рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О чувствовании сокровенного сердца человека

О чувствовании сокровенного сердца человека - раздел Образование, Святитель Иннокентий Пензенский О Совершенстве Чувственного Пожелания Сокро­венного Сердца Человека Уд...

О совершенстве чувственного пожелания сокро­венного сердца человека удобно заключить из того, что хотя предмет его — чувственные блага, но такие, кото­рыми облечены блага духовные1; он довольствуется необходимым для телесной жизни2 в том, что касается и числа3, и меры4, и ценности5, для высшей же духов­ной жизни дела плотские бывают умерщвляемы6. Что касается чувств обновленного человека, то внутренние чувства, хотя и не всегда у каждого и в одинаковой степени, но действительно отверсты, как-то: зрение7, слух8, вкус9, осязание10. Внешние же чувства или закры­ваются и отвращаются, как-то: зрение11, слух12, язык13, вкус14, осязание15, или направляются к лучшему16. Отсю­да и все тело обновленного человека становится жерт­вой, благоугодной Богу (Рим. 12, 1).

__________________

 

1) Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его;... Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому;... Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс.26, 4; 83, 3,11).

2) Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 6).

3) Он сказал им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3,11).

4) Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).

5) Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал (Деян.20, 33).

6) Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8,12-13).

7) И сказал Стефан: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7,56). И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Кото­рый сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф.3,16).

8) Воззвал Господь к Самуилу: «Самуил, Самуил!» И отвечал он: «Вот я!» И побежал к Илию и сказал: «Вот я! ты звал меня». Но тот сказал: «Я не звал тебя; пойди назад, ложись». И он пошел и лег... Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне. И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: «Вот я! ты звал меня». Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока (1 Цар. 3, 4—8).

9) Ибо вы вкусили, что благ Господь (1 Пет. 2, 3).

10) О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,— ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1Ин.1,1—2). И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: «Кто прикоснул­ся ко Мне?» Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: «На­ставник! Народ окружает Тебя и теснит,и Ты говоришь: кто прикоснул­ся ко Мне?» Но Иисус сказал: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8, 43—46).

11) Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице. Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес? (Иов.3,1—2); Не пожелай красоты ее в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твои­ми, и да не увлечет она тебя ресницами своими (Прит.6,25).

12) Ищущие души моей теснились, и ищущие мне зла говорили суетное, и весь день помышляли о коварстве. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был, как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа. Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой (Пс.37,13-16). Сын мой! Не внимай льстивой женщине; ибо мед исто­чают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней (Прит. 5,1-5).

13) Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело;... так и язык небольшой член, но много делает... язык огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами на­шими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаля­ем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц укрощено естеством чело­веческим, а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исхо­дит благословение и проклятие (Иак.3, 2, 5—10); Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс.140, 3).

14) Лицемерят запрещающие употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарени­ем, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим.4,3—5). Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание (3Езд.7,55). Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и мо­литвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5, 5—6).

15) Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующе­го в мире растления похотью... прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочес­тии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет. 1, 4—7). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5, 24).

16) Отвергни от себя строптивость уст, и обидные слова удали от себя. Г'лаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да не будут лукаво под­мигивать. Прямо ходи ногами твоими, и пути твои исправляй. Не уклоняйся ни на право, ни на лево, удержи ногу твою от пути злого (Прит.4, 24—27).

 

******

 

Нет ничего хуже, чем судить и измерять дела Божественные соображениями человеческими. Та­ким образом можно далеко отпасть от камня веры и лишиться света. Желающий объять лучи солнца гла­зами человеческими не только не объемлет их и не достигнет цели, но еще и отдалится от нее и потерпит великий вред, повредив зрение. Тем более дерзающий вместить своими умствованиями Свет неприступный потерпит вред, оскорбляя Бога.

Свт. Иоанн Златоуст

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Святитель Иннокентий Пензенский

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ... Приступая к обозрению и начертанию богосло вия деятельного нужно предварительно раскрыть определение его указать...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О чувствовании сокровенного сердца человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Богословие деятельное
  Оглавление ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ... 1 Определение богословия деятельного. 1 Творец. 1 Подлежащее. 2 Предмет. 2

Определение богословия деятельного
  Богословие деятельное есть деятельная божест­венная наука, которая учит тому, как восстанавливать в человеке образ Божий, или возращать сокровенного сердца человека (1Пет. 3—

Подлежащее
  Это столь сокровенное учение с точностью пости­гают и с успехом преподают люди духовные; душевный же человек ни принять, ни уразуметь его не может1. Средний между ними —

Во времена подзаконные
  Когда употребление письменности сделалось не­обходимым, тогда изображение совершенного челове­ка, написанное рукой его Первообраза на двух камен­ных скрижалях и заключенное в десяти

Во времена отеческие
  Примеру апостолов последовали мужи апостоль­ские и Отцы Церкви. Деятельное учение излагалось у них большею частью совокупно с догматами веры, как-то: в посланиях св. Климента Римско

Развитие сего учения в Западной Церкви
  С X века до времен схоластических1 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реа­листов2. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали,

Развитие богословия деятельного в Церкви Российской
  В нашей Церкви учение о христианской деятель­ности и особенно учение аскетическое распространялось в прошедшие века посредством переводов Восточных Отцов, которые собраны в книге, н

Начало познавательное
  Все истины, познаваемые в этой жизни, мы заим­ствуем или из собственной природы — внутренней и внешней, или из природы существ и вещей, находя­щихся вне нас, или из природы Божестве

Образ наставления в богословии деятельном
  Образы наставления в богословии деятельном, основанном на этом неподвижном начале, в зависимости от степени просвещения и состояния наставляемых мо­гут быть различны. Для тех, кто н

Состав богословия деятельного
  Все нравственные, или деятельные истины отно­сятся либо к лицу, наставляемому в деятельной жизни (субъект); либо к разным действиям, из которых она составляется (предмет деятельност

Части богословия деятельного
  Поскольку в поврежденном состоянии рода челове­ческого облечению во внутреннего человека должно пред­шествовать совлечение человека внешнего, то само собой разумеется, что в нравоуч

Изображения в Св. Писании человека внешнего, без сокровенного сердца человека
  Человек внешний, без сокровенного сердца человека, в Св. Писании описывается следующими понятиями. По началу и происхождению своему: «семенем змия»1, «обр

Обнаружение поврежденности
а) Во всех частях состава человеческого Всеобщая поврежденность, пронизывая весь со­став человека, свойственным ей образом обнаруживается и в каждой части сего состава, признают

Повреждение разума
  а) Повреждение естественного разума усматрива­ется из того, что Св. Писание называет его не только помраченным1, но и самой тьмой2. В понятиях своих он огранич

Повреждение ума
О таком же ослеплении и невежестве в предметах духовных и божественных Слово Божие говорит и по отношению к естественному уму1. Людей, которые руководствуются им, оно назы­вает

Повреждение совести
  Совесть, этот внутренний законодатель, свиде­тель и судия наших поступков, так же, как и ум чело­века естественного, в Св. Писании называется по­врежденной1, потому что о

Повреждение воли
  За повреждением разума и совести необходимо следует повреждение воли. В человеке естественном она называется волею плоти1, волею диавола2 и зако­ном греховн

Повреждение чувств
  Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или ду

Повреждение воображения
  Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей — вооб­ражение — в человеке естественном повреждена со­вершенно. Ее повреждение усматривается

Повреждение остроумия и памяти
  Воображение весьма тесно соединено с остро­умием и памятью; и потому в повреждении их не может быть никакого сомнения. Впрочем, поврежде­ние остроумия открывается: а) в его тупости,

Повреждение пожелания
  Повреждение чувственного пожелания, которое есть низшая сила души, движимая посредством тела, чувств и воображения и устремляющаяся к предме­там, им свойственным, можно видеть: в ег

Повреждение страстей
  Страсти — сильные движения чувственного по­желания, объемлющие и потрясающие всю душу, равным образом представляют доказательства глу­бокого повреждения человеческой души. Ибо они п

Повреждение тела
  И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается: а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рож­даемое во гре

ЧАСТЬ II. О силе плотской в человеке естественном, невозрожденном
  Повреждение человека естественного, невозрожденного, не является в нем свойством отрицательным, но представляет собой такую силу, которая обнаружи­вает себя в различных действиях, п

Сила плотская по отношению к Богу
  Плотская сила, или сила воли человека необновленного, которая складывается из закона греховного и свободного произволения человека, действующего по этому закону, своим противодейств

Сила плотская по отношению к другим
  Сила плотская, или сила воли человека необновленного равняется также воле всех людей. Ибо она подобна воле всех людей, и если не предвидит опас­ности для себя, то противится всем за

Сила плотская по отношению к самой себе
  Наконец, эта сила в человеке естественном равня­ется самой себе; ибо она не может подавить или истре­бить сама себя и, таким образом, отвергает и попирает все, противное себе. Она у

ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного
  Сила плоти в человеке естественном сама собой предполагает уже бессилие его духа, или неспособность к делам духовным. Название и значение духовного бес­силия можно вывести из следую

ЧАСТЬ IV. Возрасты естественного человека
  Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бесси­лия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18, 3) по степеням, или возрастам.

Объяснение возрастов естественного человека
  Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (П

Младенческий возраст
  Младенческий возраст плотской силы можно объяснить через сравнение его с естественным мла­денчеством человека. Как в естественном младенчест­ве, так и в младенческом возрасте плотск

Юношеский возраст
  Юношеский возраст внешнего, плотского челове­ка, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожес­точения, в котором плотская сила по

Последний возраст
  Отличительное свойство последнего возраста плотской силы — ожесточение, простирающееся до от­чаяния. Человек доходит до этого состояния: через со­вершенное неведение веры, надежды и

ЧАСТЬ V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека
  Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого сокровенный сердца человек, зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей

Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека
  Сердца всех людей, заключенных под грехом1, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоя­нии они ни находились: неведе

Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека
Сокровенного сердца человека как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и

Самое действие зачатия и рождения
  Само действие, по которому сокровенный сер­дца человек зачинается и рождается, поистине есть тайна; ибо через него в сердце человека зачинается царствие Божие (Лк. 17,

Изображение сокровенного сердца человека в Священном Писании
  Человек возрожденный, или сокровенный сер­дца человек, по отношению к своей природе в Свя­щенном Писании называется чадом Божиим (Ин. 1, 12), сыном света (Лк. 1

Состояние разума сокровенного сердца человека
  В разуме сокровенного сердца человека постоянно пребывает сила, называемая помазанием, полученным от Бога, которое учит всему (1Ин.2, 27), познанием славы Божией (2Кор

Состояние совести сокровенного сердца человека
  О совершенстве совести сокровенного сердца че­ловека можно заключить из того, что она никогда не перестает действовать свойственным ей образом, все­гда бодрствует (1Фес. 5,6)

Состояние воли сокровенного сердца человека
  Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека, рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях — отрицательное и положи­тельное, образ и результат е

Состояние воображения сокровенного сердца человека
  О совершенстве воображения сокровенного сер­дца человека можно судить: а) по предметам, к кото­рым оно устремляется, — духовным1, невидимым2, не­бесным

Состояние памяти сокровенного сердца человека
  Совершенство памяти сокровенного сердца че­ловека видно из того, что он памятует твердо то, что ему заповедано1, что должно делать2, а забывает то, что

Свойство духовной брани
  Чтобы определить отношение силы духовной сокровенного сердца человека к силе плотской, или диавольской, которой она непрестанно противится, нужно определить свойство духовной

Необходимость брани духовной
  О необходимости брани духовной можно заклю­чить: а) из свойства силы плотской, составляющей за­кон, непрестанно противоборствующий закону ума и делающий пленником

Состояние духовной брани. Искушение
  Состояние духовной брани есть многоразличное искушение. Чтобы определить свойство сего состояния обратим внимание на то, что оно означает, как разделя­ется, откуда происходит, когда

Враги внутреннего, сокровенного человека
  Враги, тайно или явно нападающие на внутренне­го, сокровенного человека,— диавол с прочими духами злобы поднебесных (Еф.6, 12); плоть со страстями и похотями (Гал.5, 2

Оружие брани духовной
  Оружие брани духовной двоякого рода, как то можно заключить из противоположности воюющих и защищающихся. Оружие защищающихся, или подви­зающихся на брани духовной,— духовно1

Вождь подвизающихся
  Вождь подвизающихся подвигом добрым (2Тим.4,7) против диавола и дел его есть Иисус Христос, Начальник спасения1, Который во всем, а следователь­но, и здесь первенс

Каким образом действовать против врагов
  На брани духовной против врагов внутреннего, сокровенного человека должно поступать следующим образом: а) направлять дух свой, по примеру св. Давида, к заповедям Господним

Конец духовной брани
  Конец духовной брани, для которого она произ­водится, есть победа (1Ин.5,4), одерживаемая добрым Христовым воином над его врагами, при всяких искушениях, какого бы рода они н

Отношение силы сокровенного человека к миру вещественному, к миру умному и к силе Божественной
  Сила внутреннего, сокровенного человека по от­ношению к миру вещественному определяется и доказывается властью его над небом и землею1, над телами небесными2,

ЧАСТЬ VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку
  О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: Всякий рожденный от Бога, греха не тво­рит, ибо семя Его в нем п

ЧАСТЬ IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека
  Сокровенный сердца человек по причине непре­рывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через изве­стные возрасты. Это можно

Возрасты сокровенного сердца человека
  Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое произ­водит сначала траву, пот

ЧАСТЬ X. О пособиях к возрастанию в духовной жизни
  Возрастание в жизни духовной есть дело Божие1, но и сам человек может и должен тому содействовать посредством сил, сообщаемых ему свыше в возрожде­нии. Это предполагает и

Ежедневное покаяние
  Ежедневное покаяние, иначе называемое очище­нием1 и обновлением2 заключает в себе: а) сознание грехов, сделанных в продолжение це­лого дня или сердцем

Умерщвление плоти
  Как ежедневное покаяние способствует истребле­нию со деланных грехов, так умерщвление плоти их пред­отвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением плотских дел, земных член

Хождение пред Богом
  Ходить пред Богом — значит не что иное, как творить благоугодное Ему, как бы пред лицом Его. Ходить пред Богом — значит ходить по заповедям Его,1 во свете (1Ин.1,7

Молитва
  Молитва — главнейшее и действеннейшее из всех пособий к возрастанию в духовной жизни, потому что она и сама собой освящает человека и доставляет сред­ства к освящению. Молитва назыв

Обязанности при молитве
  Молиться должно верой1, от всего сердца2, со столь великим вниманием, чтобы при этом действии для молящегося не существовало ничего, кроме Бога и его самого. М

Предмет, время и место молитвы; ее виды
  Предмет молитвы составляют прежде всего блага духовные и божественные1, а также блага, по­требные для тела, если они не препятствуют нам на пути к блаженству вечному

Духовное бодрствование
  С молитвой должно соединять духовное бодрст­вование1, или непрерывное внимание ко всему тому, что происходит внутри нас, что для нас или опасно, или спасительно2

Принятие Таинств
  Для получения, запечатления и умножения благо­датных даров Св. Духа живейшим1, известнейшим2, обильнейшим3 и нужнейшим4 образом служит пр

Подражание Иисусу Христу
  Все средства к возрастанию в духовной жизни сосредоточиваются в подражании Иисусу Христу, живо­му закону1 и образу2, нам предначертанному для дости­жения свято

Общение со святыми
  Подражание Иисусу Христу не исключает подра­жания святым, а потому общение с ними также должно почитать пособиями к преуспеянию в духовной жизни. Потому что святые Божий человеки са

Предмет
  Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразо­вываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей,

Источник
  Самый обильный источник божественного права, и притом единственное руководство, достаточное к его познанию, есть Священное Писание. Правила, законы и наставления об обязанностях чел

Пособия
  Существуют следующие пособия, которые предо­ставляются божественному правоведению: — писания Святых Отцов, в разных местах своих творений излагавших понятия о должностях и

Закон Божий
  Божественный закон называется в Священном Писании истиной1, путем Господним2, словом Господ­ним3, светом4, правдой 5 и волей Б

Сила, направляющая человеческую волю, или обязательство
  Та сила, посредством которой Божественные за­коны могут воздействовать на человеческую волю, приклоняя ее к чему-либо или удерживая от чего-либо, называется обязательством. Обязател

Вменение
  Вменять — значит приписывать кому-либо дей­ствие, которого хотя он сам и не сделал, но в котором каким-нибудь образом участвовал. В Священном Пи­сании говорится о вменении действия

Нравственное деяние
  Действия человеческие бывают или сообразными, или не сообразными с законом Божиим. Первые на­зываются добрыми, а вторые злыми. Чтобы действие было добрым, от него требуется полная,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги