рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет политической антропологии

Предмет политической антропологии - раздел Педагогика, ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ...

Накопление научной информации неизбежно вело к дифференциации гуманитарного знания. Постепенно выделились в самостоятельные науки политическая экономия, социология, психология, история, фило­логия и т. д.

В этот же период сформировалась и антропология (в XIX в. ее не­редко называли этнологией) — дисциплина, изучающая народы, находя­щиеся вовне цивилизованного мира. По причине ограниченности источ­ников по истории бесписьменных архаических народов, а также в силу особенностей исследовательской работы в данных культурах, когда ан­трополог должен был в одинаковой степени иметь высокую подготов­ку в самых различных областях науки, такие дисциплины, как в пер­вую очередь физическая антропология (или естественная история чело­века), этнография, археология, не могли существовать одна без другой. Это привело не столько к их дифференциации (хотя в некоторых странах, в том числе и у нас, они до сих пор считаются самостоятель­ными науками), сколько к интеграции их в единый междисциплинар­ный комплекс. В то же время постепенно философско-антрополо-гическая проблематика оказалась выведенной за рамки собственно антропологии.

В настоящее время антропологическую науку, как правило, подразде­ляют на две большие части: физическую и культурную (или иначе социаль­ную) антропологию. Первая изучает физическое строение человеческого тела и антропогенез (т. е. проблему происхождения человека). Вторая представляет собой комплекс самостоятельных дисциплин (археология, лингвистика, фольклористика, этнография и, наконец, собственно куль­турная или социальная антропология), рассматривающих в целостности культуру того или иного народа.

В самом широком смысле культурная антропология изучает хозяй­ственный быт, социальные системы, обычаи и идеологические представ­ления архаических народов. Нередко понятия «культурная» и «соци­альная» антропология рассматривают как синонимы (первый термин используется в основном в США, второй — в странах Западной Европы, особенно в Великобритании). Однако между ними есть некоторая раз­ница. Если британские антропологи рассматривают культуру как со­ставную часть человеческого общества, то их заокеанские коллеги вслед за Л. Уайтом полагают, что социальность присуща не только людям, но и высшим животным. «Именно культура, а не общество выступает в качестве отличительной особенности человека, научное исследование этой особенности должно быть названо скорее культуро­логией, а не социологией» (White 1949: 116).

Исторически сложилось так, что антропологи по преимуществу зани­мались изучением и реконструкцией образа жизни бесписьменных («доис­торических») народов. В то же время антропология не прервала связи с другими общественными науками. Не случайно многие исследователи определяли социальную антропологию как «отрасль социологии, изучаю­щей примитивные общества». Однако в 50-604 годы XX в. в антрополо-


Глава 1


Предмет политической антропологии


 


гии наметилась естественная тенденция к некоторому сужению объекта исследований: с накоплением знаний ученые стали переходить к более уг­лубленному изучению отдельных аспектов культуры — технологии, социаль­ной организации, семейно-брачным отношениям, верованиям и проч.

Концентрируя свои усилия на отдельном направлении, некоторые из антропологов пришли к осознанию актуальности расширения времен­ных рамок своих исследований, а также к необходимости более тесной кооперации с другими науками — экономикой, демографией, социоло­гией и проч. Все это привело к появлению ряда новых интересных суб­дисциплин культурной антропологии, таких как экономическая и юридическая антропология, дополняющие классическую политичес­кую экономию, а также историю государства и права, наконец, сфор­мировалась особая, пограничная с политическими науками, дисципли­на — политическая антропология.

В отечественной литературе исследования исторических структур власти осуществлялись в рамках комплекса исторических наук (собст­венно истории, археологии и этнографии). Для марксистской науки термин «политическая антропология» был неприемлем в силу двух причин. Во-первых, в силу того, что в отечественной науке «социальную антропологию» традиционно было принято считать не самостоятельной наукой, а одной из исторических наук и именовать «этнографией» (ан­тропологами у нас называли только тех, кто занимался физической ан­тропологией). Во-вторых, потому, что согласно марксистской теории политика существует только в классовом обществе, тогда как отноше­ния в первобытном обществе не могут считаться политическими. Сле­довательно, для обозначения последних необходим совершенно иной термин. В 1970-е годы отечественными этнографами было предложено именовать отношения в первобытном обществе потестарными (от лат. potestas — власть), хотя введение такого термина нельзя при­знать особенно удачным. Ведь отношения власти существуют не толь­ко в первобытности, а во всех стадиальных типах общества. В 1979 г. Л.Е. Куббель предложил называть политическую антропологию терми­ном «потестарно-политическая этнография», а спустя десять лет им была написана первая (и пока, в сущности, единственная обобщаю­щая) книга на русском языке на данную тему (Куббель 1979; 1988).

Несмотря на официальное игнорирование, термин «политическая антропология» тем не менее постепенно вошел в лексикон отечествен­ных исследователей. С середины 1980-х годов он все чаще и чаще стал встречаться в работах этнографов-антропологов и востоковедов. В на­стоящее время «политическая антропология» официально вошла в пе­речень научных дисциплин в высших учебных заведениях, она читается студентам антропологических, социологических и политологических специальностей. Студенты-историки изучают аналогичные проблемы в программе курсов «История первобытного общества», «История древне­го мира» и «Этнография».


2. Политическая антропология

Понятие политической антропологии

Поскольку антропологи занимались в основном изучением неевро­пейских цивилизаций и культур, предметом изучения политической ан­тропологии стали механизмы и институты власти и социального кон­троля преимущественно в доиндустриальных и посттрадиционных об­ществах.

С этим согласны большинство специалистов. Так, Ж. Баландье пола­гает, что в задачи политической антропологии входит сравнительное изучение политической организации первобытных и архаических об­ществ (Balandier 1967: 6—9). С ним перекликается Л.Е. Куббель, по которому предметом потестарно-политической этнографии являются отношения власти и управления обществом преимущественно в доин-дустриальные эпохи (Куббель 1979; 1988).

Схожие определения политической антропологии даются в боль­шинстве западных специальных словарей, энциклопедий и справочни­ков по социокультурной антропологии и политологии. В одном из по­добных изданий, воспроизведенных в журнале «Политические исследо­вания» (1993, №1), дано следующее определение:

Политическая антропология — изучение институтов управления и соответствующей практики у этнических сообществ, в особенно­сти в примитивных обществах и в обществах с племенным строем. Политическая антропология выясняет связь политического поведе­ния с более широкой групповой культурой и исследует то, какими путями происходит развитие политических институтов и практики.

М. Абеле несколько расширяет предмет политической антрополо­гии. Он считает, что в ее задачи входит «изучение властных процессов и систем, пронизывающих наши структуры, и способов, в которых про­являются корни и формы политического действия в наших обществах» (Абеле 1998: 30).

В.В. Бочаров пытается объединить обе точки зрения. По его мнению, первоначально политическая антропология изучала системы властно-управленческих отношений в традиционных обществах. В настоящее же время она должна стать прикладной наукой,

направленной на оптимизацию принимаемых в процессе управ­ленческой деятельности решений в условиях, когда в качестве управ­ляемых выступают полиэтничные субъекты, политическая культу­ра которых густо замешана на традиционном субстрате (Бочаров 1998: 141).



Глава 1


Предмет политической антропологии



 


В итоге, можно определить предмет изучения данной дисциплины как совокупность институтов контроля и власти в доиндустриалъных об­ществах: структура данных институтов и их сравнительная типология, анализ причин и факторов преобразования одних форм в другие, проблема адаптации, инкорпорации и трансформации традиционных механизмов контроля в современных политических институтах.

Исходя из этого, политическую антропологию можно дефинировать как антропологическую дисциплину, изучающую народы мира с целью выяв­ления особенностей политической организации в исторической динамике.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Что такое антропология Интеллектуальным предшественником... Глава Предмет политической... Методы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет политической антропологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что такое антропология?
Политическая антропология сложилась как одно из ответвлений ан­тропологической науки. В самом широком смысле антропология (от греч. антропос — человек) — это совокупность научных знаний о пр

Антропология и история
Если перевести изложенное выше на привычный для представителей отечественных общественных наук язык, то можно сказать, что полити­ческая антропология — это в известной степени история власти: истор

Антропология, политология и социология
Вышеизложенное не означает, что политантрополог должен сосре­доточить свое внимание на архаическом, традиционном и посттрадици­онном господстве и не может заниматься изучением систем власти в совре

Предмет политической антропологии
 

Антропология и современность
Подведем некоторые итоги. Под давлением современных западных институтов традиционные нормы и ценности, экономические способы производства и формы социальной организации, обычаи и модели се­мейной ж

Предмет политической антропологии
 

Функционализм
Название этого метода происходит от латинского слова functio — ис­полнение и обозначает одновременно конкретный метод и научное на­правление, в фокусе которого находилось изучение функций, вы­полня

Предмет политической антропологии
 

Структурный метод
Латинское слово structura означает строение, расположение. Данный метод основан на выявлении устойчивых связей внутри системы, обес­печивающих сохранение ее основных свойств. Истоки структурализма

Сравнительно-исторический метод
Большинство антропологов имеют дело с индивидуальными явлени­ями человеческой культуры. Однако важно выявить общие закономер­ности развития различных культурных явлений, установить причины их проис

Предмет политической антропологии
 

Предмет политической антропологии
 

ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    А В С ИТОГО

Предмет политической антропологии
верженности двухлинейной теории генезиса государства Энгельс выгля­дит сторонником однолине

Предмет политической антропологии
  империи стимулировало внимание к этим вопросам антрополог

Британский функционализм
Основателями политической антропологии считаются представите­ли британского функционализма. В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три важные книги, в которых систематизировался опыт изучения

Предмет политической антропологии
 

Французский структурализм
Французская политическая антропология развивалась под большим влиянием структурализма, восходящего к сочинениям К. Леви-Строс-са. Французский структурный марксизм в антропологии продемонстри­ровал

Американский неоэволюционизм
Американский неоэволюционизм возник в середине 50-х годов XX в. К этому времени антропология осознала необходимость выйти за пределы локальных эмпирических исследований и приступить к синте­тически

Предмет политической антропологии
           

Теории политогенеза
Ключевым вопросом для политической антропологии второй полови­ны XX в. было выяснение того, как и вследствие каких факторов одни формы политической организации преобразовывались в другие. Функци­он

Предмет политической антропологии
 

Политантропология в нашей стране
В дореволюционное время изучением власти в первобытных общест­вах занимались Н.И. Зибер, М.М. Ковалевский, Н.Н. Харузин. После Октябрьской революции 1917 г. появилось практическое внимание

Азиатский способ производства
В большей степени изучение теории властных отношений в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства. Первая дискуссия (1925—1931 гг.) была вызвана ростом национально-освобо

Политической антропологии
  ской науке утвердилась схема Сталина—Энгельса, состоящая

Потестарно-политическая этнография
Параллельно со второй и третьей дискуссией об азиатском способе производства в советской этнографии (в том числе африканистике) стали обсуждаться вопросы типологии форм лидерства в первобытных и тр

Политантропология в России
В наши дни термин «политическая антропология» прочно вошел в лексикон отечественных ученых. Данная дисциплина преподается в высших учебных заведениях студентам антропологических, социологи­ческих и

ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НЕРАВЕНСТВА И ВЛАСТИ
Вплоть до настоящего времени очень широко распространена иллю­зия, согласно которой неравенство и эксплуатация являются сравни­тельно поздно изобретенными социальными институтами, а до их появ­лени

Территориальное поведение
В книге Ю.М. Плюснина, посвященной теоретическим проблемам социобиологии (1990), приводится хороший пример территориального поведения. Этот пример взят из мультфильма для взрослых «Выкру­тасы», кот

Свой и чужой
Недоверчивое отношение к незнакомцам является универсальным механизмом, присущим как животным, так и людям. У детей чужой человек вызывает импульсивный страх, реакцией на который может быть плач. В

Агрессивность
Таким образом, ритуалы сближения и ритуалы поведения служат культурными барьерами для отделения членов своей группы от чужой. Их назначение состоит в торможении агрессии против членов своего коллек

Природные и культурные основы неравенства и власти
подсознательно ассоциирует себя с главным героем, уничтожающим зло, и тем самым высвобождае

Половое неравенство
Доминирование самцов над самками не универсальное явление. У многих видов самки не слабее самцов. Однако у ряда высших живот­ных сексуальное поведение самцов отражает их иерархическое доми­нировани

Природные и культурные основы неравенства и власти
 

Неравенство и иерархия
В современной науке принято различать неравенство, иерархию и стратификацию. В научном смысле неравенство — это такие условия, при которых разные группы или индивиды имеют неодинаковый доступ к вла

Природные и культурные основы неравенства и власти 5 7
Социальная стратификация Особенно много сделал для изучения социа

Иерархия
Иерархия является структурно важным компонентом жизнедеятель­ности любой организации. Ее цель — установление внутреннего поряд­ка для обеспечения нормального функционирования системы. Однако у нее

Возможно ли равенство?
Может ли общество существовать без иерархии и неравенства? В марксистской теории делались попытки обосновать, что неравенство и стратификация существовали не всегда, например, в первобытном об­щест

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги