Реферат Курсовая Конспект
Декоративно-прикладное искусство - раздел Образование, Основные виды искусств Декоративно-Прикладное Искусство, Раздел Искусства; Охватывае...
|
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд
отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий,
предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть:
различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а
также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений
декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной
литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по
материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения
(резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта
классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического
начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с
производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и
художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно
принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.
Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры
современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми
или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-
групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с
которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-
прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем,
характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его
настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к
окружающему миру.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого
жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во
взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё
другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм,
набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений
декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при
ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих
взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными
возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет
основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в
декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные
соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами
воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые
декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь
наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства
чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка,
использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-
содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией
(сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека,
животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием - колоколом,
балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на
его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой
предмет становится произведением искусства. Обладая собственной
эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко
контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских
мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись
поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно
видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном
образе.
Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь
или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура,
живопись, реже - графика). Средства изобразительных искусств и орнамент
служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета
(детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде
цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или
изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки,
кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с
формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим
и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных
мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например,
сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и
лебяжьей головы).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во
взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал
проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его
произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому
выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и
многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном
искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Театр... Театр от греч thйatron место для зрелищ зрелище род искусства Театр форма общественного сознания он неотделим от жизни народа его...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Декоративно-прикладное искусство
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов