Состояние воли сокровенного сердца человека - раздел Образование, Святитель Иннокентий Пензенский
Чтобы Раскрыть Совершенство Воли Сокровенного Сердца Челов...
Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека, рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях — отрицательное и положительное, образ и результат ее совершения.
Отрицательное начало, которому следует воля сокровенного сердца человека, есть самоотвержение, противоположное общему началу поврежденного естества, т.е. самолюбию (см. Мф.16, 24). Оно есть внутреннее, свободное, действительное, постоянное отвержение по отношению к многим знаниям1, многообразным учениям2, естественной мудрости и превосходству в слове3. По отношению к воле оно есть презрение и отвержение всего того, что составляет самолюбие, выражаемое сластолюбием, сребролюбием, гордостью. По отношению к телу оно есть отвержение красоты, силы, здравия и самой жизни4. По отношению к внешнему состоянию — отвержение близких (см. Лк. 14, 26), друзей; по отношению ко внутреннему состоянию — отвержение добрых дел, когда они ему или нравятся5, или приносят похвалу6, отвержение совершенств, составляющих собственную частную славу, а не общее и истинное благо7.
Отсюда следует, что истинное самоотвержение есть не только отвержение души от всякого зла, но также и от по-видимому полезного и доброго, и даже от самого самоотвержения с тем, чтобы оно не было обращаемо в нашу похвалу или нами самими, или другими через нас, а потому не превратилось мало-помалу в гнуснейшее самолюбие8.
Положительное начало воли сокровенного сердца человека есть любовь к Богу, изливаемая в сердца человеческие Духом Святым (Рим. 5, 5); любовь не рабская, соединенная со страхом или опасением наказания, не наемническая, соединенная с ожиданием наград, но сыновняя — как к Отцу, Божественная — как к Существу Пресовершенному. Следствие и плод такой любви есть истинная добродетель9 и непререкаемое совершенство.
Образ совершения воли сокровенного сердца человека есть Божественная свобода10 совершать дела духовные11, не плотские. Ибо она есть обращение к Богу от рабства греха (Ин. 8, 34—36), мира (1Ин. 4, 4—6), князя тьмы (Кол. 1, 9 и 13), закона (Деян.15, 5—10; Гал.5, 22—25); конец же совершения воли есть общение с Богом12 по душе13 и по телу14, которое становится храмом Духа Святого, при посредстве Иисуса Христа15, единственного Ходатая между Богом и человеком.
Образ такового общения — непостижимая, неизреченная тайна16; впрочем, она не оставлена в Священном Писании без объяснения через различные уподобления: лозе и ветвям (Ин. 15, 4), корню маслины и привитым ветвям (Рим. 11, 17), главе и членам (Еф.1, 17 и 22—23), жениху и невесте (Ин. 3, 29; 2Кор. 11, 2), чем выражается ни что иное, как жизнь человека во Христе (Рим. 8, 1—2) и Христа вчеловеке (Гал.2, 20). Следствие сего общения есть мир, превышающий всякий ум (Флп.4, 6-7; Кол. 3, 14—15), радость о Боге (Ис.61,10), непрестанная (Ин.16,22), преславная, неизреченная (1 Пет. 1,8).
_________________
1) Слова мудрых... и составители их — от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12, 11-13).
2) Учениями различными, и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца (Евр.13, 9).
3) Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?... И когда я приходил к вам возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1Кор.1, 19-20; 2, 1-2).
4) Буду радоваться... при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. (Флп.1, 20).
5) Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди (Мф.6, 2).
6) Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... они уже получают награду свою (Мф.6, 16).
7) Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона,— не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9,19—22).
8) И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13,3). О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 2—3). Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения (Рим. 6, 4—5).
9) Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих Двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22, 33).
10) Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36).
11) Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5,1). Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8,1).
12) Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,— да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21).
13) А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6,17).
14) Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор.6,19)
15) Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою (Евр. 10,19—20 и 22); потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф.5, 30).
16) Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Х-ристу и к Церкви (Еф.5, 32).
Все темы данного раздела:
Богословие деятельное
Оглавление
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ... 1
Определение богословия деятельного. 1
Творец. 1
Подлежащее. 2
Предмет. 2
Определение богословия деятельного
Богословие деятельное есть деятельная божественная наука, которая учит тому, как восстанавливать в человеке образ Божий, или возращать сокровенного сердца человека (1Пет. 3—
Подлежащее
Это столь сокровенное учение с точностью постигают и с успехом преподают люди духовные; душевный же человек ни принять, ни уразуметь его не может1. Средний между ними —
Во времена подзаконные
Когда употребление письменности сделалось необходимым, тогда изображение совершенного человека, написанное рукой его Первообраза на двух каменных скрижалях и заключенное в десяти
Во времена отеческие
Примеру апостолов последовали мужи апостольские и Отцы Церкви. Деятельное учение излагалось у них большею частью совокупно с догматами веры, как-то: в посланиях св. Климента Римско
Развитие сего учения в Западной Церкви
С X века до времен схоластических1 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реалистов2. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали,
Развитие богословия деятельного в Церкви Российской
В нашей Церкви учение о христианской деятельности и особенно учение аскетическое распространялось в прошедшие века посредством переводов Восточных Отцов, которые собраны в книге, н
Начало познавательное
Все истины, познаваемые в этой жизни, мы заимствуем или из собственной природы — внутренней и внешней, или из природы существ и вещей, находящихся вне нас, или из природы Божестве
Образ наставления в богословии деятельном
Образы наставления в богословии деятельном, основанном на этом неподвижном начале, в зависимости от степени просвещения и состояния наставляемых могут быть различны. Для тех, кто н
Состав богословия деятельного
Все нравственные, или деятельные истины относятся либо к лицу, наставляемому в деятельной жизни (субъект); либо к разным действиям, из которых она составляется (предмет деятельност
Части богословия деятельного
Поскольку в поврежденном состоянии рода человеческого облечению во внутреннего человека должно предшествовать совлечение человека внешнего, то само собой разумеется, что в нравоуч
Изображения в Св. Писании человека внешнего, без сокровенного сердца человека
Человек внешний, без сокровенного сердца человека, в Св. Писании описывается следующими понятиями.
По началу и происхождению своему: «семенем змия»1, «обр
Обнаружение поврежденности
а) Во всех частях состава человеческого
Всеобщая поврежденность, пронизывая весь состав человека, свойственным ей образом обнаруживается и в каждой части сего состава, признают
Повреждение разума
а) Повреждение естественного разума усматривается из того, что Св. Писание называет его не только помраченным1, но и самой тьмой2. В понятиях своих он огранич
Повреждение ума
О таком же ослеплении и невежестве в предметах духовных и божественных Слово Божие говорит и по отношению к естественному уму1.
Людей, которые руководствуются им, оно называет
Повреждение совести
Совесть, этот внутренний законодатель, свидетель и судия наших поступков, так же, как и ум человека естественного, в Св. Писании называется поврежденной1, потому что о
Повреждение воли
За повреждением разума и совести необходимо следует повреждение воли. В человеке естественном она называется волею плоти1, волею диавола2 и законом греховн
Повреждение чувств
Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или ду
Повреждение воображения
Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей — воображение — в человеке естественном повреждена совершенно. Ее повреждение усматривается
Повреждение остроумия и памяти
Воображение весьма тесно соединено с остроумием и памятью; и потому в повреждении их не может быть никакого сомнения. Впрочем, повреждение остроумия открывается: а) в его тупости,
Повреждение пожелания
Повреждение чувственного пожелания, которое есть низшая сила души, движимая посредством тела, чувств и воображения и устремляющаяся к предметам, им свойственным, можно видеть: в ег
Повреждение страстей
Страсти — сильные движения чувственного пожелания, объемлющие и потрясающие всю душу, равным образом представляют доказательства глубокого повреждения человеческой души. Ибо они п
Повреждение тела
И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается:
а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рождаемое во гре
ЧАСТЬ II. О силе плотской в человеке естественном, невозрожденном
Повреждение человека естественного, невозрожденного, не является в нем свойством отрицательным, но представляет собой такую силу, которая обнаруживает себя в различных действиях, п
Сила плотская по отношению к Богу
Плотская сила, или сила воли человека необновленного, которая складывается из закона греховного и свободного произволения человека, действующего по этому закону, своим противодейств
Сила плотская по отношению к другим
Сила плотская, или сила воли человека необновленного равняется также воле всех людей. Ибо она подобна воле всех людей, и если не предвидит опасности для себя, то противится всем за
Сила плотская по отношению к самой себе
Наконец, эта сила в человеке естественном равняется самой себе; ибо она не может подавить или истребить сама себя и, таким образом, отвергает и попирает все, противное себе. Она у
ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного
Сила плоти в человеке естественном сама собой предполагает уже бессилие его духа, или неспособность к делам духовным. Название и значение духовного бессилия можно вывести из следую
ЧАСТЬ IV. Возрасты естественного человека
Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18, 3) по степеням, или возрастам.
Объяснение возрастов естественного человека
Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (П
Младенческий возраст
Младенческий возраст плотской силы можно объяснить через сравнение его с естественным младенчеством человека. Как в естественном младенчестве, так и в младенческом возрасте плотск
Юношеский возраст
Юношеский возраст внешнего, плотского человека, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожесточения, в котором плотская сила по
Последний возраст
Отличительное свойство последнего возраста плотской силы — ожесточение, простирающееся до отчаяния. Человек доходит до этого состояния: через совершенное неведение веры, надежды и
ЧАСТЬ V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека
Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого сокровенный сердца человек, зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей
Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека
Сердца всех людей, заключенных под грехом1, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоянии они ни находились: неведе
Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека
Сокровенного сердца человека как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и
Самое действие зачатия и рождения
Само действие, по которому сокровенный сердца человек зачинается и рождается, поистине есть тайна; ибо через него в сердце человека зачинается царствие Божие (Лк. 17,
Изображение сокровенного сердца человека в Священном Писании
Человек возрожденный, или сокровенный сердца человек, по отношению к своей природе в Священном Писании называется чадом Божиим (Ин. 1, 12), сыном света (Лк. 1
Состояние разума сокровенного сердца человека
В разуме сокровенного сердца человека постоянно пребывает сила, называемая помазанием, полученным от Бога, которое учит всему (1Ин.2, 27), познанием славы Божией (2Кор
Состояние совести сокровенного сердца человека
О совершенстве совести сокровенного сердца человека можно заключить из того, что она никогда не перестает действовать свойственным ей образом, всегда бодрствует (1Фес. 5,6)
Состояние воображения сокровенного сердца человека
О совершенстве воображения сокровенного сердца человека можно судить: а) по предметам, к которым оно устремляется, — духовным1, невидимым2, небесным
Состояние памяти сокровенного сердца человека
Совершенство памяти сокровенного сердца человека видно из того, что он памятует твердо то, что ему заповедано1, что должно делать2, а забывает то, что
О чувствовании сокровенного сердца человека
О совершенстве чувственного пожелания сокровенного сердца человека удобно заключить из того, что хотя предмет его — чувственные блага, но такие, которыми облечены блага духовные1
Свойство духовной брани
Чтобы определить отношение силы духовной сокровенного сердца человека к силе плотской, или диавольской, которой она непрестанно противится, нужно определить свойство духовной
Необходимость брани духовной
О необходимости брани духовной можно заключить:
а) из свойства силы плотской, составляющей закон, непрестанно противоборствующий закону ума и делающий пленником
Состояние духовной брани. Искушение
Состояние духовной брани есть многоразличное искушение. Чтобы определить свойство сего состояния обратим внимание на то, что оно означает, как разделяется, откуда происходит, когда
Враги внутреннего, сокровенного человека
Враги, тайно или явно нападающие на внутреннего, сокровенного человека,— диавол с прочими духами злобы поднебесных (Еф.6, 12); плоть со страстями и похотями (Гал.5, 2
Оружие брани духовной
Оружие брани духовной двоякого рода, как то можно заключить из противоположности воюющих и защищающихся. Оружие защищающихся, или подвизающихся на брани духовной,— духовно1
Вождь подвизающихся
Вождь подвизающихся подвигом добрым (2Тим.4,7) против диавола и дел его есть Иисус Христос, Начальник спасения1, Который во всем, а следовательно, и здесь первенс
Каким образом действовать против врагов
На брани духовной против врагов внутреннего, сокровенного человека должно поступать следующим образом:
а) направлять дух свой, по примеру св. Давида, к заповедям Господним
Конец духовной брани
Конец духовной брани, для которого она производится, есть победа (1Ин.5,4), одерживаемая добрым Христовым воином над его врагами, при всяких искушениях, какого бы рода они н
Отношение силы сокровенного человека к миру вещественному, к миру умному и к силе Божественной
Сила внутреннего, сокровенного человека по отношению к миру вещественному определяется и доказывается властью его над небом и землею1, над телами небесными2,
ЧАСТЬ VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку
О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: Всякий рожденный от Бога, греха не творит, ибо семя Его в нем п
ЧАСТЬ IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека
Сокровенный сердца человек по причине непрерывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через известные возрасты. Это можно
Возрасты сокровенного сердца человека
Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое производит сначала траву, пот
ЧАСТЬ X. О пособиях к возрастанию в духовной жизни
Возрастание в жизни духовной есть дело Божие1, но и сам человек может и должен тому содействовать посредством сил, сообщаемых ему свыше в возрождении. Это предполагает и
Ежедневное покаяние
Ежедневное покаяние, иначе называемое очищением1 и обновлением2 заключает в себе:
а) сознание грехов, сделанных в продолжение целого дня или сердцем
Умерщвление плоти
Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением плотских дел, земных член
Хождение пред Богом
Ходить пред Богом — значит не что иное, как творить благоугодное Ему, как бы пред лицом Его. Ходить пред Богом — значит ходить по заповедям Его,1 во свете (1Ин.1,7
Молитва
Молитва — главнейшее и действеннейшее из всех пособий к возрастанию в духовной жизни, потому что она и сама собой освящает человека и доставляет средства к освящению. Молитва назыв
Обязанности при молитве
Молиться должно верой1, от всего сердца2, со столь великим вниманием, чтобы при этом действии для молящегося не существовало ничего, кроме Бога и его самого. М
Предмет, время и место молитвы; ее виды
Предмет молитвы составляют прежде всего блага духовные и божественные1, а также блага, потребные для тела, если они не препятствуют нам на пути к блаженству вечному
Духовное бодрствование
С молитвой должно соединять духовное бодрствование1, или непрерывное внимание ко всему тому, что происходит внутри нас, что для нас или опасно, или спасительно2
Принятие Таинств
Для получения, запечатления и умножения благодатных даров Св. Духа живейшим1, известнейшим2, обильнейшим3 и нужнейшим4 образом служит пр
Подражание Иисусу Христу
Все средства к возрастанию в духовной жизни сосредоточиваются в подражании Иисусу Христу, живому закону1 и образу2, нам предначертанному для достижения свято
Общение со святыми
Подражание Иисусу Христу не исключает подражания святым, а потому общение с ними также должно почитать пособиями к преуспеянию в духовной жизни. Потому что святые Божий человеки са
Предмет
Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей,
Источник
Самый обильный источник божественного права, и притом единственное руководство, достаточное к его познанию, есть Священное Писание. Правила, законы и наставления об обязанностях чел
Пособия
Существуют следующие пособия, которые предоставляются божественному правоведению:
— писания Святых Отцов, в разных местах своих творений излагавших понятия о должностях и
Закон Божий
Божественный закон называется в Священном Писании истиной1, путем Господним2, словом Господним3, светом4, правдой 5 и волей Б
Сила, направляющая человеческую волю, или обязательство
Та сила, посредством которой Божественные законы могут воздействовать на человеческую волю, приклоняя ее к чему-либо или удерживая от чего-либо, называется обязательством. Обязател
Вменение
Вменять — значит приписывать кому-либо действие, которого хотя он сам и не сделал, но в котором каким-нибудь образом участвовал. В Священном Писании говорится о вменении действия
Нравственное деяние
Действия человеческие бывают или сообразными, или не сообразными с законом Божиим. Первые называются добрыми, а вторые злыми. Чтобы действие было добрым, от него требуется полная,
Новости и инфо для студентов