рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного

ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного - раздел Образование, Святитель Иннокентий Пензенский   Сила Плоти В Человеке Естественном Сама Собой Предполагает Уж...

 

Сила плоти в человеке естественном сама собой предполагает уже бессилие его духа, или неспособность к делам духовным. Название и значение духовного бес­силия можно вывести из следующих слов Св. Писания: закон, ослабленный плотию, был бессилен (Рим. 8, 3); человек плотской не может угодить Богу1, не может покоряться закону Божию2, не может творить ничего духовного без Христа3.

Дальнейшее познание духовного бессилия можно почерпнуть из разума, опыта и откровения.

____________

 

1) Живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 8).

2) Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8, 7).

3) Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

Доказательства духовного бессилия, заимствуемые:

1) из разума

И обыкновенный ум без труда замечает нравст­венные падения человека и, следовательно, усматрива­ет, как он не творит блага и допускает зло, а потому не­обходимо должен признать то, что падший сам собой не может:

а) ни уничтожить допущенное зло, ибо никакое зло не может быть уничтожено силами человеческими. Сам человек не может уничтожить его, потому что все дела его сами по себе злы и, следовательно, только ум­ножают зло. Даже если бы они были и добры, не могли бы, однако, удовлетворить за дела злые, потому что человек и всегда должен творить дела добрые1. Другие люди также не могут уничтожить зло, потому что сами, делая только должное и не имея в своей власти прошед­шего, не способны сообщить ближнему такого блага, которое бы истребило в нем зло и вознаградило за дела прошедшие;

б) ни возвратить упущенное благо, ибо и одно доброе слово, будучи упущено, производит такой раз­рыв в жизни человека и в целом мире, что для воспол­нения его надобно возвратить прошедшую нашу жизнь и дать прежний ход целому миру; но это возможно то­лько Тому, для Кому возможно все;

в) ни поставить себя в прежнее состояние, ибо душа человека в то время, когда, лишившись блага при­нимает в себя зло, действует всем своим сердцем, всеми своими силами, и потому, допуская в себя одно ка­кое-нибудь зло, вся лишается блага и вся наполняется злом. Таким образом, всем существом своим обратив­шись ко злу, она не может уже возвратиться к добру. Иначе она должна будет отвергнуться самой себя и себе противодействовать, чего нельзя сделать собст­венными силами.

______________

1) Станет ли господин благодарить раба за то, что тот исполнил приказа­ние? Не думаю. Так и вы, когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 9-10).

2) Из опыта

В действительности этих понятий уверяет нас и опыт. Здесь, впрочем, не разумеется опыт людей невозрожденных. Прельщенные своей природой, под ви­дом добра они только умножают зло, хотя между тем почитают себя обновленными. Не разумеется здесь также и опыт тех людей, которые только начинают духовную жизнь; ибо, не умея правильно отличить, что в них божественное и что — собственное, они большую часть добрых действий приписывают себе самим, а не Богу. Все прочие единогласно свидетельствуют о себе, что они силами естественными не могут ни удержаться от греха1, ни обратиться к Богу2, ни зачать в себе веры3, ни возрастить ее4, ни исполнить закона5 и т. п.

_______________

1) Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7, 19-20).

2) Народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которо­го есть уши, а не слышит (Иер.5, 21).

3) Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар (Еф.2, 8). И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9, 24).

4) И сказали Апостолы Господу: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5).

5) Закон духовен, а я плотян, продан греху; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 17, 14).

3) Из слова Божия

Но Слово Божие еще более объясняет и раскры­вает понятие духовного бессилия. Оно показывает:

а) что падшему в грех также невозможно поста­вить себя в прежнее состояние, сколь невозможно то, чтобы худое дерево приносило добрые плоды (Мф.7, 18), кривое выпрямилось (Еккл.1, 15), эфиоп сменил черную кожу свою, а рысь — пестрые свои пятна (Иер.13, 23);

б) что лишившийся блага не может его возвратить или искупить естественными силами1 потому, что все блага и все силы для их получения или возвращения происходят единственно от Бога2, и потому, что всякое добро, творимое естественными силами, каково бы оно ни было и как бы ни называлось, есть вражда против Бога3;

в) что допустивший в себя зло не может истре­бить его, поскольку оно напечатлевается на скрижа­лях сердца его4, проникает в кости его5, царствует во всем его составе6 и составляет его жизнь; и потому тогда только может уничтожиться, когда человек отвергнется самого себя и возненавидит душу свою в мире сем (Ин. 12, 25); потому что это зло от человека переходит и на тварь несмысленную, растлевая и под­вергая суете7 все, к чему ни прикасается. Для уничто­жения разрушительной силы его надобно восстано­вить все вещи в их первобытном состоянии. Это зло распространяет свое владычество на всех людей, с ко­торыми человек имеет какое-либо общение8, и потому человек не иначе может уничтожить его, как только воззвав из греховного состояния всех тех, кого он в него поверг. Но это превышает все силы и средства человеческие.

_______________

1) Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: до­рога цена искупления души их, и не будет того вовек (Пс.48, 8—9). Какая по­льза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или ка­кой выкуп даст человек за душу свою? (Мф.16, 26).

2) Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2Кор. 3, 4—6). Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2, 13).

3) Плотские помышления суть вражда против Бога (Рим. 8, 7).

4) Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их (Иер. 17, 1).

5) Облечется проклятием, как ризою, войдет оно, как вода, во внутрен­ность его и, как слей, в кости его (Пс.108, 18).

6) Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под за­коном, но под благодатью (Рим. 6,12, 14).

7) Тварь noкорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в на­дежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 20-21).

8) Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15,33). Малая закваска заквашивает все тесто (Гал.5, 9).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Святитель Иннокентий Пензенский

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ... Приступая к обозрению и начертанию богосло вия деятельного нужно предварительно раскрыть определение его указать...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Богословие деятельное
  Оглавление ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ... 1 Определение богословия деятельного. 1 Творец. 1 Подлежащее. 2 Предмет. 2

Определение богословия деятельного
  Богословие деятельное есть деятельная божест­венная наука, которая учит тому, как восстанавливать в человеке образ Божий, или возращать сокровенного сердца человека (1Пет. 3—

Подлежащее
  Это столь сокровенное учение с точностью пости­гают и с успехом преподают люди духовные; душевный же человек ни принять, ни уразуметь его не может1. Средний между ними —

Во времена подзаконные
  Когда употребление письменности сделалось не­обходимым, тогда изображение совершенного челове­ка, написанное рукой его Первообраза на двух камен­ных скрижалях и заключенное в десяти

Во времена отеческие
  Примеру апостолов последовали мужи апостоль­ские и Отцы Церкви. Деятельное учение излагалось у них большею частью совокупно с догматами веры, как-то: в посланиях св. Климента Римско

Развитие сего учения в Западной Церкви
  С X века до времен схоластических1 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реа­листов2. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали,

Развитие богословия деятельного в Церкви Российской
  В нашей Церкви учение о христианской деятель­ности и особенно учение аскетическое распространялось в прошедшие века посредством переводов Восточных Отцов, которые собраны в книге, н

Начало познавательное
  Все истины, познаваемые в этой жизни, мы заим­ствуем или из собственной природы — внутренней и внешней, или из природы существ и вещей, находя­щихся вне нас, или из природы Божестве

Образ наставления в богословии деятельном
  Образы наставления в богословии деятельном, основанном на этом неподвижном начале, в зависимости от степени просвещения и состояния наставляемых мо­гут быть различны. Для тех, кто н

Состав богословия деятельного
  Все нравственные, или деятельные истины отно­сятся либо к лицу, наставляемому в деятельной жизни (субъект); либо к разным действиям, из которых она составляется (предмет деятельност

Части богословия деятельного
  Поскольку в поврежденном состоянии рода челове­ческого облечению во внутреннего человека должно пред­шествовать совлечение человека внешнего, то само собой разумеется, что в нравоуч

Изображения в Св. Писании человека внешнего, без сокровенного сердца человека
  Человек внешний, без сокровенного сердца человека, в Св. Писании описывается следующими понятиями. По началу и происхождению своему: «семенем змия»1, «обр

Обнаружение поврежденности
а) Во всех частях состава человеческого Всеобщая поврежденность, пронизывая весь со­став человека, свойственным ей образом обнаруживается и в каждой части сего состава, признают

Повреждение разума
  а) Повреждение естественного разума усматрива­ется из того, что Св. Писание называет его не только помраченным1, но и самой тьмой2. В понятиях своих он огранич

Повреждение ума
О таком же ослеплении и невежестве в предметах духовных и божественных Слово Божие говорит и по отношению к естественному уму1. Людей, которые руководствуются им, оно назы­вает

Повреждение совести
  Совесть, этот внутренний законодатель, свиде­тель и судия наших поступков, так же, как и ум чело­века естественного, в Св. Писании называется по­врежденной1, потому что о

Повреждение воли
  За повреждением разума и совести необходимо следует повреждение воли. В человеке естественном она называется волею плоти1, волею диавола2 и зако­ном греховн

Повреждение чувств
  Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или ду

Повреждение воображения
  Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей — вооб­ражение — в человеке естественном повреждена со­вершенно. Ее повреждение усматривается

Повреждение остроумия и памяти
  Воображение весьма тесно соединено с остро­умием и памятью; и потому в повреждении их не может быть никакого сомнения. Впрочем, поврежде­ние остроумия открывается: а) в его тупости,

Повреждение пожелания
  Повреждение чувственного пожелания, которое есть низшая сила души, движимая посредством тела, чувств и воображения и устремляющаяся к предме­там, им свойственным, можно видеть: в ег

Повреждение страстей
  Страсти — сильные движения чувственного по­желания, объемлющие и потрясающие всю душу, равным образом представляют доказательства глу­бокого повреждения человеческой души. Ибо они п

Повреждение тела
  И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается: а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рож­даемое во гре

ЧАСТЬ II. О силе плотской в человеке естественном, невозрожденном
  Повреждение человека естественного, невозрожденного, не является в нем свойством отрицательным, но представляет собой такую силу, которая обнаружи­вает себя в различных действиях, п

Сила плотская по отношению к Богу
  Плотская сила, или сила воли человека необновленного, которая складывается из закона греховного и свободного произволения человека, действующего по этому закону, своим противодейств

Сила плотская по отношению к другим
  Сила плотская, или сила воли человека необновленного равняется также воле всех людей. Ибо она подобна воле всех людей, и если не предвидит опас­ности для себя, то противится всем за

Сила плотская по отношению к самой себе
  Наконец, эта сила в человеке естественном равня­ется самой себе; ибо она не может подавить или истре­бить сама себя и, таким образом, отвергает и попирает все, противное себе. Она у

ЧАСТЬ IV. Возрасты естественного человека
  Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бесси­лия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18, 3) по степеням, или возрастам.

Объяснение возрастов естественного человека
  Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (П

Младенческий возраст
  Младенческий возраст плотской силы можно объяснить через сравнение его с естественным мла­денчеством человека. Как в естественном младенчест­ве, так и в младенческом возрасте плотск

Юношеский возраст
  Юношеский возраст внешнего, плотского челове­ка, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожес­точения, в котором плотская сила по

Последний возраст
  Отличительное свойство последнего возраста плотской силы — ожесточение, простирающееся до от­чаяния. Человек доходит до этого состояния: через со­вершенное неведение веры, надежды и

ЧАСТЬ V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека
  Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого сокровенный сердца человек, зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей

Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека
  Сердца всех людей, заключенных под грехом1, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоя­нии они ни находились: неведе

Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека
Сокровенного сердца человека как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и

Самое действие зачатия и рождения
  Само действие, по которому сокровенный сер­дца человек зачинается и рождается, поистине есть тайна; ибо через него в сердце человека зачинается царствие Божие (Лк. 17,

Изображение сокровенного сердца человека в Священном Писании
  Человек возрожденный, или сокровенный сер­дца человек, по отношению к своей природе в Свя­щенном Писании называется чадом Божиим (Ин. 1, 12), сыном света (Лк. 1

Состояние разума сокровенного сердца человека
  В разуме сокровенного сердца человека постоянно пребывает сила, называемая помазанием, полученным от Бога, которое учит всему (1Ин.2, 27), познанием славы Божией (2Кор

Состояние совести сокровенного сердца человека
  О совершенстве совести сокровенного сердца че­ловека можно заключить из того, что она никогда не перестает действовать свойственным ей образом, все­гда бодрствует (1Фес. 5,6)

Состояние воли сокровенного сердца человека
  Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека, рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях — отрицательное и положи­тельное, образ и результат е

Состояние воображения сокровенного сердца человека
  О совершенстве воображения сокровенного сер­дца человека можно судить: а) по предметам, к кото­рым оно устремляется, — духовным1, невидимым2, не­бесным

Состояние памяти сокровенного сердца человека
  Совершенство памяти сокровенного сердца че­ловека видно из того, что он памятует твердо то, что ему заповедано1, что должно делать2, а забывает то, что

О чувствовании сокровенного сердца человека
О совершенстве чувственного пожелания сокро­венного сердца человека удобно заключить из того, что хотя предмет его — чувственные блага, но такие, кото­рыми облечены блага духовные1

Свойство духовной брани
  Чтобы определить отношение силы духовной сокровенного сердца человека к силе плотской, или диавольской, которой она непрестанно противится, нужно определить свойство духовной

Необходимость брани духовной
  О необходимости брани духовной можно заклю­чить: а) из свойства силы плотской, составляющей за­кон, непрестанно противоборствующий закону ума и делающий пленником

Состояние духовной брани. Искушение
  Состояние духовной брани есть многоразличное искушение. Чтобы определить свойство сего состояния обратим внимание на то, что оно означает, как разделя­ется, откуда происходит, когда

Враги внутреннего, сокровенного человека
  Враги, тайно или явно нападающие на внутренне­го, сокровенного человека,— диавол с прочими духами злобы поднебесных (Еф.6, 12); плоть со страстями и похотями (Гал.5, 2

Оружие брани духовной
  Оружие брани духовной двоякого рода, как то можно заключить из противоположности воюющих и защищающихся. Оружие защищающихся, или подви­зающихся на брани духовной,— духовно1

Вождь подвизающихся
  Вождь подвизающихся подвигом добрым (2Тим.4,7) против диавола и дел его есть Иисус Христос, Начальник спасения1, Который во всем, а следователь­но, и здесь первенс

Каким образом действовать против врагов
  На брани духовной против врагов внутреннего, сокровенного человека должно поступать следующим образом: а) направлять дух свой, по примеру св. Давида, к заповедям Господним

Конец духовной брани
  Конец духовной брани, для которого она произ­водится, есть победа (1Ин.5,4), одерживаемая добрым Христовым воином над его врагами, при всяких искушениях, какого бы рода они н

Отношение силы сокровенного человека к миру вещественному, к миру умному и к силе Божественной
  Сила внутреннего, сокровенного человека по от­ношению к миру вещественному определяется и доказывается властью его над небом и землею1, над телами небесными2,

ЧАСТЬ VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку
  О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: Всякий рожденный от Бога, греха не тво­рит, ибо семя Его в нем п

ЧАСТЬ IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека
  Сокровенный сердца человек по причине непре­рывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через изве­стные возрасты. Это можно

Возрасты сокровенного сердца человека
  Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое произ­водит сначала траву, пот

ЧАСТЬ X. О пособиях к возрастанию в духовной жизни
  Возрастание в жизни духовной есть дело Божие1, но и сам человек может и должен тому содействовать посредством сил, сообщаемых ему свыше в возрожде­нии. Это предполагает и

Ежедневное покаяние
  Ежедневное покаяние, иначе называемое очище­нием1 и обновлением2 заключает в себе: а) сознание грехов, сделанных в продолжение це­лого дня или сердцем

Умерщвление плоти
  Как ежедневное покаяние способствует истребле­нию со деланных грехов, так умерщвление плоти их пред­отвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением плотских дел, земных член

Хождение пред Богом
  Ходить пред Богом — значит не что иное, как творить благоугодное Ему, как бы пред лицом Его. Ходить пред Богом — значит ходить по заповедям Его,1 во свете (1Ин.1,7

Молитва
  Молитва — главнейшее и действеннейшее из всех пособий к возрастанию в духовной жизни, потому что она и сама собой освящает человека и доставляет сред­ства к освящению. Молитва назыв

Обязанности при молитве
  Молиться должно верой1, от всего сердца2, со столь великим вниманием, чтобы при этом действии для молящегося не существовало ничего, кроме Бога и его самого. М

Предмет, время и место молитвы; ее виды
  Предмет молитвы составляют прежде всего блага духовные и божественные1, а также блага, по­требные для тела, если они не препятствуют нам на пути к блаженству вечному

Духовное бодрствование
  С молитвой должно соединять духовное бодрст­вование1, или непрерывное внимание ко всему тому, что происходит внутри нас, что для нас или опасно, или спасительно2

Принятие Таинств
  Для получения, запечатления и умножения благо­датных даров Св. Духа живейшим1, известнейшим2, обильнейшим3 и нужнейшим4 образом служит пр

Подражание Иисусу Христу
  Все средства к возрастанию в духовной жизни сосредоточиваются в подражании Иисусу Христу, живо­му закону1 и образу2, нам предначертанному для дости­жения свято

Общение со святыми
  Подражание Иисусу Христу не исключает подра­жания святым, а потому общение с ними также должно почитать пособиями к преуспеянию в духовной жизни. Потому что святые Божий человеки са

Предмет
  Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразо­вываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей,

Источник
  Самый обильный источник божественного права, и притом единственное руководство, достаточное к его познанию, есть Священное Писание. Правила, законы и наставления об обязанностях чел

Пособия
  Существуют следующие пособия, которые предо­ставляются божественному правоведению: — писания Святых Отцов, в разных местах своих творений излагавших понятия о должностях и

Закон Божий
  Божественный закон называется в Священном Писании истиной1, путем Господним2, словом Господ­ним3, светом4, правдой 5 и волей Б

Сила, направляющая человеческую волю, или обязательство
  Та сила, посредством которой Божественные за­коны могут воздействовать на человеческую волю, приклоняя ее к чему-либо или удерживая от чего-либо, называется обязательством. Обязател

Вменение
  Вменять — значит приписывать кому-либо дей­ствие, которого хотя он сам и не сделал, но в котором каким-нибудь образом участвовал. В Священном Пи­сании говорится о вменении действия

Нравственное деяние
  Действия человеческие бывают или сообразными, или не сообразными с законом Божиим. Первые на­зываются добрыми, а вторые злыми. Чтобы действие было добрым, от него требуется полная,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги