рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв. - раздел Культура, Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Особенности Развития Европейских Стран Непосредственно Сказывались На Их Худо...

Особенности развития европейских стран непосредственно сказывались на их художественной культуре в XVII в.: во Франции господствующим направлени­ем сталклассицизм, во Фландрии - барокко, а в Гол­ландии–реализм. Доминирующими видами в искусстве Голландии сталаживопись, во Франции – сценическое искус­ство, в Испании –литература. Если в XVIIIв. Англия обогатила общеевропейскую художественную культуру воспитательным романом, а Германия - движением «Штурм ундДранг» («Буря и натиск»), то Франция стала родиной распространившего­ся по всей Европе рококо.Весьма своеобразно развивалась в разных странах эстетическая мысль, неодинаково складывались ее взаимоотношения с художественной практикой, с критикой, с философской теорией. Но и в пределах одной страны художествен­ные потребности и вкусы, метод и стиль творчества оказывались весьма различными - Буало резко противопоставлял эстетические позиции “двора и “города”, т. е. аристократии и буржуазии; еще значительнее были расхождения художест­венной культуры города и деревни.

И все же мы вправе наметить общую типологическую характе­ристику художественной культуры XVII - XVIII вв., ибо суть происходившего состояла именно в распаде той относительной целостности и однород­ности, какие сложились в художес­твенной культуре Возрождения, и в поляризации различных идейно-эс­тетических устремлений эпохи.

На смену ренессансной модели мира пришла маньеристическая по своему выражению, а затем барочная картина динами­ческого, неустойчивого, меняющего­ся на глазах мира, в котором царят дисгармония, борьба, непостоянст­во, текучесть, рождение и смерть, непрерывные метаморфозы.

Хотя классицизм предпринимал героические усилия, чтобы сохранить ренессансный образ гармоничного мира, а рококо демон­стративно отворачивалось от тревожной, опасной, враждебной ре­альности, конструируя элитарный мирок искусственной и поверхностной, эпикурейской гармонии, само существование этих стилей предполагало дисгармоничность реально­го бытия, подлежавшую преодолению или забвению.

Эстетической доминантой нового мироощущения стал драматизм. Он был, конечно, отражением социальных конфликтов: острейшей борьбы нового со старым в обществе, ломки вековых устоев, революций, формирования непонятных, возбуждающих и на­дежду, и отвращение, социальных отношений; но отсюда драмати­ческое восприятие жизни распространилось и на природу, и на внутренний мир личности, определяя художественный строй живо­писи Рембрандта, архитектуры Бернини, музыки Баха, поэтики Сервантеса.Драматизм мог достигать в искусстве трагедийной остроты, мог разрешаться комедийно, мог пребывать между этими полюсами в обосновывавшейся Дидро "серьезной комедии" или "бы­товой трагедии", мог содержаться в тексте или подтексте про­изведения, мог утверждаться как закон бытия или опровергать­ся оптимистическим "снятием" коллизий, но во всех случаях он являлся исходным пунктом, отправной точкой нового художественного миросозерцания.

Столь же существенные изменения претерпевает в художествен­ном сознании эпохи и образ человека. В XVII - XVIII вв., заключает С.В.Тураев, "был утрачен идеал "универ­сального человека". Расщепление целостного образа Человека характеризует искусство всей послеренессансной эпохи, начиная с барокко и классицизма до разных художественных направлений XVIII в.. Глубина психологического анализа, достигнутая в XVII в. Шекспиром и Расином, Рембрандтом и Веласкесом, Бахом и Моцар­том, служила именно тому, чтобы раскрыть внутренний драматизм духовной жизни лично­сти.

И лишь немногие художники поднимались до идеи человеческой полноты и целостности - таков глубинный смысл творчества Шек­спира, Рембрандта, Моцарта, Гете, и именно такой идеал обосно­вал теоретически Шиллер с позиций философии Канта. Тем самым рассматриваемый нами период завершался возвращени­ем к ренессансной идее челове­ческой целостности, обогащенной, однако, развивавшимся на протяже­нии двух столетий анализом слож­ности и противоречивости внут­реннего мира личности.

Порожденное крушением ренессансных иллюзий рассогласование реальности и идеала, сущего и должного, природы и красоты не могло не привести к поляризации двух позиции:

1) стремления конструировать в искусстве то или иное представление о вымышленном идеальном, возвышенном и прекрасном мире, невзирая на меру его несовпадения с миром реальным;

2) стремления воссоздать этот последний во всей его эмпирически данной восприятию художника под­линности, невзирая на наличие или отсутствие в нем эс­тетической привлекательности и нравственных достоинств.

 

Изменившееся положение театра в системе искусств и новое место драматургии в системе литературных родов влекли за собой серьезные структурные преобразования во всех окружающих театр областях художественного творчества. Яснее всего это проявилось в развитии музыки. На рубеже XVII и XVIII вв. в ее истории "совершился громадный перелом" - "с этого времени судьба всей профессиональной музыки Западной Европы на протяжении по крайней мере двух последующих столетий оказалась решающим образом связанной с театром”. Связи эти были прямыми и косвенными. Прямые выразились в рождении музыкального театра (Монтеверди, Скарлатти, Перголези, Люлли,Рамо, Гретри, Перселл, Гендель, Моцарт, Глюк), развивавшегося и в "высоком" жанре оперы seria (серьезной) и в "низком" жанре комической оперы, оперы буффа; под косвенным мы имеем в виду проникновение драматических конфликтов в содержание инструментальной (сонатно-симфонический цикл) и вокально-инструментальной музыки.

Не менее показательно, что параллельно с оперой в художественной культуре ХVII - XVIII вв. формировался и балет - еще один плод подчинения театром смежного вида искусства.

Влияние драматического искусства сказалось и на живописи XVII – XVIIIвв. Взаимоотношение этих искусств радикально изменилось по сравнению с эпохой Возрождения. В ренессансной живописи изображаемое действие, даже в самых драматических сюжетах, было самодостаточным для выражения художественной идеи, в живописи же XVII - XVIII столетий выбор момента действий предполагал чаще всего реконструкцию зрителем предшествующего состояния и прогнозирование развязки.

Если глядящему, например, на "Венеру Джорджоне зрителю не нуж­но представлять себе, что предшествовало этому ее состоянию и что за этим последует, и если тициановская "Даная” не требует от воображения зрителя выхода за пределы осмысления изображенного момента, то "Даная" Рембрандта ставит перед нами серию загадок именно такого рода (отсюда сомнение: а Даная ли она вообще?). Аналогично различие между "Блудным сыном" Рембрандта игравюрой Дюрера на ту же тему.

Ге­донистическая установка рококо, при­водившая к утрате сколько-нибудь значительного гражданского, нрав­ственного, религиозного содержания и к игровой концепции художественной формы, делала орнамент идеальным выражением этих эстетических устремлений.

Диаметрально противоположным оказывалось положение вещей в ре­алистическом искусстве - его художественные установки вели к выдвижению на первый план литературы, конкретнее - ее эпического рода, еще точнее - жанра романа. Для реализма в буржуазно-демократическом искусстве XVII - XVIII вв. наиболее представительным был поэтому именно роман в различных его модификациях.

В изобразительном искусстве реалистической ориентации влияние повествовательной литературы спорит с влиянием театра: так, живопись Луи Ленена, Шардена, Веласкеса, многих "малых голландцев" строится по принципу образного исследования социальной обусловленности человеческого характера, быта, окружающих его вещей и даже ландшафта, в котором протекает его повседневная жизнь; так формируется жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет, пейзаж и натюрморт - с центром тяжес­ти в социальной характеристике изобра­жаемых характеров людей, "характеров" вещей, "характеров" ландшафтов, а не в драматургических коллизиях и фабульных хитросплетениях.

Утрата целостного восприятия мира и места человека в мире, которую принес с собой ХVIIвек, имела первым морфологическим следствием резкое размежевание жанров.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Какой образ человека сформировали усилившиеся кризисные тенденции европейской культуры XVII - XVIII веков?

2. Какие специфические проблемы современной мировой культуры были порождены изменением места и характера научных исследований в XVII - XVIII веках?

3. Перечислите обстоятельства, изменившие положение искусства и художника в культуреXVII – XVIII веков. Каково оно сегодня?

4. Какие виды искусства и жанры испытывали наибольшие сложности в ситуации свободного творчества? Почему?

5. Какова роль выставки в культуре Нового и Новейшего времени?

6. Какие задачи решались в процессе создания и развития художественной критики? Оцените с этих позиций культуру современной России?

7. Перечислите важнейшие характеристики картины мира и культурные доминанты в художественной культуре XVII и XVIII веков.

8. Из каких составляющих формируется в культуре XVII - XVIII века образ человека?

9. Какие тенденции культуры XVII - XVIII веков послужили основой для формирования идеализма и реализма в искусстве?

10. Покажите проявление театральности в различных видах искусства XVII - XVIII веков.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им И И Ползунова... Кафедра культуры и коммуникативных технологий... И А Жерносенко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.
Прежде, чем начать изучать процессы становления мировой и отечественной культуры, вероятно, стоит «договориться о терминах». Что же, собственно представляет собой КУЛЬТУРА? Почему это понятие имеет

Синкретизм первобытной культуры.
Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность про

Результаты неолитической революции.
Важнейшим рубежом первобытнойистории явился радикальный производственный переворот, получивший название «неолитическая революция» и приведший к переходу от присваивающих форм хозяйствования (охота,

Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.
С возникновением крупных территориальных объединений при достаточно благоприятных внешних и внутренних условиях складывались более или менее централизованные первые древние цивилизации со своими ин

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.
Наиболее важная особенность художественного сознания древних земледельцев–это его неотделенность от сознания религиозного и от сознания “производственного” (технологического)

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа
  Принципиально отличались от земледельцев кочевые общества Евразии. Они гораздо дольше оставались на первобытнообщинной стадии, т.к. однажды выработанный уклад ведения скотоводческог

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.
  Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для народных с

ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – 2 часа
  Период Средневековья, началсяпо всей Евразии поистине тектоническим сдвигом Великого переселения народов, довершив процесс распада Римской империи и создав предпосылки для возникнов

ЛЕКЦИЯ6. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – 2 часа
  Что такое Ренессанс? В переводе с французского «Renaissance»означает «Возрождение». И большинство воспринимает этот термин как переход западноевропейского искусства к гуманистически

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРА РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА – 2 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы в XVII - XVIII вв.Кризис общественной системы феодализма, утверждение капи­талистических отношений в производстве,

ЛЕКЦИЯ 8. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – 3 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы и РоссииXIX – ХХ вв.В основе функционирования и прогресса капитализма лежит конфликт между универсальными тенденци

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите истоки и причины внутренней противоречивости культуры XIX века. 2. Какие проявления имели в романтическом искусстве две сложившиеся в XIX веке мировоззренческие позиции?

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н.А.Чистякова, Т. Ю.Бородай и др. – М.: Наука, 1988.—336 с. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы
11. 15735 – Искусство ХХ века. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (библиотека АлтГТУ) 12. 15736 – Искусство русского Авангарда. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (би

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги