рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА - раздел Психология, Бинтование Душевных ран Или психотерапия? Прежде Всего Я Хочу Дать Определение Психоте­рапии. Психотерапия — Э...

Прежде всего я хочу дать определение психоте­рапии.

Психотерапия — это комплексное лечебное воз­действие с помощью психических средств на пси­хику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изме­нения отношения к себе, своему состоянию и окру­жающей среде (В.Е. Рожнов, 1985). Так определя­ют психотерапию практически во всех отечествен­ных руководствах, но в более сокращенной форме. Хочу сосредоточить ваше внимание на второй час­ти определения — изменение отношения к себе, сво­ему состоянию и окружающей среде. Это основная задача психотерапии. Если удается ее выполнить, то человек не просто выздоравливает, он больше не заболевает. Если не удается, то обострения неиз­бежны.

Но конечной целью психотерапии А. Маслоу счи­тает самоактуализацию индивидуума. Поскольку свои базовые потребности человек удовлетворяет с помощью других людей, сама психотерапия долж­на быть переведена в плоскость межличностных от­ношений. И в этом можно с ним согласиться.

Индивидуальная психотерапия необходима толь­ко очень больным людям, которые не научились воспринимать действительность в ее реальном виде. В основном следует использовать групповую психо­терапию. И привлекать на занятия не столько тех, кто уже окончательно заболел, сколько тех, кто еще формально здоров. Я разработал такой реадаптационный комплекс.

Медицинские учреждения — поликлиника — дневной стационар — стационар.

В поликлинике пациенты могут обследоваться и получить помощь, продолжая работать и посещая КРОСС. Лица с легкими формами невроза сразу направляются в КРОСС. Преимущество такого под­хода заключается в том, что больной, приобретая тренинговую социокультурную среду, не теряет свя­зи со своей реальной проблемной ситуацией, что способствует коррекции личностного комплекса при­менительно к ней. При неэффективности ресоциализационньгх мер пациенты направляются в днев­ной стационар, не нарушая своих связей с семьей и друзьями. И только тогда, когда есть необходимость в сложных обследованиях или требуется полная изо­ляция больного от своей микросоциальной среды, его кладут в стационар, где функционирует группа коррекции малоадаптивных паттернов поведения. Такой подход позволил значительно минимизиро­вать прием медикаментов, что свидетельствует о воз­можности принципиально иного подхода по срав­нению с общепринятым в стране лечению невро­зов. Ценным является и то, что большую часть помощи пациенты получают в естественной социо-культурной среде — в КРОССе.

Основной контингент занимающихся в КРОССе — рабочие, служащие и студенты, имеющие проблемы на производстве и в семье. Привлекались они в этот психотерапевтический клуб средствами рекламы. Психологическое обследование показало, что у 85% членов клуба в начале занятий наблюдался повы­шенный уровень тревожности и внутреннего напря­жения. Пребывание в клубе благотворно сказыва­лось на них, ибо они находились в среде, способствующей их адаптации. В клубе благодаря актив­ной социальной коммуникации в ходе совместного решения жизненно важных задач у них повышал­ся уровень социокультурной компетентности и не возникало социальной детренированности, как это обычно бывает при долгом пребывании в больнич­ных условиях. Члены клуба овладевали основны­ми адаптационными формами социального взаимо­действия. Их действия становились продуктивны­ми и позволяли сводить к минимуму напряжение в межличностных контактах в проблемных ситуаци­ях. Это в конечном итоге приводило к коррекции социогена и повышению уровня реалистичности в конструировании отношений с социокультурным ок­ружением.

Занятия проводились по специально разработан­ной программе, состоящей из четырех блоков:

1. Самостоятельная работа (система «Я) по кор­рекции личностного комплекса с последующим ана­лизом ее результатов в группе с участием руково­дителя по программе «Сценарного перепрограммироваания».

2. Обучение конструктивному неконфликтному общению с партнером в семье и на производстве (система «Я и ТЫ») по программе специально раз­работанного тренинга общения один на один «Пси­хологическое айкидо».

3. Обучение общению в микросоциальной среде, в семье и на производстве — (система «Я и Вы») по программе «Стратегия управления».

4. Обучение публичному выступлению с основа­ми ораторского искусства (система «Я и ОНИ») по программе «Психология публичного выступления с основами ораторского искусства».

Детально вся техника этой работы изложена в моих книгах, и я здесь не буду повторяться. Хочу только заметить, что у меня уже появились учени­ки не только среди психотерапевтов, но и среди пси­хологов. Многие, позанимавшись в клубе, увлек­лись проблемой, поступили в соответствующие вузы и стали профессиональными психологами или пси­хотерапевтами. Филиалы клуба работают более чем в 20 городах России. Сейчас организовываются фи­лиалы в Германии, США и Израиле. Причем в их создании я не принимаю участия. Иногда только провожу те семинары, которые руководители клу­бов на местах еще не могут проводить.

Вас, дорогие наши читатели, может заинтересо­вать, конечно, не только КРОСС.

Говоря о психотерапии, А. Маслоу отмечал сле­дующие моменты:

1. Психотерапия существовала во все времена. Шаманы, колдуны, гуру, священники, а затем врачи добивались такого эффекта, который в то время считался чудом, а сегодня мы его называем психо­терапевтическим эффектом.

2. Диссонанс между теорией и практикой суще­ствует до сих пор. Благодарный пациент становит­ся апологетом того направления, которое ему по­могло. Среди психотерапевтических школ нет та­кой, которую можно было бы считать идеальной, а психотерапевтический эффект в малой степени за­висит от теории, применяемой психотерапевтом.

3. Среди психотерапевтов даже одной школы нет двух одинаковых. Есть видные теоретики, которые не помогли ни одному больному. Есть те, которые не написали ни одной книги, но всегда помогали своим пациентам.

4. Есть случаи, когда глава целой школы не мог передать своего мастерства ученикам.

5. Улучшение часто наступает во время первой встречи, хотя в это время пациент и врач просто договариваются, как они будут работать

6. Улучшение наступает и у тех пациентов, ко­торым психотерапевт только задает вопросы. (При этом удовлетворяется потребность пациента в чув­стве собственной значительности, т.е. удовлетворя­ются базовые его потребности.)

7. Терапевтический эффект наблюдается даже тогда, когда врач не говорит ни одного слова.

8. Невротические расстройства иногда проходят сами. Жизнь (благоприятные условия для разви­тия) — лучший врач, и задача психотерапии — научить человека пользоваться этим общедоступным, доктором. Стихийными психотерапевтами могут быть любовь и страдание. Так, любовь делает чело­века демократом.

9. В результате успешной психотерапии улуч­шается состояние не только пациента, но и любя­щих его близких. Психотерапия помогает налажи­вать хорошие отношения между людьми.

Источником безопасности, любви и уважения не может быть природа. Только люди могут удов­летворить эту потребность, только людям в пол­ной мере мы отдаем уважение и любовь. Базовое удовлетворение — вот что дарят друг другу супру­ги, хорошие родители и дети, учителя и ученики, друзья, любовники. Именно это ищет каждый из нас, вступая в неформальные отношения. Именно базовое удовлетворение является предпосылкой для того, чтобы человек приобрел здоровье, приблизил­ся к идеалу хорошего человека. Что, если не это, является высшей (если не единственной) задачей психотерапии?

Такой подход влечет за собой крайне важное последствие: он позволяет рассматривать психотера­пию как уникальную разновидность человеческих отношений, так как некоторые фундаментальные характеристики психотерапевтических отноше­ний свойственны любым хорошим человеческим от­ношениям.

Если мы примем за модель хороших межлично­стных отношений дружбу (между супругами, роди­телями и ребенком или двумя мужчинами) и тща­тельно исследуем ее, то обнаружим, что дружба несет с собой не только удовлетворение базовых по­требностей. В дружеских отношениях человек мо­жет позволить себе быть расслабленным, ребячли­вым и глупым. Человек ощущает, что его уважают не за статус, а за уникальные человеческие досто­инства. Нет необходимости скрывать недостатки.

Хорошие межличностные отношения несут еще и образовательную функцию.

А любить столь же приятно, как и быть люби­мым. Кстати, психотерапевтические отношения до­пускают и даже поощряют открытое, вербальное выражение любви.

Между людьми существует три стиля взаимоот­ношений: авторитарно-подчиненный (субординаци­онный), демократичный и попустительский (отчуж­денный). Эти же стили можно проследить и во вза­имоотношениях пациента и психотерапевта. Иногда последний становится начальником, иногда сотруд­ником и другом, иногда холодным зеркалом. Хоро­ший психотерапевт должен иметь в арсенале все три стиля. Наиболее благоприятный стиль — де­мократичный, но некоторым этот стиль противопо­казан (тяжелые неврозы, алкоголизм, пациенты с авторитарным характером) С последней категорией следует быть начеку, ибо демократичность они мо­гут принять за слабость.

Стиль следует выбирать исходя из интересов па­циента. Но в любом случае психотерапевт должен отдавать себе отчет, какой стиль взаимоотношений у него сложился с тем или иным больным. Если взаимоотношения между психотерапевтом и паци­ентом неудовлетворительные, вряд ли можно ожи­дать хорошего эффекта. Пациент или уходит, или старается защититься от психотерапевта, досадить ему. Но хорошие взаимоотношения с пациентом дол­жны стать не целью, а только средством.

Мы привыкли видеть в психотерапии последний шанс. При таком подходе психотерапию следует рассматривать как пример идеального типа взаимоот­ношений между людьми. Это тот тип отношений, к которому нужно стремиться. Тогда психотерапию можно рассматривать как разновидность межлич­ностных отношений и основной задачей ее считать налаживание хороших отношений между людьми. Психотерапия — это процесс восстановления спо­собности пациента налаживать хорошие взаимоот­ношения с людьми, к чему стремятся все люди, а более-менее здоровые черпают в них удовлетворе­ние своих базовых потребностей.

А. Маслоу считает, что пациенты и психотера­певты должны выбирать друг друга и что в основе этого выбора должны лежать не только социально-экономические соображения, такие как репутация, размер гонорара, знания и навыки психотерапевта, но и человеческая симпатия. Если психотерапевт и пациент симпатизируют друг другу, то это помога­ет достичь более быстрого эффекта.

Личность психотерапевта, с точки зрения А. Мас­лоу, является одним из главных факторов психоте­рапии. Я с этим вполне согласен. У плохого челове­ка даже с дипломом психотерапевта не стоит лечить­ся. Психотерапевт должен установить идеальные отношения с пациентом, причем с любым пациен­том. Он должен быть добрым и сочувствующим, он должен обладать достаточной уверенностью в себе, он должен быть глубоко демократичным человеком, что предполагает уважение к индивидуальности дру­гого человека. Желательно (а с моей точки зрения, обязательно), чтобы психотерапевт не был обреме­нен собственными проблемами. Хорошо, если он ма­териально обеспеченный человек, если у него хорошая семья и хорошие друзья, если он любит жизнь и умеет наслаждаться ею. Я могу высказаться бо­лее категорично в этом же плане. Узнайте, если пси­хотерапевт обременен своими проблемами, если он не здоров, если он не демократичен и вообще не­благополучен, то не лечитесь у него. Психотерапевт вам передаст то, что есть у него самого. Есть бо­лезнь — передаст болезнь. Есть здоровье — пере­даст здоровье, есть несчастье — передаст несчастье. Есть счастье — передаст счастье.

Хорошие человеческие отношения оказывают психотерапевтическое воздействие.

А. Маслоу считает, что профессиональный пси­хотерапевт должен взять на вооружение терапевти­ческие возможности хороших человеческих отно­шений и пользоваться ими гораздо решительнее, чем ныне. Психотерапевт должен учить своего па­циента доверию к жизни и отпускать его в самосто­ятельную жизнь в тот момент, когда пациент будет готов к взаимодействию с ней. А. Маслоу рисует идеальную картину. К сожалению, часто приходится «ремонт» делать на ходу. Лечение у психотерапев­та, как правило, амбулаторное. Больной лечится и продолжает общаться с окружающими. Я предла­гаю своим пациентам такой прием, как объектива­ция: считать своего партнера по общению не чело­веком, а автоматом. Если получил не тот ответ, зна­чит, надавил не на ту кнопку. Не надо волноваться. От такого подхода выиграет не только мой пациент, но и его партнер. Когда меня спрашивают, как бы я хотел, чтобы ко мне относились, я полушутя, полусерьезно отвечаю: «Как к дойной корове». Дей­ствительно, когда мои потребности удовлетворены, то я наиболее продуктивен, что выгодно не только мне, но и семье, пациентам, ученикам, почитате­лям, да и государству. И ведь не кричим мы на корову, когда она вдруг уменьшила удои. Мы вы­ясняем, чего ей не хватает, и стараемся ей это дать.

Поскольку каждый человек может наладить хо­рошие взаимоотношения с людьми, постольку каж­дый человек является потенциальным психотера­певтом. Первейшей задачей психотерапии должна стать просветительная деятельность, обучение как можно более широкого круга людей основополага­ющим навыкам психотерапии. Это позволит каж­дому родителю, учителю, начальнику, а в идеале каждому человеку понять психотерапевтическую ценность хороших человеческих взаимоотношений. Человек во все времена обращается за помощью к тем, кого он любит и уважает. Каждый из нас дол­жен осознать, что всякий раз, когда мы обижаем, унижаем, отвергаем своего ближнего или пытаем­ся подчинить его своей воле, то вносим вклад в об­щую копилку психопатологии. В то же время лю­бое проявление доброты, сочувствия, уважения ста­новится лептой, пусть небольшой, но очень нужной в общее здоровье человечества.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБЩЕСТВО

Хорошее общество — это общество, в котором имеется максимум возможностей для самоактуали­зации. Это значит, что социальные институты под­держивают, поощряют и питают развитие хороших человеческих взаимоотношений. В больном обще­стве, зараженном страхом, недоверием, подозрительностью, люди не имеют возможности в полной мере удовлетворить свои потребности в безопаснос­ти, любви, уважении и т.д. Не до самоактуализа­ции. Тут уж лишь бы выжить.

Но социальные институты только создают по­чву для того или иного процесса. Человек приспо­сабливается к любым условиям. С другой стороны, структура характера порой настолько прочна, что некоторые люди не могут использовать самые бла­гоприятные условия. Следует помнить, что ни одна реформа не может сделать человека мудрым, здо­ровым и счастливым.

Здесь нужно учитывать феномен субъективной интерпретации. Невротик заявляет, что общество, в котором он живет, больное общество, в то время как его здоровый сосед утверждает, что он живет в здоровом обществе. Здесь нет противоречия. Каж­дый невротик ощущает себя живущим в нездоро­вом обществе. Психотерапия — это воссоздание хорошего общества в миниатюре. Вот мы и воссоз­даем его в КРОССе. Члены нашего клуба в своей микросреде создают тоже такую же атмосферу.

Психотерапия является своего рода социальным противовесом, уравновешивающим базовые процес­сы и тенденции больного общества. Не важно, на­сколько запущена болезнь общества. Психотерапия дает возможность каждому отдельно взятому инди­виду противостоять патогенным социальным влияниям и помогает плыть против течения, она восстанавливает природу человека, она революционна и радикальна в самом корневом значении этого сло­ва. А психотерапевт — это человек, восставший на борьбу с патогенными социальными влияниями, на борьбу с обществом.

А. Маслоу считал, что если бы арена борьбы была шире, если бы психотерапевт имел дело не с тремя десятками, а с тремя миллионами пациентов в год, то социальная значимость психотерапии ни у кого не вызывала бы сомнений. Мы тогда обнаружили бы, что люди стали более добрыми, более друже­любными, более щедрыми. Он приветствует разви­тие групп личностного роста.

Никакое общество не застраховано от патологии. Угроза неизбежна, ибо корни ее лежат не только в природе, но и во внешних обстоятельствах.

А. Маслоу предупреждает, что отношения чело­века с обществом очень сложны и противоречивы. Человек же хочет получить однозначные ответы на все вопросы и впадает в ту или иную крайность, анализирует одну сторону дела, не замечая другой и в результате приходит к ошибочным заключени­ям. К сожалению, многие мои подопечные вместо того, чтобы выработать свое мнение, свою жизнен­ную философию, стараются полностью положиться на психотерапевта. Наша же задача — помочь че­ловеку научиться самому принимать решения и нести за них ответственность.

Идеальных людей нет, зато в каждом человеке скрываются большие возможности для совершен­ства. А как мы можем ждать совершенства от об­щества, если сами не достигли его в таких простых отношениях, как семейные и дружеские? Если ис­тинная любовь так редко встречается в семьях и малых группах, как можно говорить о любви, свя­зывающей миллионы людей? Или миллиарды? И хотя эти отношения невозможно сделать совер­шенными, все же их следует совершенствовать. Их можно превратить из очень плохих в очень хоро­шие.

Не следует ждать легких побед и быстрых пере­мен. Совершенствование одного индивида требует многолетней психотерапевтической работы. Инсайт, конечно, возможен и быстрый, но самоактуализа­ция — процесс медленный. Формула: «Бац — и го­тово!» здесь не подходит.

РОЛЬ ЗНАНИЯ И НАВЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В течении невроза наступает момент, когда не­вротик начинает удовлетворять только свои невро­тические потребности и перестает удовлетворять базовые. Он уже не жаждет любви, а боится ее, ищет в ней подвоха.

Если пациент находится на той стороне грани­цы, то ему могут помочь только методы инсайт-терапии, ибо он оказался в такой реальности, где не действуют наши законы, где становятся бессмыс­ленными наши принципы и формулировки.

А. Маслоу считает (и я с ним согласен), что пси­хотерапия — сегодня уже не Божий дар. Она все более приобретает черты технической науки. Для того, чтобы быть психотерапевтом, недостаточно быть хорошим человеком. Нужно обладать специ­альными знаниями, пройти серьезную подготовку. Есть очень сложные психотерапевтические методики, в них нет ничего от спонтанности или интуи­тивности народной психотерапии. Вот почему я ду­маю, что не стоит обращаться за психотерапевти­ческой помощью к подружке, если конечно, она не является квалифицированным психотерапевтом. (Ведь не чиним же мы часы у своих друзей. Мы идем к часовому мастеру. Неужели душа проще ус­троена?) Я могу привести примеры, когда после эмо­циональной «поддержки» друзей люди заканчива­ли жизнь самоубийством.

А если человеку хочется оказывать такую под­держку? Тогда нужно научиться этому. Ведь обу­чают нас оказывать доврачебную медицинскую по­мощь — остановить кровотечение, перевязать, вве­сти обезболивающее. А если не знаешь, что делать, лучше ничего не делать.

Чего не следует делать, когда хочешь поддер­жать своего друга в беде? Совершенно не годятся фразы: «Возьми себя в руки», «Время лечит», «У них еще заговорит совесть». Первой фразой вы про­сто удовлетворяете чувство собственной значитель­ности. Дескать, вы бы в такой ситуации, конечно, выстояли бы. Но ведь он уже сколько мог держал себя в руках. Обратился за помощью, так как уже держать себя в руках не мог! Лучше восхититься его мужеством и сказать, что в аналогичной ситуа­ции вы расклеились бы гораздо быстрее. Вторую фразу ваш друг уже, наверное, не раз слышал. Но у страдающего прошлое и будущее сходятся. В это время он считает, что всегда страдал и будет стра­дать. По поводу совести обидчика тоже не стоит обольщаться. Совесть — штука такая, которая во­обще никогда не молчит. Говорит даже во сне. А у обидчика нет совести. Не может говорить то, чего нет.

К советам друзей вообще не стоит прислушивать­ся, ибо они советуют поступать так, как поступили бы они. А вы не они. Вы так поступить не сможете! По возможности за психотерапевтической помощью нужно обращаться к профессионалу- психотерапев­ту. А если вас пока еще жареный петух не клюнул, то мучайтесь. Но паруса шить поздно, когда начи­нается буря.

Лишь признав, что только самоактуализация при­носит человеку счастье и душевный покой, мы смо­жем понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Зная природу человека, мы можем ему сказать: «Если хочешь быть счастливым, самоактуализируй­ся». То, чем мы можем стать, равно тому, чем мы должны быть. А все, что способствует личностному росту — хорошо, что его тормозит — плохо. Этот очень простой критерий подскажет вам, что следует де­лать, а от чего лучше воздержаться. Вы читаете кни­гу, чтение способствует вашему росту — продолжайте читать дальше, тормозит — прекратите. И так во всем.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бинтование Душевных ран Или психотерапия?

На сайте allrefs.net читайте: "Бинтование Душевных ран Или психотерапия?"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Литвак М.Е., Золотухина-Аболина Е.В., Мирович М.О.
Л64 Бинтование душевньк ран или психотерапия? — Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. - (Сер. «Психологические этюды»). ISBN5-222-01340-5 Когда душевные раны бинтуют

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Дорогие наши читатели! Как вы уже поняли, перед вами необычная кни­га. Ее авторы — писатель (М.0. Мирович), фило­соф (Е.В. Золотухина-Аболина) и я — психотера­певт (М.Е. Литвак). Писатель

БИНТОВАНИЕ ДУШЕВНЫХ РАН
Михаил Олегович Мирович родился в 1958 году в городе Ростове-на-Дону. Медик по образова­нию и писатель по

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Жизнь принца, которого звали Володей, склады­валась успешно; он завершал обучение в МГИМО, твердо зная, что ему уготована аспирантура и свя­занные с ней блага. Ему подфартило с родителями. Они жили

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Отец Карла воспитывал сына один. Он работал настройщиком органов и зарабатывал неплохие деньги, разъезжая по католическим соборам Запад­ной Европы. Он безумно любил сына, видя в нем продолжателя св

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Посещая университет, Леночка стала замечать, что ей нравятся мальчики. Раньше она считала себя «синим чулком» и полагала, что никогда не выйдет замуж, тем более, что тетя Паша из соседнего подъезда

Психотерапия — благо или зло?
Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна закончила в 1975г. философский факультет Р

От автора
Когда некоторое время назад мне предложили принять участие в написании книги, посвященной психотерапии, я усомнилась и задумалась. Действительно, я — не психотерапевт и не его пациент, ста

Кто нуждается в психотерапии?
Согласно общепринятой точке зрения, к психо­терапевту на прием приходят невротики. Слово «не­вротик», родившееся вместе с психоанализом и тес­но связанное с психотерапией, стало в последние десятил

ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ, ИЛИ «МИЛАЯ ЖЕНЩИНА» НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
Среди посетителей психотерапевтов большой про­цент составляют «Милые женщины», т.е. женщи­ны в возрасте от тридцати пяти лет и старше. Сре­ди них немало одиноких, разведенных, столкнув­шихся в семь

ПСИХОТЕРАПЕВТ: АНГЕЛ ИЛИ ДЕМОН
Успех психотерапии зависит, в первую очередь, от специалиста, который берется за дело. Разумеется, позитивное продвижение связано и с личностью пациента, его желанием или нежела­нием идти

Ориентация на пациента.
Хороший психотерапевт занят не собственным самоутверждением, а интересами человека, который пришел к нему со своей бедой, поэтому он не ис­пользует директивный стиль и авторитарное давле­ние. Грубо

Ориентация на гибкий, развивающийся кон­такт с пациентом.
Исходные чувства психотерапевта, с которыми он вступает в лечебный контакт: 1) эмпатия — спо­собность понять чужие чувства и адекватно на них отозваться; 2) установка на сотрудничество. Кр

Ориентация на ведущую проблему пациента.
Опыт классического психоанализа показал, что аналитические сеансы могут идти бесконечно дол­го, давая весьма умеренные результаты. Пациент привязывается к аналитику, ходит к нему годами, исправно п

Применение различных теорий и методик.
Современный творческий психотерапевт-профес­сионал не склонен догматически останавливаться на одной какой-то теории или методике. Он стремится интегрировать в терапевтический процесс методики, выра

САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ!
Люди с неуравновешенным внутренним миром были всегда. Во все времена существовали заики и истерич­ки, те, кто страдал фобиями и депрессиями, испы­тывал постоянную тревожность, неуверенност

Трудности личной судьбы.
Первый фактор, мощно способствующий невротизации, это конкурентная система отношений в со­временном рыночном обществе (социокультурный фактор). Рынок, пронизывающий все социальные пласты, превращае

Гедонистическое переживание.
Гедонистический, как известно, это ориентиро­ванный на удовольствие, придающий приоритет чув­ственному началу. Гедонистическое переживание свойственно людям с инфантильной установкой на «принцип уд

Реалистическое переживание.
При реалистическом переживании человек под­чиняется диктату обстоятельств, считается с реаль­ностью, стараясь принять ее такой, какая она есть. Здесь оказывается задействован механизм терпения, так

Ценностное переживание.
Ценностное переживание возможно лишь при сложности и неоднозначности внутреннего мира че­ловека, при его способности к рефлексии и выбору. Человек бывает серьезно выбит из колеи, когда его

Безрелигиозный взгляд.
Причина страдания. В безрелигиозном сознании никто не ищет для сложившихся обстоятельств высших трансценден­тных причин или воздействия запредельных начал. В этом случае причиной ст

Христианство.
Причина страдания. Согласно христианству, причиной всех человечес­ких страданий является греховность человеческой природы, ослушание Бога. Человек виноват перед Богом исходно, именн

Эзотерический взгляд.
Причина страдания. Тупиковая невротическая привязанность, изма­тывающая в течение долгого времени силы челове­ка, может быть истолкована в рамках эзотеричес­кого подхода как кармиче

РЕШАЙТЕ САМИ!
Михаил Ефимович Литвак— кандидат ме­дицинских наук, преподаватель Ростовского ме

КТО ТОЧНО НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
(портрет психологически здорового человека) Философ в главе «Кто нуждается в психотерапии» очень хорошо определила группы людей, которым следует обратиться за помощью к психотерапевту. В к

Физиологические потребности.
Это самые насущные, самые мощные из потреб­ностей. Так, если человек голоден, у него блекнет желание писать стихи и читать умные книги. Он мечтает только о еде. Когда человек голоден, он счи­тает,

Потребность в безопасности.
Кстати, эта потребность в нашем мире сейчас у некоторых весьма далека от удовлетворения. А без этого жизнь не вполне человеческая. Плохо и тогда, когда смыслом жизни становится удовлетворе

Сексуальные потребности.
Они начинают беспокоить человека лет с 10— 12, и только такого, у которого удовлетворена пищевая потребность и потребность в безопасности. Неприятности при этом неизбежны. Правильнее было бы сексом

Потребность в любви и принадлежности.
Это потребности четвертого уровня. Человеку нужна социальная группа, семья, где его приняли бы за своего (друзья, любимый, дети). Если эта потребность не удовлетворена, его тер­зает чувств

Потребность в признании.
Потребность этого уровня делится на два клас­са. Первый класс — потребность в достижении соб­ственного могущества. Второй класс — потребность в престиже. Удовлетворение этой потребности при­водит к

Потребность в самоактуализации.
Даже если человек удовлетворит все вышепере­численные потребности, он не будет чувствовать себя хорошо, если поймет, что занимается не тем, к чему предрасположен (т.е. не удовлетворил свою потреб­н

Потребность в познании и понимании.
Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало г

Эффективное восприятие реальности и ком­фортные взаимоотношения с ней.
Самоактуализированный человек обладает пора­зительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность. Оценки его удивительно точны, причем они распространяются на все аспекты ре­альности, а

Приятие (себя, других, природы).
А. Маслоу считает, что для самоактуализирован­ных людей характерно отсутствие чувства вины и стыда. Невротика же терзает чувство вины. Это чув­ство вины невротика связано с чрезмерной неосоз­наваем

Спонтанность, простота, естественность.
А. Маслоу отмечает, что самоактуализированный человек ведет себя спонтанно, просто и естествен­но, не стараясь произвести впечатление на других. Он отчетливо осознает, что мир, в котором он жи­вет,

Служение.
Этих людей, как указывает А. Маслоу, мало бес­покоят личные проблемы просто потому, что они уже решены. Они не склонны к самокопанию. У каждого из них есть свое призвание и дело. Здесь, как правило

Отстраненность; потребность в уединении.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализированные люди умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Некоторые даже любят его. Им нетруд­но быть отстраненными и безмятежными; неудачи и поражени

Автономность, независимость от культу­ры и среды, воля и активность.
Главными для самоактуализированного челове­ка, как уже неоднократно указывалось, является личностный рост. Люди, не достигшие самоактуализации, нужда­ются в других людях, потому что только

Свежий взгляд на вещи.
А. Маслоу указывает, что самоактуализирован­ный человек обладает удивительной способностью радоваться жизни. Его восприятие свежо и наивно. Он не устает удивляться и испытывать восторг пе­ред разны

Мистическое, высшее переживание.
А. Маслоу отметил, что восторг у самоактуали­зированного человека иногда бывает настолько мощным, что его можно назвать мистическим пережива­нием, которое сопровождается чувством абсолютного всемог

Межличностные отношения.
А. Маслоу отмечает, что эти отношения у само­актуализированного человека глубже, чем у обыч­ного человека. Его интимные отношения с партне­ром достигают предельной глубины. Сблизиться с самоактуали

Демократичность.
Объявить себя демократом легко. Стать демок­ратом трудно, ибо истинная демократичность, как совершенно справедливо считает А. Маслоу, зало­жена в характере. Самоактуализированный чело­век демократи

Умение отличать средство от цели, доб­ро от зла.
Самоактуализированный человек всегда придер­живается тех принципов, какие высказывает. Он не совершает дурных поступков. Но зачастую пло­хое и хорошее он понимает не так, как среднеста­тистический

Философское чувство юмора.
А. Маслоу правильно подметил, что самоактуа­лизированные люди не улыбаются на плоскую шут­ку, но им нравится мягкий, философский юмор. Их юмор нацелен на глупость, их забавляет высокоме­рие человек

Сопротивление влиянию культуры; трансценденция культуры.
Самоактуализированный человек неплохо адап­тирован к своей культуре и в то же самое время сопротивляется ее влиянию, он в какой-то степени внутренне отчужден, внутренне независим от нее. Например,

ГЕОМЕТРИЯ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
В процессе воспитания в первые годы жизни у человека формируется личностный комплекс, ко­торый называется социогеном. Определив социоген, вы сможете определить свою судьбу. Сопиоген обус­ловлен зна

Между нормой и паталогией
Анализируя свой материал и работы выдающих­ся психотерапевтов, я разработал собственную модель психологически здорового человека, которую назвал аксиологической. В ее основе несколько модифици­рова

Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния пищеварительного инстинкта.
Один из моих подопечных сознался, что когда он был в невротическом состоянии, то почти регу­лярно ел черную икру, хотя испытывал определен­ные материальные трудности. Теперь он понял, что делал это

Чрезмерная забота о детях.
«Я живу ради детей», — заявляют многие. И сколько детей заболевает оттого, что родители хо­тят сделать из них знаменитых музыкантов, вра­чей полководцев, экономистов, государственных де­ятелей, не

Чрезмерная забота о родителях.
Одна из моих подопечных, женщина 47 лет, от­казалась переехать в другой город, куда направля­ли ее мужа в связи с его значительным повышени­ем в должности. Она отказалась из-за того, что это­го не

Стремление к власти.
Мне очень понравилось одно интервью. Крупно­го ученого спросили, не хочет ли он пойти в поли­тику. Он ответил: «Зачем? В политику идут те, кто ничего не умеет делать». Я его понял так, что пло­хи т

Увлечения, хобби.
Относительно благоприятный вариант. Ведь хоб­би способствует развитию личности. Нередко хобби становится основным делом. Тогда это вообще ве­ликолепно. Так, мы знаем многих артистов, кото­рые начин

Пристройка к кому-то (чему-то) значи­тельному (гению, «звезде», авторитету, секте).
Существует два варианта пристройки: пристрой­ка сверху и пристройка снизу. Пристройка сверху — это немотивированная критика, травля, уничтоже­ние. Пристройка снизу — почитание, восхищение, благогов

Болезнь.
Думаю, что многие больные больше любят ле­читься в клиниках институтов, чем в обычных ста­ционарах не столько потому, что там лучше лечат, сколько потому, что там лучше удовлетворяется чув­ство соб

KAК НАЙТИ ХОРОШЕГО ПСИХОТЕРАПЕВТА
Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы — общество любителей. У нас тя­жело найти профессионала в любой отрасли. Каж­дый из вас может рассказать, как его подводили повара, слесари

I. Методы симптоматической психотерапии
1. Несуггестивные методы а) разъяснительная психотерапия б) рациональная психотерапия (Дюбуа) в) сократический диалог (Кречмер) 2. Суггестивные, методы

II. Методы патогенетической и этиологичес­кой (личностно ориентированной) психотера­пии
1. Методы, корригирующие задатки личности а) первичный крик (Янов) б) второе рождение (Грофф) 2. Методы, развивающие способности личнос­ти (Маслоу)

КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ
Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев­тов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача — не столько прив

Овладение методами психотерапевтической работы.
Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща­ет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом с

Бинтование душевных ран или психотерапия?
Ответственный редактор Редактор Корректор Обложка художника Компьютерная верстка В.Д. Медведев Г. И. Медведева Г.А. Бибикова И. В. Битюковой И.А. Ков

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги