рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Синкретизм первобытной культуры.

Синкретизм первобытной культуры. - раздел Культура, Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Художественная Культура Первобытного (Доклассового) Общества Характеризуется ...

Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность проявляется на всех уровнях бытия и сознания. В этот период художественная деятельность и ее плоды вместе со всем духовным производством были “непосредственно вплетены” в материальное производство. Обычные хозяйственные предметы и повседневные действия имелидополнительное, сопутствующеемагическое и художественное значение. Содержание этих дополнительных смыслов порождаломифологическое сознание древнего человека, ибо всякая духовная жизнь первобытного общества определялась мифологической моделью мира.

Синкретизм сознания, обусловленный синкретизмом деятельности, порождает же синкретическую ментальную структуру - миф. Миф – это система рациональных знаний об окружающем мире, отраженная в сознании человека средствами, соответствующими той стадии развития общества, в которую он возникает. Или, как определяют культурологи, Миф отражается в формах, изоморфныхбытию, на ранних этапах социокультурного развития в конкретно-чувственных образах, а в период Нового времени обогащенных абстрактно-рациональными знаковыми системами.

В итоге вся культура во все времена являетсяспособом опредмечиваниямифов.Первобытное искусство, возникавшее именно как средство опредмечивания мифов, превращало эти знания во всеобщее достояние, транслируемое изпоколение в поколение как система мировоззрения.

Уже на ранних этапах развития первобытного общества в изображении зверя и человека появляются первые черты двух стилей первобытного искусства: жизнеподобного и условного. Первоначально изображение зверя, как наиболее близкого человеку объекта окружающего мира, тяготело к натуральности, изображение же человека, члена родовой общины - к условности. По-видимому, здесь зарождалось разделениеизобразительности и выразительности: зверя надо изобразить, человека - выразить.

Выделение человека из мира природы, осознание им окружающей среды и себя самого в ней привели к формированию мифологического сознания – особого способа познания окружающего мира, основанного на духовной общности человека и природы и умении человека активно взаимодействовать с природными силами и стихиями.

Именно в это время формируются все известные виды художественного творчества. Человек начинает заниматься художественным творчеством не для украшения своего быта. Искусство становится жизненно необходимым человеку: при помощи ритуальных танцев и песнопений человек взаимодействует с миром природных стихий и духов; нанесение орнамента на предметы быта и одежды, а также в виде татуировок на тело человека выполняет функцию охраны, оберега, а также шифрует важную информацию, заменяя не созданную еще письменность.

Таким образом, искусство играет роль накопителя знаний человечества, обладает способностью передавать накопленный опыт из поколения в поколение, содержит в себе функции оберега и служит посредником между миром людей и окружающим их загадочным, нередко враждебным миром Природы, Космоса, непостижимых Сил, управляющих этим Миром.

Первобытное искусство дает нам возможность выйти на анализ ритуала, который имел в первобытном обществе, чрезвычайно большое социокультурное значение. Охотничья пляска развивалась от простой имитации охоты к ее символическому выражению с магической функцией. Она превращалась в сложное синкретическое образование, где текст, жест, звуковое оформление, изобразительные средства создавали мистериальную модель взаимоотношений: человек - мир, человек - социальный коллектив.

Первобытное общество уделяло особое внимание родовой памяти, и художественная культура выполнила здесь важную роль. Постоянное воспроизведение исходного текста, с одной стороны, освящало сам текст, превращая его в символ или даже в архетип, а с другой - предъявляло особые требования к средствам этого воспроизведения, формируя прочную художественную традицию.

В таких условиях идеальным способом вторичноговоспроизводства образов являлось так называемое «исполнительское искусство», наиболее полно выражавшееся в коллективной деятельности. Наличие у всего коллектива общей, идентичной памяти делало крайне трудным возникновение внутри данного типа художественной культуры каких-либо новых форм.

Тип художественного сознания не является врожденным и не наследуется генетический, поэтому возникала необходимость в трансляции культуры от поколения к поколению и обучение каждого нового члена родо-племенного коллектива. Это обучение осуществлялось, прежде всего, в обряде, именно в нем общество вырабатывало те механизмы, которые затем становились средствами социализации индивидуума. Таким образом, первобытное искусство являлось важным социально – воспитательным механизмом древнего общества.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Разъясните особенности понятий «культура» и «цивилизация».

2. В чем состоит принципиальное отличие художественного творчества от духовной и материальной деятельности человека?

3. Как вы понимаете определение «культурный человек»?

4. Что такое синкретизм и где он проявляется?

5. Что такое миф? Раскройте суть явления.

6. Приведите примеры произведений искусства более поздних эпох, которые имеют целью:

а) изобразить что-либо или кого-либо

б) выразить мысль, идею, чувства и т.п.

7. Каким качеством обладает искусство, если его основные виды родились в магическом ритуале?

8. Выделите общие черты ранних форм функционирования культуры и фольклорного периода развития национальных культур; на примере русской фольклорной традиции?

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им И И Ползунова... Кафедра культуры и коммуникативных технологий... И А Жерносенко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Синкретизм первобытной культуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.
Прежде, чем начать изучать процессы становления мировой и отечественной культуры, вероятно, стоит «договориться о терминах». Что же, собственно представляет собой КУЛЬТУРА? Почему это понятие имеет

Результаты неолитической революции.
Важнейшим рубежом первобытнойистории явился радикальный производственный переворот, получивший название «неолитическая революция» и приведший к переходу от присваивающих форм хозяйствования (охота,

Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.
С возникновением крупных территориальных объединений при достаточно благоприятных внешних и внутренних условиях складывались более или менее централизованные первые древние цивилизации со своими ин

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.
Наиболее важная особенность художественного сознания древних земледельцев–это его неотделенность от сознания религиозного и от сознания “производственного” (технологического)

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа
  Принципиально отличались от земледельцев кочевые общества Евразии. Они гораздо дольше оставались на первобытнообщинной стадии, т.к. однажды выработанный уклад ведения скотоводческог

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.
  Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для народных с

ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – 2 часа
  Период Средневековья, началсяпо всей Евразии поистине тектоническим сдвигом Великого переселения народов, довершив процесс распада Римской империи и создав предпосылки для возникнов

ЛЕКЦИЯ6. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – 2 часа
  Что такое Ренессанс? В переводе с французского «Renaissance»означает «Возрождение». И большинство воспринимает этот термин как переход западноевропейского искусства к гуманистически

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРА РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА – 2 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы в XVII - XVIII вв.Кризис общественной системы феодализма, утверждение капи­талистических отношений в производстве,

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.
Особенности развития европейских стран непосредственно сказывались на их художественной культуре в XVII в.: во Франции господствующим направлени­ем сталклассицизм, во Фландр

ЛЕКЦИЯ 8. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – 3 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы и РоссииXIX – ХХ вв.В основе функционирования и прогресса капитализма лежит конфликт между универсальными тенденци

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите истоки и причины внутренней противоречивости культуры XIX века. 2. Какие проявления имели в романтическом искусстве две сложившиеся в XIX веке мировоззренческие позиции?

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н.А.Чистякова, Т. Ю.Бородай и др. – М.: Наука, 1988.—336 с. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы
11. 15735 – Искусство ХХ века. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (библиотека АлтГТУ) 12. 15736 – Искусство русского Авангарда. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (би

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги