Реферат Курсовая Конспект
ФЕРЕНЦ ЛИСТ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ - раздел Образование, Лист родился в Венгрии, воспитывался и стал великим артистом во Франции ...
|
письме одному чешскому другу Балакирев уже в июне 1900 года так писал:
«...Вы совсем не знаете Листа, считал его только виртуозом и не подозревая, что он, глубоко затронувший в своей музыке совсем новые сферы, о которых другим и во сне не грезилось, представляет из себя композитора гениального. ...Посмотрите его «II. Pensieroso» («Мыслитель»), написанное под вдохновением известной статуи Микеланджело над могилам'! Медичи во Флоренции. Как много в ней глубины!.. Если б Лист, написав эти только две странички, умер. не сделав ничего другого, то и тогда следовало бы назвать его Бетховеном наших дней».
Кажется, что творения Мастера умирают вместе с самим Мастером. Нет больше старого маэстро, нет его личного обаяния, против которого невозможно устоять. Пешт, Веймар, Рим забывают Листа.
Каждый год приносит новые шедевры: 1887-й — «Отелло» Верди; 1888-й — симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Дон Жуан», «Арабески» молодого Дебюсси; 1889-й — струнный квартет Сезара Франка — последнее крупное произведение французского мастера, почитателя Листа; 1890-й — «Пиковую даму» Чайковского и завершенного уже после смерти автора «Князя Игоря» Бородина, а в Италии — «Сельскую честь» Ма-сканьи, провозвестницу нового оперного направления — веризма; другая, самая знаменитая веристская опера—
«Паяцы» Леонкавалло — ставится в 1892 году; а далее «Фальстаф» — последний оперный шедевр Верди, предсмертная Шестая симфония Чайковского; в 1894 году — монументальная Вторая симфония Густава Малера. И в том же году завершается «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси — провозвестник импрессионизма в симфонической музыке. А там — «Богема» Пуччини, «Садко» Римского-Корсакова (1896), его же «Моцарт и Сальери» (1897)...
Но в первые же годы нового столетия некий молодой венгерский композитор Бела Барток, листая Сонату си минор, вдруг обнаружил, что в ней обретается удивительный мир.
Вскоре в 1907 году открывается Музыкальная академия. На ее фронтоне красуется скульптура Ференца Листа. Но не она напоминает о Листе, а классные комнаты и кипящая в них жизнь: в точности та, о какой мечтал он еще в маленькой школе на Рыбной площади. Преподаватели — его ученики. В концертных залах царит его дух. И это значит, что Лист жив в этих студентах.
И почти одновременно с рождением Будапештской музыкальной академии молодеет в духе Ференца Листа и дряхлый Веймар. Старый Веймар, видавший Кранаха и Иоганна Себастьяна Баха, герцогская резиденция, которую считали своей Гердер, Гёте и Шиллер, где творил Гуммель и куда, пусть на короткое время, приезжали Берлиоз, Вагнер, Сметана, Бородин и целый ряд других талантов.
Старинный Веймар снова пробуждается от спячки. Во главе веймарского оркестра — Рихард Штраус. Директор Школы мастеров — ученик Листа Анзорге, затем Ферруччо Бузони. Бузони играет композицию великого Мастера с такой потрясающей проникновенностью, что суеверные люди начинают поговаривать о переселении в него духа Листа, что он — это воскресший Лист: та же пламенная романтичность, мефистофельски блестящая виртуозность, та же устремленность в неизведанные заоблачные сферы.
В Веймар начинается паломничество — послушать Бузони, триумфально воскресшего Ференца Листа.
Удивительный век. Каждое мгновение на его небе вспыхивает новая звезда.
1902 г.— опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» и симфоническая поэма Шенберга на тот же сюжет;
1903 г.— струнный квартет Равеля;
1904 г.— опера Пуччини «Чио-Чио-Сан», три арии, составившие «Шехеразаду» Равеля, трагическая Шестая симфония Малера;
1905 г.— опера Рихарда Штрауса «Саломея», симфоническое полотно Дебюсси «Море», Седьмая симфония Малера и произведения новой венгерской музыки: Сюиты для оркестра Догнана, Первая оркестровая сюита Бартока, «Серенада» Лео Вайнера.
Новые мастера, новые мастерские творения, но особенно знаменателен 1905 год. В Венгрии два новых гения — Золтан Кодай и Бела Барток.
Но их появление не затмевает, а как бы усиливает на время угасшее л снова вспыхнувшее сияние Ференца Листа.
В 1911 году мир празднует столетие со дня рождения Листа. Брайткопф и Гертель объявляют об издании Полного собрания сочинений Ф. Листа. Повсеместно в мире— праздничные концерты Листа. В Венгерском национальном музее — выставка Листа: письма, журналы, рецензии, восторженные поэмы, партитуры, памятные медали, старая трость, парадная шпага, потемневшие золотые и серебряные венки, портреты и значки и пожелтевшая от времени книга — «Божественная комедия».
21 октября 1911 года в соборе Матяша звучит «Венгерская коронационная месса». Дирижирует Адольс Сикла. В тот же вечер в Опере исполняется «Легенда о святой Елизавете», утром 22 октября — «Эстергомская месса» в Базилике.
В автобиографии Бела Барток десять лет спустя запишет:
«Снова изучал Листа... и открыл для себя его истинное значение; с точки зрения дальнейшего развития музыки я увидел в нем куда большего гения, чем Вагнер или Штраус».
ПРИМЕЧАНИЯ
I
1 В те времена город назывался среди венгров Пожонь, австрийцы же дали ему название Прессбург.
2 Душек, Франтишек Ксавер (1731 —1799) — чешский пианист, педагог и композитор. Один из основоположников чешской пианистической школы.
3 Р и с, Фердинанд (1784—1838) — немецкий композитор, пианист и дирижер. В его музыкальных сочинениях заметно сильное влияние бетховенского стиля.
4 Э р к е л ь, Ференц (1810—1893) — выдающийся венгерский композитор и дирижер. Основоположник национальной оперы. Автор венгерского национального гимна, написанного на текст венгерского поэта Ференца Кёлгея.
5Гуммель, Иоганн (Ян) Непомук (1778—1837)—австрийский композитор (чех по национальности), пианист, дирижер и педагог. Ученик Моцарта, а также А. Сальери. Творчество Гум-меля явилось важным звеном в развитии фортепианной музыки от венских классиков до романтиков и оказало влияние на многих музыкантов-романтиков. Один из крупнейших пианистов своего поколения, получивший в свое время прозвище «Наполеон фортепиано».
6 Черни, Карл (1791—1857)—австрийский пианист, педагог и композитор (по национальности чех). Ученик Бетховена. Основоположник венской пианистической школы первой половины XIX века. Автор доныне популярных фортепианных этюдов.
7 Здесь перечисляются имена видных деятелей искусства XVIII века, с которыми приходилось общаться итальянскому композитору Антонио Сальери (1750—1825).
Метастазио, Пьетро (1698—1782) — итальянский поэт и драматург-либреттист. Пользовался мировой славой как автор текстов 27 опер-сериа. Почти все композиторы XVIII века писали музыку на его тексты, в том числе Гендель, Глюк, Гайдн и Моцарт.
Кальцабиджи, Раньери (1714—1795) — итальянский оперный либреттист; представлял противоположное метастазио направление в оперной либреттистике XVIII века. Выступая против чопорности и условности оперных текстов, Кальцабнджи стремился к естественному и правдивому воплощению человеческих чувств. Эти передовые устремления сблизили его с крупнейшим
лакея. Позднее, когда смерть похитила у меня отца,.. я ощутил горькое отвращение к искусству, каким я его перед собой увиде. униженным до степени более или менее терпимого ремесла, обреченным служить источником развлечений избранного общества Я согласился бы скорее быть чем угодно на свете, только не музыкантом на содержании у богатых людей, покровительствуемым и оплачиваемым как жонглер или ученая собака».
III
1 Шатобриан, Франсуа Рене де (1768—1848) — французский писатель-романтик, творчеством которого увлекался молодой Лист. К числу его любимых произведений принадлежала автобиографическая повесть Шатобркана — «Рене», выражавшая настроения одиночества и разочарования.
2 Крупнейшие представители французского классицизма XVI! века Пьер Корн ель (1606—1684) и Жан Расин (1639— 1699) противопоставляли свою упорядоченную, скованную строгими правилами, идеализированную драматургию живой, полной движения и жизненной правды драматургии Шекспира. В XIX веке французские романтики во главе с Виктором Гюго сделали Шекспира своим знаменем в борьбе против классицизма.
3 «Сенакль» (французское сепес!е — сообщество, от латинского сепа — трапеза). В историю литературы под названием «Сенакль» вошел кружок французских романтиков в 20-х годах XIX века. Литературные традиции «Сенакля» менялись вместе с его вожаками. Первый из них был Шарль Нодье (1780—1844), в литературном салоне которого царил дух политического компромисса и литературного эклектизма (девиз Нодье — «свобода, управляемая вкусом»). В конце 20-х годов под влиянием возрастающей общественной активности «Сенакль» демократизировался. Во главе кружка стали Виктор Гюго (1802—1885) и Шарль Огю стен Сент-Бёв (1804—1869). В кружок пришла бунтарски настроенная молодежь [поэт Альфред де М ю с с е (1810—1857), писатель Теофиль Готье (1811 —1872), Александр Дюма-отец (1802—1870), Проспер Мериме (1803—1870) и поэт Петрус Борель (1809—1859)], которая поднимала подлинные сражения вокруг постановок новых пьес Гюго и Дюма, преследуемых властями и Академией.
4 Здесь перечисляются в основном имена представителей литературных кругов Парижа, наиболее крупным из перечисленных является писатель Альфред д е Виньи (1797—1863).
5 Ломбер Жозеф Массар (1811 — 1892) и Кретьен Уран (1790—1845) — известные бельгийские скрипачи, жившие в то время -в Париже. Массар был близким другом Листа, с которым он в 30—40-е годы часто выступал в концертах. Уран был не только скрипачом, но и органистом, альтистом и композитором. Современники наиболее ценили его талант альтиста. Уран был одним из первых альтистов, выступавших с сольными концертами.
6 Давид, Фелисьен Сезар (1810—1876) — французский композитор, в 1831 году вступивший в общество сенсимонистов. В 1833—1835 годах в качестве миссионера посетил страны Ближнего и Среднего Востока, где пропагандировал идеи утопическо-
го социализма. Изучал народную музыку, собирал оригинальные восточные мелодии, которые позднее использовал в своих сочинениях. Давид заложил основы ориентализма во французской музыке XIX века.
7 Фетис, Франсуа Жозеф (1784—1871) — бельгийский музыкант, музыкальный писатель и критик, композитор, педагог, музыкальный общественный деятель. В 1827 году организовал первый во Франции еженедельный музыкальный журнал «Revue musi-саlе», был его единственным редактором и основным автором. Глава бельгийской и французской музыковедческой школы середины XIX века. Автор многочисленных учебников и капитальных трудов по истории музыки (восьмитомная работа «Всеобщая биография музыкантов и библиографический музыкальный словарь» и пятитомная «Всеобщая история музыки»), которые принесли ему мировую известность. Однако, отстаивая классические традиции, как музыкальный критик нередко проявлял консервативность поотношению к новаторским произведениям композиторов-романтиков.
8 Нерваль, Жерар де (1808—1855) — французский поэт, сблизившийся в тридцатые годы с группой бунтарски настроенных поэтов-романтиков. Переводчик «Фауста» Гете, заслуживший похвалу самого автора.
9 Ламартин, Альфонс Мари Луи де (1790—1869) —французский поэт-романтик, любимый поэт Ф. Листа, у которого он позаимствовал многие сюжеты для своих произведений.
10 Т ь е р, Адольф (1797—1877) — французский политический деятель и историк, будущий палач Парижской Коммуны 1871 г.
" Констанде Ребек, Бенжамен Анри (1767—1830) — французский писатель и публицист. Как писатель прославился своим единственным романом «Адольф», сыгравшим большую роль в развитии романтизма. Это история молодого человека, «сына века», оказавшегося в разладе с обществом и самим собой. Противоречивость взглядов, чувств и поступков героя, его безволиа были так характерны для послереволюционной Франции и выражены с такой яркостью и остротой, что Адольф стал как бы образцом романтического героя.
12 Скриб, Огюстен Эжен (1791—1861) и Делавинь, Казимир Жан Франсуа (1793—1843)—французские драматурги либерально-буржуазного направления, сочетавшие в своем творчестве формы классической трагедии с романтическим сюжетом и выступавшие против прогрессивных революционных романтиков. Скриб также автор многочисленных оперных либретто, написанных для лучших композиторов своей эпохи. Наиболее известны его либретто к операм Мейербера «Роберт-дьявол» и «Гугеноты».
13 Делакруа, Эжен (1798—1869)—выдающийся французский живописец-романтик. Автор революционно-романтической картины «Свобода на баррикадах».
14 Римская премия — государственная премия во Франции, присуждаемая в конкурсе Академии изящных искусств молодым композиторам, художникам, скульпторам и архитекторам. Большая Римская премия дает право на трехлетнее пребывание за счет государства на вилле Медичи в Риме с целью совершенствования
мастерства. Интересно, что Берлиоз четыре года подряд (с 1827 по 1830) принимал участие в конкурсе и три раза члены жюри озадаченные новизной его стиля, отклоняли его произведения. Тогда на четвертый раз композитор отказался от собственной манеры сочинения и предложил кантату в традиционном академическом стиле, после чего стал лауреатом. Поэтому понятно, почему с такой насмешкой и юмором Берлиоз описывает эту «пресловутую Римскую премию».
15 X а б е н е к (Абенек), Франсуа Антуан (1781 -
1849) — французский скрипач, дирижер и композитор.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Предлагаемая читателям книга венгерского писателя Д рдя Шандора Гаала... Однако для широкого круга читателей у нас еще ни разу не издавалась книга посвященная подробному описанию жизни...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФЕРЕНЦ ЛИСТ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов