рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Свой и чужой

Свой и чужой - раздел Педагогика, ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Недоверчивое Отношение К Незнакомцам Является Универсальным Механизмом, Прису...

Недоверчивое отношение к незнакомцам является универсальным механизмом, присущим как животным, так и людям. У детей чужой человек вызывает импульсивный страх, реакцией на который может быть плач. Взрослые также чувствуют некоторый дискомфорт и ско­ванность от общения с незнакомыми. И в первом, и во втором случаях причина одна. Только в кругу близких и/или родственных особей жи­вое существо чувствует себя защищенным от внешнего мира и позво­ляет себе временно расслабиться. Предпочтение общаться с близкими, деление всего мира на «своих—чужих» имеет глубокую биологическую основу (Лоренц 1994).

Для того чтобы отличать «своих» от «чужих» и защищать террито­рию, у животных и у людей существуют различные механизмы. У крыс, например, признаком, отличающим одну группу от других, является запах. У людей таким свойством обладают культурные нормы, ритуа­лы поведения. Это тот самый комплекс «хороших манер», которые принято соблюдать для того, чтобы не быть отвергнутым другими чле­нами группы.

Понаблюдайте за собой или за своими близкими. Вся наша жизнь наск­возь пронизана ритуальным поведением. Почему у вас вызывает раздра­жение ковыряние в носу или неприкрытая зевота вашего собеседника. Почему вы начинаете выговаривать своему ребенку или младшему брату, который держит вилку так же, как ложку, склоняет слово «кофе» как су­ществительное среднего рода или пьет чай с ложечкой в стакане. Вспомни­те смешные случаи и анекдоты, связанные с манерами той или иной куль­турной группы (например, большое число анекдотов про стиль поведения «новых русских»). Постарайтесь вспомнить особенности общения со сво­ими сверстниками в старших классах школы.

Назначение ритуалов поведения группы (т. е. принятых группой ма­нер поведения) состоит в отделении «чужих» от «своих», в групповой консолидации, а также в торможении агрессивного поведения против последних. В каждой большой или малой группе имеется свой комплекс ритуалов («приличных манер»), соблюдая которые индивид демонстри­рует лояльность этому коллективу. Проще всего наблюдать последст­вия несоблюдения этих принятых форм общения. Любое отклонение от норм поведения, причем не важно, касается ли это чужака или нон­конформиста, бросившего вызов своей группе, вызывает агрессивное отношение со стороны других членов коллектива (Лоренц 1994: 85—88).

Каждый может вспомнить примеры этого, восстановив в памяти события школьных лет. Например, в случае переезда каждый подрос­ток, как правило, должен был пройти своеобразную процедуру «пропи­ски» в новом дворе — подраться с кем-нибудь из своих сверстников.


Глава 2

Дети особенно жестоки в отношениях друг с другом. Они не скованы узами социальных норм и законов, не отягощены грузом многолетне­го воспитания и жизненного опыта, как взрослые. Специфика отноше­ний между тинейджерами хорошо отражена, например, в известном фильме режиссера Р. Быкова «Чучело».

Аналогичных примеров можно привести очень много. Они могут быть внешне более цивилизованными — как в восприятии старшекурс­никами студентов начальных курсов в университете или вживании молодого специалиста в уже сформировавшийся коллектив, или же, наоборот, более жесткими и даже жестокими — как в отношениях меж­ду солдатами разных сроков призыва в воинском подразделении или между различными категориями заключенных в тюрьмах и лагерях. Однако суть всех их только одна: чтобы быть принятым группой, ин­дивид должен познать принятые здесь нормы и ритуалы поведения и неуклонно следовать им.

Известный этолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц приводит хороший пример того, как непонимание ритуалов другой культуры вызывает недоверие и страх, что в свою очередь может стать источником агрессивного поведения. Он пишет:

в Австрии принято слушать собеседника, повернув в его сторону голову и «подставив» ухо говорящему. Это является жестом учтиво­сти и выражает готовность внимательно слушать. В северной части Германии, особенно в Пруссии, приняты другие манеры беседы. Там считается вежливым, чтобы собеседник держал голову прямо и смотрел прямо в лицо.

Когда я приехал из Вены в Кенигсберг — а между этими городами

; разница, о которой идет речь, особенно велика, — прошло довольно много времени, прежде чем я привык к жесту вежливого внимания,

« принятому у восточнопрусских дам. Я ожидал от женщины, с кото­рой разговаривал, что она хоть слегка отклонит голову, и потом — когда она сидела очень прямо и смотрела мне прямо в лицо, — не мог отделаться от мысли, что говорю что-то неподобающее (Лоренц 1994:

'• 86-88).

Можно привести похожие примеры и из более близкой нам реаль­ности. Известно, что знаменитая «американская улыбка» есть не что иное, как просто знак вежливости (правда, необходимо отметить, что это все-таки не просто знак, но и свидетельство открытости, демокра­тичности общества). Для нашего соотечественника улыбка — это уже некий маркер личностного благоприятного отношения. Не случайно здесь возникало немало проблем в отношениях между представителя­ми двух столь разных культур. Для многих из нас американцы неред­ко выступают в роли коварных представителей Запада, которые толь­ко улыбаются, много обещают, но скупы на реальные поступки. Аме­риканцы, наоборот, высказывают недоумение по поводу загадочной


 

Природные и культурные основы неравенства и власти

русской души, стремления русских перевести деловые контакты на поч­ву личностных отношений.

На известное американское: «How are you?» («Как дела?») в США принято отвечать — «ОК!». Это есть не что иное, как определенная культурная норма, которая свидетельствует о преуспевании в жизни данного человека. В России же подобный ответ нередко вызьшает толь­ко внутреннее раздражение: «Как, у него "все хорошо", когда у меня так все плохо!»

В процессе эволюции человеческого общества нормы поведения, принятые в том или ином сообществе, превратились в этнические различия. Очень часто взаимное этническое непонимание служило причиной конфликтов и войн. Только за период после распада СССР на его бывшей территории произошло несколько войн и более двух десятков этнических конфликтов, в результате которых погибли око­ло ста тысяч человек.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Что такое антропология Интеллектуальным предшественником... Глава Предмет политической... Методы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Свой и чужой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что такое антропология?
Политическая антропология сложилась как одно из ответвлений ан­тропологической науки. В самом широком смысле антропология (от греч. антропос — человек) — это совокупность научных знаний о пр

Предмет политической антропологии
Накопление научной информации неизбежно вело к дифференциации гуманитарного знания. Постепе

Антропология и история
Если перевести изложенное выше на привычный для представителей отечественных общественных наук язык, то можно сказать, что полити­ческая антропология — это в известной степени история власти: истор

Антропология, политология и социология
Вышеизложенное не означает, что политантрополог должен сосре­доточить свое внимание на архаическом, традиционном и посттрадици­онном господстве и не может заниматься изучением систем власти в совре

Предмет политической антропологии
 

Антропология и современность
Подведем некоторые итоги. Под давлением современных западных институтов традиционные нормы и ценности, экономические способы производства и формы социальной организации, обычаи и модели се­мейной ж

Предмет политической антропологии
 

Функционализм
Название этого метода происходит от латинского слова functio — ис­полнение и обозначает одновременно конкретный метод и научное на­правление, в фокусе которого находилось изучение функций, вы­полня

Предмет политической антропологии
 

Структурный метод
Латинское слово structura означает строение, расположение. Данный метод основан на выявлении устойчивых связей внутри системы, обес­печивающих сохранение ее основных свойств. Истоки структурализма

Сравнительно-исторический метод
Большинство антропологов имеют дело с индивидуальными явлени­ями человеческой культуры. Однако важно выявить общие закономер­ности развития различных культурных явлений, установить причины их проис

Предмет политической антропологии
 

Предмет политической антропологии
 

ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    А В С ИТОГО

Предмет политической антропологии
верженности двухлинейной теории генезиса государства Энгельс выгля­дит сторонником однолине

Предмет политической антропологии
  империи стимулировало внимание к этим вопросам антрополог

Британский функционализм
Основателями политической антропологии считаются представите­ли британского функционализма. В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три важные книги, в которых систематизировался опыт изучения

Предмет политической антропологии
 

Французский структурализм
Французская политическая антропология развивалась под большим влиянием структурализма, восходящего к сочинениям К. Леви-Строс-са. Французский структурный марксизм в антропологии продемонстри­ровал

Американский неоэволюционизм
Американский неоэволюционизм возник в середине 50-х годов XX в. К этому времени антропология осознала необходимость выйти за пределы локальных эмпирических исследований и приступить к синте­тически

Предмет политической антропологии
           

Теории политогенеза
Ключевым вопросом для политической антропологии второй полови­ны XX в. было выяснение того, как и вследствие каких факторов одни формы политической организации преобразовывались в другие. Функци­он

Предмет политической антропологии
 

Политантропология в нашей стране
В дореволюционное время изучением власти в первобытных общест­вах занимались Н.И. Зибер, М.М. Ковалевский, Н.Н. Харузин. После Октябрьской революции 1917 г. появилось практическое внимание

Азиатский способ производства
В большей степени изучение теории властных отношений в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства. Первая дискуссия (1925—1931 гг.) была вызвана ростом национально-освобо

Политической антропологии
  ской науке утвердилась схема Сталина—Энгельса, состоящая

Потестарно-политическая этнография
Параллельно со второй и третьей дискуссией об азиатском способе производства в советской этнографии (в том числе африканистике) стали обсуждаться вопросы типологии форм лидерства в первобытных и тр

Политантропология в России
В наши дни термин «политическая антропология» прочно вошел в лексикон отечественных ученых. Данная дисциплина преподается в высших учебных заведениях студентам антропологических, социологи­ческих и

ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НЕРАВЕНСТВА И ВЛАСТИ
Вплоть до настоящего времени очень широко распространена иллю­зия, согласно которой неравенство и эксплуатация являются сравни­тельно поздно изобретенными социальными институтами, а до их появ­лени

Территориальное поведение
В книге Ю.М. Плюснина, посвященной теоретическим проблемам социобиологии (1990), приводится хороший пример территориального поведения. Этот пример взят из мультфильма для взрослых «Выкру­тасы», кот

Агрессивность
Таким образом, ритуалы сближения и ритуалы поведения служат культурными барьерами для отделения членов своей группы от чужой. Их назначение состоит в торможении агрессии против членов своего коллек

Природные и культурные основы неравенства и власти
подсознательно ассоциирует себя с главным героем, уничтожающим зло, и тем самым высвобождае

Половое неравенство
Доминирование самцов над самками не универсальное явление. У многих видов самки не слабее самцов. Однако у ряда высших живот­ных сексуальное поведение самцов отражает их иерархическое доми­нировани

Природные и культурные основы неравенства и власти
 

Неравенство и иерархия
В современной науке принято различать неравенство, иерархию и стратификацию. В научном смысле неравенство — это такие условия, при которых разные группы или индивиды имеют неодинаковый доступ к вла

Природные и культурные основы неравенства и власти 5 7
Социальная стратификация Особенно много сделал для изучения социа

Иерархия
Иерархия является структурно важным компонентом жизнедеятель­ности любой организации. Ее цель — установление внутреннего поряд­ка для обеспечения нормального функционирования системы. Однако у нее

Возможно ли равенство?
Может ли общество существовать без иерархии и неравенства? В марксистской теории делались попытки обосновать, что неравенство и стратификация существовали не всегда, например, в первобытном об­щест

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги