Реферат Курсовая Конспект
Направления военной школы после смерти Петра I - раздел Педагогика, ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ После Смерти Петра I (1725 Г.) Русская Армия Лишилась Твердого И Мудрого Руко...
|
После смерти Петра I (1725 г.) русская армия лишилась твердого и мудрого руководителя, умевшего путем очень простых и рациональных решений готовить армию к победоносной войне. В последующем армию нередко возглавляли «временщики», среди которых было немало иностранцев. В критические для России времена их сменяли наши отечественные военачальники, чья деятельность стала предметом национальной гордости россиян. В подобной смене нашли отражение два подхода, два разных направления в обучении и воспитании русской армии. В одном случае в обучение было внесено много лишнего, ненужного, чуждого русскому солдату и офицеру. В противоположность этому направлению, внесли творчество, целесообразность, национальный дух в вопросы подготовки русской армии.
Анализ российских уставов показывает, что после Петра I они стали развивать и усложнять именно «экзерциции», направленные прежде всего на внешнюю красоту построений. Основные усилия были сосредоточены на показной стороне учений.
Различия двух направлений в обучении войск красноречиво характеризуют результаты сравнения уставов петровской школы и устава 1796 года, когда Павлом I усиленно насаждались прусские военные порядки. Петровские уставы главным для солдата определяли умение «заряжать и палить», а устав 1796 года нацеливал в обучении на то, чтобы «... солдат держал ружье крепко и прямо на плече, вверху, не близко к голове, а внизу, недалеко от тела... дабы ружье не шевелилось»..., «в марше ноги не высоко поднимать, да и не шаркать...», т.е. на постижение тонкостей военной выправки.
Во время господства прусской системы обучения и воспитания войск офицерам предъявлялись исключительно жесткие требования за недостаточную строевую выправку подчиненных. «Невыправленных» нижних чинов офицерам предписывалось брать на квартиру и «выправлять» их дома. За недостаточное старание в обучении воинов офицеры подлежали аресту.
Многие начальники наиболее эффективным средством воспитания и обучения солдат считали палки, введенные уставом 1755 года. В историческом очерке, подготовленном к 100-летию военного министерства (1802–1902 гг.), упоминается о досках, к которым прикрепляли солдат для того, чтобы «наглядно показать им, какого рода солдатскую позитуру должны были они сохранять».
Прогрессивные круги русской общественности, в первую очередь в офицерской среде, выступали против подобных явлений в русской армии. В 1862 году в газете «Северная пчела» 106 офицеров выступили с резким протестом редактору «Военного сборника», напечатавшему на страницах журнала статью князя Э. Витгенштейна в защиту телесных наказаний. Офицеры резко выступали против палочной дисциплины и требовали, чтобы русский военный журнал прекратил «распространять в нашем военном сословии невежество» и не проводил «взгляды, доказывающие возмутительное непонимание духа русского солдата и потребностей общества».
В силу того, что требования к воспитанию солдат и офицеров практически отсутствовали в воинских уставах, принятых в период правления императрицы Елизаветы, императора Павла, а также и в более позднее время, в русской армии стали разрабатываться различные наставления и инструкции. Именно это обстоятельство послужило главной причиной разработки Инструкции пехотного (конного) полка полковнику (1764 г.), Инструкции ротным командирам (1774 г.), Наставления офицерам 12-й пехотной дивизии (1815 г.) и ряда других. Указанные документы были разработаны в разное время фельдмаршалом
П.А. Румянцевым и графом М.С. Воронцовым.
Рис. 1.3. светлейший князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант Воронцов Михаил Семёнович (1782–1856) |
Рис. 1.2. Генерал-фельдмаршал Румянцев Петр Александрович (1725–1796) |
Много сделал для возрождения и дальнейшего развития прогрессивных основ обучения и воспитания русских войск талантливый военачальник П.А. Румянцев. Он стремился воспитать в войсках мужество, волю к победе и чувство взаимной выручки. Эта настойчивая воспитательная работа дала замечательные плоды. Военно-педагогические взгляды Румянцева нашли наиболее полное отражение в его записке под названием «Мысли о состоянии армии и об устройстве войск».
В воспитании он выделял две стороны: моральную и физическую, в последнюю включал и военное обучение. Ему принадлежит идея выхода войск в летние лагеря для учебы, а также прикрепление к молодым солдатам старослужащих («дядек») для обучения и воспитания.
Будучи суровым и решительным начальником, Румянцев в то же время отечески заботился о солдатах и того же требовал от подчиненных офицеров. Его взгляды на сущность военного обучения и воспитания полностью разделял А.В. Суворов, который служил под командованием Румянцева и относился к нему с величайшим уважением. Совершенно очевидно, что ряд румянцевских наставлений и инструкций войскам, в частности его «Обряд службы», разработанный в 1770 году и введенный в качестве устава для солдат, послужил Суворову одним из источников при разработке многих его приказов и знаменитой «Науки побеждать».
Участвуя в Семилетней войне (1756–1762 гг.), Суворов видел несостоятельность обучения армии по прусскому образцу. Боевые действия русской армии быстро опрокинули надуманные уставные положения, ее войска действовали в духе своих национальных воинских традиций, что и явилось одним из важнейших источников побед над прусской армией Фридриха II, считавшейся до того сильнейшей армией в Европе.
Рис. 1.4. генералиссимус Суворов Александр Васильевич2 (1730–1800) |
1.2.4. Суворов и его «Наука побеждать»
Войскам Суворова приходилось сражаться с разным противником. Это вынуждало его применять разные формы борьбы и боевые порядки. Поэтому он обучал своих офицеров и солдат не отвлеченно, не вообще, а применительно к особенностям действий в различных условиях.
Продолжая петровскую линию, Суворов исключительное внимание уделяет сознательному и активному участию в боевых действиях. «Местный, – пишет он, – в его близости по обстоятельствам лучше видит, нежели отдаленный: он проникает в ежечасные перемены, их течения и направляет свои поступки по правилам воинским».
Подобный подход всегда являлся высшей степенью сознательного исполнения подчиненными замысла своего командира. Суворов требует сознательного участия в боевых действиях не только от начальников, но и от солдат. В одном из своих приказов в 1799 году он требует, чтобы не только «главные начальники были извещены о плане действий. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним». Это требование полководца распространяется на унтер-офицеров и рядовых. «Каждый воин должен понимать свой маневр» – один из важнейших суворовских принципов подготовки войск, требующих, чтобы все начальники на войне постоянно обращались к разуму солдата.
Сознательность, инициатива, самостоятельность, обоснованное применение других тактических приемов не только поощряются, а вменяются в непременную обязанность каждого воинского чина. С петровских времен это становится одним из важнейших принципов национальной школы обучения и воспитания войск.
Изучение факторов боевой активности бойцов, развития их инициативы и творчества в достижении победы всегда было и остается одним из ведущих направлений в деятельности военных специалистов, всего офицерского состава. Как показал, например, опыт Великой Отечественной войны, вклад отдельных бойцов в дело победы, может быть, сопоставим по своей эффективности с боевыми достижениями целых подразделений, частей и даже соединений. Трижды Герои Советского Союза И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин лично уничтожили соответственно 61 и 59 самолетов врага, снайпер Илья Григорьев истребил 328 гитлеровцев; артиллерист Вениамин Пермяков подбил 24 танка (из них 18 – «тигры»); пехотинец Роман Смишук только в одном бою гранатами и бутылками с зажигательной смесью подбил 6 вражеских танков.
Эти и многие другие примеры доказывают, что именно инициативные и творческие действия людей на войне существенно влияют на ход военных событий. Так действия отдельных воинов складываются в победы армий.
Важным и поучительным, в том числе и для нашего времени, является и такое требование Суворова: после каждого «учения» говорить «поучение», т.е. делать разбор действий. Полководец часто говорил с войсками, указывая на ошибки, сделанные ими в одном случае, хвалил за то, как они вели себя в другом, передавая при этом общие принципы военного искусства.
«Наука побеждать», приказы Суворова – это своего рода курс тактики, изложенной выразительным суворовским стилем, яркий и сильный призыв, обращенный к солдату, к сознательному отношению его к своему воинскому долгу. Суворов рассказывает солдату доступным ему языком об основных принципах военного искусства, о видах боевых порядков и маневров, о штурмовых действиях, о порядке организации марша и т.д. Сами по себе указания Суворова представляют исключительную важность, но прежде всего ценность его указаний заключается в том, что Суворов обращается к солдату как к равному, побуждает его размышлять, а не просто исполнять требования. Такая постановка вопроса была смелой не только для времени Суворова, но даже и для значительно более позднего периода. В русской армии не было создано труда, аналогичного в этом отношении «Науке побеждать». Основной суворовский труд и до нашего времени остается непревзойденным в смысле своей психологической глубины.
Суворовская «Наука побеждать» представляет собой подробную программу подготовки войск. Она состоит из двух частей: «Учения перед разводом (вахт-парад)» и «Словесного поучения». Заметим, что «Учение перед разводом» является первой частью «Науки побеждать», а «Словесное поучение» – второй. Это означает, что Суворов, хотя и обращается к разуму солдата, но на первое место ставит само «действие», т.е. навык. Встречающиеся в обеих частях повторения указывают на неразрывное единство. Этим и объясняется тот феномен, что любой солдат, попавший под влияние Суворова, познавал и практически, и теоретически военное дело лучше, чем в любой армии того времени.
Будучи твердо убежденным, что для победы в бою необходимо развить и укрепить интеллектуальные, нравственные и физические силы солдата, он свою систему обучения строил в строгом соответствии с этой целью, не допуская никаких отступлений и послаблений. Развитие смекалки, твердости характера и особенно упорства, максимально возможное притупление чувства страха, развитие умственных способностей через освоение военного дела – основная суть суворовской системы подготовки войск, простой и великой. Для суворовского солдата не было неожиданности в бою, так как в мирное время он преодолевал испытания, во многом сходные с испытаниями реального боя.
Основой суворовского учения является признание господства духа над материей. Воспитанию боевого духа армии А.В. Суворов уделял первостепенное внимание. Будучи глубоко преданным своему делу и убежденным в его правоте, он был не просто военачальником, а душой армии. Полководец умел убедить солдат и офицеров в том, что, идя на смерть, они жертвуют собой во имя высокой идеи, во славу Отечества.
А.В. Суворов с беспримерной настойчивостью воспитывает в солдатах и офицерах порыв к атаке, стремление сойтись с противником и опрокинуть его. В то время это упускалось уставными требованиями, так как противоречило принципам линейной тактики.
Через все приказы, инструкции, указания Суворова настойчиво проводится мысль о значении наступления, удара штыком, палашом, пикой. С особой силой эта линия проявилась во второй части «Науки побеждать», где внимание солдата сосредоточивается на действии холодным оружием.
На завершающем этапе разработки Суворовым военно-педагогической системы этот момент обучения нашел отражение в двухсторонних сквозных атаках. Один из очевидцев оставил нам яркую картину важнейших фрагментов суворовских учений.
«Эта атака была действительно свалка, – пишет он, – которая происходит и в настоящем деле. Ни одна часть в момент свалки не смела ни принять в сторону, ни замедлить движение. Пехота шла на пехоту бегом, ружье на руку и только в момент встречи поднимает штыки. Вместе с тем каждый солдат, не останавливаясь, принимал слегка вправо, от чего происходили небольшие интервалы, в которые люди протискивались и одна сторона проходила насквозь другой. Впрочем, и от самого бега строй размыкался, что также несколько облегчало прохождение».
Содержание воинского искусства Суворов определяет глазомером, быстротой и натиском. В его понимании «глазомер» предполагает, «как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить», т.е. умение принять правильное решение по организации боя. Но это только предпосылка к победе, для достижения которой необходима быстрота выполнения принятого решения.
Требуя быстроты, Суворов, как никто другой, умел беречь солдатские силы. В «Науке побеждать» он советует, как максимально сохранить силы войск при совершении марша. Вместе с этим Суворов умел потребовать от войск напряжения, неизвестного в мировой практике. Делал он это тогда, когда был уверен, что наступил решающий момент операции. Так, в июне 1799 года Суворов совершает поразительный по напряжению марш к реке Треббия. За двое с половиной суток его войска преодолевают более 100 верст, а в следующие полутора суток еще 80 верст.
Быстрота суворовских маршей поражала и его современников, и последователей, но никто из них не смог сравниться с Суворовым по продуманности совершения марша и сбережению сил своих войск.
Третьей составляющей воинского искусства автор «Науки побеждать» называет «натиск». Для того чтобы правильно уяснить роль этой составляющей, следует иметь в виду, что в силу малой действенности огня в ту эпоху боевые порядки носили ярко выраженный ударный характер. Дальность верного ружейного огня в то время составляла 60, а пушечного (картечью) – 240 шагов. Исходя из этого определялся и рубеж атаки. К этому скоротечному акту и готовил Суворов войска. Атака производилась как непрерывное движение с быстрым преодолением двух зон в 10–15 шагов в 80 и 60 саженях от противника, которые поражались картечью тяжелых и полковых пушек. В 60 шагах атакующие бросались в штыковую атаку.
Для того чтобы атака стала неотразимой, она должна приобрести мощный, неудержимый характер. Суворов использовал закон «психологии масс», когда силы каждого бойца многократно увеличиваются и героями становятся не только самые сильные и смелые. Тонкий знаток психики человека, он знал, что войско, превратившееся в «толпу», также неудержимо бежит и назад, а чтобы этого не произошло, Суворов никогда не держит свои войска в ожидании атаки и начинает ее в максимально короткий промежуток времени, за несколько минут до встречи с противником. Для обеспечения победы Суворов работает над подсознанием своих бойцов. Он знает, что в экстремальной ситуации подсознание имеет большее значение для поступков и действий, чем сознание. Полководец развивает в солдатах привычку, которая заменяет им затуманенное опасностью сознание. А для того, чтобы у солдата не возникала мысль о возможности отступления, он требует исключения из воинского лексикона слова ретирада. При многолетней службе у солдат укоренялись такие привычки, и атаки суворовских войск действительно были неотразимы.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования Омский государственный технический университет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Направления военной школы после смерти Петра I
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов