Реферат Курсовая Конспект
Функции искусства в его отношении к обществу - раздел Образование, Основные виды искусств Как Всякая Саморегулирующаяся Система, Человеческое Общество -- И Неважно Как...
|
Как всякая саморегулирующаяся система, человеческое общество -- и неважно какая его часть -- испытывает потребность в неизменном укреплении собственной целостности, которая обеспечивается прочностью сцепления его частей. Опыт истории показал, искусство способно удовлетворять эту потребность, служить массивным средством укрепления публичных, связей меж людьми. Эту свою социально-организационную функцию оно научилось делать двояко: с одной стороны, придавая эстетическое, эмоционально-действенное "облачение" разным социально-организационным действиям людей, а с другой, -- формируя сознание каждого члена общества в духе, отвечающем нуждам и идеалам этого общества.
Уже в первобытной культуре складывается, как мы видели, сложная и разветвленная система обрядов, регулировавших нравственно-религиозные и предполитические (поскольку политика в развитой её форме возникает только в классовом обществе) дела людей, -- охотничьи и земледельческие танцы и другие ритуальные действа, связанные с заклинанием сил природы; церемонии "дипломатического" общения родоплеменных вождей по поводу войны и мира; ритуалы посвящения юношей и женщин, достигших совершеннолетия; свадебные и похоронные церемонии и т.П. Ритуалы эти представляли собой собственного рода драматизованпые действа, придававшие эстетический "ореол" оформлявшимся ими социальным действиям и вызывавшие к ним определенное эмоциональное отношение.
С тех пор и на протяжении всей истории общества, вплоть до наших дней, художественная обрядность придавала самым различным социальным отношениям эстетическую привлекательность, величественность, поэтичность: так, религиозный культовый обряд реализовался с помощью разносторонних художественных средств -- архитектуры и прикладных искусств, создававших предметную среду в храме; поэзии, ораторского искусства и музыки, на языке которых проходил сам процесс богослужения; живописи и скульптуры, представлявших в этом процессе потусторонних персонажей, героев легенд.
Целая группа искусств - монументально-декоративные отрасли живописи и скульптуры, бытовые формы музыки и танца -- нацелена конкретно на эмоциональную компанию группового поведения людей в тех либо других жизненных ситуациях, благодаря возбуждению у них общего настроения, самочувствия, душевного состояния, соответствующих данному случаю, скажем, свадьбе либо похоронам, религиозной либо дипломатической церемонии, судебному процессу либо концерту и т.Д. В церемониях политического, дипломатического, юридического, военного, этического характера стойко сохранялась, хотя и постоянно меняя конкретные свои формы, художественная структура ритуала -- игры, включенной в реальную жизнь. В свое время Н. Евреинов специально изучил этот момент театральности в обыденном бытии людей. И в самом деле, подобно актерам на сцене, мы действуем и говорим в согласовании с той либо другой ролью в различных жизненных ситуациях, частенько даже переодеваясь и украшаясь специально для данной цели.
Второе проявление социально-организационной функции искусства отвечает потребности духовного приобщения личности к социуму. Эту подфункцию искусства мы окрестили бы социализацией индивидума, т.Е. Формированием человека как носителя ансамбля определенных социальных ролей. Ибо если освоение культуры индивидуализирует каждого человека, то его включение в систему публичных отношений типизирует его: "социальные роли" и являются плодами таковой типизации, ибо выполнение функций гражданина, отца, супруга, католика, учителя и т.Д. И т.П. Включает каждого индивидума в определенные групповые общности, в согласовании с той структурой социума, которая сложилась на данной ступени его истории. Искусство становится одним из инструментов, с помощью которых решается эта задачка.
более наглядно это проявляется в создаваемых искусством видах положительных героев, которые обязаны играться роль образцов для подражания, прямых "моделей общественного деяния", воплощающих ту систему требований, которые данное общество предъявляет человеку, тот тип его сознания и поведения, который оно хотело бы сделать настоящим и всеобщим. Такие художественные модели "героев собственного времени" средневековое искусство создавало в видах рыцарей "без ужаса и упрека" и в видах отрекшихся от мира и посвятивших себя Богу отшельников-аскетов, а искусство Возрождения им на смену привело жизненно полнокровных героев Боккаччо и Шекспира, Рафаэля и Тициана; искусство нашего времени, отражая расслоение общества, дает ему в качестве "героев нашего времени" и бизнесменов, и революционеров, и интеллектуалов-эстетов, и суперменов-сыщиков либо бандитов, и каждый волен выбирать себе "модели собственного потребного грядущего" в этом обилии характеров и судеб -- от Сталкера А. Тарковского до Эдички Э. Лимонова...
Правда, искусство часто пробует в наши дни уклониться от решения данной задачки, замкнуться в эстетской "игре в бисер", но таковая позиция оказывается косвенным и частенько неосознаваемым своеобразным её же решением -- представлением в качестве идеальной самой данной асоциальной личности, художника, делающего свое творчество воплощением такового идеала.
Так либо по другому, но социализация каждого члена общества есть объективная, исторически появившаяся необходимость: если животное получает уже при рождении "правила" собственного поведения, поскольку они записаны в генетическом коде, то человек при появлении на свет ничего не знает, ничего не ценит и ничего не умеет, и лишь общество и культура сформировывают наше мировоззрение, наши идеалы, принципы поведения. Искусство является одним из проводников этого действия, делающего каждого из нас "публичным животным" -- zoon politikon, как говорил Аристотель.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Театр... Театр от греч thйatron место для зрелищ зрелище род искусства Театр форма общественного сознания он неотделим от жизни народа его...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции искусства в его отношении к обществу
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов