рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Джордж Найт

Джордж Найт - раздел Образование, Большая Христианская Библиотека: Www.soteria.ru Д...

Большая христианская библиотека: www.soteria.ru

Джордж Найт

В поисках своего лица

От автора Глава 1. «Истина для настоящего времени» не стоит на месте Глава 2. Адвентизм был рожден не в вакууме

Слово к читателю

Обязательно прочтите всю книгу целиком, а не только те ее разделы, что привлекают ваше внимание. И тогда вы наверняка согласитесь, что эта книга -… Вначале доктор Найт предлагает гипотетическую дилемму. Он отмечает, что… Автор этой книги ясно показывает, что с самого начала адвентисты седьмого дня были готовы видоизменять и…

От автора

Этот поиск связан с целым рядом кризисов, с которыми пришлось столкнуться Церкви, и с вопросами, которые каждый из этих кризисов поднимал в… Следуя цели, поставленной перед серией книг об адвентистском наследии, я… Многие адвентисты седьмого дня скорее всего не задумываются о доктринах своей Церкви как о чем-то меняющемся во…

Глава 1. «Истина для настоящего времени» не стоит на месте

Большинство основателей Церкви адвентистов седьмого дня не сочли бы для себя возможным присоединиться к Церкви сегодня, будучи поставлены перед необходимостью принять современное «Изложение основных библейских доктрин» (см. Приложение).

Если говорить конкретнее, то они не приняли бы доктрину номер 2, касающуюся учения о Троице. Для Джозефа Бейтса Троица была небиблейским понятием (Автобиография, с. 204, 205), Джеймс Уайт считал ее «древним вздором» (Ревью энд Геральд, 5 августа 1852 г., с. 52), а М. Е. Корнелл - результатом великого отступничества, находящимся в одном ряду с такими лжеучениями, как соблюдение воскресенья и бессмертие души (Facts for the Times, 76).

He меньше проблем у большинства основателей адвентизма седьмого дня было бы с основной доктриной номер 4, которая провозглашает Иисуса вечным и истинным Богом. Для Дж. Н. Андрюса «у сына Божьего... Отцом был Бог, и он действительно, в какой-то момент минувшей вечности, имел свое начало дней» (Ревью энд Геральд, 7 сентября 1869 г., с. 84). Да и Э. Дж. Ваггонер, известный по миннеаполисской конференции 1888 года, писал в 1890 году, что «было время, когда Иисус произошел и исшел от Бога... но было это настолько давно, что для смертного разума Он практически не имеет начала» (Christ and His Righteousness, 21, 22).

Точно так же большинству ведущих адвентистов было бы трудно воспринять основную доктрину номер 5 - о Святом Духе как личности. Урия Смит, к примеру, не только, подобно многим своим собратьям, отрицал Троицу и предвечность Сына, но и, как и многие из них, изображал Святого Духа как «Божественное, загадочное производное, через которое [Отец и Сын] осуществляют Свою великую и непостижимую работу» (Бюллетень Генеральной Конференции 1891 года, с. 146). По другому случаю Смит писал о Святом Духе как о «Божественном влиянии», а не как о «личности, подобной Отцу и Сыну» (Ревью энд Геральд, 28 октября 1890 г., с. 664).

Первые адвентисты в массе своей расходятся со своими нынешними наследниками не только в этих трех доктринах. Центральным учением для них была так называемая «теория закрытой двери», провозглашавшая закрытие двери благодати и завершение евангельской миссии Церкви в октябре 1844 года. Елена Уайт, как мы увидим далее, придерживалась тех же убеждений. Были у нее и другие представления, которые она разделяла с большинством прочих адвентистов в конце 40-х и начале 50-х годов девятнадцатого столетия. В частности, она считала, что суббота начинается в 6 часов вечера в пятницу и заканчивается в 6 вечера субботы и что вполне допустимо есть свинину и мясо прочих животных, которые во Второзаконии определены как нечистые (см. Ministry, October 1993, 10-15).

У вас, должно быть, уже возник вопрос, а можно ли верить всему вышесказанному, и если да, то каким образом наша Церковь перешла от первоначальных убеждений к современному пониманию библейского учения. На эти-то вопросы и призвана ответить данная книга. Чтобы правильно понять развитие адвентистского вероучения, нам необходимо изучить три концепции, которых придерживались первые руководители адвентистов седьмого дня, формировавшие адвентистское вероучение: 1) их концепцию «динамичности» истины для настоящего времени; 2) их отношение к непоколебимости христианских символов веры и 3) их взгляды на развитие и углубление понимания библейских истин.

Истина для настоящего времени: текучая, а не застывшая

По отношению к субботе Бейтс стал употреблять выражение «истина для настоящего времени» с января 1847 года (The Seventh Day Sabbath: A Perpetual… В 1849 году Джеймс Уайт, процитировав 2 Петр. 1:12, где говорится об… В 1857 году Джеймс Уайт писал, что некоторые верующие «имеют склонность отвлекаться от великих истин, связанных с…

Символы веры: избегать жесткости

В 1861 году, во время съезда, на котором субботствующие адвентисты организовали свою первую конференцию, Джон Лафборо четко обрисовал проблему,… Затем взял слово Джеймс Уайт. Он отметил, что «сформулировать символ веры… В результате последующей оживленной дискуссии делегаты съезда единогласно проголосовали за то, чтобы вместо символа…

Поступательное движение в понимании библейских истин

Точно такое же замечание о необходимости исследовать Библию она сделала снова, когда писала, что «всякий раз, когда дети Божьи будут возрастать в… Второй уровень напряженности, связанной с необходимостью постоянно углублять… Третий уровень упомянутого выше конфликта - и ключ к разрешению кажущегося парадокса основателей адвентизма, которые…

Глава 2. Адвентизм был рожден не в вакууме

«Однажды я прочитал, - пишет Дуглас Фрэнк, - об одном первобытном племени, члены которого, когда их спросили, откуда они взялись на том клочке земли, ответили любознательному антропологу, что их предки спустились с неба по лозе. Я рос с очень похожими представлениями о возникновении евангельских церквей. Мы были просто-напросто нынешним воплощением Церкви первого века, несколько видоизмененным, протестантской Реформацией, совсем чуть-чуть, после долгого периода римской тьмы. Но вот откуда именно мы здесь взялись, было скрыто завесой тайны, которую никто как будто и не собирался разгадывать» (Less Than Conquerors, vii).

Недоумение Фрэнка по поводу его евангелического происхождения, наверное, сродни тому чувству, которое испытывают многие адвентисты, когда задумываются о своих богословских корнях. Эта глава и следующая посвящены богословскому контексту раннего адвентизма, и исследовать его они будут на двух уровнях: во-первых, общая богословская среда, в которой возник адвентизм, и, во-вторых, вклад миллеризма в адвентистское богословие. Большинству читателей, наверное, больше знакома вторая из двух этих категорий.

Богословские корни адвентизма

В то время как основные направления Реформации сохранили такие учения, как крещение младенцев и государственная поддержка Церкви, анабаптисты… Хотя с точки зрения церковной структуры анабаптизм большого влияния на… Подобно анабаптистам реставрационисты исповедовали радикальный взгляд на sola scriptura. Они искали библейского…

Взгляды на тысячелетнее царство

Этому интересу к событиям последнего времени сопутствовало религиозное возрождение, которое длилось в Северной Америке с конца восемнадцатого века и… Именно в такой атмосфере ожидания, свойственной для 1830-х годов, начал свою…

Глава 3. Миллеритское богословское основание

Миллеритский адвентизм, как уже отмечалось во 2-й главе, был рожден в те времена, когда страна буквально сошла с ума в ожидании тысячелетнего царства. Вклад Уильяма Миллера (1782-1849) в богословие тех дней заключался в его учении, согласно которому Иисус должен вернуться в начале этой тысячелетней эпохи, а не по ее завершении. Подобное учение не было новым. Этот взгляд господствовал в первые три-четыре века христианской веры; затем в средневековый период он утратил главенствующее положение, но обрел новую жизнь с началом Реформации. Однако к концу восемнадцатого века постмилленаристская концепция утвердилась вновь, причем до такой степени, что практически вытеснила премилленаризм в Соединенных Штатах.

Премилленаристские выкладки Миллера в целом соответствовали учениям прочих премилленаристов, его предшественников - за одним существенным исключением: исследовав библейские пророчества, он пришел к выводу, что Иисус придет «приблизительно в 1843 году».

Установление дат - дело для Северной Америки вполне привычное. Некоторые из ведущих американских богословов не раз указывали даты начала тысячелетнего царства. Джонатан Эдварде (1703-1758) говорил о 1866-м годе, а Коттон Матер (1663-1728) указывал на 1697-й, затем на 1716-й и, наконец, на 1736-й годы. Однако прежним предсказателям не удалось завладеть думами людей, а вот Миллеру удалось. Эту популярность он сумел завоевать в том числе благодаря

математической точности его пророческих выкладок, поскольку в 20-х и 30-х годах девятнадцатого века математическая грамотность перестала быть редкостью среди американцев. Однако учение Миллера обрело такое влияние еще и потому, что его сторонники стали активно распространять его взгляды в эпоху, когда тысячелетнее царство заняло центральное место в мыслях христиан в силу религиозного возрождения, которое началось еще в начале века.

Учения Миллера в конечном итоге сформировали богословское основание адвентизма седьмого дня. Чтобы понять его, нам нужно рассмотреть четыре темы: во-первых, как Миллер использовал Библию; во-вторых, его эсхатологию (доктрину о заключительных событиях); в-третьих, взгляд миллеризма на вести первого и второго ангелов; и в-четвертых, «движение седьмого месяца» и то, что ныне известно нам как «великое разочарование».

Как Миллер пользовался Библией

По другому случаю он утверждал, что Библия - это «сокровище, которое дороже целого мира». Она не только несет мир и «твердую надежду на будущее, но… Миллер не только побуждал других к самостоятельному изучению Библии, но и сам… Библейские исследования Миллера были не только интенсивными, но и обширными. В первый раз у него ушло около двух лет…

Миллер о Втором пришествии

Миллер не был одинок в своем интересе к пророчествам о Втором пришествии Христа, да и принципы, которые он применял для толкования библейских… Особый интерес у многих из этих исследователей вызывали 1260 пророческих дней… Используя принципы толкования пророчеств, основанные на историзме, а также принцип «день за год», многие пришли к…

Вести первого и второго ангелов

Таким образом, миллериты видели в «часе суда Его» пришествие, а не суд, который ему предшествует. В результате они начали отождествлять «громкий… Вполне естественно, что, увязав весть первого ангела со своей собственной… Оказавшись под сильным влиянием реставрационизма, превалировавшего в протестантской мысли начала девятнадцатого века,…

Движение седьмого месяца» и великое разочарование

Стоит ли говорить, что «год конца», указанный Миллером, в конце концов миновал. Весеннее разочарование, однако, не сильно сказалось на движении в… Однако миллеризм обрел новое дыхание во время лагерного собрания в Экзетере,… Далее он увязал ежегодный День очищения со Вторым пришествием Иисуса Христа. «Важным, моментом в этом прообразе, -…

Концепция «закрытой двери» и мучительные поиски самобытности

Эти «ярлыки» были обусловлены миллеритским пониманием Мф. 25:10, где говорится, что, когда прибыл жених, мудрые девы вошли с ним на брачный пир и за… Короче говоря, вопрос стоял так: имело место или нет исполнение какого-либо из… Джошуа В. Хаймс стал ведущим деятелем адвентистов «открытой двери». Он скоро пришел к выводу, что 22 октября 1844…

На пути к пониманию святилища

В течение нескольких месяцев, последовавших за великим разочарованием, они пытались сформулировать свою вторую доктрину. Она касалась значения… Джосайя Лич выразил сомнение по поводу миллеровского толкования очищения… Эта мысль возникла снова вскоре после октябрьского разочарования. Так, Джозеф Марш нашел в себе силы написать в начале…

Суббота и весть третьего ангела

И все же баптисты седьмого дня ощущали все большую потребность распространять свою весть о субботе. В 1843 году на совещании своей Генеральной… Интерес этот рос в том числе и среди миллеритов. Масштабы его ныне определить… К сентябрю 1844 обсуждение субботней темы разрослось настолько, что Midnight Cry счел необходимым опубликовать…

Последний доктринальный столп: условное бессмертие

Адвентистское понимание человеческой природы имело два источника. Одним из них было учение Джорджа Сторрса. Сторрс, методистский служитель, в… В 1841 году Сторрс опубликовал брошюру An Inquiry: Are the Souls of the Wicked… Вторым источником адвентистского понимания человеческой природы и концепции условного бессмертия была так называемая…

Общий взгляд

В вероучении субботствующих адвентистов было много общего с другими христианами, однако их проповедь была сосредоточена на этих стержневых… К 1848 году субботствующие адвентисты начали осознавать важность… Второй ангел (см. Откр. 14:8), подчеркивал Уайт, «следовал» сразу же за первым. Когда церкви стали закрывать свои…

Уточнение вестей первого и второго ангелов

Что касается вести второго ангела из Откр. 14:8, то субботствующие адвентисты по-прежнему придерживались толкования Чарльза Фича, считая, что… Одним из важных векторов осмысления второй ангельской вести субботствующими… Субботствующие адвентисты внесли одну серьезную поправку и в миллеритское понимание первой ангельской вести. Если…

Другие богословские уточнения после 1850 года

Джеймс Уайт тоже отметился в этом деле. По крайней мере, до сентября 1845 года он верил, что Иисус вернется в наступающем октябре. Подобного рода… Однако Елена Уайт, еще один основатель адвентизма седьмого дня, выступила… Я видела, что есть люди, которые всё увязывают со сроком, приходящимся на следующую осень, - то есть делают…

Выводы

К началу 1847 года основатели Церкви адвентистов седьмого дня уже сформулировали основные отличительные учения о Втором пришествии, святилище, субботе и состоянии мертвых. Следует подчеркнуть особо: все эти учения стали результатом изучения Библии, причем разработчиками их были люди, так и не влившиеся в субботническое движение. Задача основателей этого движения, особенно Джозефа Бейтса, заключалась в том, чтобы составить из этих четырех доктрин единое понимание последнего времени, изображенного в Книге Откровение с 11:19 по 14:20. В этом процессе видения Елены Уайт выступали в качестве подтверждения уже сделанных выводов, а отнюдь не наводили на них (см., например, Слово к малому стаду, с. 18-20, 12).

Еще один момент, связанный с адвентистским вероучением в конце 1840-х годов, который нам нужно подчеркнуть, заключается в том, что оно было именно богословием, а не набором разрозненных доктрин. Центром, вокруг которого стронусь все их вероучение, был апокалипсический узел Книги Откровение. В отрывке, начинающемся с 11:19 и заканчивающемся последним стихом 14-й главы, сплетались воедино Второе пришествие, открытие второго отделения небесного святилища и эсхатологическая значимость Десяти Заповедей (особенно четвертой). Различные аспекты этого богословия не существовали как разрозненные единицы. Напротив, они составляли единое целое, где один аспект был неразрывно связан с остальными. Увидев свое вероучение в контексте последней великой борьбы между добром и злом, изложенной в середине Книги Откровение, субботствующие адвентисты в конце концов прониклись осознанием всей важности стоящей перед ними задачи - постоянно расширять свое миссионерское поле, чтобы предупредить мир о его неизбежной участи.

Таким образом, к началу 1848 года у субботствующих адвентистов появилось вполне сложившееся вероучение. Кроме того, они пришли к выводу, что пришло время «собирать камни». В итоге они начали организовывать встречи для бывших миллеритов, чтобы «преподавать им истину» (Духовные дары, т. 2, с. 98). Эти субботнические конференции (проводившиеся с 1848 по 1850 гг.) созывались главным образом для того, чтобы начать объединять людей на основе субботнического вероучения. Еще одним средством привлечения людей были выпуск книг (в основном Бейтсом) и издание периодики, начало которому положил Джеймс Уайт (см. G. R. Knight, Millennial Fever and the End of the World, 319-325). Начало 1850-х годов было отмечено быстрым ростом числа субботствующих адвентистов, а в период с 1861 по 1863 годы они образовали официальную организацию под названием «Церковь адвентистов седьмого дня».

В последующие годы перед адвентистами стояла задача развивать и разъяснять свои ключевые учения и апокалипсические пророчества, подчеркивавшие самобытность юной Церкви. Церковные книги, газеты и журналы без устали растолковывали людям «истину для настоящего времени» и отличительные адвентистские доктрины.

По ходу дела в Церкви стали проявлять себя некоторые опасные тенденции. Во-первых, искушение впасть в законничество. Хотя Елена Уайт и выступала с увещеваниями «сосредоточить взоры на Иисусе» (Ранние произведения, с. 14), да и супруг ее говорил о «безвозмездном и полном спасении через кровь Христову» (Present Truth, April 1850, 66), все равно дело не обошлось без опасного уклона. Бейтс, к примеру, неоднократно повторял, что «соблюдение БОЖЬЕЙ СУББОТЫ... СПАСАЕТ ДУШУ» (J. Bates, The Seventh Day Sabbath: A Perpetual Sign [1847], 55, 57). В конце концов, разве Иисус не сказал богатому юноше, что «единственный способ войти в жизнь - это соблюсти заповеди» (j. Bates, The Seventh Day Sabbath: A Perpetual Sign [1846], 19; ср. Слово к малому стаду, с. 21; J. Bates, Vindication of the Seventh-day Sabbath, 7)?

Второй серьезной тенденцией был резкий тон, в котором частенько благовествовали служители-адвентисты седьмого дня. Они обнаружили, что могут собирать большие толпы, вызывая на дискуссию местных проповедников других вероисповеданий по таким вопросам, как истинная суббота или состояние людей после смерти. Людям нравилась горячая перепалка, они заполняли залы, где велись дебаты, предоставляя тем самым адвентистским проповедникам возможность донести до них «благую весть». Будучи прилежными исследователями Библии и искусными спорщиками, адвентистские служители привлекали на свою сторону многих слушателей. Но, стремясь преподать им «истину» таким вот способом, они зачастую проявляли агрессивный дух, в котором было много доктринальной чистоты и мало доброты и любви Христовой.

