Социальные репрезентации личности и особенности их организации
Социальные репрезентации личности и особенности их организации - раздел Психология, Введение в современную социальную психологию Понятие Репрезентаций Имеет Длительную Историю И Распространение В Ряде Взаим...
Понятие репрезентаций имеет длительную историю и распространение в ряде взаимосвязанных дисциплин в социальных науках. Термин же социальные репрезентации ассоциируется, прежде всего, с именем выдающегося французского социального психолога Серджо Московиси (Moscovici), определявшего их как "когнитивные системы, обладающие собственной логикой и языком … Они являются не просто "представлениями о чем-либо", "образами чего-либо" или "аттитюдами в отношении чего-либо", а "теориями" или "областями знаний" со своими собственными правами, для открытия и организации реальности" (1973: xii).
Исходно Moscovici в своих рассуждениях отталкивался от понятия "коллективных репрезентаций", введенного Дюркгеймом в 1898 году, который предложил его для различения индивидуального и коллективного мышления. Коллективные репрезентации рассматривались Дюркгеймом как представления, широко разделяемые членами общества, социальные по природе и происхождению и относящиеся к обществу. Рассматривая репрезентации как существующие в субстрате индивида, он все время подчеркивал невозможность их объяснения на индивидуальном уровне. В этом коренное отличие европейской традиции, стремящейся преодолеть американский индивидуализм и персоноцентризм, что и продолжают в своих работах Moscovici и его последователи.
По Moscovici социальные репрезентации представляют собой идеи, мысли, образы и знания, которые коллективно разделяются членами общества: согласованный универсум мыслей социально создаваемых и социально коммуницируемых для формирования частей "общего сознания" (Augoustinos, Walker, 1996: 135). Социальные репрезентации относятся к основаниям общего знания и информации, которую разделяют люди в форме теорий здравого смысла о социальном мире. Они включают как концептуальные, так и иллюстративные элементы, посредством которых члены общества получают возможность конструирования социальной реальности.
"социальные репрезентации … имеют отношение к содержанию повседневного мышления и основаниям идей, которые придают согласованность нашим религиозным представлениям, политическим идеям и взаимосвязям, спонтанно создаваемых нами подобно дыханию. Они делают возможным для нас классификацию людей и объектов, сравнивать и объяснять поведение и объектифицировать их как части нашего социального окружения. Не смотря на то, что они локализованы в сознаний мужчин и женщин, они могут быть найдены "в мире", а следовательно изучены обособлено" (Moscovici, 1989: 214).
Как отмечал Moscovici, одной из отличительных характеристик современного общества является динамическая природа наших убеждений, ценностей и деятельности. Следовательно, одним из приоритетов социальных наук должно быть понимание социальных изменений и изучение "общества в процессе". Более того, социальные науки должны способствовать динамике социальных знаний и направлять социальные изменения. В частности, сама социальная психология должна быть изменена таким образом, чтобы рассматривать не просто действия и мыслительные процессы индивидов, но и, одновременно, их культурный и общественный контекст. Социальная психология, изучая культуру, эволюцию здравого смысла и его влияния на социальную жизнь, может быть антропологией современного общества. Как таковая, она могла бы развивать связи с социологией, антропологией, лингвистикой и историей, предполагая альтернативные подходы к исследованию и построению теории.
Особо необходимо отметить, что теория социальных репрезентаций применяется не только к здравому смыслу, но и к самой науке. Это предполагает, что развитие теории социальных репрезентаций и нашего понимание науки происходят независимо друг от друга. Теория проводит чёткое разграничение между наукой и здравым смыслом. Оно предполагает, что, хотя объективистский взгляд на реальность характерен для наук, для изучения здравого смысла требуется другой подход, признающий согласованную и конструктивную природу здравого смысла и социального взаимодействия. Подобно здравому смыслу, наука представляет собой социальную деятельность, включающую активное участие и сотрудничество учёных в особом культурном и историческом контексте. И, прежде всего, наука творится людьми носителями такого же здравого смысла как и все остальные. Ученый, даже при всем его желании, не может остраниться от своей человеческой сущности, стать в позицию некоего абстрактного богоподобного существа, холодно взирающего на происходящее в его непосредственном окружении. Он так же переживает, он так же как и все остальные не может освободиться от своих привязанностей и предубеждений.
Природа социальных репрезентаций.Исходным моментом в построении любой теоретической конструкции в контексте определения сущностных и процессуальных характеристик социальных репрезентаций должно быть определение их структуры. Moscovici трехкомпонентную модель социальных репрезентаций: информация (суммы знаний об объекте представления), установки (как обозначения эмоционального отношения к объекту представления) и поля представления (характеризующего внутреннюю организацию элементов представления). В дальнейшем было представлено иерархическое строение поля представления и выделены уровни этой иерархии —ядро и периферию (Abric, 1984, 1989, 1994; Doise, 1985; Flament, Moliner, 1989; Jodelet, 1989).
Центральное ядро (устойчивая часть) образуется несколькими элементами социальной репрезентации и служит для организации внутреннего строения и придания смысла всей репрезентации (Flament, 1989). Периферия (менее устойчивая часть) состоит из скриптов, схем, стереотипов и т. д. и «запускает» быстрые поведенческие реакции, не требующие длительного процесса принятия решения. Процесс перестраивания периферийных схем происходит в случае рассогласования между уже имеющимися элементами представления и новыми, отражающими изменившуюся действительность. Здесь периферия играет роль буфера, защищающего центральное ядро от деформации. Если новой информации, не соответствующей ранее сложившемуся представлению, слишком много и периферийные схемы не могут её полностью адаптировать, изменения затрагивают и центральное ядро, что в свою очередь может привести к слому старой социальной репрезентации и созданию новой.
Как отмечает Moscovici, структура каждой репрезентации раздвоена, она имеет два лица, не отличающихся друг от друга. Мы пишем, что репрезентация = образ/смысл, подразумевая, что любому образу соответствует один смысл и любому смыслу соответствует один образ (3, с. 363).
Среди последних разработок проблемного поля представления - введения понятия валентности элементов ( их приближенности к ядру) и привлечение математического аппарата (в частности, статистики c-квадрата) для определения наименования валентности (Guimelli, 1993). Качественная валентность характеризует принадлежность элемента представления к его ядру. Количественная свидетельствует о высоком индексе связей этого элемента с другими, о его близости, но не принадлежности ядру. Несомненно, возможность определения качественной нагрузки элемента - весомый вклад в развитие концепции социальных представлений. Вместе с тем на сегодняшний день остается нерешенной проблема первичного выделения яла при переходе к изучению нового объекта социального представления. Ставшая традиционной проверка элемента представления относительно его связи с ядром позволяет дать утвердительный ответ, но этот подход не в состоянии указать, какие элементы следует подвергнуть проверке. Перебор же всех элементов может оказаться весьма долговременной и трудоемкой процедурой. Выявлению элементов, вносящих наибольший вклад в организацию всего представления (что, как было указано выше, является одной из функций центрального ядра), может помочь анализ матрицы интеркорреляций и выделение в ней пунктов, имеющих высокую валентность. Поскольку высокой валентностью могут обладать не только элементы центрального ядра (Guimelli, 1993), то С.В. Трушкова (1998, с. 54) предлагает обозначать выделяемый комплекс "структурным ядром" для подчеркивания возможного попадания в него элементов с высокой количественной валентностью. Предложенный ею метод комплексного вычленения высоковалентных элементов включает:
1. первичный анализ объекта представления с целью выделения содержательных блоков его оценки;
40. разработку анкеты, вопросы которой принадлежат выделенным блокам и содержат оценки-шкалы;
41. проведение корреляционного анализа и построение матрицы интеркорреляций пунктов опросника друг с другом;
42. построчный подсчет количества корреляций каждого пункта;
43. нахождение общего суммарного количества корреляций по матрице интеркорреляций;
44. разбиение всего массива корреляций на три области (высокую, низкую и среднюю), имеющие верхнюю количественную границу, равную одной трети от общего числа корреляций;
45. наполнение высококорреляционной области путем последовательного отбора пунктов, имеющих самое большое число корреляций;
46. построение графического изображения связей высоковалентных элементов друг с другом. (там же).
С одной стороны, социальная репрезентация определена содержанием: информацией, образами, мнениями, отношениями и т. д. С другой стороны, она является репрезентацией лица в отношении с другим лицом. Она зависит от позиции, которую лица занимают в обществе, экономике, культуре. Любая репрезентация есть репрезентация чего-то или кого-то.
Социальные репрезентации характеризуют социальную реальность, которая создана путём наших интеракций и коммуникаций в социальном и физическом мире. В то же время социальные репрезентации формируют мыслительную окружающую среду, которая определяет наше восприятие или понимание реальности и направляет наши действия. Социальные репрезентации вместе с тем определяют наш способ видения мира и то, как мы действуем, но одновременно определены нашими интеракциями и связями. Такое представление о социальной реальности противоречит традиционному образу мышления в социальной психологии. Во- первых, мы сталкиваемся с законом причины и следствия, который утверждает независимость сущностей. Во-вторых, мы должны понять, что приоритет отдаётся социальным и культурным аспектам реальности, которые являются относительной и надиндивидуальной сущностью социальной жизни.
Природа социальных репрезентаций избегает проводить различие, обычно устанавливаемое между стимулом и реакцией или между личным восприятием объекта и самим объектом. Каждый человек видит и понимает физический и социальный объект особым способом только потому, что имеет свои репрезентации об этом объекте. Объект и человек взаимодействуют в построении и выражении репрезентации. Иными словами, не сущность объекта определяет наши репрезентации, а наши связи с этим объектом. Репрезентация, однажды сформированная, поддерживает и подкрепляет эти связи. Кроме того, репрезентации формируются не только связями между человеком и объектом, но и связями человека с другими людьми и других людей с объектом. Социальные репрезентации конструируются в процессе интеракций и общения с другими людьми, в то же время сами эти взаимодействия и контакты формируются социальными репрезентациями людей. Это характерно для социально построенной реальности в отличие от объективной.
Понятие социальной реальности и её построение в социальной жизни лежит в основе теории социальных репрезентаций. Исходя из того, что социальные репрезентации определяют нашу социальную реальность, нельзя сказать, что она существует либо исключительно в умах независимых индивидов, либо в объективной реальности независимо от индивидов. В связи с этим возникает необходимость объяснения роли человеческих убеждений и действий, роли культуры и физической окружающей среды в конструировании социального мира.
Характерной чертой социальных репрезентаций является их символическая природа, заключающая в себе их социальные, культурные и исторические аспекты. Она относится к социальной значимости объектов и событий, зависящей от общественного значения. Общественное значение, в свою очередь, зависит от общественных социальных норм и ценностей и их истории. Во-первых, объект или событие одновременно и немедленно воспринимается и постигается в пределах символической реальности. Это выражается двумя аспектами репрезентации: портретным аспектом или образом и символическим аспектом или репрезентацией. Объект или событие не рассматриваются вначале и затем интерпретируются. Скорее, конкретный образ и символическое значение "идут рука об руку". Таким образом, репрезентации включают объекты, воспроизводящие мир путём мыслеобразов, и понятия, являющиеся абстрактным восприятием мира. Психологическая активность людей базируется на социальной активности общества; на языке, опыте и знаниях, свойственных определённой культуре; на связях и интеракциях социальных групп; на исторических традициях и обычаях. Во-вторых, репрезентации есть всегда о чём-то или о ком-то. Символическое знание (в отличие от познавательной информации) признаёт личность, которая знает что-либо и абстрагируется от того, что знает. Таким образом, всегда существует взаимосвязь между социальными репрезентациями, социальными группами и функциями их самовыражения.
Символичным является то, что познавательные репрезентации совершенно отличаются от социальных. Когнитивная психология предлагает индивидуалистическую и разобщённую значимость репрезентаций. Репрезентация понимается как сокровенное, созданное в уме человека, занимающее место чего-то, существующего независимо от человека. Человек изолирован как от других людей, так и от представляемого мира. В таком случае, социальные репрезентации будут просто личным представлением социального объекта. Процесс репрезентации и сама репрезентация утверждают индивидуальный характер. Мыслительные процессы или психологические механизмы находятся в строгом отношении с их социальным контекстом и социальными функциями.
Это полностью противоречит социальным репрезентациям, которые по существу представляют собой социальное, культурное и историческое явление. Символическая сущность социальных репрезентаций выражена как в процессе репрезентации чего-либо, так и функции репрезентаций в социальной жизни. Символическая сущность социальных репрезентаций также поддерживает структуру социальной реальности. Сам акт репрезентации чего-либо всегда творческий. репрезентация, однажды построенная, существует в некотором смысле независимо от того, что было её объектом. Репрезентация становится особым объектом "в своём праве". Это относится не только к репрезентациям, сформированным в умах людей, но и к репрезентациям, проявляющимся в результатах и культурных достижениях общества. Репрезентации существуют в средствах массовой информации, в книгах, фильмах, картинах, но главным образом, в умах людей. Если репрезентация построена, она сама приобретает силу.
В этом смысле репрезентации являются символическими воспроизведениями в отличие от простой репродукции, также создаваемой ими. Благодаря этой созидательной силе социальные репрезентации играют значительную роль в поддержке социального порядка и осуществлении социальных изменений. Можно сделать вывод, что особый смысл и социальная значимость являются символической сущностью социальных репрезентаций. Здесь основывается индивидуальный и социальный характер репрезентаций и их динамическая конструктивная сила.
Признание символической сущности социальных репрезентаций со всеми сопутствующими аспектами -- социальными, культурными и историческими -- означает, что, пока мы изучаем здравый смысл и обыденное мышление, невозможно отличить форму репрезентации от её содержания. Содержание отличается среди социальных групп, культур и исторических эпох и невозможно отделить систему репрезентаций от процессов, которые их создают.
Опять же, это противоречит когнитивной психологии. Последняя сконцентрирована на процессах репрезентаций, которые считаются универсальными, независимыми от специфического содержания репрезентаций. Но, ещё раз подчеркнём, репрезентации есть всегда о чём-то, они занимают место аспектов окружающего мира и обозначают их. Это содержание не может быть игнорировано. Не может быть принято положение о том, что мыслительные процессы общие и инвариантные, и, следовательно, универсальные. Скорее, поскольку содержание репрезентаций отличается среди различных культур или происходящих в течение какого-либо времени изменений, они формируют репрезентации. Форма и содержание мышления тесно связаны с формой и содержанием коммуникаций и интеракций; с разногласиями и согласием между людьми; со связями социальных групп. Иными словами, способ мышления, так же, как и предмет его, зависит от культурного контекста.
Moscovici подчёркивал в связи с эти, что некорректно употреблять позитивистские, научные принципы мышления к социальному знанию, поскольку отличаются логика и форма, лежащие в основе различного содержания. "Психологические законы" связаны с содержанием социальных репрезентаций и, следовательно, с их культурным и историческим контекстом. Это имеет далеко идущую причастность к социальной психологии, которая отражена в исследовательском подходе, принятом некоторыми учёными, изучающими социальные репрезентации. Эта причастность должна быть выяснена в связи с нашим пониманием социальной реальности.
Понимание социальной сущности реальности и символической сущности репрезентаций является необходимым условием рассмотрения их конвенциальной и предписывающей природы. Во-первых, социальные репрезентации отображают условно объекты, людей и события, которые мы встречаем в повседневной жизни. Они действуют на уже созданный социальный объект или на какой-либо новый объект, являющийся частью нашего сознания, преобразуя его, так что он соответствует категориям и системам связей, которые мы имеем. Таким образом, любой объект понимается в пределах символической системы, которая обусловлена нашими социальными репрезентациями и, следовательно, нашими культурными условиями. Во-вторых, социальные репрезентации конвенциальны и в силу этого навязывают нам себя с непреодолимой силой. Мы не можем избавиться от условностей репрезентаций, языка и культуры. Мы воспринимаем и понимаем настоящее в пределах прошлого, в пределах традиции и культуры.
Из этого следует, что социальные репрезентации являются историческими по природе. Все системы восприятия и понимания, описания и понимания, которые обращаются внутри общества, связаны с ранее существовавшими системами. Они воспроизводятся благодаря преемственности человеческой культуры и социальной жизни с помощью языка и действий. Этот исторический, основанный на обычаях, тезис, является потенциально проблематичным. Он является социологическим, поскольку социальные репрезентации рассматриваются такими же принудительными, как коллективные представления Дюркгейма или социальные факты. Прошлое преобладает над настоящим и настоящее остаётся бессильным перед лицом условностей.
Социальные репрезентации не только предписывающи и конвенциальны, они также и динамичны. Поскольку они обращаются и распространяются в обществе, обнаруживается их пластичность. Наши восприятия и репрезентации, наши взаимосвязи постоянно перестраиваются и переосновываются. Наша социальная реальность преобразуется, когда возникают новые социальные репрезентации и исчезают старые вместе с сопутствующими социальными объектами и связями.
Динамическая сущность социальных репрезентаций вступает в некоторое противоречие с предписывающей природой социальных репрезентаций. Если прошлое превалирует над настоящим, как может настоящее трансформировать прошлое, когда-то бывшее настоящим?
Социальные репрезентации автономны. Они - составные части социальной реальности, в связи с этим особое значение имеют их культурные и сверхиндивидуальные качества. Автономия отражена в динамической природе репрезентаций, причём не только в действии их взаимосвязей, но и, поскольку они циркулируют и диффундируют в обществе, в соединении, притяжении и отталкивании друг от друга, изменении в гармонии с ходом социальной жизни, что оказывает влияние на их форму и содержание. Автономия также отражена и в конвенциальной и предписывающей природе. Приоритет отдаётся консенсуальным и аспектам социальных репрезентаций, которые разделяются и усиливаются традицией, в добавление к их социальному или коллективному происхождению.
Автономная природа социальных репрезентаций показывает, что, как социально-психологический феномен, они не могут быть сведены к социальной психологии личности. Конечно, существует опасность оставить личность вне анализа. Это опасность представления скорее социологического, чем социально-психологического тезиса, что может привести к отрицанию роли личности в трансформации и изменении наших социальных репрезентаций. Отдавая так много власти культуре и традиции, личность становится бессильной.
Функции социальных репрезентаций.Подводя итоги рассмотрению природы социальных репрезентаций, можно сказать, что социальные репрезентации -- составные части нашей реальности, формирующие символическую мысленно окружающую среду. Следовательно, они играют существенную роль в конструировании и формировании реальности, определяя значение объектов и событий. Социальные репрезентации обеспечивают порядок, по котором люди могут понимать и интерпретировать свой материальный и социальный мир и могут стать действующими лицами в социальной жизни. Социальные репрезентации воплощают в себе и обозначают опыт реальности, которая, в свою очередь, определяет их границы, значимость и взаимоотношения. Таким образом, реальность непрерывна и стабильна. Неопределённость и разнообразие жизни сведены к минимуму, значение действий сделано недвусмысленным. Социальные репрезентации достигают этого, показывая, где искать следствия и как выбирать причины; показывая, чему нужно дать объяснение и что составляет объяснение; располагая событие в контексте системы связей с другими событиями.
Роль социальных репрезентаций в структурировании и координации коммуникаций и социальных интеракций вытекает из их символической природы и конструкции социальной реальности. индивиды и группы общаются и взаимодействуют друг с другом с помощью общепринятых репрезентаций и общепринятого значения языка и действий. Язык является средством вербальной коммуникации, которое воплощает в себе общепринятое значение и содержание наших социальных репрезентаций. Похоже, социальные репрезентации наполняют наши действия и невербальное общение значением и смыслом.
Purkhardt подчёркивает, что мы должны помнить о происхождении социальных репрезентаций в коммуникациях и социальных интеракциях ( 1994: 10). Они развиваются, чтобы содействовать целям и интересам индивидов и групп, ориентированных на коммуникацию, понимание и контроль. Когда личности или группы разделяют одни и те же социальные репрезентации, действия понимаются таким же путём. Действие имеет ту же важность и значение как для актёра, так и для зрителя. Социальные репрезентации как направляют социальные действия личности или группы, так и позволяют другим понять эти действия. Конечно, там, где социальные репрезентации не разделяются, к примеру, между представителями двух различных культур или конфликтующих групп, случается неверное истолкование действий.
Опять же, мы сталкиваемся с дилеммой существования двустороннего влияния между социальными репрезентациями и социальным действием. С одной стороны, структура и содержание социальных репрезентаций определяют наши социальные действия. С другой стороны, коммуникация и социальные интеракции определяют наши социальные репрезентации. Необходимо развивать понимание социальных репрезентаций не только как феномена, но и как прогрессивного динамичного процесса. В свою очередь, необходимо развивать понимание коммуникаций и социальных интеракций, идущих вне общения и межличностных связей.
Среди функций социальных репрезентаций следует отметить демаркацию и консолидацию групп (там же). Взаимосвязь между социальными репрезентациями и социальными действиями имеет непосредственное отношение к нашему пониманию групп. Социальные репрезентации формируют мыслительную окружающую среду для коммуникаций и интеракций внутри групп и между ними. Они обеспечивают опору образам и идеям, не требующим доказательства и взаимно принятым объединёнными индивидами. Общепринятые значения объектов и событий служат консолидации групп, обеспечивая общепринятую реальность, связи внутри которой сформированы другими людьми. Они также служат для демаркации групп друг от друга с помощью расхождений в значении, свойственных социальным репрезентациям. Иными словами, они идентифицируют группы, которые выражают их, так же, как было представлено содержание. Более того, сами социальные репрезентации основываются в жизни групп, конструируются в соответствии с групповыми целями и интеракциями между социальными группами. Таким образом, они регулируют, предвосхищают и подтверждают социальные связи, установленные между группами.
Одной из функций социальных репрезентаций является направление социализации.
Путь, по которому социальные репрезентации формируют нашу социальную реальность, наиболее ясно виден на примере социализации детей. Дети взаимодействуют со своими родителями, которые "пропитаны" социальными репрезентациями, основанными на их детском и взрослом опыте, на их общении и социальных интеракциях. Родители взаимодействуют с детьми в рамках этих социальных репрезентаций, определяющих символическое значение различных типов детского поведения. Таким образом, именно символическое значение поведения интернализируются детьми. Они становятся составной частью личности и её интеракций с другими людьми. Коммуникации посредством различных форм социальных интеракций и значение, которое они выражают, являются, таким образом, межличностными, прежде чем они интернализируются, чтобы стать внутриличностными. Таким образом, личность абсорбируется в общество и в коллективную мыслительную среду. Это относится как к социализации личности или группы, движущейся к новой окружающей среде, так и к социализации детей. Социальные репрезентации вводят личность в культурные традиции группы и групповые репрезентации используются личностью, становясь частью её индивидуальности.
Хотя ясно, что социальные репрезентации играют важную роль в демаркации и консолидации групп и в процессе социализации, эти аспекты теории нуждаются в значительном развитии. В частности, роль групп, личностей и процессов социализации в эволюции и трансформации социальных репрезентаций требует особого рассмотрения.
Среди функций социальных репрезентаций можно выделить их способность делать незнакомое знакомым. Ранее мы выяснили, что социальные репрезентации упорядочивают и стабилизируют нашу социальную реальность и как коммуникации и интеракции направляются и понимаются с их помощью. Объекты, личности и события воспринимаются и понимаются в связи с нашими социальными репрезентациями. Это справедливо как для тех событий, с которыми мы знакомы, так и для тех, которые кажутся нам незнакомыми.
Moscovici характеризует неизвестное как нечто угрожающее из-за отсутствия последовательной связи с прошлым и бессмысленности по отношению к нашим нынешним репрезентациям (5, с. 30). Это может случиться, к примеру, когда условности исчезают, когда различия между абстрактным и конкретным становятся расплывчатыми, или когда нетипичное поведение препятствует нормальным социальным интеракциям. Иными словами, если что-либо незнакомое не соответствует нашим ожиданиям, возникает чувство незавершённости или беспорядочности. Это может произойти, когда мы встречаем новую культуру или группу, или когда мы имеем дело с новым объектом, событием или понятием. Мы осознаём незнакомые объекты, события или понятия лишь настолько, насколько они видимы, схожи и доступны, но они незнакомы и внушают недоверие настолько, насколько они невидимы, различны и недосягаемы. Незнакомое беспокоит, угрожает и обращает на себя внимание тем, что разрушает наше ощущение стабильности и целостности и это также действует как барьер для взаимопонимания.
Незнакомое трансформируется в знакомое путём представления его в контексте связей и значений, входящих в наши социальные репрезентации. Форма и содержание социальных репрезентаций будет определять направление и средства, с помощью которых группа принимает незнакомое. Это происходит в процессах социальных интеракций и коммуникаций: таким образом, незнакомое становится знакомым через использование его в вербальном общении и в конечном счёте в социальных интеракциях между членами группы. Таким путём его связь с принятой социальной репрезентацией становится определённой и стабильной: когда незнакомое получает значение и ценность, оно вступает в русло наших социальных связей и становится частью нашей социальной реальности.
Интересный пример приводит Moscovici в его исследовании по психоанализу во Франции (2, с. 12). В рамках наших социальных репрезентаций о медицине и медицинской помощи психотерапевт не соответствует нашим представлениям и выступает как незнакомое. Он не выписывает нам лекарств и не говорит, что нам делать, как обычный врач. Скорее, от пациента ожидается активная роль в разговоре и вообще во всём терапевтическом лечении. По существу, психотерапевт является незнакомым. Конечно, некоторые люди, как, к примеру, католики, сравнивают психотерапию с исповедальней и психоаналитика со священником. В этом случае психотерапевт обычен и знаком. Незнакомое становится значительным и важным в нашей социальной реальности и наших связях с другими.
Несмотря на тот факт, что "незнакомое" играет существенную роль в динамике социальных репрезентаций, ещё не ясно, как мы должны понимать или определять незнакомое в теоретических рамках. Социальные репрезентации - составные части нашей реальности и трудно увидеть, как незнакомое может находится вне этой реальности. Более того, несмотря на то, что мы говорим, что незнакомое ассимилируется в наши социальные реальности и становится знакомым, на предстоит выяснить, как это влияет на структуру связей и содержание социальных репрезентаций. Это существенные аспекты для понимания эволюции и трансформации социальных репрезентаций.
Процессы социальных репрезентаций.Среди процессов социальных репрезентаций можно выделить якорение и объектификацию.
Якорение - это процесс, посредством которого все материальные и социальные объекты и все события и действия располагаются в пределах наших социальных репрезентаций. Истинная сущность социальной реальности свидетельствует, что не может быть значимых понятий или идей, которые не укоренены в наши социальные репрезентации. Более того, якорение - процесс, с помощью которого незнакомые объекты и события вступают в нашу социальную реальность, делающий их значимыми и важными в наших социальных связях. Этот процесс лежит в основе динамической природы социальных репрезентаций, сразу трансформируя новую интегрированную идею или понятие, а также одновременно содержание и структуру социальных репрезентаций.
Процесс якорения включает два неразрывно связанные субпроцесса: классификацию и называние. Объекты, не входящие ни в какую категорию и не имеющие имени, остаются для нас незначимыми и непередаваемыми, несмотря на то, что мы осознаём их. Их нельзя описать ни самому себе, ни другим; их нельзя оценить. Следовательно, они не могут вступить в наш разговор или играть важную роль в наших интеракциях. В таком случае они не являются частью нашей реальности. Незнакомое становится знакомым путём классификации и называния объектов в контексте преобладающих социальных репрезентаций, его идентификация определяет его значение или важность в связи с общепринятым значением материальных и социальных объектов или событий.
Классификация включает сравнение незнакомого объекта с прототипами, представляющими данный класс. Это происходит одним из двух путей: генерализации или партикуляризации. Если мы хотим придать особое значение схожести или типичности объектов, мы должны генерализировать рассматриваемый объект и игнорировать различия между незнакомым объектом и прототипом. Если мы хотим подчеркнуть различия или аномальность, мы должны партикуляризировать характеристики незнакомого объекта. Это будет зависеть не только от схожести и различия самих по себе, но и от целей группы и ценностей, ассоциируемых с социальными репрезентациями и от рассматриваемого объекта или события.
Те черты, которые соответствуют прототипам, приобретут особое значение, будучи классифицированными. Это даёт преимущество конвенциальным чертам прототипов, входящим в наши социальные репрезентации. Доминирует именно социальная репрезентация, а не сам объект. Это отражает символическую природу социальных репрезентаций, благодаря которой реакция предшествует стимулу: мы не познаём объект, а скорее признаём его. Таким образом, классификация чего-либо есть одновременно ограничение. Предписывающая сила классификации обусловливает систему правил поведения и действий, допустимых как в отношении людей, так и материальных объектов. Посредством интеракций недавно классифицированная личность или объект будут трансформированы, будучи ограничены значением или важностью, навязанными социальной репрезентацией.
Однажды классифицированный, объект одновременно называется. Это предусматривает не только ярлык, которым объект может быть прикреплён, но также определяет систему связей с другими объектами и событиями в соответствии со связями данного имени с другими лингвистическими категориями. Имя помещает объект в комплексную систему взаимосвязанных слов; это даёт идентификацию по мере того как достигнуто согласование. Называние воздействует на объект, так что это имеет три последствия: во-первых, получив название, объект может быть описан и приобретает характеристики в соответствии со связями, существующими у имени с другими словами; во-вторых, названный объект становится отличным от других объектов с помощью его определённых характеристик и тенденций; в-третьих, объект становится конвенциальным для тех, кто присваивает и употребляет то же имя.
Эти процессы происходят не в умах индивидов, репрезентации не создаются индивидами в изоляции. Скорее, именно в общественной деятельности индивиды и группы создают репрезентации, в ходе общения и интеракций с соответствующими объектами или событиями. Таким образом, неизвестный феномен учреждается в наших социальных репрезентациях и вступает в нашу социальную реальность.
Объектификация — процесс, с помощью которого абстрактные понятия, свойства или взаимосвязи трансформируются и замещаются конкретными образами или предметами. По Московичи, мы “постоянно вынуждены” давать абстрактным понятиям эквивалентное конкретное значение (7,c.23). С помощью процесса объектификации мы создаем социальные объекты, и мы объектифицируем абстрактные понятия, точно чтобы забыть, что они —продукт наших собственных действий. Мы понимаем, что они наши собственные создания, но, объект становится чем-то не только в нашем воображении, но и в действительности. Таким образом, объектификация или десубъектификация — активный и творческий процесс, с помощью которого социальные представления преобразованы так, что незнакомое в одном поколении становится знакомым и естественным в следующем.
Не все понятия могут объектифицироваться. Имеются ограничения для нашего воображения, обусловленные предписывающим характером социальных представлений и табу, которые они влекут за собой. Объектификация происходит с теми понятиями, которые сливаются с комплексом образов или "фигуративных ядер" социального представления, например, понятия свойственные психоанализу, такие как сознательное и бессознательное, объединены с нашими социальными представлениями тела. Процессы мышления преобразованы в органы психической системы. Таким образом, психологическое объединяется и ассимилируется в биологическое и понятия сознательное и бессознательное ассимилируется в биологическое, а понятия бессознательное и сознательное преобразованы в объекты.
Раз имеет место трансфигурация или натурализация от понятия к образу, , образ и реальность неразличимы. Образ не имеет больше статуса символа, но становится частью нашей символической реальности. Он приобретает почти физическое, независимое существование, которое воспринимается как часть мира и имеет действенную силу. Этот процесс очевиден в трансформациях языка. Глаголы, наречия и прилагательные, относящиеся к связям или процессам, быстро трансформируются в существительные. То, что однажды было понятием, трансформируется в объект. Эти существительные не только представляют предметы, но и создают их, облекая их не только значением или важностью, но и всей силой физической реальности.
Таким образом, якорение делает незнакомое значимым, а объектификация трансформирует непостижимое во что-то реальное. Конечно, эти два процесса в отдельности не обеспечивают достаточного понимания трансформации социальных репрезентаций. Во-первых, необходимо описать обратные процессы, с помощью которых известные объекты или события становятся неизвестными и как физические объекты наполняются абстрактными качествами. Во-вторых, мы должны особо выделить не только процессы ассимиляции, посредством которой незнакомое помещается в пределах наших социальных репрезентаций и становится реальным, но также процессы аккомодации, с помощью которой конвенциальные и предписывающие социальные репрезентации сами трансформируются
Социальные репрезентации ранжируются от доминирующих структур, разделяемых обществом или нацией, до дифференцированных структур знаний, разделяемых группами и подгруппами. Первые высоко принудительны и прескриптивны через продолжающуюся историческую репродукцию. Доминирующие репрезентации более сложно локализируемы в современных индустриальных обществах, создающих индивидуалистическую иллюзию личности как центра познания и действий.
Роль социальных репрезентаций заключается в конвенцианализации объектов, локализации их в знакомом категориальном контексте.
Эволюция представлений о предмете социальной психологии
Социальная психология – область знания, занимающаяся изучением особенностей социального взаимодействия и взаимовлияния людей и их социального контекста. Отталкиваяс
Области социально-психологических исследований
Касательно областей прикладных исследований, следует отметить, что в современной социальной психологии произошел заметный переход от интраличностной и интерситуационной ориентации, характерной для
Перспективы развития социально-психологического знания
Проблема перспектив развития современной социальной психологии и персонологии в последние годы обсуждается в контексте перехода из эпохи модернизма, ассоциируемого с европейским рац
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Понятие теории в социальных науках
Что представляет собой теория? В широком смысле термин “теория” обозначает любую концептуальную репрезентацию или объяс
Традиционный идеал теории
В традиционных социальных науках, особенно на этапе утверждения их юридического статуса научности, используются подходы и методы исследований, сформированные в естественных науках. Методы строятся
Развитие и изменение теории.
Важно понимать, что теория представляет собой абстракцию реальности, но абстракцию имеющую под собой некоторые основания в реальной практике. Практика оказывает влияние на теорию, так же как и теор
Функции теории.
Для понимания специфики и роли научной теории, в том числе и в социальной психологии, является полезным знакомство с ее функциями. В существующем многообразии подходов к определению функций теории
Вопросы эпистемологии.
Термин эпистемология происходит от греческого episteme, обозначающего понимание или знание. В философии под ним понимается область знания, занимающуюся изучением познания. Эп
Вопросы онтологии.
Онтология является областью философии исследующей природу бытия или более узко природу феноменов, которые мы стремимся познать (Gergen, 1985). Фактически эпистемология и онтология неотделимы друг о
Вопросы аксиологии.
Аксиология представляет собой область философии изучающую ценности. В силу обоснованных выше возможных различных социальных последствий применения социально-психологического знания для нее особенно
Своеобразие эксплицитного и имплицитного построения теории
История борьбы за конституирование статуса научности наложила свой отпечаток на развитие социально-психологической теории. Вынужденность обращения к естественнонаучной, а точнее позитивистской мето
Индуктивное конструирование теории
Индукция представляет собой форму теоретизирования, включающую установление закономерных отношений между элементами, конструирование понятий и разработке обобщений, объясняющих эмпирическую повторя
Дедуктивное конструирование теории
Другой формой эксплицитно структурированного теоретизирования широко распространенной в социальной психологии является дедукция. Она предполагает продвижение от общего к частному. Д
Ретродуктивное конструирование теории
Ретродукция представляет собой совершенно иной тип эксплицитно структурированных теорий. Она включает как элементы индукции, так и дедукции. Schrag (1967) определяет ретродукцию как
Абдуктивное конструирование теории
Абдукция как метод научного теоретизирования была введена Eco (1983) в контексте особенно бурно развиваемого в последние годы направления исследований, связанных с анализом текстов
Результат
к правилу значению покоится на очень неопределенном, но эвристичном механизме вывода. Но и как в случае индукции результат недостаточен для абсолютно верного вывода. Eco разработал
Дескриптивно-экспликативные теории
Данный тип теорий был предложен Blumer в 1953 году. Они предоставляют означенные, описательные представления и иллюстрации феноменов в такой форме, чтобы у читателя имелась возможно
Сензитирующие теории
Сензитирующие теории, названные после Blumer (1954) «сензитирующими построениями или концептами», являются теориями, формируемыми при непосредственном контакте с «существующими» сво
Теории аналитической индукции
Аналитическая индукция является наиболее структурированной из всех представленных типов и эксплицитно и имплицитно структурированных теорий. Аналитическая индукция представляет собой построение уни
Разработка и измерение определенности понятий
Прежде чем приступить к проверке и построению эксплицитно структурированных теорий социальный психолог должен четко определить значение, придаваемое потенциальным или актуальным данным. Придавание
Конструирование предположений
Проверка эксплицитно структурированных теорий предполагает конструирование предположений, которые следует проверять. Эти предположения обычно представляются в корреляционной и причинной формах
Проверка предположений
Проверка эксплицитно структурированных теорий в социальной психологии может осуществляться самыми разнообразными путями в зависимости от основополагающей методологии. В традиционной
Критерии теоретического формулирования.
Бурное развитие социально-психологических исследований, появление все новых и новых теорий разного уровня обобщений с необходимостью предполагают наличие достаточно жестких и обоснованных критериев
Понятие парадигмы и его психологическая специфика
Использование и обсуждение понятия парадигмы представляется целесообразным, прежде всего, в контексте обоснования интегративной эклектики, а также по соображениям его широкого распр
Бихевиористская традиция в социальной психологии.
Бихевиоризм как научное направление начал свое развитие как система, однако, в реальности он представлял собой нечто большее. Как эволюционный подход он привлек внимание широкой общ
Основоположения современного бихевиоризма.
Представление о специфике подхода будет далеко не полным при знакомстве только с категориальным аппаратом бихевиористской традиции. Применительно к социально-психологическому знанию он обязательно
Основные отличия психодинамического подхода
Сравнение специфики рассмотрения социально-психологической феноменологии с позиций традиционной экспериментальной социальной психологии и психодинамического подхода позволяет выдели
Историко-философские предпосылки интеракционистского подхода
Центральной категорией интеракционистского подхода исходно стало взаимодействие в его социальном контексте. Наибольшую популярность интеракционизм приобрел в рамках социологии и соц
Процессуальный символический интеракционизм
Хронологически первой фундаментальной категорией, ставшей объектом анализа интеракционистов стала человеческая самость (Self) в ее социальном аспекте. Особый вклад в разработку ее п
Структурный символический интеракционизм
Главным архитектором структурного символического интеракционизма является Манфорд Кун (M.H. Kuhn). Он приобщился к символическому интеракционизму в Висконсинском университете. В 194
Основоположения структурного символического интеракционизма.
В целом влияние на структурный символический интеpакционизм огромно и многоаспектно. Здесь же мы отразим лишь наиболее значимые особенности структурного подхода к анализу центрально
У истоков новой парадигмы.
Представленный ранее критический очерк позитивистской исследовательской парадигмы в психологии не носил деструктивной направленности. В истории психологии всегда были диссидентствую
Эксперимент
Так как основным в традиционной социальной психологии является метод эксперимента, то начнем рассмотрение именно с него. Эксперимент - определенным образом организованное исследование, когда экспер
Наблюдение
Сложности, возникающие при использовании экспериментального метода, особенно лабораторного, когда исследуются лишь отдельные аспекты поведения, выделенные на основании гипотезы, кот
Контент-анализ
Многие события нельзя наблюдать непосредственно. Одни из них отделены от исследователя временем, другие возникают непредсказуемо, и у экспериментатора нет возможности застать их, и,
Метод опроса
Следующую группу методов можно назвать методами опроса или методами самоотчета, когда основная информация берется из ответов испытуемых. Основными видами опроса являются анкетирован
Свободное, неуправляемое интервью.
Многие психологи используют такую форму интервью, когда респондент рассказывает о чем угодно, а исследователь не раскрывает тему интервью, задает вопросы и направляет беседу в нужное русло. Основна
Неформальное интервью.
Основная задача для интервьюера - создать атмосферу, когда интервьюер и респондент находятся на равных правах. В своей крайней форме, когда, кроме того, еще не используются определенные вопросы, он
Полностью стандартизированное интервью.
Эта процедура сходна с описанной выше, а вопросы закрыты. Эту процедуру вообще трудно назвать интервью. Он больше похож на анкетный с устным предъявлением вопросов.
Основное достоинство ст
Тестирование
Тест - это стандартизированное испытание, предназначенное для объективной оценки индивидуально- психологических различий. Тесты широко используются в социальной психологии как самос
Проективные методы
Термин проекция (от латинского projectio – выбрасывание вперед) для обозначения данной группы методов был введен Франклом, и, несмотря на неоднократные попытки изменить его, закрепился и стал общеу
Методы шкалирования
Специфическими для социальной психологии являются методы шкалирования и социометрический метод, поэтому достаточно подробно остановимся и на них.
Одной из важных задач в со
Социометрический метод
Специфическим для социальной психологии является метод социометрии, который предназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп. С его помощью можно описать структуру г
Репертуарные решетки
В отдельную группу мы выделяем специфические методы, имеющие собственную специфику. Это репертуарные решетки Kelly, проективные методы и дискурсный анализ.
Очень похож на о
Дискурсный анализ
Прежде всего, необходимо уточнить, так как сами авторы не раз это подчеркивали, что дискурсный анализ это не просто метод, обладающий определенной спецификой, это направление, котор
Сравнительные исследования
Самым последним вопросом является рассмотрение способов организации исследования. Выделяют следующие виды: лонгитюдные исследования, метод продольных срезов и сравнительны
Кросс культурные исследования
Исследования представителей различных культур называются кросс-культурными. Часто психологи, проверяющие закономерности развития на представителях одной культуры, хотят понять являе
Феноменологическое интервью
Особое место среди методов психологического исследования занимает феноменологическое интервью, разработанное и покоящееся на теоретическом фундаменте экзистенциально-феноменологичес
Многочертные-многметодные матрицы
Понимание ограниченности ресурсов отдельно взятых, пусть и высоконадежных, методов побудило D. Campbell D. и Fiske [1959] к разработке скрупулезной процедуры обеспечения конструктно
Sensemaking
Термин Sensemaking дословно переводится как формирование смысла, значения объекта. Исходно данное понятие предполагает наличие активного субъекта, создающего разумные, имеющие смысл
Подход с позиций обоснованной теории
Подход с позиций обоснованной теории формируется в 1960-е годы как следствие развернувшихся дебатов по проблеме количественных и качественных методов. Как специальное понятие термин
Личность как предмет исследования в социологии и психологии.
Проблема личности в социальной психологии имеет свою не простую историю. Обоснование необходимости включения данной категории в предмет социальной психологии сталкивалось на протяже
Специфика социально психологической проблематики личности.
Определяя позицию в отношении роли и рамок рассмотрения личности в структуре социально-психологического знания можно отталкиваться от определения задачи социальной психологии, сформулированной Б.Д.
Природа человеческой самости
Не смотря на довольно широкую представленность категории самости в психологической да и популярной литературе определение содержания данного понятия связано с опр6еделенными труднос
Многообразие теоретических подходов к изучению самости
Категория самости является предметом рассмотрения во многих парадигмальных системах координат, традиций и школ. Во многом это обусловлено тем. что в каждой из них человеческая самос
Понятие социальной идентичности
Традиционно социальная идентичность рассматривается как элемент Я-концепции, порождаемый членством в социальной группе. Обычно он обособляется от личностной идентичности, связываемо
Теоретические подходы к социальной идентичности
Анализ особенностей формирования социальной и личностной идентичности является предметом многих психологических традиций. Впервые она ставится и глубоко разрабатывается в рамках сим
Методика изучения Я-концепции личности
Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех ост
Теоретические модели организации системы Я-концепции
Общую схему возможного описания и построения системы представлений человека о самом себе и окружающем его социальном и физическом мире предоставляет теория когнитивного диссонанса L
Формирование Я-концепции личности.
Сегодня считается достаточно признанной невозможность рассмотрения самости вне ее взаимосвязи с влиянием социального окружения. Более того, существует достаточно много радикальных п
Принципы формирования Я-концепции личности
Формирование Я-концепции является весьма сложным процессом, рассматриваемым с позиций различных теоретических подходов, выдвигающих в качестве базовых те или иные принципы. Любопытн
Возрастная динамика Я-концепции
Вопрос о том, как и когда возникает Я-концепция довольно сложен для рассмотрения и, прежде всего, по причине сложности вычленения из самосознания взрослого человека своеобразия его
Понятие социализации
Одними из важнейших социально-психологических вопросов является, вопрос о том, как человек развивается и как он входит в социальную жизнь? В социальной психологии данная проблематик
Теоретические подходы к проблеме социализации
Иллюстрацией многополярности психологических представлений в области рассмотрения социалазации является ситуация присутствия различных теоретических подходов и направлений. Отсутств
Стадии социализации
В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации:
Механизмы социализации
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации- способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. В широком спектре об
Институты социализации
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания
Феноменология и направления социализации.
В процессе социализации осуществляется вооружение личности инструментами адаптации к социальному миру. Человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентиры социально
Социальное познание личности и особенности его организации
Одной из самых важных плоскостей анализа социальной психологии выступает плоскость социального познания. Как человек познает окружающий его мир? Как он ориентируется в собственной социальной сущнос
Категоризация
В качестве базового процесса социального познания традиционно выделяется категоризация. Процесс категоризации является одним из основных для социального познания, т.к. оно с необходимостью предпола
Прототипы
Наиболее близкой к категории единицей социального познания выступает прототип, представляющий своеобразную абстракцию, усреднение образцов объектов или категорий. Прототипы представляют собой когни
Эвристики
Подобно соотношению категорий и прототипов в качестве парной единицы по отношению к схеме выступает эвристика. Арсенал зафиксированных в опыте схем хоть и велик и многогранен, но, в
Стереотипы
В социально-психологической литературе последних лет часто имеет место отождествление схем со стереотипами (Augoustinos, Walker, 1996), хотя категория стереотипа хронологически появ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
В своей социальной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью поиска, конструирования и объяснения происходящего. Мы стремимся к пониманию собственного мира и мира вокруг нас делая его у
Теории атрибуции
Разработка основ теории атрибуции начинается в 1950-е годы и связана в основном со следующими авторами и их теоретическими конструкциями:
1. Heider (1958) теория наивного п
Наивный анализ действий F. Heider.
Само понятие атрибуции, как и модель наивного ученого были введены F. Heider (1958). Что делают люди, когда они пытаются объяснить события, происходящие в их социальном и физическом
Теория корреспондирующего вывода Jones и Davis.
Теория корреспондирующего вывода Jones и Davis объясняет как люди приходят к выводу о том, что поведение человека соответствует лежащей в его основе диспозиции - например, как мы пр
Ковариационная модель H. Kelley.
По всей видимости наиболее известной теорией атрибуции является ковариационная модель Kelley (1967; 1973). Kelley начинает свой анализ с выяснения вопроса - какая именно информация используется чел
Индивидуальные различия и стиль атрибутирования
Исследование индивидуальных различий в области атрибутирования, а так же типов атрибутирования, совершаемых людьми в процессе оценки наблюдаемого привели к необходимости определения присущих стилев
Атрибутивная теория мотивации и эмоций B. Weiner
Weiner предпринял попытку исследования еще одного измерения теории атрибуции - особенностей атрибутирования достижений (1979; 1985; 1986). Он интересовался причинами и следствиями атрибутирования у
Атрибутивная терапия и педагогический процесс
В практике образовательного процесса наибольшее распространение получила модель рассмотрения атрибутивного процесса, предложенная Weiner (1974). Weiner представил свою модель как атрибутивный анали
Формирование впечатления о личности другого человека
Процесс формирования впечатления в глазах других людей о самом себе является одной из самых привлекательных областей изучения не только для ученых, но и для практики повседневной жи
Управление впечатлением
В процессе межличностного взаимодействия существенная роль принадлежит управлению впечатлением, под которым понимается целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях соз
Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы.
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Плоскость исследо
Понятие социально-психологического воздействия
В структуре общения социально-психологическое воздействие людей друг на друга широко включается в процессы труда, воспитания, пропаганды, психотерапии и другие сферы жизнедеятельно
Структура социально-психологического воздействия
Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стой
Воздействие массовой коммуникации
Исследования особенностей реагирования и противодействия людей воздействию средств массовой коммуникации имеют достаточно длительную историю. Например, исследования эффективности уб
Изменение аттитюдов: теоретические подходы и исследования
Вопрос изменения аттитюдов в течении последних десятилетий оставался предметом неослабеваемого интереса зарубежных и, особенно, американских социальных психологов. Причина подобного внимания заключ
Переменные сообщения
Тип обращения
Рациональный, эмоциональный, моральный
Позитивный негативный (вызывающий страх)
Подкрепление сообщения
Стиль сообщения, юмор и т.п.
Качес
Переменные аудитории
Активная пассивная роль
Насильственное подчинение (поддержка неприемлемого, недостаточная обоснованность, влияние приложенных усилий)
Избирательное предъявление
Действую
Переменные цели поведения
Сопротивление изменениям
Генерализация эффектов за пределами целевой области
Непосредственное отсроченное влияние
Прямое влияние сопротивление контраргументам
Предсказание поведения
Теория обоснованных действий Fishbein и Ajzen. Наиболее часто цитируемой и признаваемой в области прогнозирования поведения является разработанная Fishbein и Ajzen Теория рассудочн
Психологическое прививание.
Воздействие на аудиторию со стороны средств массовой информации отнюдь не обязательно приводит к слепому повиновению реципиента. Более того, в отдельных случаях воздействие вызывает
Межличностное взаимодействие как общение
Место взаимодействия в структуре общения. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодейств
Нормативно-ролевая регуляция социального взаимодействия
Первоначально взаимодействие в рамках социальной психологии анализировалось в контексте социальных норм, устанавливаемых людьми во взаимоотношениях друг с другом для обеспечения некоторой определен
Социальный контекст взаимодействия.
Взаимодействие всегда предполагает определенный социальный контекст. Более того, оно невозможно без этого контекста - в противном случае исчезает сама возможность взаимодействия. Од
Особенности развития проблематики малых групп за рубежом
В дополнение к вышесказанному, сошлемся еще раз на мнение Д. Макгрета и Д. Кравитца, называющих в качестве позитивного факта последних лет значительный рост использования зарубежным
Развитие исследований малой группы в отечественной традиции
О собственно социально-психологических исследованиях по проблематике малой группы в рамках советской психологической традиции можно говорить лишь начиная с 60-х годов. Часто соверша
ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ
Приступая к изложению феноменологии группового процесса, мы постараемся, прежде всего—и это основная задача данной главы — показать, как происходит складывание малой группы; во-перв
Детерминанты возникновения малой группы
Итак, какие же факторы лежат в основе возникновения малой социальной группы? Вопрос этот на первый взгляд может показаться излишним. Ведь если исходить из уже излагавшегося выше (см
Этапность развития малой группы
Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь. Каким окажется ее течение, как и посредством чего, будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности, какова его этапность
Механизмы групповой динамики
Построением некоторой картины группообразования анализ рассматриваемой нами проблемы, однако, не исчерпывается. Отвечая на вопрос, как происходит развитие малой группы, мы, следуя е
Структурные характеристики малой группы
Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что понятие «структура» теснейшим образом сопряжено с понятием «система». Как з
Нормативное поведение в малой группе
Другая выделяемая нами существенная характеристика жизни сложившейся малой группы – функционирование в ней процессов нормативного поведения, т.е. поведения, связанного с реализацией
Групповая сплоченность
Хотя сплоченность малой группы неоднократно являлась предметом довольно пристального внимания со стороны отечественных (Андреева Г.М.. 1997; Донцов А.И., 1984; Кричевский Р.Л., Дубо
ПРОЦЕСС ГРУППОВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Однако анализ сложившейся малой группы не исчерпывается изложенными выше характеристиками. Оформление групповой структуры, развитие процессов социального влияния, репрезентированных
Личность в групповом процессе
Мысль о необходимости обращения к анализу личностной компоненты групповой динамики вряд ли нуждается в особом пояснении. В конце концов именно отдельные, по-своему уникальные личнос
Межличностные отношения в групповом процессе
Выше мы рассматривали влияние личности на феномены группового процесса. Но прежде чем такое влияние будет реально иметь место, личность должна вступить в какие-то вполне конкретные
Процесс принятия группового решения
В согласии с анализом, проведенным в 1.3, групповое решение является одним из системных признаков малой группы, своеобразным атрибутом последний как «совокупного субъекта». И аналог
Феномены управления групповым процессом
До сих пор предметом нашего рассмотрения главным образом являлась феноменология группового процесса. Однако успешное развертывание последнего требует немалых усилий по его организац
Лидерство в малой группе
Будучи психологическим по своей природе феноменом, т. е. возникая в системе неофициальных, неформальных отношений, лидерство вместе с тем выступает и как средство организации отноше
Руководство малой группой
Если вопрос об организационно-управленческом компоненте лидерства нуждается все-таки в некотором специальном обсуждении, то применительно к руководству подобного рода работа являетс
Причины межличностных конфликтов
Производственно-организационные причины:
- стиль руководства (неадекватный);
- непродуманная организация труда;
- конфликт ролей (недовольство руководител
Типы конфликтов.
Конфликт целей - когда преследуемые индивидом цели противоречат целям других людей.
Когнитивный конфликт - когда взгляды и оценки одних противоречат взглядам и оценкам друг
Эффекты конфликта
НЕГАТИВНЫЕ:
- отвлечение от решения производственных задач;
- разрушение морально-психологического климата;
- поляризация членов коллектив
Протекание конфликта.
Стадии протекания конфликта:
1. Скрытый конфликт. Личности имеют различные установки или отношения, что является потенциальным источником конфликта.
85. Начало кон
Стратегии конфликтного поведения.
Рациональное убеждение - использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента.
Давление - требование, приказы, угрозы.
Апелляция к в
Посредничество в разрешении конфликта
Rubin, Brown, 1975
1. Фокусирование внимания конфликтующих сторон на объективных проблемах, определяющих разногласия и отделение их личных ощущений.
89. Прояснение
Массовые информационные процессы
Социальная жизнь людей, их совместная деятельность, как мы видели из предыдущего изложения, невозможны без общения, в ходе которого происходит обмен информацией, содержащей знания
Массовая коммуникация как социальный феномен.
Способы общения, передачи социальной информации различны. Содружество науки и техники привело к появлению принципиально нового способа общения, представляющего собой односторонн
Функции массовой коммуникации.
Социальные функции массовой коммуникации можно сгруппировать следующим образом: во-первых, распространение знаний о действительности: во-вторых, социальное регулирование и управлен
Условия эффективности массовой коммуникации
Социально-психологическое рассмотрение вопроса о том, как повысить эффективность массовой коммуникации, неизбежно приводит к выводу о необходимости выявления социально-психологическ
Признаки массовых информационных процессов.
Соответственно в массовых информации процессах следует различать признаки внешние, связанные с преодолением препятствий физического характера, и признаки внутренние, специфические
Психологические эффекты массовых информационных процессов.
Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовлетворения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распространения сообщений, воспр
Слухи как форма стихийной передачи информации.
Когда люди сталкиваются с чем-либо непонятным, но, по их представлениям, важным, они всегда стараются найти информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение. Этим объясн
Типология слухов.
Можно ли вообще разобраться в стихии, которую представляют собой слухи, и есть ли какие-либо критерии, помогающие классифицировать и отграничивать в чем-то сходные и в чем-то разли
Возникновение и прекращение слухов.
К числу важнейших факторов, влияющих на возникновение и распространение слухов, обычно относят объем информации, доставляемой группам через официальные каналы, а также эмоциональ
Исходные понятия
Социальная жизнь человека отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повс
Субъективные признаки внеколлективного поведения.
Субъектом массовых форм внеколлективного поведения при возникновении соответствующих условий может выступить любая достаточно многочисленная группа людей, выделяющая себя по како
Разновидности толпы
В литературе разработано несколько классификаций этого явления, помогающих найти как общее, так и отдельное в наиболее характерных случаях. Одна из наиболее разработанных классификаций предложена
Динамика поведения толпы
Динамика поведения толпы имеет ряд особенностей хорошо описанных Ю.А. Шерковиным (1975). Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и пробуж
Управление поведением толпы
Как уже было показано в теоретическом анализе подходов и механизмов формирования и действий толпы в ее поведении присутствуют некоторые возможности контроля. Для того чтобы предотв
Паническое поведение и его особенности
Одним из видов поведения толпы является паника — эмоциональное состояние. возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либ
Возникновение и прекращение паники.
В наиболее типичных случаях паника развивается как следствие шокирующего стимула. Будучи воспринят, этот стимул прерывает предшествовавшее поведение и, как это часто бывает, приоста
Новости и инфо для студентов