Реферат Курсовая Конспект
Динамика взаимоотношений функций искусства - раздел Образование, Основные виды искусств Обобщая Все Вышесказанное, Следует Отметить До Этого Всего, Ч...
|
Обобщая все вышесказанное, следует отметить до этого всего, что множество функций искусства -- не обычный конгломерат, не хаотический "набор" разных его назначений, а сложнорорганизованная многоуровневая система, в которой действуют и координационные, и субординационные связи различных конкретных функций.
Будучи трудно-иерархически организованной, система эта владеет способностью, сохраняя внутреннюю целостность, изменять в достаточно широких пределах соотношение собственных компонентов. Этот динамизм системы функций искусства находится в целом ряде направлений.
Во-первых, в каждой области художественной деятельности, в каждом виде, роде и жанре искусства -- в зависимости от его внутренней структуры -- соотношение различных функций, складывaeтся по-своему: в одних вариантах искусство владеет большей способностью изменятъ природу (скажем, "зеленоватая архитектура"), в остальных -- большей способностью организовывать социальные деяния (скажем, культовая либо военная музыка), в третьих -- большей способностью сформировывать сознание личности (к примеру, поэзия); поэтому полнота функциональных отношений искусства может быть реализована лишь всем богатством его видовых, родовых и жанровых форм. Отсюда и следует очень принципиальный для нашей художественной культуры практический вывод -- необходимость развивать все области художественной деятельности человека, ибо лишь их единство способно обеспечить искусству выполнение его великой роли в жизни и развитии человечества.
Во-вторых, структурные конфигурации системы функций искусства прослеживаются в его историческом движении; в обычных культурах главенствующей становится функция социализации индивидума; в культуре инновационно-креативного типа, развивающейся на Западе в новое время, -- его индивидуализации; в буржуазно-индивидуалистической культуре -- функция эстетически-гедонистическая; в культуре тоталитарных стран -- социально-организационная. В итоге различные области искусства развиваются неравномерно, в зависимости от того, как то либо другое их соотношение соответствует строению данной функциональной системы (подробнее об этом в последней части нашего курса).
В-третьих, в одну и ту же эру и в пределах одной и той же области искусства соотношение его функций варьируется в зависимости от идейно-эстетических позиций, от творческого способа, лежащего в базе художественной деятельности. Так, сторонники "искусства для искусства" в XIX в. Сводили значение искусства к замкнутому, изолированному от остальных сфер культуры художественному "самовоспроизводству", а критический реализм исходил из сознательного устремления к активнейшему действию искусства на человека, на жизнь общества, на состояние культуры.
сейчас человечество нуждается в том, чтоб искусство более либо менее умеренно реализовывало весь ансамбль собственных функций, все шире распространяя свое благородное действие и на человека, и на общество, и на природу, и на культуру, и на процесс собственного самосовершенствования. Конкретно в данной полноте, разносторонности и относительной равномерности действия -- залог дальнейшего удачного развития художественной культуры.
Выявление общих закономерностей художественного освоения человеком мира дозволяет перейти к анализу особенностей их проявления в различных его модификациях, ибо "искусство" -- это всего только собирательное понятие для множества очень разных конкретных способов художественного творчества.
сейчас попробуем оценить значение искусства в жизни человека не с точки зрения его отдельных функций, а в целом. На вопрос о том, для чего нужно человеку искусство, есть множество ответов. «Искусство исполняет, меж иным, задачку консервирования, а также некого разукрашивания погасших, потускневших представлений...», -- полагал Ф. Ницше (Ницше Фридрих. Человеческое, очень человеческое. -- Сочинения в 2-х тт., Т. 1, М., 1990, С. 325.).
А вот что думал по этому поводу узнаваемый французский философ и поэт Жан Гюйо: «Самая возвышенная мишень искусства -- заставлять биться человеческое сердце» (Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм и т. П. Философов, ученых, писателей, живописцев, государственных деятелей и др. Всех времен и всех народов в алфавитном порядке. Киев, 1918 (Репринтное издание, 1993), с.157.).
Можно сказать, что в целом искусство есть дополнение, обогащение, развитие и углубление настоящего опыта человека опытом воображаемой жизни, опытом остальных людей -- творца художественного вида, его персонажей.
Наш собственный настоящий опыт постоянно ограничен «свершившимся», искусство же безгранично раздвигает его как в пространстве, так и во времени, дозволяет прожить множество жизней, переноситься из одной исторической эры в другую, побывать в самых неожиданных, а по условиям своей настоящей жизни порою и в просто немыслимых ситуациях! Искусство как бы останавливает для нас время, дает возможность переноситься в любые происшествия -- от жизни доисторического мальчика до рабочего дня современного менеджера!
При этом, все, что хоть раз уже возникло в искусстве и зарекомендовало себя, как подлинно художественная ценность, уже не уходит из этого мира -- в различие, к примеру, от сферы научно-технической, где устаревшие модели, несовершенные системы просто уступают место иным отменно более совершенным. В искусстве же процесс созидания эстетических ценностей в каком-то смысле напоминает процесс впадения рек в большущее море. Ни одна из его ценностей не теряется, они стают частицами общего «моря эстетических приобретений» человечества и в хоть какой момент могут быть востребованы как новым поколением, новой социальной системой, так и хоть каким индивидумом каждой исторической эры. И в этом состоит принципиальное, непреходящее значение искусства как «вечного» источника эстетического опыта человечества.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Театр... Театр от греч thйatron место для зрелищ зрелище род искусства Театр форма общественного сознания он неотделим от жизни народа его...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Динамика взаимоотношений функций искусства
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов