рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Раскол в протестантском стане

Раскол в протестантском стане - раздел Образование, Джордж Найт 20-Е Годы Двадцатого Столетия Были Особенно Болезненными Для Американского Пр...

20-е годы двадцатого столетия были особенно болезненными для американского протестантизма. За предшествовавшие этому десятилетию полвека протестантские церкви постепенно разделились на два крыла - консервативное (фундаменталистское) и либеральное (модернистское).

Ключевым вопросом, определившим такое размежевание, стало отношение к современным интеллектуальным тенденциям. Модернисты решили приспосабливаться к новым веяниям. Поэтому либеральные церкви восприняли такие концепции, как дарвиновский эволюционизм, и встроили их в свою систему убеждений как «Божий способ осуществления Его замыслов».

Либералы вскоре применили теорию эволюции к религии, и богословы, такие, как Джеймс Фриман Кларк, стали изображать религию как процесс развития от простого к сложному, на вершине которого оказалось христианство как самая развитая из великих мировых религий. В их представлениях христианство не стоит особняком, но находится в авангарде эволюционного пути, которым следуют все религии. От эволюционной концепции религии до эволюционного понимания самой Библии оставался лишь один шаг, и очень скоро он был сделан. Многие богословы более не рассматривали Библию как результат сверхъестественного воздействия Святого Духа. Для них она превратилась в собрание мифов и примитивных идей, которые свойственны другим недоразвитым культурам. Таким образом, Библия стала рассматриваться не столько как Божье откровение человечеству, сколько как попытка человечества постичь Бога.

Появление этих эволюционных концепций сопровождалось научным, или критическим, изучением Библии. Отринув традиционные представления об ее богодухновенности, модернисты стали рассматривать Библию как плод человеческих усилий, чуждый какому-либо сверхъестественному водительству. В исследовании Священного Писания они стали применять те же современные философские подходы, что и в изучении литературы в целом.

Основная предпосылка, которой руководствовался модернизм, состояла в авторитете разума и современных научных открытий. Либеральная система верований отбрасывала все, что, по мнению модернистов, было в Библии неразумно, необоснованно и «ненаучно». Среди «выбывших из строя» были такие учения, как воскресение Христа, Его рождение от девы, Второе пришествие, чудеса и заместительная жертва. В конце концов, вопрошали либералы по поводу этой последней доктрины, в чем тут справедливость, когда один умирает за другого? Подобная концепция не имеет смысла. Гораздо разумнее, утверждали здравомыслящие модернисты, считать, что Иисус подал нам добрый пример, которому могут следовать все люди. Если та или иная идея представляется неразумной, ей нужно дать объяснение, удовлетворяющее требованиям мыслящих людей двадцатого века.

Помимо твердой веры в Иисуса как пример высокой морали для всех людей, либералы придерживались таких идей, как сущностная благость человеческой природы. Кроме того, они считали, что грех - это не восстание против Бога, но неведение и/или рудимент «звериного» прошлого, который можно исправить воспитанием и преобразованием социальной среды, и что царство Божье проникает в мир через непрекращающийся эволюционный процесс. Таким образом, Церковь может способствовать его наступлению, продвигая социальные реформы.

Впрочем, то, что они называли «новой теологией», увлекло далеко не всех протестантов. Первые два десятилетия нового века стали свидетелями возникновения консервативной реакции на либерализм, которая в 1920-х годах получила известность как фундаментализм. Фундаменталисты делали особый упор на те доктрины и вопросы, которые были отвергнуты модернистами. И хотя разные группы фундаменталистов могли придерживаться разных взглядов на те или иные учения, тем не менее все они были единодушно уверены в непогрешимости и вербальной инспирации Библии, в рождении Иисуса от девы, в Его заместительной жертве, в Его телесном воскресении и в подлинности Его чудес. Некоторые фундаменталисты, такие, как диспенсационалисты, прибавляли к этому списку ключевых верований возвращение Христа до наступления тысячелетнего царства и подчеркивали значимость недели творения.

Борьба между модернизмом и фундаментализмом шла вокруг множества вопросов, однако определяющим среди них был вопрос религиозного авторитета. В конце концов, рассуждали консерваторы, разве либералы не уклонились с «христианского» пути, отвергнув авторитет Библии в пользу человеческого разума? Таким образом, во главе угла в этом противостоянии, по мнению фундаменталистов, была концепция Библии как достоверного во всех отношениях источника.

Во времена кризиса реакция на ту или иную проблему зачастую оказывается чрезмерной. И это для людей вполне естественно. Фундаменталистская реакция на либерализм нашла отражение в акценте на вербальной инспирации и непогрешимости Библии. Так, фундаменталистский лагерь пришел к заключению, что рукописные оригиналы Библии, выходившие из-под пророческого пера, были слово в слово вдохновлены Богом и потому не могут содержать фактических ошибок. Эти учения существовали и на заре протестантизма, однако в течение 1920-х годов им стали уделять больше внимания, их стали развивать, и они получили более широкое распространение, особенно в наиболее консервативном протестантском секторе. Причем этот сегмент протестантизма быстро рос в накаленной атмосфере 20-х годов.

Адвентизм оказался между двух полюсов в этой борьбе модернистов с фундаменталистами. Подобно фундаменталистам, адвентисты придавали этим вопросам очень большое значение. Отражение их восприятия этого кризиса можно найти на обложках двух книг, вышедших в адвентистских издательствах в 1924 году. Первая носит название The Battle of the Churches: Modernism or Fundamentalism, Which? (Битва церквей: модернизм или фундаментализм, чья возьмет?). На ее обложке изображен либерал, выбивающий краеугольный камень христоцентризма из здания церкви, чтобы вставить на его место новый камень под названием «эволюция». «Битва в самом разгаре, - гласит первое предложение этой книги. - Христианству придется решать: принимать Священное Писание за критерий веры или идти по пути, проложенном рационализмом, теориями и измышлениями человеческими... Нейтралитета в этом противостоянии быть не может» (с. 7; курсив мой).

На второй книге, под названием Christianity at the Crossroads (Христианство на перепутье), нарисован человек, идущий в святой город. Остановившись на развилке, он думает, какой дорогой идти дальше - путем модернизма или путем фундаментализма. И здесь первое же предложение задает тон всей книге. «Христианская церковь сегодня, - читаем мы, - переживает ужасные потрясения. Самое время как следует изучить ее основания, дабы понять, насколько они прочны» (с. 5). Далее на той же странице говорится, что враги христианства уже не вне стен Церкви, они внутри нее, «в личине ее защитников».

Идея, которую хотели передать авторы этих книжных обложек, лежит на поверхности. Они считали, что у тех, кто оказался в гуще этой борьбы, есть только два выбора - либо фундаментализм, либо модернизм. Третьего не дано, только две эти крайности, два полюса в центральном вопросе о библейском авторитете и в прочих доктринальных проблемах. Столь упрощенный взгляд несет в себе определенный перекос и искажает общую картину, поскольку сильно ограничивает свободу выбора. Увы, в ходе жарких богословских противостояний люди нередко впадают в подобные крайности. Церковная история пестрит примерами, когда христиане расходились в противоположные углы теологической платформы, превращая вероучение в главное орудие борьбы с оппонентом. Адвентизм столкнулся с подобным явлением во время кризиса 1888 года. Примерно то же самое произошло и в 1920-х годах, когда адвентисты двинулись в ту сторону богословского спектра, где царили вербальная инспирация и непогрешимость Библии.

Здесь нельзя не отметить, что как такового соблазна свернуть в сторону либерализма у адвентистской Церкви не было. С самого возникновения своего движения адвентисты единодушно придерживались тех же основополагающих концепций, за которые так ратовали и фундаменталисты, за исключением разве что их строгих взглядов на богодухновение. В этой области, как мы увидим ниже, адвентизм вошел в 1920-е годы довольно разобщенным, а вышел из этого десятилетия гораздо более сплоченным.

В течение 1920-х годов руководители Церкви адвентистов седьмого дня относились в основном с сочувствием к борьбе, которую вели фундаменталисты, но считали при этом, что у них есть серьезный изъян - они не придерживаются таких основополагающих принципов, как седьмой день суббота. Поэтому адвентисты постоянно заявляли, что они и есть единственные настоящие фундаменталисты.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Джордж Найт

Джордж Найт В поисках своего лица От автора Глава Истина для настоящего времени не стоит... Глава Истина для настоящего времени не стоит на месте... Большинство основателей Церкви адвентистов седьмого дня не сочли бы для себя возможным присоединиться к Церкви...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Раскол в протестантском стане

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В поисках своего лица
Слово к читателю От автора Глава 1. «Истина для настоящего времени» не стоит на месте Глава 2. Адвентизм был рожден не в вакууме Глава 3. Миллеритское богословск

Слово к читателю
Мне посчастливилось в жизни: на протяжении 55 лет из полутора веков, охваченных этой книгой, я был свидетелем и непосредственным участником поисков богословской самобытности, которые постоянно веде

От автора
Эта книга - вторая в серии, посвященной адвентистскому наследию. В первой, вышедшей под названием A Brief History of Seventh-day Adventists (1999), изложены общие тенденции в развитии адвент

Истина для настоящего времени: текучая, а не застывшая
И Джозеф Бейтс, и Джеймс с Еленой Уайт (три основателя адвентизма седьмого дня) говорили о динамичности того, что они называли «истиной для настоящего времени». Этот термин использовали не только о

Символы веры: избегать жесткости
Первые адвентисты не только считали изменчивой истину для настоящего времени, они еще и не жаловали так называемые символы веры или точно сформулированные доктрины, которые якобы ни в коем случае н

Поступательное движение в понимании библейских истин
В глазах основателей адвентистской Церкви возможности для динамичного изменения своих доктрин у адвентистов были все-таки ограниченными. У них были определенные истины, не подлежавшие пересмотру. С

Богословские корни адвентизма
Североамериканский протестантизм девятнадцатого века был чадом Реформации шестнадцатого века. Многим адвентистам этот факт хорошо известен, но они приходят к ошибочному выводу, что их Церковь являе

Взгляды на тысячелетнее царство
Отмеченные выше интеллектуальные тенденции существовали в американском обществе, которое, по словам Эрнеста Сандина, было «опьянено тысячелетним царством» (Roots of Fundamentalism, 42). Эксц

Как Миллер пользовался Библией
Будучи начитанным интеллектуалом-деистом, Миллер в конце концов обратился в христианство в 1816 году и посвятил свою жизнь изучению одной-единственной книги - Библии. Писание, по его же собственном

Миллер о Втором пришествии
Миллеризм по сути своей был движением одной доктрины - о видимом, буквальном, предваряющем тысячелетнее царство возвращении Иисуса Христа на облаках небесных. К 1818 году он пришел «к захватывающем

Вести первого и второго ангелов
Миллер увязывал весть об очищении святилища из Дан. 8:14 и полночный крик из Мф. 25 с первым ангелом из Откр. 14:6, 7, который возвещал «громким голосом» и «вечное Евангелие», и весть о наступлении

Движение седьмого месяца» и великое разочарование
Поначалу Миллер сопротивлялся попыткам указать точную дату возвращения Христа. Он говорил о «примерно 1843 годе». Но в январе 1843 года он пришел к выводу на основании временных пророчеств и еврейс

Концепция «закрытой двери» и мучительные поиски самобытности
Основной задачей для разного рода миллеритов в конце 1844 и на протяжении всего 1845 года был поиск смысла, что значит быть адвентистом. Главной богословской линией разделения между ними стал вопро

На пути к пониманию святилища
Те, кто становился субботствующими адвентистами, не только следовали миллеровским принципам библейской интерпретации, но и по-прежнему признавали основы его эсхатологии. В частности, они верили в т

Суббота и весть третьего ангела
Интерес к седьмому дню субботе возник у адвентистов еще АО октябрьского разочарования. Первым их внимание к ней привлек Д. А. Бегг, исследователь пророчеств из Шотландии. Но сильнее всего к субботе

Последний доктринальный столп: условное бессмертие
Помимо учений о двухэтапном служении Христа в небесном святилище, о седьмом дне субботе и Втором пришествии субботствующие адвентисты выработали еще одно учение, которое стали считать одной из свои

Общий взгляд
К началу 1848 года руководители движения субботствующих адвентистов, в результате глубоких и обширных библейских исследований, в целом пришли к согласию по крайней мере по четырем пунктам вероучени

Уточнение вестей первого и второго ангелов
В конце 1840-х и на протяжении 1850-х годов субботствующие адвентисты внесли определенные поправки в свое изначальное понимание первой и второй ангельских вестей. Они не только стали считать, что в

Другие богословские уточнения после 1850 года
Вполне естественно, что с течением времени в определенные учения, которых придерживались субботствующие адвентисты, стали вноситься некоторые уточнения. Установление точной даты Второго пришествия

Почва для разногласий
Во второй половине 1880-х годов адвентизм седьмого дня столкнулся с новым кризисом идентичности. Нам будет легче проникнуть в суть проблемы, если мы признаем, что адвентистское вероучение состоит и

По-прежнему народ Книги? Вопрос авторитета
К концу 1880-х годов руководители Церкви адвентистов седьмого дня, похоже, забыли о своих радикальных библейских корнях, выраженных в принципе sola scriptura. По истечении сорока лет существ

Возвысьте Иисуса: праведность по вере и весть третьего ангела
Второй богословской проблемой, с которой Церкви пришлось иметь дело в 1888 году, был план спасения. Как сказала по этому поводу Елена Уайт: «По великой милости Своей Господь послал Своему народу др

Возвысьте Иисуса: Троица, полноценная Божественность Иисуса и Святой Дух как Личность
Споры по вопросу о спасении, разгоревшиеся в течение 1888 года, заставили некоторых адвентистов задуматься о необходимости исправить церковные воззрения на Божество. Они все больше убеждались, что

Возвысьте Иисуса: исследование человеческой природы Христа
Четвертый богословский вопрос, на решении которого сильно сказалась миннеаполисская конференция, имел непосредственное отношение к изысканиям, связанным с человеческой природой Христа. Эти исследов

Адвентисты склоняются к более строгим взглядам на инспирацию
Адвентисты седьмого дня, оказавшись в гуще споров о библейском авторитете в 1920-х годах, обнаружили, что их понимание вопросов, связанных с инспирацией, к концу десятилетия приобрело явный уклон в

Народ Книги или народ книг?
В вопросе инспирации у адвентистской Церкви в 1920-х годах была еще одна проблема, а именно неослабевающий соблазн выстраивать богословие на основании трудов Елены Уайт, делая их равным, а то и пре

Возрождение интереса к праведности по вере
Как уже отмечалось выше, в течение первых двух десятилетий двадцатого века внимание адвентизма было приковано к событиям вокруг кризиса, вызванного деятельностью Келлога и Джоунса, и первой мировой

Попытки придать адвентизму более христианский облик
Если кому-то кажется, что теология Андреасена была квинтэссенцией того, что есть адвентист в адвентизме, или шагом на пути к обособлению адвентистского богословия от всех прочих, то здесь следует о

Некоторые показательные тенденции
История похожа на переменчивый, не ведающий остановок поток. То же самое можно сказать и об истории адвентизма. Скажем, в первой половине двадцатого века стало все сильнее проявлять себя движение в

Направление первое: исторический адвентизм
В сентябре 1956 года в адвентизме разразился новый кризис, начавшийся с публикации в консервативном пресвитерианском журнале Eternity статьи Дональда Грея Барнхауза под названием «Являются л

Направление второе: значение 1888 года
Почва для второго направления в богословских баталиях, беспокоящих современный адвентизм, была подготовлена в 1947 году, когда Л. Г. Кристиан, на тот момент вице-президент Генеральной Конференции,

Направление третье: роль и авторитет Елены Уайт
Третий вектор, приведший к разделению в адвентистской среде во второй половине двадцатого века, был связан с ролью и авторитетом Елены Уайт. Разногласия по этому вопросу и раньше всплывали на повер

Направление четвертое: теория инспирации
С проблематикой Елены Уайт тесно связан такой вопрос, как библейская инспирация. Вопрос этот поднимался в истории адвентизма неоднократно. В предыдущих главах мы уже говорили о довольно умеренных в

Уроки, которые можно извлечь из поляризации богословских мнений
Первый урок, который мы можем извлечь, изучив развитие адвентистского вероучения, можно сформулировать так: нет ничего опаснее, чем строить свою теологию «против ближнего своего». Пример тому - осн

Уроки, которые можно извлечь из основных принципов вероучения
Перед каждым поколением адвентистов седьмого дня стояла задача внести свой, особый вклад в понимание и развитие основных принципов адвентизма. Эта тенденция проявила себя, к примеру, в Миннеаполисе

А что же с пришествием?
Одно из самых ясных библейских учений гласит, что Иисус Христос придет вновь и пришествие Его будет на облаках небесных. Вся Библия указывает на это грандиозное завершение великой борьбы, когда Бог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги