивает его божественное происхождение.

Со становлением города-государства возникла необходимость в монументальных общественных сооружениях. Классовое разделение общества порождало престижное ранжирование облика жилища, ремесленных изделий, критерием для которых служили по большей части объем и качество их художественной проработки. В результате на базе специализированных ремесел стали складываться самостоятельные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись). Таким же образом сложилосьювелирное дело на базе профессионального кузнечного ремесла.

Аналогичен процесс возникновения литературы. Одним из первых прямых следствий неолитической революции явилось возникновение письменности. Она первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, прежде всего учету зерна и других потребительских благ, накапливавшихся в храмовых хранилищах. Так, примерно 99% собрания древних глиняных табличек состоят именно из хозяйственных записей. Однако в дальнейшем использование письменности становилось все более универсальным, распространяясь на политическую, административную и религиозную деятельность. Расширение сферы применения письменности привело к образованию особого профессионального сословия - писцов и специального института по их подготовке - школы. Именно в этой среде появляются первые профессиональные литераторы, которые поначалу просто фиксировали и систематизировали мифологические предания и религиозные гимны. Так изменялась форма существования мифа, который переходил из устной традиции в письменную, знаменуя тем самым зарождениеэпической поэзии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Как изменила первобытную культуру «неолитическая революция»?

2. Выделите основные элементы присваивающего и производящего хозяйства, которыми человек пользуется и сегодня?

3. Какая взаимная связь существует между изменениями общественной жизни, развитием ремесел и появлением художественного творчества?

4. Какова роль личности в культуре, выросшей на основе земледельческой общины?

5. К чему привела сакрализация государственной власти?

6. Какая из характеристик является главным типологическим признаком земледельческой культуры?

7. Поясните основные качества художественной культурыземледельческого (древневосточного) типа: утилитарность, информативность, иерархичность.

8. Продемонстрируйте эти качества на примере трех любых памятников культуры Древнего Египта (Междуречья, Древнего Китая, Древней Индии – на выбор).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им И И Ползунова... Кафедра культуры и коммуникативных технологий... И А Жерносенко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.
Прежде, чем начать изучать процессы становления мировой и отечественной культуры, вероятно, стоит «договориться о терминах». Что же, собственно представляет собой КУЛЬТУРА? Почему это понятие имеет

Синкретизм первобытной культуры.
Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность про

Результаты неолитической революции.
Важнейшим рубежом первобытнойистории явился радикальный производственный переворот, получивший название «неолитическая революция» и приведший к переходу от присваивающих форм хозяйствования (охота,

Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.
С возникновением крупных территориальных объединений при достаточно благоприятных внешних и внутренних условиях складывались более или менее централизованные первые древние цивилизации со своими ин

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа
  Принципиально отличались от земледельцев кочевые общества Евразии. Они гораздо дольше оставались на первобытнообщинной стадии, т.к. однажды выработанный уклад ведения скотоводческог

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.
  Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для народных с

ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – 2 часа
  Период Средневековья, началсяпо всей Евразии поистине тектоническим сдвигом Великого переселения народов, довершив процесс распада Римской империи и создав предпосылки для возникнов

ЛЕКЦИЯ6. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – 2 часа
  Что такое Ренессанс? В переводе с французского «Renaissance»означает «Возрождение». И большинство воспринимает этот термин как переход западноевропейского искусства к гуманистически

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРА РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА – 2 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы в XVII - XVIII вв.Кризис общественной системы феодализма, утверждение капи­талистических отношений в производстве,

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.
Особенности развития европейских стран непосредственно сказывались на их художественной культуре в XVII в.: во Франции господствующим направлени­ем сталклассицизм, во Фландр

ЛЕКЦИЯ 8. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – 3 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы и РоссииXIX – ХХ вв.В основе функционирования и прогресса капитализма лежит конфликт между универсальными тенденци

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите истоки и причины внутренней противоречивости культуры XIX века. 2. Какие проявления имели в романтическом искусстве две сложившиеся в XIX веке мировоззренческие позиции?

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н.А.Чистякова, Т. Ю.Бородай и др. – М.: Наука, 1988.—336 с. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы
11. 15735 – Искусство ХХ века. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (библиотека АлтГТУ) 12. 15736 – Искусство русского Авангарда. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (би

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги