Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая

 

ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ

 

1997

 

 

U К характеристике системного мышления

U Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая.

U Сущность и существование

U Синергетика и принципы коэволюции сложных систем

U Категории “хаос” и “организованность” как средства рефлексивной организации

И саморганизации в игромоделировании

U Философия истории: направленность и основные фазы общественного развития

U Что такое философия?

u Сущее и должное. Платон, Аристотель,

Современность.

U Понятие a priori в докантовской философии

 

КАТЕГОРИИ

ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ

1997

 

Октябрь, ноябрь, декабрь

МОСКВА

ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ

  Редактор: Лев Евдокимович БАЛАШОВ  

С О Д Е Р Ж А Н И Е

CONTENTS

M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. The senergetics and the principles of the… G.M. Gerzon. The essence and the existence.

The philosophical life

For the seventy fifth anniversary of Avenir Uyomov.

About the Second Philosophical Congress of Russia.

About the "Herald of Russian Philosophical Society".

The philosophers' poetry and/or the philosophical poetry

'At any rates' (philosophers joke too)

New books, articles, dissertations on the journal's subjects

   

Дедуктивное обобщение

  Статья первая  

Платон

Эмпиризм и платонизм — вот два беспримесных типа философской методологии науки, которые завещал нам античный гений. Эмпирики верят в наблюдение и опыт, платоники — в рассуждение и логику. Платоники видят в отдельных единичных вещах (в особенном) лишь тени абстракций. Эмпирики, напротив, в абстракциях видят лишь тени отдельных единичных вещей. Перефразируя, можно сказать, что “преодоление изнуряющей неопределённости этой альтернативы превращает философию в более высокое занятие, чем наука или религия”[10].

Возможно, Платону одному из первых принадлежит осознание несовершенства индуктивных доказательств и сократовского метода познания путём анализа наводящих примеров. Правда, понятия чисто дедуктивного доказательства, основанного на законах и правилах логики, Платон не имел. Но его основная концепция “познания в понятиях”, применённая к математике, уже формировала определённую философию математики (не случайно в наше время названную платонизмом), резко противопоставленную эмпиризму и даже более поздним вариантам концептуализма.

Согласно Платону, учение о доказательстве, то есть о том, как наши суждения должны связываться между собой и как они вытекают “сами собой одно из другого”[11] — это труднейшая часть философии. Платон называет эту часть диалектикой. Её область — мышление в двух формах его пути к познанию истины (всеобщего) : научной — от гипотез к понятиям (к относительному знанию о всеобщем) и философской — в движении мысли в сфере чистых понятий (к абсолютному знанию о всеобщем).

Хотя в науке речь не идёт об эмпирическом (частном) как таковом, поскольку предмет науки — данное в общих понятиях, всё же Платон полагает, что возможности всякой науки ограничены допущениями (гипотезами) о существовании эмпирических объектов низшего уровня. Поэтому научная мысль “не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах, в особенности тех, в которых она находит и почитает более отчётливое выражение[12]. Например, при доказательстве теоремы о сумме внутренних углов треугольника (на плоскости) любой геометр, конечно же, использует чертёж, так как он даёт ясное и наглядное представление о содержании теоремы. Однако именно в силу этой наглядной и очевидной для наших чувств предпосылки геометрическая общезначимость объявленного результата доказательства остаётся необоснованной, пока мы эту предпосылку не исключили. По существу все общие результаты науки (в том числе и математики) имеют вид номологических условных суждений, в которых посылками служат гипотезы ad discendum et ad demonstrandum.

Неоспоримо, что бремя перехода от аксиом к теоремам лежит на самой науке. Но также неоспоримо, что бремя обоснования истинности аксиом лежит на философии. И определённый философский ответ на вопрос о том, каким образом частное может оказаться эквивалентом общего, даёт только теория идей. Именно она позволяет Платону сказать, что когда геометры “пользуются чертежами, их мысль обращена не на чертёж, а на те фигуры, подобием которых они служат. Выводы свои они делают только для четырёхугольника самого по себе и его диагонали, а не для той диагонали которую они начертили. Так и во всём остальном”, конкретные эмпирические объекты “служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором”[13].

Конечно же, Платон, как ученик Сократа, принимал его метод индукции. Но он не видел логического пути от частного к общему. Место логики у него заступает механизм воспоминания (анамнез), возвращения к тому, что было, есть и будет до всякого познания, и для чего частное служит лишь побудительным мотивом. Поэтому Платон не стремится к упрочению абстракций за счёт примеров. Доказательство на примере — это формальный акт в постижении общей истины, которая заключена в общих понятиях, а не в том, чего можно коснуться “при помощи того или иного из чувств”[14].

Создавая свою “методологию доказательства” Платон не отвергал конструктивный метод, основанный на построении фигур (пусть даже и идеальными циркулем и линейкой), но и не поощрял занятия этим методом, поскольку считал, что здесь нет восхождения к познанию геометрических истин “самих по себе”, то есть восхождения к идеям. В наше время эту мысль Платона повторил А. Пуанкаре, говоря, что конструктивный метод не позволяет нам подняться вверх, к свойствам родовых понятий, “а оставляет всё на том же уровне” абстракции[15].

Аристотель

Тема общего раскрывается Платоном в онтологическом аспекте как тема трансцендентного, как тема “идей” (actio transiens). У Аристотеля эта же тема… Аристотель, по-видимому, первым начал рассматривать абстракцию как научный… Рассматривать какие-либо вещи с некоторой точки зрения (“некоторым образом”) как “одно и то же” — значит явно или…

Томас Гоббс

Правда, рационализм Гоббса не походил на платоновский. Это был номиналистический рационализм, что отчасти избавляло его философию от внутренних… В приведённом отрывке индуктивность перехода к общему случаю только кажущаяся.… Руководствуясь интуицией общности, которую Гоббс неявно нам представляет, мы можем превратить гипотезу о сумме…

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ

Когда человек узнает, что движет мирами, Сфинкс засмеется, и жизнь на Земле иссякнет.

СИНЕРГЕТИКА И ПРИНЦИПЫ

КОЭВОЛЮЦИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

Институт философии РАН, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН  

КАТЕГОРИИ «ХАОС» И «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ» КАК СРЕДСТВА РЕФЛЕКСИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ В ИГРОМОДЕЛИРОВАНИИ

В конце XIX и в первой половине XX в. в философской мысли отразились особенности языковых средств мышления, их операциональность,… В середине XX в. на российской почве возникла методология как особый тип… Поскольку парадигматическое разложение любых высказываний, массива высказываний в строго организуемой дискуссии как…

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: НАПРАВЛЕННОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Осмысление исторического процесса, его направленности и качественных фаз развития всегда было предметом внимания философов и историков. Масштабные… 1. В означенной плоскости в философии истории превалируют две проблемы, имеющие фундаментальное значение в развертывании…

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

1. ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ   Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к…

ДОЛЖНОЕ И СУЩЕЕ.

ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, СОВРЕМЕННОСТЬ

Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко. Но добродетель от нас отделили бессмертные боги Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога[59].

Приветствие старого друга

Вспоминаю 1953-й год. Где-то осенью в твой приезд из Иваново мы обсуждали возможность реабилитации кибернетики. Ты развивал свою интерпретацию этой… Наши обсуждения продолжались и в начале 1954 г. в твои частые тогда приезды в… Второе заседание семинара с обсуждением доклада А.А. Ляпунова состоялось на этот раз спустя более четырех месяцев — 18…

Профессор А. И. УЕМОВ

Не каждого человека, даже профессионально работающего в области философии, без иронии назовешь “философом”. В своей среде мы обычно называем коллег… Писать о нем не просто по многим причинам. Трудно писать о крупном мыслителе… Так что не будет здесь ни обычной биографии ученого, ни портрета общественного деятеля, ни назидательного рассказа о…

АРСЕНИЙ НИКИТИН

    Р О С С И Я

МИХАИЛ новоселов

Новоселов Михаил Михайлович (род. 14.11. 1932) — старший научный сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук. Область ученых… ИЗ ДЕТСТВА  

ВАЛЕРИЙ САГАТОВСКИЙ

Сагатовский Валерий Николаевич (род. 11.01.1933), доктор философских наук, профессор кафедры философии С.-Петербургского государственного…    

АЛЕКСАНДР СУББОТИН

Субботин Александр Леонидович (род. 24.01. 1927 г.) — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Работает в области…    

НОВЫЕ КНИГИ, СТАТЬИ, ДИССЕРТАЦИИ

ПО ТЕМАТИКЕ ЖУРНАЛА

КНИГИ:   Александров И.А. Начала космической философии: Основы методологии познания единого и целостного мира.- М.: Издатель…

Поправки автора

 

Во 2-м номере журнала в статье А.Н. Чанышева “Трактат о небытии”:

1) на стр. 5 в п. 20 “Предварительных тезисов” вместо слова “призрачным” следует читать “прозрачным”.

2) на стр. 9 в последней строке вместо слова “преходя-щее” следует читать “преходяще”.

 

 

С осени 1996 г. издается новый журнал:

 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов   Журнал выходит в свет ежеквартально под эгидой Русского гуманистического общества, Исследовательского центра РГО при…

CONTENTS

New ideas

M.M. Novosyolov. The deductive generalization and the principle of abstraction. E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. The senergetics and the principles of the… G.M. Gerzon. The essence and the existence.

The history- philosophical studies

F.Kh. Kessidi. The due and the substantivity. Plato, Aristotle, the present.

A.A. Zalyotny. The problem of God's being proof in Descartes' metaphysics.

A.N. Kruglov. 'A priori' conception in the prekantian philosophy.

Discussion, polemics

The philosophical life

About the Second Philosophical Congress of Russia.

For the seventy fifth anniversary of Avenir Uyomov.

About the "Herald of Russian Philosophical Society".

The philosophers' poetry and/or the philosophical poetry

'At any rates' (philosophers joke too)

 

New books, articles, dissertations on the journal's subjects

  [1] Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 96-0680606. [2] Beth E.W. Uber Lockes “Allgemeines Dreieck” // Kant-Studien, Band 48, Heft 3, 1956/1957, S.361. Пользуюсь случаем…