Подражание Иисусу Христу - раздел Образование, Святитель Иннокентий Пензенский
Все Средства К Возрастанию В Духовной Жизни Сосредоточиваются...
Все средства к возрастанию в духовной жизни сосредоточиваются в подражании Иисусу Христу, живому закону1 и образу2, нам предначертанному для достижения святости и совершенств божественных. Таковое подражание предписано нам Им Самим3 и апостолами4. Это есть жизнь, сообразуемая с Его жизнью, или изображение Христа в нас5, по известным степеням или духовным возрастам, да исполнимся всею полнотою Божией (Еф.3, 19) и всякого совершенства.
Итак, подражание Иисусу Христу предполагает уподобление Ему прежде всего в трех Его возрастах и, во-первых,— в младенческом, начинающемся временем снисхождения и продолжающемся до Крещения. Упоминается о Его бедности в сем возрасте6, соединенной с уничижением; о хранении Его чрез Ангелов7 и людей8, о духовном возрастании и преуспеянии в премудрости9 о повиновении родителям10 и неизвестности даже до времени Крещения.
Во-вторых, уподобление Ему в юношеском возрасте, начинающемся от времени Крещения и продолжающемся до самой смерти, при котором изображаются:
а) многоразличные Его искушения11 от тела12, мира13, диавола, от учеников14, от своей души15 и Бога.16
б) соблюдение воли Отца и в делах17, и в словах18;
в) бесконечная любовь к людям19, простиравшаяся даже до претерпения Креста20 и смерти21; г) победа над миром22, князем мира23 и смертью;
в-третьих, подражание Христу предполагает уподобление Ему в мужеском, или совершенном, возрасте, начинающемся от времени смерти. В нем заключается: проповедание истины24 без притчей25, как было прежде; всякая власть26; совершенная духовность27; Воскресение28, Вознесение29, общение с верными30 и Отцом31. Эти три возраста Иисуса Христа содержат в себе все то, что может произойти с человеком в настоящей жизни, а потому и должны быть прилагаемы ко всем деяниям нашим и преуспеянию в духовной жизни. Ибо мы называемся распятыми со Христом, умершими, погребенными32, чтобы ходить в обновлении жизни и жить не для себя, но для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 6).
Мы, конечно, не можем подражать Иисусу Христу в совершенствах, свойственных единому Богу, каковы: всемогущество, всеведение, вездеприсутствие и прочее,— однако же можем и должны подражать в том, что совершено Им силами человеческими и Божественными, которые подаются свыше и возрожденному человеку. Поэтому человек обновленный может и должен подражать Иисусу Христу по отношению к Его служениям Пророческому, Священническому и Царскому.
По отношению к Пророческому служению Иисуса Христа человек обязан проповедовать волю и истину Божию и себе33, и другим34, словом и делом35. По отношению к священническому служению Христа, человек обязан приносить Богу духовную жертву (1 Пет. 2, 5), которая состоит: в заклании ветхого человека, умерщвлении земных членов (Кол. 3, 5), принесении Богу тела в жертву живую, святую, благоугодную Ему (Рим.12,1), жертве хвалы (Евр.13,15), общении и благотворении (Евр.13, 16), фимиаме молитв (Апок.8, 3-4) за себя36 и за других37, готовности жертвовать собой и всею жизнью во славу Божию38, в пользу других39, или Церкви40.
По отношению к Царскому служению Христа, человек обязан устремлять всего себя и все свои способности к исполнению воли Божией, благой и совершенной; властвовать над страстями, обуздывать похотения и всякие помыслы, могущие уклонить его от Бога к миру и диаволу41.
_______________
1) Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5,17). И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24, 44). Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15).
2) у Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15). Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим. 8,29). Первый человек — из земли, перстный; второй Человек — Господь с неба. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного (1Кор.15, 47 и 49). Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18).
3) Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).
4) Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор.4,16). Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова (Флп.3,17-18).
5) Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4, 19).
6) И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7).
7) Когда же они отошли,— се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2,13).
8) Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода (Мф. 2, 14—15).
9) Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52).
10) И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (Лк. 2,51).
11) Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.14,15).
12) Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4, 2). Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было окало шестого часа (Ин. 4, 6).
13) Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его (Лк. 4, 28—29). Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин. 6, 15).
14) И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»... Он сказал ей: «Чего ты хочешь?» Она говорит Ему: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем» (Мф. 16, 22—23; 20, 21). И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного,— пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: «К чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Но Иисус сказал: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня» (Мк. 14, 3—6).
15) И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа моя скорбит смертельно» (Мк. 14, 33—34).
16) Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» То есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46).
17) Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38).
18) Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Ин. 12, 49).
19) Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13, 1).
20) Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2,8). С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия (Евр. 12,1-2).
21) Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2Кор. 5, 14—15). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3,16).
22) Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4).
23) Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31).
24) Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3,18—19).
25) И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27). И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорила, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24, 44—45). Апостолам явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием (Деян.1, 2 и 3).
26) И приблизившись Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28,18).
27) В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго» (Ин. 20, 19—22).
28) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет. 1, 3). Так и нас ныне подобное сему образу Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3, 21). Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6, 5—6).
29) Сказав сие. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа а белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9—11).
30) И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28, 20). О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1, 3).
31) В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин. 14, 20).
32) Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим.6, 4—6).
33) О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4, 15-16).
34) А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает Церковь. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками (1Кор. 14, 3-4 и 39).
35) Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр.10,24). Вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии (1 Фес. 1, 7).
36)) Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14, 38).
37) Но Он уходил в пустынные места и молился (Лк. 5, 16). Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и обо мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования (Еф.6,18—19).
38) Буду радоваться... при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью (Флп.1,18 и 20).
39) Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам (Флп. 2, 17). Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24).
40) Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес.5, 14). Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня (Рим. 15,1-3).
41) Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6,12).
Все темы данного раздела:
Богословие деятельное
Оглавление
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ... 1
Определение богословия деятельного. 1
Творец. 1
Подлежащее. 2
Предмет. 2
Определение богословия деятельного
Богословие деятельное есть деятельная божественная наука, которая учит тому, как восстанавливать в человеке образ Божий, или возращать сокровенного сердца человека (1Пет. 3—
Подлежащее
Это столь сокровенное учение с точностью постигают и с успехом преподают люди духовные; душевный же человек ни принять, ни уразуметь его не может1. Средний между ними —
Во времена подзаконные
Когда употребление письменности сделалось необходимым, тогда изображение совершенного человека, написанное рукой его Первообраза на двух каменных скрижалях и заключенное в десяти
Во времена отеческие
Примеру апостолов последовали мужи апостольские и Отцы Церкви. Деятельное учение излагалось у них большею частью совокупно с догматами веры, как-то: в посланиях св. Климента Римско
Развитие сего учения в Западной Церкви
С X века до времен схоластических1 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реалистов2. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали,
Развитие богословия деятельного в Церкви Российской
В нашей Церкви учение о христианской деятельности и особенно учение аскетическое распространялось в прошедшие века посредством переводов Восточных Отцов, которые собраны в книге, н
Начало познавательное
Все истины, познаваемые в этой жизни, мы заимствуем или из собственной природы — внутренней и внешней, или из природы существ и вещей, находящихся вне нас, или из природы Божестве
Образ наставления в богословии деятельном
Образы наставления в богословии деятельном, основанном на этом неподвижном начале, в зависимости от степени просвещения и состояния наставляемых могут быть различны. Для тех, кто н
Состав богословия деятельного
Все нравственные, или деятельные истины относятся либо к лицу, наставляемому в деятельной жизни (субъект); либо к разным действиям, из которых она составляется (предмет деятельност
Части богословия деятельного
Поскольку в поврежденном состоянии рода человеческого облечению во внутреннего человека должно предшествовать совлечение человека внешнего, то само собой разумеется, что в нравоуч
Изображения в Св. Писании человека внешнего, без сокровенного сердца человека
Человек внешний, без сокровенного сердца человека, в Св. Писании описывается следующими понятиями.
По началу и происхождению своему: «семенем змия»1, «обр
Обнаружение поврежденности
а) Во всех частях состава человеческого
Всеобщая поврежденность, пронизывая весь состав человека, свойственным ей образом обнаруживается и в каждой части сего состава, признают
Повреждение разума
а) Повреждение естественного разума усматривается из того, что Св. Писание называет его не только помраченным1, но и самой тьмой2. В понятиях своих он огранич
Повреждение ума
О таком же ослеплении и невежестве в предметах духовных и божественных Слово Божие говорит и по отношению к естественному уму1.
Людей, которые руководствуются им, оно называет
Повреждение совести
Совесть, этот внутренний законодатель, свидетель и судия наших поступков, так же, как и ум человека естественного, в Св. Писании называется поврежденной1, потому что о
Повреждение воли
За повреждением разума и совести необходимо следует повреждение воли. В человеке естественном она называется волею плоти1, волею диавола2 и законом греховн
Повреждение чувств
Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или ду
Повреждение воображения
Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей — воображение — в человеке естественном повреждена совершенно. Ее повреждение усматривается
Повреждение остроумия и памяти
Воображение весьма тесно соединено с остроумием и памятью; и потому в повреждении их не может быть никакого сомнения. Впрочем, повреждение остроумия открывается: а) в его тупости,
Повреждение пожелания
Повреждение чувственного пожелания, которое есть низшая сила души, движимая посредством тела, чувств и воображения и устремляющаяся к предметам, им свойственным, можно видеть: в ег
Повреждение страстей
Страсти — сильные движения чувственного пожелания, объемлющие и потрясающие всю душу, равным образом представляют доказательства глубокого повреждения человеческой души. Ибо они п
Повреждение тела
И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается:
а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рождаемое во гре
ЧАСТЬ II. О силе плотской в человеке естественном, невозрожденном
Повреждение человека естественного, невозрожденного, не является в нем свойством отрицательным, но представляет собой такую силу, которая обнаруживает себя в различных действиях, п
Сила плотская по отношению к Богу
Плотская сила, или сила воли человека необновленного, которая складывается из закона греховного и свободного произволения человека, действующего по этому закону, своим противодейств
Сила плотская по отношению к другим
Сила плотская, или сила воли человека необновленного равняется также воле всех людей. Ибо она подобна воле всех людей, и если не предвидит опасности для себя, то противится всем за
Сила плотская по отношению к самой себе
Наконец, эта сила в человеке естественном равняется самой себе; ибо она не может подавить или истребить сама себя и, таким образом, отвергает и попирает все, противное себе. Она у
ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного
Сила плоти в человеке естественном сама собой предполагает уже бессилие его духа, или неспособность к делам духовным. Название и значение духовного бессилия можно вывести из следую
ЧАСТЬ IV. Возрасты естественного человека
Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18, 3) по степеням, или возрастам.
Объяснение возрастов естественного человека
Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (П
Младенческий возраст
Младенческий возраст плотской силы можно объяснить через сравнение его с естественным младенчеством человека. Как в естественном младенчестве, так и в младенческом возрасте плотск
Юношеский возраст
Юношеский возраст внешнего, плотского человека, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожесточения, в котором плотская сила по
Последний возраст
Отличительное свойство последнего возраста плотской силы — ожесточение, простирающееся до отчаяния. Человек доходит до этого состояния: через совершенное неведение веры, надежды и
ЧАСТЬ V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека
Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого сокровенный сердца человек, зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей
Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека
Сердца всех людей, заключенных под грехом1, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоянии они ни находились: неведе
Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека
Сокровенного сердца человека как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и
Самое действие зачатия и рождения
Само действие, по которому сокровенный сердца человек зачинается и рождается, поистине есть тайна; ибо через него в сердце человека зачинается царствие Божие (Лк. 17,
Изображение сокровенного сердца человека в Священном Писании
Человек возрожденный, или сокровенный сердца человек, по отношению к своей природе в Священном Писании называется чадом Божиим (Ин. 1, 12), сыном света (Лк. 1
Состояние разума сокровенного сердца человека
В разуме сокровенного сердца человека постоянно пребывает сила, называемая помазанием, полученным от Бога, которое учит всему (1Ин.2, 27), познанием славы Божией (2Кор
Состояние совести сокровенного сердца человека
О совершенстве совести сокровенного сердца человека можно заключить из того, что она никогда не перестает действовать свойственным ей образом, всегда бодрствует (1Фес. 5,6)
Состояние воли сокровенного сердца человека
Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека, рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях — отрицательное и положительное, образ и результат е
Состояние воображения сокровенного сердца человека
О совершенстве воображения сокровенного сердца человека можно судить: а) по предметам, к которым оно устремляется, — духовным1, невидимым2, небесным
Состояние памяти сокровенного сердца человека
Совершенство памяти сокровенного сердца человека видно из того, что он памятует твердо то, что ему заповедано1, что должно делать2, а забывает то, что
О чувствовании сокровенного сердца человека
О совершенстве чувственного пожелания сокровенного сердца человека удобно заключить из того, что хотя предмет его — чувственные блага, но такие, которыми облечены блага духовные1
Свойство духовной брани
Чтобы определить отношение силы духовной сокровенного сердца человека к силе плотской, или диавольской, которой она непрестанно противится, нужно определить свойство духовной
Необходимость брани духовной
О необходимости брани духовной можно заключить:
а) из свойства силы плотской, составляющей закон, непрестанно противоборствующий закону ума и делающий пленником
Состояние духовной брани. Искушение
Состояние духовной брани есть многоразличное искушение. Чтобы определить свойство сего состояния обратим внимание на то, что оно означает, как разделяется, откуда происходит, когда
Враги внутреннего, сокровенного человека
Враги, тайно или явно нападающие на внутреннего, сокровенного человека,— диавол с прочими духами злобы поднебесных (Еф.6, 12); плоть со страстями и похотями (Гал.5, 2
Оружие брани духовной
Оружие брани духовной двоякого рода, как то можно заключить из противоположности воюющих и защищающихся. Оружие защищающихся, или подвизающихся на брани духовной,— духовно1
Вождь подвизающихся
Вождь подвизающихся подвигом добрым (2Тим.4,7) против диавола и дел его есть Иисус Христос, Начальник спасения1, Который во всем, а следовательно, и здесь первенс
Каким образом действовать против врагов
На брани духовной против врагов внутреннего, сокровенного человека должно поступать следующим образом:
а) направлять дух свой, по примеру св. Давида, к заповедям Господним
Конец духовной брани
Конец духовной брани, для которого она производится, есть победа (1Ин.5,4), одерживаемая добрым Христовым воином над его врагами, при всяких искушениях, какого бы рода они н
Отношение силы сокровенного человека к миру вещественному, к миру умному и к силе Божественной
Сила внутреннего, сокровенного человека по отношению к миру вещественному определяется и доказывается властью его над небом и землею1, над телами небесными2,
ЧАСТЬ VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку
О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: Всякий рожденный от Бога, греха не творит, ибо семя Его в нем п
ЧАСТЬ IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека
Сокровенный сердца человек по причине непрерывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через известные возрасты. Это можно
Возрасты сокровенного сердца человека
Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое производит сначала траву, пот
ЧАСТЬ X. О пособиях к возрастанию в духовной жизни
Возрастание в жизни духовной есть дело Божие1, но и сам человек может и должен тому содействовать посредством сил, сообщаемых ему свыше в возрождении. Это предполагает и
Ежедневное покаяние
Ежедневное покаяние, иначе называемое очищением1 и обновлением2 заключает в себе:
а) сознание грехов, сделанных в продолжение целого дня или сердцем
Умерщвление плоти
Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением плотских дел, земных член
Хождение пред Богом
Ходить пред Богом — значит не что иное, как творить благоугодное Ему, как бы пред лицом Его. Ходить пред Богом — значит ходить по заповедям Его,1 во свете (1Ин.1,7
Молитва
Молитва — главнейшее и действеннейшее из всех пособий к возрастанию в духовной жизни, потому что она и сама собой освящает человека и доставляет средства к освящению. Молитва назыв
Обязанности при молитве
Молиться должно верой1, от всего сердца2, со столь великим вниманием, чтобы при этом действии для молящегося не существовало ничего, кроме Бога и его самого. М
Предмет, время и место молитвы; ее виды
Предмет молитвы составляют прежде всего блага духовные и божественные1, а также блага, потребные для тела, если они не препятствуют нам на пути к блаженству вечному
Духовное бодрствование
С молитвой должно соединять духовное бодрствование1, или непрерывное внимание ко всему тому, что происходит внутри нас, что для нас или опасно, или спасительно2
Принятие Таинств
Для получения, запечатления и умножения благодатных даров Св. Духа живейшим1, известнейшим2, обильнейшим3 и нужнейшим4 образом служит пр
Общение со святыми
Подражание Иисусу Христу не исключает подражания святым, а потому общение с ними также должно почитать пособиями к преуспеянию в духовной жизни. Потому что святые Божий человеки са
Предмет
Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей,
Источник
Самый обильный источник божественного права, и притом единственное руководство, достаточное к его познанию, есть Священное Писание. Правила, законы и наставления об обязанностях чел
Пособия
Существуют следующие пособия, которые предоставляются божественному правоведению:
— писания Святых Отцов, в разных местах своих творений излагавших понятия о должностях и
Закон Божий
Божественный закон называется в Священном Писании истиной1, путем Господним2, словом Господним3, светом4, правдой 5 и волей Б
Сила, направляющая человеческую волю, или обязательство
Та сила, посредством которой Божественные законы могут воздействовать на человеческую волю, приклоняя ее к чему-либо или удерживая от чего-либо, называется обязательством. Обязател
Вменение
Вменять — значит приписывать кому-либо действие, которого хотя он сам и не сделал, но в котором каким-нибудь образом участвовал. В Священном Писании говорится о вменении действия
Нравственное деяние
Действия человеческие бывают или сообразными, или не сообразными с законом Божиим. Первые называются добрыми, а вторые злыми. Чтобы действие было добрым, от него требуется полная,
Новости и инфо для студентов