рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Антропология, политология и социология

Антропология, политология и социология - раздел Педагогика, ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Вышеизложенное Не Означает, Что Политантрополог Должен Сосре­доточить Свое Вн...

Вышеизложенное не означает, что политантрополог должен сосре­доточить свое внимание на архаическом, традиционном и посттрадици­онном господстве и не может заниматься изучением систем власти в современных развитых обществах. Более того, имеется ряд объектив­ных обстоятельств, вследствие которых политантропологи все чаще обращаются к актуальным проблемам наших дней. Прежде всего — это исчезновение с этнической карты мира самого объекта традиционных антропологических исследований: к концу XX в. на земном шаре прак­тически не осталось мест, за исключением, быть может, самых глухих уголков Амазонии и Африки, где бы остались существовать культуры, не испытавшие на себе влияния модернизирующейся западной цивили­зации.

Во-вторых, проблематика эволюции институтов власти в первобыт­ном строе и изучение процессов возникновения государства все больше и больше становятся чисто академической проблемой. Практически все письменные и этнографические источники уже введены в научный оборот. Нередко основные вопросы кажутся решенными, что отталки­вает от них многих исследователей. Проблема по-прежнему состоит только в создании компаративистских, обобщающих кросскультурных исследований.



Глава!


Предмет политической антропологии



 


В-третьих, большинство научных фондов приоритетно финансируют исследования, посвященные современности. Однако здесь имеется широ­кий плацдарм для использования знаний и усилий антропологов. Вопре­ки опасениям ряда авторитетных антропологов прошлого (А. Крёбер, К. Клакхон, М. Мид), что их дисциплина обречена стать «неудобным научным склепом», этнические конфликты на Балканах, Кавказе и в ряде иных «горячих» точек мира, развал социалистической системы и реставрация во многих посттрадиционных странах авторитаристских политических режимов делают эту профессию по-прежнему актуальной и востребованной современным мировым сообществом.

Следовательно, политическая антропология — это дисциплина, ко­торая граничит не только с историей, но и социологией, и политической наукой. Важно выявить соотношение между ними.

Социологи и политологи анализируют главным образом сознатель­ные (осознанные) формы поведения людей. Строго говоря, общество является предметом изучения социологии; политические институты и власть — предметом политологии. Исходя из того, что власть является предметом исследования как политологии, так и политической антро­пологии, есть соблазн определить политическую антропологию как раздел политологии, специализирующейся на изучении «примитивных» (т. е. первобытных) обществ. В то же время в ряде стран антропологию было принято считать отделом социологии, которая изучает первобыт­ные и традиционные общества (отчасти такое понимание характерно и для современной российской социологии). Даже там, где за антрополо­гией признается самостоятельный статус, подчеркивается ее генетиче­ское родство с социологией. Определяя, в частности, место антрополо­гии в ряду гуманитарных дисциплин, Толкотт Парсонс (1902—1979) подчеркивал, что предметом ее изучения являются в основном социаль­ные структуры, символы и процессы «применительно к их культурным условиям», в особенности в отношении к «простейшим» общественным системам (Парсонс 1998).

В такой интерпретации есть определенные основания. Действитель­но, предметом исследования политологов и социологов являются совре­менные политические системы. Соответствующие структуры и инсти­туты прошлого изучаются историками, археологами и антропологами (этнологами). Однако это не единственное отличие антропологии от социологии и политологии. Объектом изучения антропологов становят­ся не только доиндустриальные и посттрадиционные институты и про­цессы, но и идеальные символические системы (ритуалы, стереотипы, знаки). Это обусловлено тем, что в обычных объектах антропологиче­ского исследования (первобытных и традиционных структурах) отсут­ствует (в привычной нам терминологии) деление общества на «базис» и «надстройку», на экономику и культуру, социальную систему и поли­тику. Антрополог пытается обнаружить за осознаваемыми поступками глубинные археотипические пласты коллективной ментальности. По­следние, как правило, неосознаваемы и выражены в символической


(прежде всего вербальной) форме. Следовательно, политическая ант­ропология рассматривает структуры и механизмы контроля как некие целостные, нерасчлененные символические системы.

В то же самое время если социолог и политолог рассматривают предмет своего исследования в рамках понятийного аппарата, разрабо­танного на основе изучения западного общества, то антрополог занима­ется сравнением главным образом незападных обществ и пытается осмыслить и интерпретировать изучаемое явление, в том числе с пози­ции объекта исследования (К. Леви-Стросс).

Важные отличия между антропологией, с одной стороны, и социо­логией и политологией — с другой, имеются в методах исследования. Методы социологии и политологии являются по большей части бихеви­ористскими, дескриптивными или эмпирическими, количественными (анкетирование, опросы, статистические отчеты и проч.). Они направ­лены главным образом на анализ обезличенных формальных институ­тов, процессов поведения индивидов и групп, а также политических отношений (таких как власть, политическая система и др.). Методы политической антропологии (наблюдение, включенное наблюдение, беседа) являются методами этнографии (и схожи с методами этологии). Антрополог больше фиксирует устную и невербальную информацию (речь, жесты, мимика, изображения). В отличие от других социальных наук (экономики, социологии, политологии), работающих преимущест­венно со статистическим материалом, антрополог большинство инфор­мации получает в результате личных контактов с информантами (ин­тервьюирования, неформальных бесед, наблюдения).

Широко распространена точка зрения, что социальная антропология обращает внимание на изучение «малых», «простых» сообществ, тогда как социология ориентирована преимущественно на исследование боль­ших и сложных общностей. Вот что пишет известный американский социолог Нейл Смелзер:

В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропологи изучают главным образом небольшие,

■ незападные племенные общества, в то время как социологи иссле­дуют в основном крупные современные общества Европы и Север-

* ной Америки (Смелзер 1998: 20—21).

"' Однако это не совсем празильно. Современный политантрополог занимается не только такими традиционными темами, как исследова­ние политических институтов «примитивных» сообществ или проблем происхождения государства, но и может успешно обращаться к изуче­нию механизмов власти и контроля в современных индустриальных обществах. Разница между ним и социологом заключается отчасти в методах исследования (но не только в них, поскольку современные социологи часто используют классические полевые этнографические методы), однако в большей степени в теоретических и в методологиче-



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Что такое антропология Интеллектуальным предшественником... Глава Предмет политической... Методы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Антропология, политология и социология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что такое антропология?
Политическая антропология сложилась как одно из ответвлений ан­тропологической науки. В самом широком смысле антропология (от греч. антропос — человек) — это совокупность научных знаний о пр

Предмет политической антропологии
Накопление научной информации неизбежно вело к дифференциации гуманитарного знания. Постепе

Антропология и история
Если перевести изложенное выше на привычный для представителей отечественных общественных наук язык, то можно сказать, что полити­ческая антропология — это в известной степени история власти: истор

Предмет политической антропологии
 

Антропология и современность
Подведем некоторые итоги. Под давлением современных западных институтов традиционные нормы и ценности, экономические способы производства и формы социальной организации, обычаи и модели се­мейной ж

Предмет политической антропологии
 

Функционализм
Название этого метода происходит от латинского слова functio — ис­полнение и обозначает одновременно конкретный метод и научное на­правление, в фокусе которого находилось изучение функций, вы­полня

Предмет политической антропологии
 

Структурный метод
Латинское слово structura означает строение, расположение. Данный метод основан на выявлении устойчивых связей внутри системы, обес­печивающих сохранение ее основных свойств. Истоки структурализма

Сравнительно-исторический метод
Большинство антропологов имеют дело с индивидуальными явлени­ями человеческой культуры. Однако важно выявить общие закономер­ности развития различных культурных явлений, установить причины их проис

Предмет политической антропологии
 

Предмет политической антропологии
 

ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    А В С ИТОГО

Предмет политической антропологии
верженности двухлинейной теории генезиса государства Энгельс выгля­дит сторонником однолине

Предмет политической антропологии
  империи стимулировало внимание к этим вопросам антрополог

Британский функционализм
Основателями политической антропологии считаются представите­ли британского функционализма. В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три важные книги, в которых систематизировался опыт изучения

Предмет политической антропологии
 

Французский структурализм
Французская политическая антропология развивалась под большим влиянием структурализма, восходящего к сочинениям К. Леви-Строс-са. Французский структурный марксизм в антропологии продемонстри­ровал

Американский неоэволюционизм
Американский неоэволюционизм возник в середине 50-х годов XX в. К этому времени антропология осознала необходимость выйти за пределы локальных эмпирических исследований и приступить к синте­тически

Предмет политической антропологии
           

Теории политогенеза
Ключевым вопросом для политической антропологии второй полови­ны XX в. было выяснение того, как и вследствие каких факторов одни формы политической организации преобразовывались в другие. Функци­он

Предмет политической антропологии
 

Политантропология в нашей стране
В дореволюционное время изучением власти в первобытных общест­вах занимались Н.И. Зибер, М.М. Ковалевский, Н.Н. Харузин. После Октябрьской революции 1917 г. появилось практическое внимание

Азиатский способ производства
В большей степени изучение теории властных отношений в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства. Первая дискуссия (1925—1931 гг.) была вызвана ростом национально-освобо

Политической антропологии
  ской науке утвердилась схема Сталина—Энгельса, состоящая

Потестарно-политическая этнография
Параллельно со второй и третьей дискуссией об азиатском способе производства в советской этнографии (в том числе африканистике) стали обсуждаться вопросы типологии форм лидерства в первобытных и тр

Политантропология в России
В наши дни термин «политическая антропология» прочно вошел в лексикон отечественных ученых. Данная дисциплина преподается в высших учебных заведениях студентам антропологических, социологи­ческих и

ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НЕРАВЕНСТВА И ВЛАСТИ
Вплоть до настоящего времени очень широко распространена иллю­зия, согласно которой неравенство и эксплуатация являются сравни­тельно поздно изобретенными социальными институтами, а до их появ­лени

Территориальное поведение
В книге Ю.М. Плюснина, посвященной теоретическим проблемам социобиологии (1990), приводится хороший пример территориального поведения. Этот пример взят из мультфильма для взрослых «Выкру­тасы», кот

Свой и чужой
Недоверчивое отношение к незнакомцам является универсальным механизмом, присущим как животным, так и людям. У детей чужой человек вызывает импульсивный страх, реакцией на который может быть плач. В

Агрессивность
Таким образом, ритуалы сближения и ритуалы поведения служат культурными барьерами для отделения членов своей группы от чужой. Их назначение состоит в торможении агрессии против членов своего коллек

Природные и культурные основы неравенства и власти
подсознательно ассоциирует себя с главным героем, уничтожающим зло, и тем самым высвобождае

Половое неравенство
Доминирование самцов над самками не универсальное явление. У многих видов самки не слабее самцов. Однако у ряда высших живот­ных сексуальное поведение самцов отражает их иерархическое доми­нировани

Природные и культурные основы неравенства и власти
 

Неравенство и иерархия
В современной науке принято различать неравенство, иерархию и стратификацию. В научном смысле неравенство — это такие условия, при которых разные группы или индивиды имеют неодинаковый доступ к вла

Природные и культурные основы неравенства и власти 5 7
Социальная стратификация Особенно много сделал для изучения социа

Иерархия
Иерархия является структурно важным компонентом жизнедеятель­ности любой организации. Ее цель — установление внутреннего поряд­ка для обеспечения нормального функционирования системы. Однако у нее

Возможно ли равенство?
Может ли общество существовать без иерархии и неравенства? В марксистской теории делались попытки обосновать, что неравенство и стратификация существовали не всегда, например, в первобытном об­щест

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги