Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека - раздел Образование, Святитель Иннокентий Пензенский
Сокровенного Сердца Человека Как Сам Человек Без Бога Родить Не Мож...
Сокровенного сердца человека как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и со стороны человека1. Это должно заключать из того, что возрождение приписывается то Богу2, то самому человеку3; равно как необходимая для возрождения вера, приписывается человеку4, а между тем она есть дар Божий5; или обращение есть дело Божие, и вместе — человеческое6. Разница в том, что в зачатии и рождении сокровенного сердца человека Бог участвует первоначально7, деятельно8, положительно9, а человек — второстепенно10, подчиненно11, отрицательно12.
Такое взаимное содействие со стороны Бога и самого человека при зачатии и рождении сокровенного сердца человека можно видеть в притче о блудном сыне (Лк. 15, И—32). В ней со стороны человека представляются: некоторое предварительное познание о Боге, прекращение рассеянности, или возвращение ума к себе от вещей внешних; познание преизобильной благости Божией13; сознание собственной немощи и отчаянного положения, которое происходит со стороны его самого, ближних14, животных15 и вещей16 необходимо нужных; отклонение воли от настоящего бедственного положения и обращение к лучшему, или твердое намерение такого обращения17; признание грехов, или искреннее покаяние, осуждение, уничижение самого себя18, желание возвратиться к Богу, несмотря ни на какие препятствия19; сыновние молитвы к Богу, соединенные с отвержением самого себя20; сыновняя покорность Богу, надежда и постоянная любовь к Нему21.
Со стороны Бога в этой притче представляются: предварительное возбуждение человека22, милосердие к нему, исхождение ему навстречу23; неизменяемая Отеческая любовь24; приглашение Ангелов к служению ему25; изнесение и дарование ему даров: одежды, уготованной Христом26, т.е. заслуг Его, перстня — печати искупления, сапог — духовного хождения и евангельского благовествования.
_______________
1) Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак.4,8). Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя (2 Пар. 15,2-4).
2) И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (Иез. 36, 26).
3) Отвергните от себя все грехи ваши и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез.18, 31).
4) Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14,1).
5) Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф.2, 8—9).
6) Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле (Плач. 5, 21). Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой» (Иер.31,18). Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез.18, 30).
7) Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей (Еф.1,4—5). Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11—12).
8) Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2,13). А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава... от века до века (Еф.3, 20-21).
9) В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). И насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор. 3, 7).
10) Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2Кор. 3, 4—5).
11) Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
12) Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха... зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 6—7, 9—12).
13) Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15,17).
14) И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней (Лк. 15,15).
15) И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему (Лк. 15,16).
16) Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться (Лк. 15,14).
17) Встану, пойди к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15,18).
18) И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15,19).
19) Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15, 20).
20) Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15, 21).
21) А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15, 22).
22) Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться (Лк. 15,14).
23) Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15, 20).
24) И сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно... Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода...» Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его... А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 12-24).
25) Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10).
26) Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Откр.3,5).
Все темы данного раздела:
Богословие деятельное
Оглавление
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ... 1
Определение богословия деятельного. 1
Творец. 1
Подлежащее. 2
Предмет. 2
Определение богословия деятельного
Богословие деятельное есть деятельная божественная наука, которая учит тому, как восстанавливать в человеке образ Божий, или возращать сокровенного сердца человека (1Пет. 3—
Подлежащее
Это столь сокровенное учение с точностью постигают и с успехом преподают люди духовные; душевный же человек ни принять, ни уразуметь его не может1. Средний между ними —
Во времена подзаконные
Когда употребление письменности сделалось необходимым, тогда изображение совершенного человека, написанное рукой его Первообраза на двух каменных скрижалях и заключенное в десяти
Во времена отеческие
Примеру апостолов последовали мужи апостольские и Отцы Церкви. Деятельное учение излагалось у них большею частью совокупно с догматами веры, как-то: в посланиях св. Климента Римско
Развитие сего учения в Западной Церкви
С X века до времен схоластических1 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реалистов2. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали,
Развитие богословия деятельного в Церкви Российской
В нашей Церкви учение о христианской деятельности и особенно учение аскетическое распространялось в прошедшие века посредством переводов Восточных Отцов, которые собраны в книге, н
Начало познавательное
Все истины, познаваемые в этой жизни, мы заимствуем или из собственной природы — внутренней и внешней, или из природы существ и вещей, находящихся вне нас, или из природы Божестве
Образ наставления в богословии деятельном
Образы наставления в богословии деятельном, основанном на этом неподвижном начале, в зависимости от степени просвещения и состояния наставляемых могут быть различны. Для тех, кто н
Состав богословия деятельного
Все нравственные, или деятельные истины относятся либо к лицу, наставляемому в деятельной жизни (субъект); либо к разным действиям, из которых она составляется (предмет деятельност
Части богословия деятельного
Поскольку в поврежденном состоянии рода человеческого облечению во внутреннего человека должно предшествовать совлечение человека внешнего, то само собой разумеется, что в нравоуч
Изображения в Св. Писании человека внешнего, без сокровенного сердца человека
Человек внешний, без сокровенного сердца человека, в Св. Писании описывается следующими понятиями.
По началу и происхождению своему: «семенем змия»1, «обр
Обнаружение поврежденности
а) Во всех частях состава человеческого
Всеобщая поврежденность, пронизывая весь состав человека, свойственным ей образом обнаруживается и в каждой части сего состава, признают
Повреждение разума
а) Повреждение естественного разума усматривается из того, что Св. Писание называет его не только помраченным1, но и самой тьмой2. В понятиях своих он огранич
Повреждение ума
О таком же ослеплении и невежестве в предметах духовных и божественных Слово Божие говорит и по отношению к естественному уму1.
Людей, которые руководствуются им, оно называет
Повреждение совести
Совесть, этот внутренний законодатель, свидетель и судия наших поступков, так же, как и ум человека естественного, в Св. Писании называется поврежденной1, потому что о
Повреждение воли
За повреждением разума и совести необходимо следует повреждение воли. В человеке естественном она называется волею плоти1, волею диавола2 и законом греховн
Повреждение чувств
Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или ду
Повреждение воображения
Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей — воображение — в человеке естественном повреждена совершенно. Ее повреждение усматривается
Повреждение остроумия и памяти
Воображение весьма тесно соединено с остроумием и памятью; и потому в повреждении их не может быть никакого сомнения. Впрочем, повреждение остроумия открывается: а) в его тупости,
Повреждение пожелания
Повреждение чувственного пожелания, которое есть низшая сила души, движимая посредством тела, чувств и воображения и устремляющаяся к предметам, им свойственным, можно видеть: в ег
Повреждение страстей
Страсти — сильные движения чувственного пожелания, объемлющие и потрясающие всю душу, равным образом представляют доказательства глубокого повреждения человеческой души. Ибо они п
Повреждение тела
И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается:
а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рождаемое во гре
ЧАСТЬ II. О силе плотской в человеке естественном, невозрожденном
Повреждение человека естественного, невозрожденного, не является в нем свойством отрицательным, но представляет собой такую силу, которая обнаруживает себя в различных действиях, п
Сила плотская по отношению к Богу
Плотская сила, или сила воли человека необновленного, которая складывается из закона греховного и свободного произволения человека, действующего по этому закону, своим противодейств
Сила плотская по отношению к другим
Сила плотская, или сила воли человека необновленного равняется также воле всех людей. Ибо она подобна воле всех людей, и если не предвидит опасности для себя, то противится всем за
Сила плотская по отношению к самой себе
Наконец, эта сила в человеке естественном равняется самой себе; ибо она не может подавить или истребить сама себя и, таким образом, отвергает и попирает все, противное себе. Она у
ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного
Сила плоти в человеке естественном сама собой предполагает уже бессилие его духа, или неспособность к делам духовным. Название и значение духовного бессилия можно вывести из следую
ЧАСТЬ IV. Возрасты естественного человека
Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18, 3) по степеням, или возрастам.
Объяснение возрастов естественного человека
Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (П
Младенческий возраст
Младенческий возраст плотской силы можно объяснить через сравнение его с естественным младенчеством человека. Как в естественном младенчестве, так и в младенческом возрасте плотск
Юношеский возраст
Юношеский возраст внешнего, плотского человека, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожесточения, в котором плотская сила по
Последний возраст
Отличительное свойство последнего возраста плотской силы — ожесточение, простирающееся до отчаяния. Человек доходит до этого состояния: через совершенное неведение веры, надежды и
ЧАСТЬ V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека
Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого сокровенный сердца человек, зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей
Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека
Сердца всех людей, заключенных под грехом1, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоянии они ни находились: неведе
Самое действие зачатия и рождения
Само действие, по которому сокровенный сердца человек зачинается и рождается, поистине есть тайна; ибо через него в сердце человека зачинается царствие Божие (Лк. 17,
Изображение сокровенного сердца человека в Священном Писании
Человек возрожденный, или сокровенный сердца человек, по отношению к своей природе в Священном Писании называется чадом Божиим (Ин. 1, 12), сыном света (Лк. 1
Состояние разума сокровенного сердца человека
В разуме сокровенного сердца человека постоянно пребывает сила, называемая помазанием, полученным от Бога, которое учит всему (1Ин.2, 27), познанием славы Божией (2Кор
Состояние совести сокровенного сердца человека
О совершенстве совести сокровенного сердца человека можно заключить из того, что она никогда не перестает действовать свойственным ей образом, всегда бодрствует (1Фес. 5,6)
Состояние воли сокровенного сердца человека
Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека, рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях — отрицательное и положительное, образ и результат е
Состояние воображения сокровенного сердца человека
О совершенстве воображения сокровенного сердца человека можно судить: а) по предметам, к которым оно устремляется, — духовным1, невидимым2, небесным
Состояние памяти сокровенного сердца человека
Совершенство памяти сокровенного сердца человека видно из того, что он памятует твердо то, что ему заповедано1, что должно делать2, а забывает то, что
О чувствовании сокровенного сердца человека
О совершенстве чувственного пожелания сокровенного сердца человека удобно заключить из того, что хотя предмет его — чувственные блага, но такие, которыми облечены блага духовные1
Свойство духовной брани
Чтобы определить отношение силы духовной сокровенного сердца человека к силе плотской, или диавольской, которой она непрестанно противится, нужно определить свойство духовной
Необходимость брани духовной
О необходимости брани духовной можно заключить:
а) из свойства силы плотской, составляющей закон, непрестанно противоборствующий закону ума и делающий пленником
Состояние духовной брани. Искушение
Состояние духовной брани есть многоразличное искушение. Чтобы определить свойство сего состояния обратим внимание на то, что оно означает, как разделяется, откуда происходит, когда
Враги внутреннего, сокровенного человека
Враги, тайно или явно нападающие на внутреннего, сокровенного человека,— диавол с прочими духами злобы поднебесных (Еф.6, 12); плоть со страстями и похотями (Гал.5, 2
Оружие брани духовной
Оружие брани духовной двоякого рода, как то можно заключить из противоположности воюющих и защищающихся. Оружие защищающихся, или подвизающихся на брани духовной,— духовно1
Вождь подвизающихся
Вождь подвизающихся подвигом добрым (2Тим.4,7) против диавола и дел его есть Иисус Христос, Начальник спасения1, Который во всем, а следовательно, и здесь первенс
Каким образом действовать против врагов
На брани духовной против врагов внутреннего, сокровенного человека должно поступать следующим образом:
а) направлять дух свой, по примеру св. Давида, к заповедям Господним
Конец духовной брани
Конец духовной брани, для которого она производится, есть победа (1Ин.5,4), одерживаемая добрым Христовым воином над его врагами, при всяких искушениях, какого бы рода они н
Отношение силы сокровенного человека к миру вещественному, к миру умному и к силе Божественной
Сила внутреннего, сокровенного человека по отношению к миру вещественному определяется и доказывается властью его над небом и землею1, над телами небесными2,
ЧАСТЬ VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку
О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: Всякий рожденный от Бога, греха не творит, ибо семя Его в нем п
ЧАСТЬ IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека
Сокровенный сердца человек по причине непрерывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через известные возрасты. Это можно
Возрасты сокровенного сердца человека
Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое производит сначала траву, пот
ЧАСТЬ X. О пособиях к возрастанию в духовной жизни
Возрастание в жизни духовной есть дело Божие1, но и сам человек может и должен тому содействовать посредством сил, сообщаемых ему свыше в возрождении. Это предполагает и
Ежедневное покаяние
Ежедневное покаяние, иначе называемое очищением1 и обновлением2 заключает в себе:
а) сознание грехов, сделанных в продолжение целого дня или сердцем
Умерщвление плоти
Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением плотских дел, земных член
Хождение пред Богом
Ходить пред Богом — значит не что иное, как творить благоугодное Ему, как бы пред лицом Его. Ходить пред Богом — значит ходить по заповедям Его,1 во свете (1Ин.1,7
Молитва
Молитва — главнейшее и действеннейшее из всех пособий к возрастанию в духовной жизни, потому что она и сама собой освящает человека и доставляет средства к освящению. Молитва назыв
Обязанности при молитве
Молиться должно верой1, от всего сердца2, со столь великим вниманием, чтобы при этом действии для молящегося не существовало ничего, кроме Бога и его самого. М
Предмет, время и место молитвы; ее виды
Предмет молитвы составляют прежде всего блага духовные и божественные1, а также блага, потребные для тела, если они не препятствуют нам на пути к блаженству вечному
Духовное бодрствование
С молитвой должно соединять духовное бодрствование1, или непрерывное внимание ко всему тому, что происходит внутри нас, что для нас или опасно, или спасительно2
Принятие Таинств
Для получения, запечатления и умножения благодатных даров Св. Духа живейшим1, известнейшим2, обильнейшим3 и нужнейшим4 образом служит пр
Подражание Иисусу Христу
Все средства к возрастанию в духовной жизни сосредоточиваются в подражании Иисусу Христу, живому закону1 и образу2, нам предначертанному для достижения свято
Общение со святыми
Подражание Иисусу Христу не исключает подражания святым, а потому общение с ними также должно почитать пособиями к преуспеянию в духовной жизни. Потому что святые Божий человеки са
Предмет
Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей,
Источник
Самый обильный источник божественного права, и притом единственное руководство, достаточное к его познанию, есть Священное Писание. Правила, законы и наставления об обязанностях чел
Пособия
Существуют следующие пособия, которые предоставляются божественному правоведению:
— писания Святых Отцов, в разных местах своих творений излагавших понятия о должностях и
Закон Божий
Божественный закон называется в Священном Писании истиной1, путем Господним2, словом Господним3, светом4, правдой 5 и волей Б
Сила, направляющая человеческую волю, или обязательство
Та сила, посредством которой Божественные законы могут воздействовать на человеческую волю, приклоняя ее к чему-либо или удерживая от чего-либо, называется обязательством. Обязател
Вменение
Вменять — значит приписывать кому-либо действие, которого хотя он сам и не сделал, но в котором каким-нибудь образом участвовал. В Священном Писании говорится о вменении действия
Нравственное деяние
Действия человеческие бывают или сообразными, или не сообразными с законом Божиим. Первые называются добрыми, а вторые злыми. Чтобы действие было добрым, от него требуется полная,
Новости и инфо для студентов