Третьей неприятной тенденцией, возникшей в Церкви в 1870-х и 1880-х годах, было все возрастающее стремление адвентистских руководителей сохранить и защитить свои богословские представления, а не продвигаться вперед в постижении библейского учения. Так, на сессии Генеральной Конференции 1883 года специально назначенный комитет из десяти человек отверг толкование семи труб, предложенное одним из служителей, отчасти на том основании, что оно «может подорвать некоторые из наиболее важных и фундаментальных пунктов нашего вероучения» (Ревью энд Геральд, 2~ ноября 1883 г., с. 741).

Четвертая тенденция состояла в том, что трудам Елены Уайт стали придавать больше значения в разъяснении доктринальных вопросов. К примеру, в первые трис половиной десятилетия существования Ревью энд Геральд редакторы этого издания постоянно отвечали на вопросы, которые им направляли, на основании одной только Библии. Ситуация стала меняться в 1880-х годах, когда они начали ссылаться на мнение Елены Уайт по той или иной библейской проблеме (см., например, Ревью энд Геральд, 17 апреля 1883 г., с. 250). Эта практика с течением времени только закреплялась - по мере того как молодая Церковь удалялась от своих корней.

В заключение следует сказать, что первый период становления адвентистского вероучения (1844-------------------------------------------- 1885) характеризовался тем, что Церковь пыталась ответить на вопрос: что есть адвентистского в адвентизме? Она вошла в 1880-е годы, подчеркивая свои отличительные доктрины в контексте ключевых текстов Книги Откровение. Кроме того, Церковь вошла в это десятилетие вместе с четырьмя тревожными тенденциями, которые возникли на раннем этапе ее исторического развития. Все эти факторы сыграли важную роль на сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе в 1888 году, когда руководство Церкви столкнулось лицом к лицу со вторым наиважнейшим вопросом самосознания что есть христианского в адвентизме?

Глава 5. Что есть христианского в адвентизме? (1886-1919)

Первые адвентисты седьмого дня дорожили своей идентичностью. Они любили свои великие отличительные доктрины - о Втором пришествии, субботе, святилище и состоянии мертвых. А в качестве звеньев, скрепляющих их вероучение воедино, они рассматривали цепь пророчеств, протянувшуюся от Откр. 11:19 до Откр. 14:20. У них не было никаких сомнений в том, что адвентизм - пророческое движение. Но в процессе поиска ответа на вопрос: «Что есть адвентистского в адвентизме?» они в значительной мере потеряли из виду христианские аспекты своего вероучения. И эта проблема встала перед ними во весь рост в конце 1880-х годов.

Почва для разногласий

Поскольку адвентизм девятнадцатого века существовал основном в рамках христианской культуры, то адвентисты не стремились акцентировать внимание на… Сорок лет подобного благовестия привели к своеобразному размежеванию между… Запустили этот процесс два сравнительно молодых проповедника из Калифорнии - Алонсо Т. Джоунс и Эллет Дж. Ваггонер.…

По-прежнему народ Книги? Вопрос авторитета

Чувствуя назревшую проблему, Елена Уайт попыталась поддержать библейский авторитет в адвентизме в письме, которое она написала в августе 1888 года… Несмотря на столь однозначную рекомендацию, приверженцы традиций апеллировали… Вторая форма человеческого авторитета строилась вокруг авторитетного поста. Батлер, будучи президентом церковной…

Возвысьте Иисуса: праведность по вере и весть третьего ангела

Эти одобрительные слова в адрес Джоунса и Ваггонера не означают, что Елена Уайт была согласна со всем, чему учили эти два реформатора, даже в том,… Следует отметить также, что и Ваггонер, и Елена Уайт неоднократно… Учитывая все вышесказанное, мы просто обязаны исследовать взгляд на праведность по вере, которого придерживался…

Возвысьте Иисуса: Троица, полноценная Божественность Иисуса и Святой Дух как Личность

Как мы уже отмечали в начале этой книги, подавляющее большинство первых руководителей Церкви адвентистов седьмого дня не стали бы подписываться по… Вопрос о Троице и связанная с ним проблематика - это одна из областей, в… Джозеф Бейтс, Джеймс Уайт и прочие выходцы из «Христианской связи» привнесли эти взгляды в субботнический адвентизм.…

Возвысьте Иисуса: исследование человеческой природы Христа

Первое направление оформилось в относительно законченном виде к середине 1890-х годов усилиями Джоунса, Ваггонера и Прескотта. К 1895 году они… Это не означает, что данная тема не всплывала вовсе. По крайней мере одно… Богословская концепция человеческой природы Христа, изложенная Джоунсом, Ваггонером и Прескоттом, развивалась на…

Выводы

В любом случае события вокруг сессии Генеральной Конференции 1888 года в Миннеаполисе были потрясением для Церкви адвентистов седьмого дня и не прошли для нее бесследно. В течение четырех десятилетий Церковь довольствовалась проповедью, суть которой сводилась к тому, что есть адвентист в адвентизме. Адвентисты дорожили своей вестью с ее отличительными доктринами о Втором пришествии, двухфазном служении Христа, субботе и условном бессмертии, которые были так замечательно обрамлены эсхатологией центральных глав Книги Откровение.

Когда был поднят второй вопрос - что есть христианин в адвентизме? - для Церкви это стало шоком. Как будто две тектонические плиты наскочили одна на другую, и от этого столкновения поднялись ударные волны, которые сотрясают Церковь вот уже более ста лет. Одной из трагедий, связанных с событиями 1888 года, стало то, что вожди традиционного адвентизма усмотрели в новых учениях о благодати и вере вызов или даже отвержение ориентированного на закон адвентизма прошлых лет. Они могли и должны были понять, что эти два вопроса дополняют, а не противоречат друг Другу. Адвентизму было просто необходимо найти себя в более широких рамках христианской вести, унаследованной от ранней Церкви и Реформации.

Джоунс и Ваггонер, и особенно Елена Уайт с ее акцентом на вере в Иисуса как Спасителя, проложили путь к осознанию этой взаимодополняемости. Благодаря этому новому пониманию адвентизм соединил «две половинки» вести третьего ангела из Откр. 14:12, где закон и Евангелие идут рука об руку.

Впрочем, в течение нескольких последующих десятилетий данный подход оставался в адвентизме сравнительно невостребованным. После Миннеаполиса адвентисты стали лучше понимать Евангелие, однако в большинстве своем они по-прежнему не улавливали связи между законом и Евангелием и между адвентизмом и евангелическим христианством. Что касается самого Миннеаполиса как исторической вехи и тогдашних горячих споров о праведности по вере, то после 1890-х годов они скоро забылись, и вспомнили о них, как мы увидим в следующей главе, только в конце двадцатых годов прошлого века.

А тем временем между 1900 и 1920 годами адвентизм сотрясли по крайней мере еще пять богословских дискуссий. Первая была связана с движением «святой плоти», которое вышло за рамки традиционного адвентистского интереса к совершенствованию характера и стало проповедовать о физическом совершенстве человеческого тела перед Вторым пришествием. Вторая дискуссия была вызвана волной пантеистических идей, прокатившейся по Церкви под влиянием таких адвентистских деятелей, как Келлог и Ваггонер. Третья возникла в связи с А. Ф. Балленджером, который отверг традиционное адвентистское понимание святилища и служений в нем. Пятидесятническая экклесиология святости, сформулированная Джоунсом и Ваггонером, привела к четвертому противостоянию. Эта концепция отвергала необходимость в церковной организации на том основании, что Святой Дух обращается непосредственно к каждому члену церкви. И, наконец, пятой стала продолжительная дискуссия по поводу термина «ежедневная» в Дан. 8:13, где С. Н. Хаскелл и его сторонники отстаивали так называемый старый взгляд, согласно которому «ежедневная» имеет отношение к римскому язычеству, а Прескотт и его единомышленники настаивали, что «ежедневная» символизирует священническое посредничество Христа в небесном святилище. Как и дебаты по поводу закона в Послании к Галатам двадцатью годами ранее, конфликт по поводу «ежедневной» был так или иначе связан со спорами о роли Елены Уайт как пророка-толкователя Библии. И снова она отвергла подобные притязания. «Я не могу согласиться, - писала она, - чтобы какой-либо из моих трудов был использован для решения этого вопроса» (Избранные вести, т. 1, с. 164).

Никаких особых богословских прорывов или перемен за этими пятью внутренними конфликтами не последовало. Следующая веха в развитии богословия адвентистов седьмого дня стала результатом не внутреннего напряжения, а растущего разделения в протестантском мире между модернизмом и фундаментализмом, достигшего критической точки в 1920-х годах. Этот внешний кризис подвел адвентизм к третьему великому вопросу идентичности.

Глава 6. Что есть фундаменталистского в адвентизме? (1919-1950)

К 1919 году Церковь адвентистов седьмого дня прошла через два кризиса идентичности. Во время первого - великого разочарования октября 1844 года - встал ребром вопрос: «Что есть адвентистского в адвентизме?» Во время второго, достигшего кульминации в 1888 году на миннеаполисской конференции, решался вопрос: «Что есть христианского в адвентизме?» и каким образом наша Церковь должна сочетать отличительные адвентистские доктрины с теми учениями, которые она разделяет с другими евангелическими конфессиями.

Если по первому великому вопросу в истории их богословского развития адвентистам удалось в целом достичь единомыслия, то по второму до согласия было еще очень далеко. В течение 1890-х годов в адвентистской среде то и дело вспыхивали разного рода споры и выдвигались разного рода концепции, связанные с вопросом: «Что есть христианского в адвентизме?», но события, сопровождавшие кризис, вызванный идеями Келлога и Джоунса и первой мировой войной, несколько приглушили споры вокруг 1888 года в первые два десятилетия двадцатого века. В 1920-х годах дебаты по христианским аспектам адвентизма возобновились с новой силой, и в то же время перед Церковью встал третий великий вопрос идентичности: «Что есть фундаменталистского в адвентизме?»

Раскол в протестантском стане

Ключевым вопросом, определившим такое размежевание, стало отношение к современным интеллектуальным тенденциям. Модернисты решили приспосабливаться к… Либералы вскоре применили теорию эволюции к религии, и богословы, такие, как… Появление этих эволюционных концепций сопровождалось научным, или критическим, изучением Библии. Отринув традиционные…

Адвентисты склоняются к более строгим взглядам на инспирацию

Среди адвентистов всегда были люди, верившие в вербальную инспирацию и непогрешимость Библии. По мнению У. Уайта, высказанному в 1928 году, идею… Однако следует понимать, что не все адвентистские лидеры придерживались… О своем собственном опыте она писала так: «Хотя свои видения я записываю, как и получаю, под влиянием Духа Господня,…

Народ Книги или народ книг?

Так, Ч. Л. Бенсон отмечал на библейской конференции 1919 года, что «на полях мы подчеркивали важность Духа пророчества [трудов Елены Уайт] более,… В противоположном лагере были такие люди, как Клод Е. Холмс и Дж. С. Уошборн,… О том, чтобы труды Елены Уайт занимали центральное место в адвентизме, позаботились не только такие «диссиденты», как…

Возрождение интереса к праведности по вере

Под руководством Даниэльса Церковь на протяжении 20-х годов продолжала уделять особое внимание вопросам, связанным со Христом и спасением. На сессии… По итогам проведенных в 1924 году семинаров Даниэльсу было рекомендовано… Еще одним важным событием, связанным с упомянутыми пасторскими семинарами, было смещение акцента, происшедшее в…

Попытки придать адвентизму более христианский облик

Первый связан с учением о Троице. Как мы уже отмечали в предыдущих главах, ранние адвентисты в основном не принимали этого учения и были… Делегаты так разгорячились в ходе обсуждения, что Даниэльсу пришлось вмешаться… В 1930-х годах споры вокруг Троицы по-прежнему не утихали. С одной стороны, Церковь впервые выпустила в свет изложение…

Выводы

Период с 1919 по 1950 годы протекал для американского протестантизма весьма болезненно. Для адвентизма это было время, отмеченное очередной фазой непрекращающегося кризиса идентичности. На этот раз вопрос, поставленный перед Церковью, звучал так: «Что есть фундаменталистского в адвентизме?» За эти годы адвентисты пришли к осознанию, что их взгляды не только в большинстве случаев вполне согласуются с христианским фундаментализмом, но даже превосходят его в ортодоксальности, поскольку адвентизм исповедует все основополагающие принципы, включая такие адвентистские отличительные истины, как суббота, состояние мертвых и двухфазное небесное служение Иисуса.

Поляризация, имевшая место в протестантском сообществе в это время, толкнула адвентизм в сторону фундаментализма в вопросе инспирации вразрез с официально принятой в 1883 году умеренной церковной позицией по этому пункту вероучения. Хотя в полуофициальном изложении фундаментальных доктрин, опубликованном Церковью в 1931 году, ни слова не говорилось ни о вербальной инспирации, ни о непогрешимости, тем не менее эти учения глубоко укоренились в адвентистском сознании и получили широкое распространение в период с 1919 по 1950 годы. Фундаменталистская концепция инспирации оказывала большое влияние на адвентистскую богословскую мысль. Возможно, одним из факторов, помешавших адвентизму полностью и безоговорочно принять фундаменталистский взгляд на инспирацию, было «остаточное» влияние Елены Уайт. Таким образом, адвентизму была присуща своего рода напряженность в вопросе инспирации, которая существовала в Церкви в основном на подсознательном уровне.

Наряду с трениями, связанными с концепцией библейской инспирации, не утихали споры и по поводу Елены Уайт. Период протяженностью в несколько десятилетий (20-е - 50-е годы прошлого века) стал свидетелем все более широкого применения теорий непогрешимости и вербальной инспирации по отношению к ее трудам. Более того, стали широко пропагандироваться представления о ее жизни и произведениях, которые ни в коем случае не нашли бы одобрительного отклика у ее современников. Тем, кому довелось знать ее и работать рядом с ней, претила мысль о том, что ее советы были чем-то уникальным, на столетие опережали свое время и что все ее писания были плодом прямого откровения с небес. Подобные взгляды в основной массе своей появились у ее так называемых последователей только после ее смерти. Г. Б. Томпсон был совершенно прав, когда на библейской конференции 1919 года сказал, что «если бы мы неизменно учили истине» в том, что касается инспирации Елены Уайт, то «сейчас наша Церковь не испытывала бы никаких потрясений. Но это потрясение случилось, и все потому, что мы уклонялись от истины и возносили Свидетельства до уровня, на котором, по ее же словам, они быть не должны. Мы придавали им большее значение, чем придавала им она» (Материалы библейской конференции 1919 года. 1 августа, с. 12, 13). Если таково было положение в 1919 году, когда были живы многие их тех руководителей, которые трудились плечом к плечу с Еленой Уайт, то что уж говорить о положении, сложившемся к началу 1970-х годов. Адвентизм во многом был сам повинен в обрушившихся на него потрясениях.

В период с 1919 по 1950-е годы не утихали споры и по поводу спасения. Подобная напряженность, к примеру, существовала между теми, кто придерживался андреасеновской теологии последнего поколения, и теми, кто стремился подчеркнуть общие моменты, связывающие адвентизм с другими протестантами. Еще одна дискуссия шла вокруг двухфазного служения Христа в небесном святилище. Означенный период был отмечен уходом из Церкви двух видных руководителей, у которых возникли, как и у А. Ф. Балленджера в свое время, расхождения с ней именно по этому вопросу. Одним из них был Л- Р. Конради, занимавший в течение нескольких десятилетий пост президента Европейского поля. Вторым стал У. У. Флетчер, бывший некоторое время в 1920-х годах президентом Южно-Американского дивизиона, а позднее служивший администратором в Австралии.

Все упомянутые выше вопросы возникли вновь в период после 1950 года. Они образовали почву для напряженных споров, разразившихся в адвентистском богословии во второй половине двадцатого века.

В эти годы многие адвентисты ошибочно отождествляли черты, характерные для периода с 1920 года до середины 50-х годов, с «историческим адвентизмом». Большинству адвентистов после 1955 года, не знавших историю развития церковного богословия, было невдомек, что богословие, свойственное для нескольких десятилетий после 1920 года, и методика, приведшая к этому богословию, были чужды адвентистам, жившим в первые десятилетия существования Церкви. Короче говоря, то, что многие считали «историческим адвентизмом», на самом деле было его более поздним вариантом. Истинная сущность адвентизма, его подлинная идентичность, станет предметом самого серьезного противостояния, корни которого уходят как в историю первого столетия Церкви, так и в события, имевшие место в 1950-х годах. Можно сказать, что, начиная с 50-х годов прошлого века, адвентизм находится в постоянном теологическом напряжении.

Глава 7. Адвентизм в теологическом напряжении (1950-)

К 1950 году адвентизму седьмого дня уже минуло сто лет. В течение этого столетия Церкви пришлось столкнуться с целым рядом кризисов идентичности. Первый наступил вместе с великим разочарованием октября 1844 года, когда центральным был вопрос: «Что есть адвентистского в адвентизме?». За ним последовал второй кризис во время христоцентричного пробуждения в конце 1880-х годов, когда на повестке дня стояла проблема: «Что есть христианского в адвентизме?». Третий кризис проявил себя в 1920-х годах, когда решался вопрос: «Что есть фундаменталистского в адвентизме?».

Этот ряд вопросов и ответы на них в основном и определили вектор развития богословия адвентистов седьмого дня. Новая эра, начавшаяся в 1950-х годах, была иной в том смысле, что вместо одного вопроса, на котором было сосредоточено общее внимание, в фокусе оказались все три, ответы на которые звучали одновременно в различных секторах адвентизма. Эта разноголосица в совокупности своей привела к возникновению теологической напряженности внутри адвентизма, которая вышла на передний план в церковных дискуссиях на рубеже века двадцатого и двадцать первого.

В период, начавшийся в середине прошлого века, в рамках церковного членства образовались различные группы, отождествлявшие себя с той или иной из упомянутых выше проблем. Таким образом, насколько глубоко мы сможем понять тревожащие современный адвентизм богословские вопросы, зависит от нашей способности проникнуть в динамику развития адвентистского вероучения в прошлом.

В этой главе мы рассмотрим напряженность, присутствующую ныне в адвентизме по четырем различным направлениям (исторический адвентизм, значение 1888 года, роль Елены Уайт и концепция инспирации), а также бросим беглый взгляд на другие богословские проблемы, которые имеют определенную важность для адвентизма в начале двадцать первого века.

Некоторые показательные тенденции

Сама суть учебы в аспирантуре подразумевала, однако, что адвентистам придется иметь дело с вопросами, касающимися Библии и их вероучения, которые… Дискуссия, начатая Библейским исследовательским обществом, принесла плоды по… В 1952 году деятельность общества принесла еще один полезный плод - во время первой с 1919 года общецерковной…

Направление первое: исторический адвентизм

Воспользовавшись приемом противопоставления, Барнхауз высказался одобрительно о «здравомыслящем руководстве» Церкви, «которое решительно обуздывает… Беспрецедентное заявление об ортодоксальности адвентизма, прозвучавшее из уст… По всей видимости, Фрум, Андерсон и их коллеги были не совсем искренни, когда убеждали Мартина и Барнхауза в том, что…

Направление второе: значение 1888 года

Это утверждение недолго оставалось без ответа. Три года спустя тлевшие дотоле проблемы 1888 года снова разгорелись ярким пламенем, когда два… Авторы не стали публиковать рукопись своего исследования, но распространили ее… Таким образом, вызов, брошенный Виландом и Шортом церковному руководству, получил широкое хождение в 50-х и 60-х годах…

Направление третье: роль и авторитет Елены Уайт

Эти тенденции были самым серьезным образом пересмотрены в 1970-х и 1980-х годах. С тех пор ее роль в адвентизме, ее уникальность, инспирация,… К этому времени в Церкви появилось новое поколение высокообразованных… Начало дискуссии было положено в 1970 году, когда в Spectrum (независимом адвентистском журнале) была опубликована…

Направление четвертое: теория инспирации

Между тем в Церкви стали проявляться определенные тенденции, которые повлияли на адвентистское понимание инспирации. Отражением одной из них стал… Второй тенденцией стало постоянно умножающееся число адвентистов седьмого дня,… Вопрос выбора правильной методики толкования Библии был в центре внимания на консультативной встрече 1981 года…

Выводы

Во многих отношениях период, начавшийся в 1950-х годах, был труден для адвентистского вероучения. Последний этап в развитии церковного богословия отмечен напряженностью, которая не желает спадать. Конечно, то или иное напряжение существовало в адвентистском богословии всегда, однако с 1950-х годов они как бы сплелись воедино. Нынешняя эра отличается тем, что все старые вопросы адвентизма (что есть адвентистского? христианского? фундаменталистского?) циркулируют в адвентистской среде в одно и то же время. И дело не только в том, что эти вопросы звучат одновременно, а в том, что адвентисты, сосредоточившие свое внимание на разных этапах развития церковного вероучения, отвечают на них совершенно по-разному. Для одних, например, вся ценность адвентизма заключена в его отличительных чертах, для других - в том, что его роднит со всем остальным христианством, третьи же возлагают все надежды на его сугубый фундаментализм. В этих поисках идентичности возникли различные богословские полюса, борьба между которыми по-прежнему причиняет адвентизму немало беспокойства. Поиски себя, своего лица, направлявшие богословские дискуссии в Церкви на протяжении 150 лет ее истории, продолжают быть в центре внимания по мере того, как адвентизм пытается вырваться из этого непрекращающегося кризиса идентичности. Мы еще вернемся к движущим силам этого кризиса в заключительной главе.

Между тем необходимо отметить, что спасение и инспирация, рассмотренные нами в этой главе, это далеко не единственные значимые вопросы, по которым в наше время идет внутрицерковный диалог. Среди прочего адвентистские богословы активно обсуждают роль и значение библейского «остатка», учение о Церкви, или экклесиологию, смысл, заложенный в библейском повествовании о творении и потопе, а также сущность Апокалипсиса. Что касается последнего вопроса, заключительные два десятилетия двадцатого века были отмечены появлением в адвентистском сообществе людей, которые отошли от толкования Книги Даниила и Откровения, свойственного для историзма и занимавшего центральное место в адвентизме со времен его основания, и сместились в сторону интерпретации, которая более согласуется с футуристским и даже претеристским пониманием пророчеств. Любые серьезные изменения в адвентистском пророческом толковании повлекли бы за собой перемены в самом адвентизме как таковом, поскольку адвентизм седьмого дня сформировался как движение, воспринимающее пророчества в свете историзма, особенно отрывок, начинающийся с Откр. 11:19 и заканчивающийся последним стихом 14-й главы Книги Откровение.

Помимо вышеизложенного, современный адвентизм претерпел и другие перемены. Как ни странно, 1990-е годы стали свидетелями возрождения антитринитарианства и полуарианства на том основании, что такова была вера большинства первых адвентистов. Подобный посыл кажется, по крайней мере, странным для Церкви, основанной в противостоянии с традицией как богословским авторитетом. Впрочем, столь резкий поворот в отношении к авторитету не был единственным в адвентистской истории. В любом случае возвращение к этому вопросу зиждется скорее на средневековой логике, чем на логике реставрационистского адвентизма девятнадцатого века.

Еще одно «уточнение» в адвентистском богословии в 1980-х и 1990-х годах можно рассматривать и как несколько иной способ выражения прежней идеи, и как некий сдвиг в вероучении. Оно связано со следственным судом, предшествующим возвращению Христа. Раньше адвентисты представляли этот суд в более строгих тонах, говоря о том, что Бог отвергает тех людей, кто оказался неверен. В последнее же время принято делать акцент на том, что Бог за людей, что Он на их стороне и хочет привести в Свое царство как можно большее их число. В этой новой перспективе Судья предстает в том виде, в каком Его рисует Библия: Он на стороне грешников, а суд совершается, чтобы показать им, что они могут быть уверены в спасении и будут счастливы на небесах. Святые последних дней могут чувствовать себя уверенно и безопасно пред лицом суда, когда Христос исповедует их имена пред Отцом и ангельским воинством» (Our High Priest, 121, 207). В результате многие адвентисты в 1990-х годах обрели большую уверенность и стали меньше бояться следственного суда.

Еще одна тема, которая постоянно звучит во внутрицерковном богословском диалоге, это последнее время, которое никак не хочет кончаться. Проблема в том, что адвентизм старается поддерживать в своих приверженцах огонь веры в близость пришествия. Как не дать угаснуть этому огню, несмотря на затянувшееся ожидание, вот вопрос, которого Церкви никак не избежать. Одни обвиняют в этой задержке саму Церковь. Если бы адвентизм, говорят они, принял весть Джоунса и Ваггонера или если бы члены Церкви явили то совершенство, которого ожидает от них Бог, то конец бы уже наступил. Другие «подогревают» свою веру, сосредоточенно высматривая так называемые «знамения времени». Время от времени они таким вот образом поднимают себе уровень эсхатологического адреналина, который очень скоро снова идет на спад. Третьи пытаются решить эту проблему, поступая по завету Иисуса: «Употребляйте [серебро] в оборот, пока Я приду». Рассматривая Мф. 25:31-46 (притчу о последнем суде) в контексте 24-й и 25-й глав Евангелия от Матфея, они все больше сосредотачиваются на социальной этике и стоящей перед Церковью задаче - заботиться о бедных и страждущих

в ожидании возвращения Господа. Решения предлагаются разные, но проблема для адвентистов начала двадцать первого века остается прежней. Впрочем, перед основателями Церкви стояла та же самая проблема - как оставаться адвентистами в вере и в жизни, пока Церковь пребывает в ожидании Второго пришествия Христа.

Глава 8. Что всё это значит?

Эта книга содержит краткую историю адвентистского богословия, которая представлена как поступательный поиск идентичности. В этом поиске адвентизм седьмого дня прошел через четыре вполне определенные эпохи, каждая из которых характеризуется своими кризисами и вопросами. Кризис 1844 года заставил разочаровавшихся адвентистов ответить на вопрос: «Что есть адвентистского в адвентизме?». Конфликт, разгоревшийся в 1888 году, заставил их взяться за решение проблемы: «Что есть христианского в адвентизме?», а вызов, брошенный либерализмом, побудил их определиться с тем, что значит быть фундаменталистом в адвентизме. Тенденции, проявившие себя в Церкви в 1950-х годах, привели к тому, что различные группы внутри адвентистской Церкви стали задавать все эти вопросы одновременно. Их ответы обусловили возникновение в Церкви богословской напряженности во второй половине двадцатого века.

Уроки, которые можно извлечь из поляризации богословских мнений

В наше время, когда адвентизм вступает в двадцать первый век, противостоящие богословские лагеря сосредоточились в основном по двум фронтам,… Опасность для адвентистов, подчеркивающих обособленность адвентизма, состоит в… Размежевание в области инспирации проходит, в сущности, по той же схеме. Пока одни адвентисты опасаются либерализма и…

Уроки, которые можно извлечь из основных принципов вероучения

В первую группу входят центральные основополагающие доктрины, сформулированные в первые годы истории адвентизма: седьмой день суббота; Второе… Вторая центральная группа в адвентистском богословии состоит из целого ряда… Однако суть адвентизма седьмого дня заключена не столько в его отличительных доктринах и не столько в тех верованиях,…

А что же с пришествием?

Именно ожидание Второго пришествия вызвало к жизни Церковь адвентистов седьмого дня - Церковь, которая исторически рассматривала себя как глашатай…

– Конец работы –

Используемые теги: Джордж, Найт0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Джордж Найт

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролета (и консолей) временной нагрузкой
На сайте allrefs.net читайте: 2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролета (и консолей) временной нагрузкой;...

Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролета (и консолей) временной нагрузкой
На сайте allrefs.net читайте: 2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролета (и консолей) временной нагрузкой;...

2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролёта (и консолей) временной нагрузкой;
На сайте allrefs.net читайте: 2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролёта (и консолей) временной нагрузкой;...

2. Найти коэффициенты приведения длины и расчетные длины сжатых стержней.
На сайте allrefs.net читайте: 2. Найти коэффициенты приведения длины и расчетные длины сжатых стержней....

Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролёта (и консолей) временной нагрузкой
На сайте allrefs.net читайте: 2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролёта (и консолей) временной нагрузкой;...

Джордж Франкл. НЕИЗВЕДАННОЕ Я
На сайте allrefs.net читайте: "Джордж Франкл. НЕИЗВЕДАННОЕ Я"

Сама Наталия объясняет свое обаяние так: «Я просто очень люблю людей, жизнь, Бога и ста­раюсь найти то, что нас всех объединяет».
На сайте allrefs.net читайте: Сама Наталия объясняет свое обаяние так: «Я просто очень люблю людей, жизнь, Бога и ста­раюсь найти то, что нас всех объединяет»....

Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролёта (и консолей) временной нагрузкой
На сайте allrefs.net читайте: 2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от последовательного загружения каждого пролёта (и консолей) временной нагрузкой;...

2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от временной нагрузки.
На сайте allrefs.net читайте: 2. Найти моментные фокусные отношения и построить эпюры от временной нагрузки....

Домашние задания по алгебре. 1 курс 1 семестр Домашнее задание №1 1. Даны две матрицы A и B. Найти: а AB; б BA; в 3АВ-2А
Домашнее задание... Даны две матрицы A и B Найти а AB б BA в АВ А... A B Даны две матрицы A и B Найти а AB б В...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам