рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Киноискусство

Киноискусство - раздел Образование, Основные виды искусств   Киноискусство, Род Искусства, Произведения Которого Создаются...

 

Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с

помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных

средствами мультипликации событий действительности.

В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы,

театрального и изобразительного искусств, музыки на основе собственно лишь

ему присущих, выразительных средств, из которых главными являются

фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной

достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж.

Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке оптики дают

возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей

(общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план),

человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому в

границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически

значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит

выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия,

организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отд.

планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

Создание произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и

производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства

разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра,

определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой

остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих

лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной,

светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего

изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а

в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

За время развития киноискусства сформировались 4 основных его вида:

художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами

исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные

произведения прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография,

являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по

преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной

действительности; мультипликационная кинематография, «одушевляющая»

графические или кукольные персонажи; научно-популярная кинематография,

использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Художественной кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и

драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда

присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический

конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей

публицистических жанров литературы и журналистики. Она объединяет и

произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы

(кинорепортаж). Образы графической и объёмной мультипликации создаются

съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных

персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей. Научно-

популярная кинематография знакомит зрителей с жизнью природы и общества,

научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков

учёных и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и

биологические процессы. Для решения этих задач она пользуется как чисто

дидактическими, так и художественно-образными средствами в зависимости от

темы и задачи фильма.

Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних

стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента и

др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению

или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают

сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики.

Список литературы

 

1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.

2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.

3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.

4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.

5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.

6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

 

Главная »»» Культурология »»» Основные виды искусства.

 

Синтетические виды искусства - виды искусства, полученные слиянием прежде автономных видов искусства.

Кинематография - по законодательству РФ - область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии.

Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки.

Оформительское искусство - декоративное искусство, связанное с художественным оформлением празднеств, городских витрин экспозиций на выставках и в музеях и т.д.

Оформительское искусство позволяет создать образцы массового синтеза скульптуры, живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники.

Синтез искусств - органичное соединение разных (видов) искусств в художественное целое.

Синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов.

Искусство– это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах. Законченные воспроизведения называются произведениями. Но чаще всего произведением искусства называют далеко не все творения. Как правило, произведение искусства – это очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание произведение. Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.

 

художественное творчество в целом - литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладноеискусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческойдеятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоениямира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание(мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п...2) В узкомсмысле - изобразительное искусство...3) Высокая степень умения, мастерствав любой сфере деятельности.

 

Вот, что писал Сергею Васильевичу Рахманинову об искусстве русский философ Иван Александрович Ильин. А Вы что думаете?

 

Что такое искусство:

"Искусство есть служение и радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собою. Радость художника, создающего и, вот, создавшего в своем произведении новый способ жизни, и подарившего нам, созерцающим, эту незаслуженную радость...

Понимают ли это люди? Помнят ли ныне об этом народы, мятущиеся и соблазняемые в духовной смуте? Знают ли они вообще, что такое служение и радость?

 

Определение Искусства

 

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "Искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Определение отличительных признаков Искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды Искусств и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого Искусства. Эта сложность, многогранность структуры Искусства не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность Искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в Искусстве органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования сущности Искусства не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру. В изучении природы Искусства наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с некоторых других сторон к раскрытию сущности Искусства, в частности: а) выявить те качества и функции Искусства, которые необходимы и достаточны для описания его внутренней структуры; б) показать, что соединение этих качеств и функций - не простая их "сумма", не механический конгломерат, а органически-целостное единство, которое и порождает специфический для Искусства эффект художественности; в) раскрыть способность структуры Искусства модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры Искусства, а с другой - различные исторические типы Искусства (творческие методы, стили, течения, школы). Хотя марксистская эстетика далека ещё от окончательного решения этой задачи, некоторые её аспекты могут быть освещены с достаточной определённостью.

 

Процесс исторического развития общественного разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материального и духовного производства, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, Искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, Искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Искусство должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

 

Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики Искусства) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием "рукотворности" отношение человека к Искусству, по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается от его отношения к религии. В. И. Ленин полностью солидаризировался с этой мыслью Фейербаха - см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 53-54). Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения Искусства, как созданной человеком модели жизни. Для того чтобы это противоречивое воздействие имело место, Искусство должно быть изоморфно реальной жизнедеятельности человека, т. е. должно не копировать её, а воспроизводить её структуру.

 

Реальная человеческая жизнедеятельность, будучи органически целостной, складывается из взаимодействия четырёх основных компонентов - труда, познания, ценностной ориентации и общения. Соответственно и Искусство, произведения которого по-своему столь же органически целостны, перенимает эту структуру человеческой жизнедеятельности. Оно выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки, утверждением определённой системы ценностей; произведения Искусства создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам В. И. Ленина, "...не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же, с. 194), созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастические образы, гротеск и т. д.); таким образом, Искусство творит воображаемые "миры", более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные, т. е. представляет собой, по словам К. Маркса, способ "практически-духовного освоения" действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения, характерного для теоретического знания, и от чисто материальной практики (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Произведение Искусства представляет собой всегда и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию - звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она даёт художественному образу материальное воплощение, вне которого он - как и любая другая модель - не может существовать; с другой стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфический художественный "язык" (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д.), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художественную информацию.

 

Таким образом, Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому Искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции Искусства, слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художественного воздействия Искусства на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

 

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами Искусства, родами Искусства, жанрами Искусства. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов Искусства: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное Искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское Искусство и все базирующиеся на нём синтетическое Искусство - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое Искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп Искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные Искусства; литература, актёрское Искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные Искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного Искусства с Искусством изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид Искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды Искусства имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного Искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического Искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид Искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об Искусстве по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного Искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценического Искусства, как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Таким образом, Искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

 

Искусство зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела - имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека. На этой исходной фазе развития Искусства не было ещё самостоятельной формой деятельности, так как всё духовное производство было здесь "непосредственно вплетено" в производство материальное (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 3, с. 24), а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху Искусства неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно всё имеет "прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры Искусства постепенно обособлялось в специфическую область деятельности - в "...художественное производство как таковое" (Маркс К., там же, т. 12, с. 736), однако целый ряд отраслей художественной деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности - технической (архитектура, декоративно-прикладное Искусство, дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское Искусство, плакат, Искусство рекламы, оформительское Искусство), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д. Во всех этих случаях Искусство придаёт практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Однако и в тех своих формах, которые возникли при обособлении Искусства в самостоятельную сферу деятельности, оно оставалось общественным явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития.

 

Реальная жизнь Искусство протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Историческое развитие Искусства отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов - от эволюции материального производства, экономии, строя общества и техники до эволюции общественного сознания - в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художественного процесса смене и борьбе различных творческих методов, каждый из которых выражает особый поворот многогранной структуры Искусства, выдвигающей на первый план то одну, то другую грань. Так, все реалистические методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, например, главную роль Искусства видел в изображении идеального мира, который непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда характеризует прежде всего содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности стиля. Процесс художественного развития человечества развёртывается, таким образом, в "двухмерном пространстве", одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.

 

Выражая своими средствами потребности общественной жизни и общественного развития, Искусство постоянно привлекает внимание всех социальных сил - государства, классов, партий, религиозных организаций и др., которые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. В результате Искусство втягивается в орбиту классовой борьбы, выражая устремления народных масс или эксплуататорских классов, социального прогресса или реакции, а нередко запечатлевает глубочайшие противоречия и конфликты общественного развития (Ф. Энгельс показал это на примерах творчества И. В. Гёте и О. Бальзака, В. И. Ленин - на примере творчества Л. Н. Толстого). Искусство отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни. При этом разные общественно-экономические формации в разной степени благоприятствуют развитию Искусства. Так, по характеристике К. Маркса, "... капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии" (там же, т. 26, ч. 1, с. 280). Искусство в условиях развитого буржуазного общества низводится до уровня товара, и творчество подчиняется законам рыночных отношений; художественная культура разделяется на так называемое элитарное и массовое Искусство, что губительно сказывается на обеих её частях; идеология империализма и психология индивидуализма извращают природу Искусства - и в его содержании, и в его форме. Только борьба против уродливых социальных отношений буржуазного мира может в этих условиях помочь Искусству преодолевать тлетворное влияние капитализма. Поэтому магистральным путём развития Искусства в 19-20 вв. стал критический реализм; поэтому В. И. Ленин, размышляя над путями развития пролетарского Искусства в буржуазном обществе, сформулировал в 1905 принцип коммунистической партийности, определяющий свободную духовную связь художника с революционной борьбой рабочего класса и, следовательно, освобождение художника от экономического, идеологического и психологического давления буржуазного общества.

 

В социалистическом обществе место, характер и судьбы Искусство определяются новыми социальными условиями художественного развития и духовными потребностями народа, вставшего на путь коммунистического строительства. Октябрьская революция 1917 освободила художника от власти товарно-денежных отношений, обеспечив возможность истинно свободного творчества, обращенного ко всему народу, имеющего своей целью объединение чувств, мыслей и воли масс, их духовное и эстетическое воспитание. В. И. Ленин предвидел, что на этом пути будет создано "великое коммунистическое искусство", которое найдёт для себя новую форму, соответствующую его новому содержанию (см. В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 1969, с. 666). Метод социалистического реализма, выработанный в ходе развития пролетарского, а затем и социалистического И. в СССР и во многих других странах мира, является конкретной основой реализации ленинской программы построения художественной культуры коммунистического общества. См. также статьи Искусства пластические, Литература, Музыка, Театр.

 

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1-2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Луначарский А. В., Статьи об искусстве, М.-Л., 1941; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1-5, М., 1962-70; Античные мыслители об искусстве. [Сб. ст.], 2 изд., М., 1938; Дидро Д., Собр. соч., т. 5-6, М., 1936-46; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Шиллер Ф., Статьи по эстетике, М.-Л., 1935; Гёте И. В., Статьи и мысли об искусстве, Сб. ст., Л.-М., 1936; Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966; Гегель Г., Эстетика, т. 1-3, М., 1968-71; Бальзак О., Об искусстве. М.-Л., 1941; Белинский В. Г., Эстетика и литературная критика, т. 1-2, М., 1958; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; Толстой Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1-2, М., 1958; Соловьев В. С. Общий смысл искусства, Собр. соч., т. 6, СПБ, [1900]; Овсянико-Куликовский Д., Язык и искусство, СПБ, 1895; Прудон П. Ж., Искусство. Его основание и общественное назначение, пер. с франц., СПБ, 1865; Гюйо М., Искусство с точки зрения социологии, [пер. с франц.], СПБ, 1891; Тэн И., Философия искусства, [пер. с франц.], М., 1933; Христиансен Б., Философия искусства, СПБ, 1911; Горнфельд А. Г., Пути творчества, П., 1922; Гаузенштейн В., Искусство и общество, пер. с нем., М., 1923; Фриче В., Социология искусства, 3 изд., М.-Л., 1930; Лифшиц М. А., Вопросы искусства и философии, М., 1935; Буров А. И., Эстетическая сущность искусства, М., 1956; Днепров В. Д., Проблемы реализма, Л., 1960; Поспелов Г. Н., О природе искусства, М., 1960; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, [М., 1962]; Ингарден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., М., 1962; Лотман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, Тарту, 1964; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1965; Натев А., Искусство и общество, пер. с болг., М., 1966; Зись А. Я., Искусство и эстетика, М., 1967; Новожилова Л. И., Социология искусства, Л., 1968; Раппопорт С. Х., Искусство и эмоции, М., 1968; Кодуэлл Кр., Иллюзия и действительность, пер. с англ., М., 1969; Lange К., Das Wesen der Kunst, Bd 1-2, В., 1901; Dessoir М., Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft, Stuttg., 1906; Langer S., Problems of art, N. Y., 1957; Collingwood R., The principles of art, N. Y., 1958; Dewey J., Art as experience, N. Y., 1959; Hauser A., The philosophy of art history, N. Y., 1959; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Heidegger М., Der Ursprung des Kunstwerkes, Stuttg., 1965; Art and philosophy, N. Y., 1966. См. также лит. при статьях Прекрасное, Реализм, Эстетика.

2005-03-24

 

Как различаются виды искусства?

 

Произведения искусства создаются людьми из самых различных материалов. Архитектура представляет собой искусство строительства зданий, существующее у различных народов. Так, известны египетские гробницы фараонов, романские и готические соборы, знаменитые храмы, дворцы, музеи.

 

Скульптура - это создание фигур в камне, металле, дереве и в синтетических материалах. Фигуры могут быть выполнены в виде статуи или быть частью барельефа.

 

Живописью называют искусство рисования красками на самых разных поверхностях, преимущественно на холсте. И краски могут быть самыми различными. Стены храмов и дворцов нередко покрывались росписями.

 

Некоторые художники предпочитают использовать масло, другие применяют акварель - водяные краски. Искусство рисования на бумаге называется графикой.

 

Мы видим, что в каждом виде искусства используются свои материалы и способы работы с ними.

 

Есть и такие виды искусства, которые основаны на визуальном или слуховом восприятии. В качестве примера можно привести театр, мимику, танец, музыку, кино, дизайн.

 

Некоторые виды искусства возникли и развиваются на грани между серийным производством и единичными, авторскими экземплярами: чугунное литье, керамическое производство, создание модных изделий и изготовление драгоценностей.

 

Когда и где возникли разные виды искусства?

Разные виды искусства появились не одновременно. Раньше других произведениями искусства стали предметы повседневного назначения (драгоценности, статуэтки из золота или серебра).

 

Другим проявлением искусства, связанным с магией, являются пение и танец, сопровождающие человека со времени рождения до смерти. Они широко использовались как составная часть религиозных церемоний, целью которых было обращение к богам, чтобы они помогли вырастить хороший урожай и удачно провести охоту.

 

Архитектура возникла гораздо позже. Первые постройки также носили культовый характер. Затем появились строения самого различного назначения — крепости, дворцы, мосты.

 

Время причиняет невосполнимый урон памятникам культуры. В качестве примера можно привести ритмические танцы черных племен Африки. Колонизация, иностранные интервенции, введение христианства, нашествие миссионеров, проклявших многие формы первобытного искусства, — вот причины, приведшие к утрате этих форм культурного наследия всего человечества.

 

 

Что такое изящные искусства?

 

В современном мире практически повсюду можно встретить проявление той или иной формы искусства. Мебель в вашем доме, сам дом, ваши часы или одежда — все это так или иначе можно отнести к искусству вообще. В любом из этих случаев кто-то украшал принадлежащую вам вещь, пытаясь сделать ее привлекательной. Однако это так называемое прикладное искусство играет второстепенную роль: оно призвано лишь украсить тот предмет, которым человек будет пользоваться по прямому его назначению. Изящные же искусства (в современном языке — просто искусство) занимаются совершенно иным, то есть, как и следует из их названия,— «изящным» самим по себе.

 

К «изящным» искусствам относятся живопись, скульптура, литература, театр, музыка, танец и архитектура. Из всех вышеперечисленных видов искусства, только архитектура носит «практическую пользу». Архитекторам приходится думать не только о красоте, но и полезности своих сооружений.

 

Однако произведения искусства, созданные громадным трудом художника-творца, могут вовсе и не иметь никакой практической пользы. Они создаются ради удовлетворения нашей потребности в прекрасном, вот и все. Конечным результатом творчества может стать статуя, мелодия, пьеса, книга и т.д.

 

В современном искусстве во всех его видах можно встретить примеры любопытных экспериментов. Однако все же традиционные методы в произведениях всех видов художественного творчества имеют нечто общее. Это нечто — образ, воплощаемый в произведении. Этот образ воплощается при помощи звуков, камня, слов, строительных материалов, линий и красок. В каждом образе присутствует то, что можно назвать ритмом, пропорцией и гармонией.

 

Ритм возникает из более или менее размеренного повторения звуков, цветов, форм и движений. Пропорция — это такое воплощение замысла художника, которое кажется нам правильным, выраженным в соразмеримых частях. Гармония заключается в естественном соответствии различных частей образа друг другу. Все это, разумеется, лишь самые общие понятия из области художественного творчества и изящных искусств.

 

Что такое народное искусство?

 

Народное искусство представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой. Оно возникло в глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни.

 

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека.

 

Часто образы народного искусства имели охранительное значение, например, вышивка на одежде или орнамент на жилище.

 

С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (федоскинская, палехская, мстёрская лаковая миниатюра, гродецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка).

 

С начала XIX века народное творчество становится одним из источников, питавших образами и мотивами изобразительное искусство. А к середине XIX века интерес к нему усиливается, самые выдающиеся художники, архитекторы, скульпторы, музыканты того времени обращаются к образам народного искусства и создают на их основе произведения (картины Васнецова, оперы Римского-Корсакова, скульптуры Антокольского и Конёнкова, постройки А.В.Щусева - московские вокзалы).

 

 

Что такое стиль в искусстве?

Само слово «стиль» произошло от греческого «stilus» - заостренная палочка для письма. В истории искусства словом этим обычно обозначают определенные периоды, этапы в развитии искусства, когда существовала единая система художественных приемов, заметных в различных видах искусства.

 

Наиболее наглядно особенности того или иного стиля проявляются в архитектуре и уже оттуда проникают в живопись, скульптуру, литературу, музыку.

 

Иногда понятие стиля употребляют и для обозначения особенностей искусства той или иной страны или крупного художника, композитора. Например, можно говорить об устойчивых признаках китайского стиля или греческого, а также стиля Рембрандта или Скрябина.

 

Стиль крупного художника обычно рождает направление в искусстве, которое принято называть школой. Известны школы Рафаэля, Кандинского.

 

Отметим также, что отдельные стили могут развиваться одновременно или даже проникать друг в друга. Так, в живописи второй половины XIX - начала XX века очень заметно смешение приемов различных стилей, чаще всего реалистического и стиля модерн (творчество Л.Андреева, Б.Зайцева, В.Поленова, И.Репина).

 

Для некоторых стилей, например модернизма, характерна достаточно быстрая смена направлений развития, причиной которой является интенсивный творческий поиск художника.

 

Что называют декоративно-прикладным искусством?

 

Это та область искусства, которая связана с оформлением бытовых предметов; окружающих человека: мебели, тканей, оружия, посуды, то есть тех изделий, которые не являются сами по себе предметами искусства.

 

Произведения декоративно-прикладного искусства всегда составляют часть непосредственного окружения человека, и их эстетическое воздействие зависит не только от собственной красоты, но и от того, насколько успешно они могут быть использованы в практических целях по своему прямому назначению.

 

Основной художественный прием декоративно-прикладного искусства — орнамент, а также элементы внешнего оформления предмета, например, детали мебели в виде разнообразных узоров или фигурок зверей.

 

Начиная с XVIII века в особую отрасль декоративного искусства выделяется изготовление предметов, которые служат только представительским целям. Это, например, разнообразные ритуальные предметы, внутренняя отделка парадных помещений, художественное шитье, ювелирные украшения.

 

Именно в создании таких предметов декоративное искусство достигло наибольшего расцвета.

 

В конце ХIХ-начале XX века декоративное искусство становится одной из составных частей искусства дизайна, представители которого стремятся создать идеальную среду обитания человека.

_____________________________________________________________________________

Московкий Гуманитарный институт

Курсовая работа на тему:

«Виды современного искусства»

Москва 2007

Содержание:

1. Введение

2. Живопись как вид искусства

3. Вид изобразительного искусства - графика

4. старый вид искусства - скульптура

5. Архитектура - искусство проектировать и строить

6. главные направления и приемы современного искусства

7. Кинетическое искусство

8. Приемы современного (авангардистского) искусства

9. Заключение

Перечень используемой литературы

 

Введение

 

 

Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и остальные разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения реальности.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому схожее.

Эстетика разглядывает искусство как форму публичного сознания, специфичный род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узеньком смысле - изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в хоть какой сфере человеческой деятельности.

главные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.

Рассмотрим главные понятия неких видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства.

 

2. Живопись как вид искусства

 

Живопись совсем древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись владеет широким кругом возможностей воплощения плана от реализма до абстракционизма. Большие духовные сокровища накоплены в ходе её развития.

В конце XIX-XX вв. Развитие живописи становится в особенности сложным и противоречивым. Разные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование.

возникает абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного дела художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. Длился поиск новейших красок и технических средств сотворения красочных произведений, что непременно привело к появлению новейших стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник живописцев.

 

3. Вид изобразительного искусства - графика

 

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет набросок, как самостоятельную область, и разные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на сплаве (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

набросок относится к неповторимой графике потому, что каждый набросок является единственным в собственном роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

набросок является основой всех видов графики и остальных видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой довольно совсем обычных средств - графитного карандаша либо шариковой ручки, чтоб выполнить графический набросок. В остальных вариантах он употребляет для сотворения собственных произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камешки, резцы (штихели) для линолеума либо дерева и многое другое.

 

Термин "графика" сначало употреблялся применительно лишь к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., Когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в разработке общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании лишь темного цвета. Конкретно поэтому графику частенько называют искусством темного и белого. Но это не исключает применение в графике цвета.

Границы меж графикой и живописью совсем подвижны, к примеру, технику акварели, пастели, а время от времени и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени употребляется цвет, что преобладает в произведении - линия либо пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков графики является особенное отношение изображаемого предмета к пространству. Незапятнанный белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. В особенности наглядно это можно узреть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страничку, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в согласовании с текстом, а не на снежном поле.

Художественно выразительные достоинства графики заключаются в её лаконизме, емкости образов, концентрации и серьезном отборе графических средств. Некая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют необыкновенную ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

В данной связи не лишь тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) И фактически неограниченные способности для изображения и образного истолкования мира.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

Произведения станковой графики можно узреть на выставках. Это, как правило, картинки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы просто переносимы, они могут быть предусмотрены не лишь для выставки, но и для декорации интерьеров жилых и публичных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике - лубок (народная картинка), а в газетно-журнальной - карикатура (от итал. caricature - преувеличивать; это изображение, в котором комический эффект создается соединением настоящего и умопомрачительного).

Художественное оформление газет и журналов строится на базе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.

Важнейшей областью является книжная графика. В старых рукописных книгах картинки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела либо средство для передачи знаний, она является частью культуры.

Все элементы книжного дизайна - и расположенные внутри книги, и внешние - создают целостное произведение искусства. Живописец описывает размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение комплекса (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но в особенности велика роль живописцев иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего дизайна книги {суперобложку, переплет либо обложку), форзац и разные элементы дизайна внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).

К прикладной графике относятся поздравительные открытки, калоритные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал живописец, и многое другое. Этикетки на разных упаковках - это тоже прикладная либо промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных продуктов, украшает наш быт.

В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие принципиальные действия (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько главных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально зрелищные и др.

Современный графический дизайн включает не лишь шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

Новым видом является компьютерная графика. Живописцы выполняют композиции из трудно пересекающихся линий, больших частей, орнаментов, цветовых пятен на экране монитора, а потом печатают на принтере полученные изображения. Способность графики скоро отзываться на актуальные действия, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новейших видов графики.

 

4. старый вид искусства - скульптура

Скульптура - один из самых старых видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный размер. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому схожее) также называют скульптурой.

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в настоящем пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором большие изображения размещаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Раздельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и другое. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но основным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

разработка производства скульптуры традиционно сложная и многоэтапная, связана с огромным физическим трудом. Скульптор вырезает либо высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) Методом удаления лишней массы. Другой процесс сотворения размера за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и другое) именуется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в жесткое (разных материалов, гипса, бетона, пластмассы и тому схожее). Нерасплавленный сплав для сотворения скульптуры обрабатывается методом ковки, чеканки, сварки и резки.

В XX в. Появляются новейшие способности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре употребляются нетрадиционные способы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Живописцы многих модернистских течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры.

Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно употребляется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре либо отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) Соединены с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эру

 

5. Архитектура - искусство проектировать и строить

Архитектура (лат. architectura, гр. Аrchi - основной и tektos - строить, возводить) - зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных видах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих остальных чувствах. Возможно поэтому молвят, что архитектура - это застывшая музыка.

Различают три главных вида архитектуры: большие сооружения (культовые, публичные, промышленные, жилые и остальные строения); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство - создание новейших городов и реконструкция старых. Комплексы зданий и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Конструктор обязан заботиться о красе, полезности и прочности создаваемых сооружений, по другому говоря - эстетические, конструктивные и функциональные свойства в архитектуре взаимосвязаны.

В различные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, значительно влияющие на создание архитектурных конструкций.

Современный уровень развития техники, внедрение железобетона, стекла, пластических масс и остальных новейших материалов разрешают создавать необыкновенные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и тому схожее.

главные выразительные средства, применяемые в архитектуре - пластика размеров, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эры, как и произведения хоть какого другого вида искусства. Собственной художественно-образной стороной архитектура различается от обычного стройки. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является вероятной средой для синтеза искусств (ансамбль). Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как знаки государств и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Полихромия (от греч. polys - бессчетный и chroma - цвет) - многоцветная раскраска либо многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве.

Раскраска многими цветами в особенности характерна для изделий народного и декоративно прикладного искусства. Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный (одноцветность).

Полихромия частенько использовалась в архитектуре и изобразительном искусстве старого Египта и античности. Разные сооружения, скульптурные рельефы, статуи, бюсты могли быть раскрашены несколькими колоритными цветами.

В настоящее время цвет все активнее входит в скульптуру, в особенности в мелкую пластику.

 

6. Основные направления и приемы современного искусства

Абстрагирование - один из главных способов нашего мышления. Его итог - образование более общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование находится постоянно; в собственном крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., Для которого характерны отказ от изображения настоящих объектов, предельное обобщение либо полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), Опыты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись российского художника В. Кандинского.

 

Представители неких течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм российского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел фуррор потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал "уступить инициативу формам, краскам, цвету".

Реализм(от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение реальности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.

Общими признаками способа реализма является достоверность в воспроизведении реальности. Совместно с тем реалистическое искусство владеет большущим разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения реальности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.)

Реалистическое искусство XX в. Приобретает калоритные национальные черты и обилие форм. Реализм - явление противоположное модернизму.

Авангардизм- (от фр. avant - передовой, garde - отряд) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эру появлялись новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин "авангардизм" утвердился лишь в начале XX в. В это время возникли такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Потом в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новейшие разновидности абстракционизма - разные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Живописцы-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их огромное обилие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и разные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ меж искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, конкретно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (к примеру, кинетическое искусство, хэппенинг и др.). Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей реальности. Современные направления авангардизма тесновато переплетаются, образуя новейшие формы синтетического искусства.

Андерграунд (англ. underground - подполье, подземелье) - понятие, значащее "подпольную" культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки живописцев рассматриваемого направления частенько проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах либо метро, которое в ряде государств называют андеграундом (подземкой). возможно, данное событие также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. Утвердилось это заглавие.

В России понятие андеграунд стало обозначением общества живописцев, представлявших неофициальное искусство.

Сюрреализм(фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XX в. Сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал интернациональным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного абсурда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).

живописцы-сюрреалисты в различие от абстракционистов не отказываются от изображения реально имеющихся предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения реальности - основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от настоящей жизни говорит и само заглавие направления: "сюр" по-французски "над"; живописцы не претендовали на отражение реальности, а мысленно помещали свои творения "над" реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).

Сюрреалистическое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального вида, возникающего в подсознании. Его картины различаются тщательной манерой письма, чёткой передачей светотени, перспективы, что типично для академической живописи. Зритель, поддаваясь уверительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные получают прозрачность, несопоставимые объекты скручиваются и выворачиваются, мощные объемы получают невесомость, и все это создает образ невозможный в действительности.

Известен таковой факт. Однажды на выставке перед произведением С. Дали долго стоял зритель, пристально вглядываясь и пытаясь понять смысл. Наконец в полном отчаянии он громко произнёс: "Я не понимаю, что это означает!" Возглас зрителя услышал находившийся на выставке С. Дали. "Как вы можете понять, что это означает, если я сам не понимаю", - заявил живописец, выразив таковым образом основной принцип сюрреалистического искусства: писать картины не думая, не размышляя, отказавшись от разума и логики.

Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты винили зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества "передовых" живописцев.

Общие особенности искусства сюрреализма фантастика бреда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Живописцы обращалиссь к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

живописцы этого направления хотели сделать на собственных полотнах действительность, неотражающую реальность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. - kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция расчитанная на внешний эффект).

Отдельные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, к примеру оптические иллюзии, позволяющие созидать на одной картине два разных изображения либо сюжета в зависимости от направления взора.

Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние - эти чувства в разных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.

Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Многие вправду передовые деятели культуры, сознавая, что это направление разрушает искусство, потом отказались от сюрреалистических взглядов (живописцы П. Пикассо, П. Клее и др., Поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы). К середине 1960-х годов сюрреализм сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма, но необычные, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют залы музеев.

Модернизм (фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный) - собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., Порывающих с традицией, peaлизмом и считающих опыт основой творческого способа (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм плохо оценивался русскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство владеет свободой выбора собственных исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, нужно разглядывать не статично, а в исторической динамике.

Поп-арт (англ. pop art, от popular art - популярное искусство) - направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания. Юные люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.

Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно либо одинаково бесценно, одинаково прекрасно либо одинаково безобразно, одинаково достойно либо не достойно. Пожалуй, лишь рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случаем конкретно реклама оказала большущее влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в подходящей им композиции стиральный порошок и узнаваемый шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.

Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-различному. В картину вводятся посредством коллажа либо фотоснимков настоящие объекты, как правило, в неожиданных либо совсем абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров огромного полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. К примеру, живописец К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых товаров больших размеров из необыкновенных материалов

меж скульптурой и живописью частенько нет границы. Художественное произведение поп-арта часто не лишь имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таковых преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совершенно по другому, чем в настоящем бытовом окружении.

Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его "обозначение", избавляющее автора от рукотворного процесса его сотворения, изображения чего-или (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, "выхода" искусства в область массовой культуры. Живописцы поп-арта были инициаторами таковых форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и остальных форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд, гиперреализм, оп-арт, реди-мейд и др.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные виды искусств

Театр... Театр от греч thйatron место для зрелищ зрелище род искусства Театр форма общественного сознания он неотделим от жизни народа его...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Киноискусство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Многообразие видов искусства
  Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане

Декоративно-прикладное искусство
  Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным

Живопись
  Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и други

Архитектура
  Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельно

Скульптура
  Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный напринципе объёмного, физически трёхмерног

Обилие видов искусства
  Искусство, одна из форм публичного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфичный род фактически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят гру

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; обхватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных основным образом для быта. Его произведен

Живопись
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-или твёрдую поверхность. Как и остальные виды искусства, живопись выпол

Архитектура
Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство

Скульптура
  Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерно

Киноискусство
  Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки настоящих, специально инсценированных либо воссозданных средствами мультипликации событий реальнос

Вопрос №1. Понятие искусства. Различие искусства от науки
Искусство -- вид духовного освоения реальности публичным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красы.

Вопрос №2. Предмет и виды искусства
особенное место, занимаемое искусством в культуре, описывает и его специфическое "поведение", его роль в жизни человека и человечества, в развитии общества и культуры. Системный подход до

Функции искусства в его отношении к обществу
Как всякая саморегулирующаяся система, человеческое общество -- и неважно какая его часть -- испытывает потребность в неизменном укреплении собственной целостности, которая обеспечивается прочность

Функции искусства в его отношении к природе
  Искусство способно воздействовать не лишь на человека и общество, но и на саму природу. Ибо оно не лишь изображает её, но и преобразует, преобразует и в воображении, и в её настояще

Функции искусства в его отношении к культуре
  Если функции искусства по отношению к природе в какой-то степени осознавались в. Истории эстетической мысли, то неувязка функций искусства по отношению к культуре вообще не попадала

Функция искусства в его отношении к своим потребностям
  Если во всех рассмотренных нами выше отношениях исследовалось действие искусства на те либо другие внешние для, него объекты, то сейчас речь пойдет о действиях саморегуляции художес

Динамика взаимоотношений функций искусства
  Обобщая все вышесказанное, следует отметить до этого всего, что множество функций искусства -- не обычный конгломерат, не хаотический "набор" разных его назначений, а слож

Структура искусства
  Охарактеризовав искусство как некую эстетическую ценность, нужно направить внимание и на его структуру. Искусство представляет собой целостную систему, включающую целый ряд разнообр

Вопрос №3. главные этапы процесса художественного творчества
  1. Художественное творчество как специфичная деятельность. Иерархия творческих предрасположений Художественное творчество -- загадочный процесс. Кант говорил: «...Ньютон вс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги