рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первая из этих статей опубликована в 1944 г.

Первая из этих статей опубликована в 1944 г. - раздел Психология, Основы онтологии, логики и психологии   Рубинштейна (Скончавшегося В 1960 Г. На Семьдесят Первом Году...

 

Рубинштейна (скончавшегося в 1960 г. на семьдесят первом году жизни). Начинается

московский период жизни и деятельности. Рубинштейн получает высшее признание в

качестве психолога, избранного в 1943 г. членом-корреспондентом, впервые в Акаде-

мии наук СССР представившего эту науку, выступает официальным и неофициаль-

ным лидером, интегрирующим ленинградских, харьковских, грузинских и московских

психологов, создателем в 1942 г. кафедры психологии Московского государственного

университета и в 1945 г. сектора психологии академического Института философии. К

середине 40-х годов он возглавляет научные исследования трех крупнейших психо-

логических центров Москвы.

С конца 40-х годов в период трагически знаменитой "павловской" сессии и борьбы с

космополитизмом он подвергается гонениям вместе с такими учеными, как Л.А. Ор-

бели, П.К. Анохин и многие другие, лишается всех постов, рассыпается верстка его

новой книги и запрещается дальнейшая публикация его трудов. Тем не менее вторая

половина 50-х годов становится периодом расцвета творчества Рубинштейна. В тече-

ние трех лет подряд он публикует три книги по философско-методологическим и тео-

ретико-эмпирическим проблемам психологии ("Бытие и сознание" - 1957; "О мыш-

лении и путях его исследования" - 1958; "Принципы и пути развития психологии" -

1959) и завершает свой жизненный путь написанием фундаментального философского

труда "Человек и мир". Этот труд, знаменовавший смену философской парадигмы,

удалось опубликовать лишь через 13 лет после смерти автора [17], когда эта пара-

дигма начала разрабатываться в разных аспектах в трудах следующего поколения

философов: В.А. Лекторским - в гносеологическом, О.Г. Дробницким - в этическом,

К.А. Абульхановой-Славской - в методологическом, А.В. Брушлинским - в психо-

логическом плане.

Несколько схематизируя, можно сказать, что, оторвавшись от философии, психо-

логия отрезала себя не только от столетних традиций, на протяжении которых осу-

ществлялись поиски разных определений сознания.она лишилась, став самостоя-

тельной наукой, векового методологического опыта выстраивания системы абстрак-

ций. С этим именно был связан кризис мировой психологии начала века, на фоне

неразрешенности, остроты которого перед отечественной психологией встала задача

применения философии Маркса к психологии. Марксова парадигма, будучи в основе

своей социально-экономической, не охватывала проблем сознания, познания и, тем

более - психического в том виде, как они разрабатывались на протяжении истории

философии, определившись в линию, связанную с предметом психологии. Естественно,

что первые попытки психологов (не все из которых были даже достаточно философски

образованы) применить марксизм в психологии носили сугубо иллюстративный,

поверхностный характер.

Этим объясняется сложность задачи, поставленной и решенной Рубинштейном, а

также то, почему именно он смог ее решить. Поскольку, как уже отмечалось выше,

по образованию и способу мышления он был философом, он мог рассматривать

Марксову концепцию в контексте всей истории и "лотки" развития философии, это -

во-первых. Во-вторых, проблемы методологии психологии не были для него

уникальными: он осмыслял одновременно проблемы методологии целого ряда наук

(поскольку он блестяще знал и физику, и математику, и, тем более - социологию,

экономику и т.д.). В "Основах" представлена система методологических принципов

психологии, из которых системообразующим выступает принцип единства сознания и

деятельности, а также принципы личности, развития, социальной детерминации пси-

хического. Рубинштейн определяет психическое, сознание как единство знания и

переживания, отражения и отношения, идеального и экзистенциального. Тем самым

сознание отнюдь не отождествляется с деятельностью, а определяется в своем ка-

чественно специфическом содержании. Необходимо сразу оговорить это отличие в

свете исторически последующего представления о деятельности в философии и пси-

хологии. Для Рубинштейна существенна проблема взаимопереходов сознания и деятельности, которая только и существует при признании качественной определенности каждой из сторон связи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы онтологии, логики и психологии

На сайте allrefs.net читайте: Содержание. М... с...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первая из этих статей опубликована в 1944 г.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КОНЦЕПЦИИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) вошел в историю как выдающийся психолог и философ, методолог и теоретик, научные труды которого представляют собой органическое единство философски фундированно

В ней психические свойства и процессы являются неотъемлемыми качествами лишь
целостных индивидов. В данном отношении Рубинштейн также почувствовал свою идейную близость к Марксовой философии, когда в статье 1934 г. он выделяет у Маркса и и

В монографии "Основы психологии" Рубинштейн систематизировал свои первые
важнейшие достижения в реализации деятельностного принципа.Прежде всего в самой деятельности субъекта им были выявлены ее психологически существенные компоненты и

Поведение человека не сводится к совокупности реакций; оно включает в себя
систему более или менее сознательных действий и поступков. По Рубинштейну, действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь

Вится их целью.
Например, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя и получить обществен

Интеллектуальным актом.
Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: через воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего

В "Основах" Рубинштейн делает первый шаг в раскрытии онтологической природы
психического.Он заключен в двух определениях психики и сознания. Во-первых, кроме характеристики психического как отражения, знания, что вскоре стало общим местом

Ляторной функции по отношению к деятельности, сохраняющей свой специфический
онтологический статус, свое качество реальности. Если сознание есть идеальная формула деятельности, то оно не может регулировать реальную практическую деятельност

Человек.Первая - мотивационно-потребностнаямодальность, вторая - способности
человека, третья - его характер. Здесь преодолена и исторически предшествовавшая односторонность понимания личности, которое сводилось, в основном, к характеро- л

Социологизации или физиологизации, Рубинштейн обращается к раскрытию его
собственной "внутренней" сущности. И здесь психическое выступает не только как преломляющее (согласно своим закономерностям) внешние воздействия, но и как

Человека и соотносительный с ним.
Включение человека в состав бытия как одного из сущих и вместе с тем как центра его реорганизации, преобразования <направлено, - писал Рубинштейн, - против отчуждения как челов

Джеймса в философии, и Хольт - впервые провозглашают общую платформу
бихевиоризма^. Прагматисты - Дьюи и, особенно, Мэд - связывают прагматическую В последующие годы Титченер совершает крутой поворот. В "Учебнике психологии" (Textbook of

Quot;Новые идеи в философии".
философию и бихевиористическую психологию в один клубок^. Основной <пафос> своей философии представители <нейтрального> монизма видят в борьбе против картезианской <

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги