рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос №1. Понятие искусства. Различие искусства от науки

Вопрос №1. Понятие искусства. Различие искусства от науки - раздел Образование, Основные виды искусств Искусство -- Вид Духовного Освоения Реальности Публичным Человеком, Имеющий Ц...

Искусство -- вид духовного освоения реальности публичным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красы.

В различие от остальных сфер публичного сознания и деятельности (науки, политики, морали и т.Д.), Искусство удовлетворяет универсальной потребности человека -- восприятию окружающей реальности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфически человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира как конкретного целого, предполагающей развитое творческое воображение.

Исторически искусство развивается как система конкретных его видов (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др.), В которых обилие настоящего мира стает во всем собственном богатстве. Раз возникнув, искусство сформировывает, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в хоть какой сфере социальной деятельности и познания -- и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде. Благодаря своеобразию собственной видовой сущности, И. Объединяет в себе все те формы публичной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивидума к реальности и к самому себе.

конкретно этим определяется специфика искусства, его неповторимость как особенного метода духовного производства. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие фактически человеческое отношение к реальности, сфера его действия на жизнь поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого смысла претензию искусства на какую-то исключительность, не считая той, что диктуется его видовой сущностью (в частности, бессмысленным оказывается тезис «искусство для искусства»). С другой стороны, оказывая преображающее действие на все публичные сферы и университеты, искусство сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность. Вопрос «что такое искусство?» является предметом философско-методологических споров меж сторонниками материалистической и идеалистической эстетики. Последняя издавна пробует свести сущность искусства к «чистой форме», лишенной какой-или связи с практическими интересами публичного человека, до этого всего с политикой и идеологией.

Важнейшая эстетическая закономерность -- связь искусства с реальностью -- стает в идеалистических концепциях в искаженном, ложном свете.

Современная эстетика исходит из идеи единства социологических, гносеологических и эстетических закономерностей искусства как особой формы публичного сознания. Тем самым оказывается вероятным дать научно обоснованное, соответствующее настоящей истории развития художественной деятельности и сознания объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры.

Основной «клеточкой» искусства, предметно воплощающей в себе его особенности и закономерности, является художественный образ, где реальность стает в форме всеобщей особенности предмета, факта, человека, действия. Владея способностью «менять нашу точку зрения на предмет» (Гегель), искусство силой творческого воображения преобразует мир в представлении, делая это свободно, т.Е. По законам красы.

Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений либо образов искусства. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует сразу на чувство, мысль и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отношение к реальности.

Соотношение искусства и науки. Искусство и наука -- два метода освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории культуры. Искусство и наука сближаются тем, что отражают реальность и познают её, различаются же они по истокам и по своему предмету, по способу отражения мира и по психологическим механизмам, по социальным функциям и законам развития. Сложность и изменчивость взаимоотношений меж искусством и наукой объясняют крайнюю разноречивость теоретического осмысления их связи и различий -- от фактического их отождествления, сводившего их различия лишь к форме познания, абстрактно-логической у науки и картинно-образной у искусства (Гегель, Белинский, представители гносеологической трактовки искусства в русской эстетике), до их абсолютного противопоставления (романтизм, субъективно-идеалистические и формалистические направления в эстетике XX в., Р. Гароди и др.). Марксизм наметил диалектическое решение данной трудности, различив два метода освоения человеком мира, теоретический и фактически духовный, связан с первым научное познание, а со вторым -- мифологическое, художественное, религиозное отражение действительности.

вправду, если художественное творчество вырастает из мифологического сознания первобытного человека со свойственной ему нерасчлененностью объекта и субъекта, синкретичностью мышления, переживания и воображения, то наука порождается трудовой практикой, в которой появляются и потребность в знании объективных закономерностей природы, и удовлетворяющая эту потребность способность абстрагирования объективного от субъективного.

Если предметом научного познания оказалась, следовательно, объективная действительность, а его продуктом -- отражающая её объективная истина, то предмет художественного освоения -- объективный мир в его неразрывной связи с духовностью субъекта, т.Е. Мир ценностей.

Если решение научной задачки просит отделения абстрактно-логических операций мышления от игры фантазии и эмоциональных реакций психики, то познавательная ориентация И. На мир ценностей может обеспечиваться лишь целостно-недифференцированными действиями переживания -- фантазирования -- мышления.

Художественное освоение мира осуществляется образным мышлением, а научное -- абстрактным, понятийно-логическим, в силу чего дела искусства и науки следует понимать как взаимно дополнительные, а не как связь однородных и только снаружи различающихся форм отражения.

Если функция науки -- опосредствовать добываемыми ею знаниями улучшение материального производства, а потом и социально-организационной деятельности и процесса социализации индивидума, то основная функция искусства -- целенаправленно расширять жизненный опыт человека, дополняя его иллюзорным опытом жизни личности в созидаемой искусством «художественной реальности», и таковым методом сформировывать, развивать, совершенствовать духовный мир человека в его многосторонней целостности -- в его мировоззренческом, нравственном, гражданственно-политическом, эстетическом содержании.

Все эти различия объясняются тем, что природа науки чисто познавательная, а искусство включает познание в многогранную структуру собственных эстетических отношении к реальности -- познавательных, оценочных, творчески-созидательных, игровых.

Наконец, если наука, как и техника, развивается, поднимаясь с более низкой ступени на более высшую, то в истории искусства, действуют другие законы, рождающиеся из сопряжения познания и ценностного осмысления мира. Поэтому искусство каждой эры продолжает жить в следующие времена, ценимое конкретно в силу его неповторимости. Прогресс в истории искусства оказывается не абсолютным, а относительным, поскольку заслуги, обретаемые на каждом новом этапе его развития, противоречиво соединены с невосполнимыми утратами.

Взаимоотношения искусства и науки исторически изменчивы и культурно обусловлены: они обратно пропорциональны связям искусства и религии и конкретно зависят от авторитета науки в культуре, от роли, которую она играется в публичном развитии. Вот почему в особенности близкими и разносторонними эти связи оказываются в художественной культуре XIX--XX вв. Есть основание полагать, что они будут расширяться и углубляться в дальнейшем. Совместно с тем контакты искусства и науки зависят от особенностей как разных областей научного знания, так и видов искусства.

Связь с наукой художественной литературы -- искусства слова, работающего теми же средствами, что и наука, несравненно более тесная, ежели музыки, а у архитектуры -- более близкая, чем у скульптуры. С другой стороны, обществознание, гуманитарные науки соприкасаются с искусством более органично, чем естествознание и науки технические, ибо основным предметом художественного познания является человек, человеческие дела, жизнь человека в обществе. В целом же взаимоотношения искусства и науки могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут, очевидно, к угнетению специфичных законов художественного освоения реальности и её научного познания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные виды искусств

Театр... Театр от греч thйatron место для зрелищ зрелище род искусства Театр форма общественного сознания он неотделим от жизни народа его...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос №1. Понятие искусства. Различие искусства от науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Многообразие видов искусства
  Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане

Декоративно-прикладное искусство
  Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным

Живопись
  Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и други

Архитектура
  Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельно

Скульптура
  Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный напринципе объёмного, физически трёхмерног

Киноискусство
  Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации

Обилие видов искусства
  Искусство, одна из форм публичного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфичный род фактически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят гру

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; обхватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных основным образом для быта. Его произведен

Живопись
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-или твёрдую поверхность. Как и остальные виды искусства, живопись выпол

Архитектура
Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство

Скульптура
  Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерно

Киноискусство
  Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки настоящих, специально инсценированных либо воссозданных средствами мультипликации событий реальнос

Вопрос №2. Предмет и виды искусства
особенное место, занимаемое искусством в культуре, описывает и его специфическое "поведение", его роль в жизни человека и человечества, в развитии общества и культуры. Системный подход до

Функции искусства в его отношении к обществу
Как всякая саморегулирующаяся система, человеческое общество -- и неважно какая его часть -- испытывает потребность в неизменном укреплении собственной целостности, которая обеспечивается прочность

Функции искусства в его отношении к природе
  Искусство способно воздействовать не лишь на человека и общество, но и на саму природу. Ибо оно не лишь изображает её, но и преобразует, преобразует и в воображении, и в её настояще

Функции искусства в его отношении к культуре
  Если функции искусства по отношению к природе в какой-то степени осознавались в. Истории эстетической мысли, то неувязка функций искусства по отношению к культуре вообще не попадала

Функция искусства в его отношении к своим потребностям
  Если во всех рассмотренных нами выше отношениях исследовалось действие искусства на те либо другие внешние для, него объекты, то сейчас речь пойдет о действиях саморегуляции художес

Динамика взаимоотношений функций искусства
  Обобщая все вышесказанное, следует отметить до этого всего, что множество функций искусства -- не обычный конгломерат, не хаотический "набор" разных его назначений, а слож

Структура искусства
  Охарактеризовав искусство как некую эстетическую ценность, нужно направить внимание и на его структуру. Искусство представляет собой целостную систему, включающую целый ряд разнообр

Вопрос №3. главные этапы процесса художественного творчества
  1. Художественное творчество как специфичная деятельность. Иерархия творческих предрасположений Художественное творчество -- загадочный процесс. Кант говорил: «...Ньютон вс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги