рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные факторы интеллектуального развития

Социальные факторы интеллектуального развития - раздел Психология, Социология: Психология и социология личности Человеческое Существо С Самого Своего Рождения Погружено В Социальную Среду, ...

Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая среда, общество не просто воздействует на индивида, но непрестанно трансформирует самую его структуру, ибо оно не только принуждает его к принятию фактов, но и представляет ему вполне установившиеся системы знаков, изменяющие мышление индивида, предлагает ему новые ценности и возлагает на него бес­конечный ряд обязанностей. Это позволяет сделать очевидный вывод, что социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимо­действий субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы).

Конечно, общество в социологии необходимо рассматривать как нечто целое, хотя это целое, весьма отличное от суммы инди­видов, есть не что иное, как совокупность отношений или взаимо­действий между индивидами. Каждое такое отношение между ин­дивидами (включающее минимум двоих) существенно видоизменя­ет его участников и, таким образом, формирует некоторую целост­ность, при этом целостность, охватывающая все общество, явля­ется скорее системой отношений, чем субстратом, сущностью или причиной. Надо иметь в виду, что эти отношения крайне многочис­ленны и сложны, реально они образуют непрерывную канву исто­рии как через посредство воздействия одних поколений на другие, так и благодаря синхронной системе равновесия в каждый момент истории. Это позволяет говорить об обществе как связном целом на языке статистики... При этом важно лишь помнить о статистической природе выражений социологического языка: если забыть об этом, то слова могут приобрести совершенно фантастический смысл. В социологии мышления может даже возникнуть вопрос, не лучше ли заменить обычный глобальный язык ссылкой на типы действующих отношений (остающиеся, разумеется, статистически­ми)?

Но когда речь идет о психологии, т. е. когда основной единицей анализа становится уже не совокупность (или совокупности) отно­шений как таковых, а индивид, измененный социальными отноше­ниями, тогда слишком общие статистические термины оказываются явно недостаточными. Выражение «воздействие социальной жиз­ни» столь же расплывчато, как и понятие «воздействие физической среды», если отказаться от его детализации. Разумеется, от самого рождения вплоть до зрелого возраста человеческое существо яв­ляется объектом социальных давлений, но давления эти осущест­вляются в соответствии с определенным порядком развития, и ти­пы их весьма разнообразны. Подобно тому как физическая среда не внедряется в эволюционирующий интеллект сразу и вся цели­ком, а постепенно в соответствии с опытом появляются отдельные приобретения ... точно так же и социальная среда дает место для взаимодействий между развивающимся индивидом и его окруже­нием, взаимодействий, весьма различающихся и вместе с тем со­храняющих закономерную преемственную связь друг с другом. Именно эти типы взаимодействий и законы их преемственности психолог должен установить с особенной тщательностью, иначе он рискует упростить свою задачу настолько, что сведет ее к чистой социологии. Но как только мы признаем значительность факта ви­доизменения структуры индивида в результате этих взаимодейст­вий, тотчас исчезают какие бы то ни было основания для конфлик­та между социологией и психологией: обе эти дисциплины выигры­вают, если они выходят за рамки одного лишь глобального анализа и встают на путь анализа указанных отношений.

Социализация индивидуального интеллекта. В зависимости от уровня развития индивида природа его взаимодействия с соци­альной средой может быть весьма различной и, в свою очередь, может, соответственно, по-разному видоизменять индивидуальную психическую структуру.

Уже в сенсомоторный период младенец является объектом многочисленных социальных воздействий- ему доставляют макси­мальные удовольствия, доступные его небольшому опыту - от кормления до проявлений определенных чувств (его окружают заботой, ему улыбаются, его развлекают, успокаивают); ему внушают также навыки и регулятивы, связанные с сигналами и словами, взрослые запрещают ему определенные виды поведения и ворчат на него. Короче говоря, если смотреть со стороны, грудной младе­нец находится в центре множества отношений, предвещающих знаки, ценности и правила последующей социальной жизни. Но с точки зрения самого субъекта социальная среда по существу еще нe отделяется от среды физической... Знаки, употребляемые по отношению к ребенку в этом возрасте, являются для него лишь указателями или сигналами. Правила, которые ему предписывают, еще не составляют осознанных обязанностей и смешиваются с закономерностями, свойственными навыкам. Что касается лиц, то они выступают для него как определенные картины, аналогичные всем тем картинам, которые образуют реальность, только особенно активные, неожиданные и являющиеся источником более интен­сивных чувств. Младенец старается воздействовать на них так же, как на вещи, различными криками и эффективными жестами, за­ставляя их продолжать заинтересовавшие его действия; но в этой ситуации еще нет никакого мыслительного взаимодействия, потому что для ребенка на этом уровне не существует мысли, а следова­тельно, и никакого сколько-нибудь глубокого изменения интеллек­туальных структур, вызываемого воздействием окружающей соци­альной жизни.

Только на базе овладения языком; т.e. c наступлением симво­лического и интуитивного периодов, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышление ин­дивида. Но в этой проблеме следует различать три разные сторо­ны.

Во-первых, надо иметь в виду, что система коллективных зна­ков сама по себе не порождает символической функции, а лишь естественно развивает ее в таком объеме, который для отдельно взятого индивида мог бы представляться излишним. С другой сто­роны, знак как таковой, чисто условный («произвольный») и полно­стью сконструированный, не является достаточным средством вы­ражения мышления маленького ребенка: он не довольствуется тем, чтобы говорить, - ему нужно играть в то, что он думает, выражать свои мысли символически, при помощи жестов или объектов, пред­ставлять вещи посредством подражания, рисования и конструиро­вания. Короче говоря, с точки зрения собственно выражения мысли ребенок вначале остается в промежуточном положении между применением коллективного знака и индивидуального символа. Впрочем, наличие и того и другого необходимо всегда, но у малышей индивидуальный символ развит значительно больше, чем у взрослых.

Во-вторых, язык передает индивиду вполне готовую - сформи­ровавшуюся систему понятий, классификаций, отношений - иными словами, неисчерпаемый потенциал идей, которые заново строят ся каждым индивидом по модели, выработанной в течение многих веков предыдущими поколениями. Но само собой разумеется, что в этом наборе ребенок заимствует только то, что ему подходит, гор­до проходя мимо того, что превышает его уровень мышления. И то что он заимствует, ассимилируется им в соответствии со сложив­шейся у него в данное время интеллектуальной структурой: слово, предназначенное для выражения общего понятия, сначала порож­дает лишь полуиндивидуальное-полусоциализированное предпонятие (так, например, слово «птица» вызывает в представлении домашнюю канарейку и т. д.).

Наконец, в-третьих, остаются сами отношения, в которые ин­дивид вступает со своим окружением; это «синхронные» отноше­ния, противоположные тем «диахронным» процессам, со стороны которых ребенок испытывает влияние, овладевая языком и связан­ными с ним способами мышления. Эти синхронные отношения с самого начала занимают ведущее место: разговаривая со своими близкими, ребенок каждое мгновение наблюдает, как подтвержда­ются или опровергаются его мысли, и он постепенно открывает огромный мир внешних по отношению к нему мыслей, которые да­ют ему новые сведения или различным образом производят на не­го впечатление. Таким образом, с точки зрения интеллекта (а толь­ко о нем одном здесь и идет речь) субъект идет по пути все более интенсивного обмена интеллектуальными ценностями и подчиня­ется все большему и большему количеству обязательных истин (под которыми понимаются вполне оформленные мысли или нор­мы рассуждения в собственном смысле)...

Как бы ни был зависим маленький ребенок от окружающих ин­теллектуальных влияний, он ассимилирует их по своему: все эти явления он сводит к своей собственной точке зрения и тем самым, сам того не замечая, деформирует их; своя собственная точка зре­ния еще не отчленилась для него от точки зрения других, поскольку у него нет координации или «группировки» самих точек зрения, Поэтому, из-за отсутствия сознания своей субъективности, он эгоцентричен как в социальном, так и в физическом плане. Например, ре­бенок может показать свою правую руку, но, глядя на стоящего против него партнера, будет путать отношения, не умея встать на другую точку зрения как в социальном, так и в геометрическом смысле; аналогичную ситуацию (когда ребенок сначала приписы­вает другим свой собственный взгляд на вещи) мы фиксировали при анализе выработки понимания перспективы; при оперировании понятием времени случается даже и так, что маленький ребенок, признавая себя намного младше отца, тем не менее полагает, что отец родился после него; в основе такого вывода лежит неумение вспомнить, что он делал до этого...

Но поскольку начальный эгоцентризм вытекает из простой не­дифференцированности между ego и alter, как раз в этот период субъект особенно подвержен любому влиянию и любому принуж­дению со стороны окружения; он приспосабливается к такому влиянию и принуждению без всякой критики из за отсутствия своей собственной точки зрения (в подлинном смысле слова); так, ма­ленькие дети часто не сознают, что они подражают, считая, что инициатива в создании образца принадлежит им, и, наоборот, не­редко они приписывают другим свойственные им мысли. Именно поэтому в развитии ребенка апогей эгоцентризма совпадает с апо­геем силы влияния примеров и мнений окружающих...

Однако надо оговориться, что сами по себе одни эти усло­вия... недостаточны для того, чтобы принуждение со стороны окру­жения могло породить в уме ребенка логику, даже если истины, внушаемые посредством этого принуждения, рациональны по сво­ему содержанию; ведь умение повторять правильные мысли, даже если субъект при этом думает, что они исходят от него самого, еще не ведет к умению правильно рассуждать...

Иными словами, на дооперациональных уровнях, охватываю­щих период от появления языка приблизительно до 7-8 лет, струк­туры, свойственные формирующемуся мышлению, исключают воз­можность образования социальных отношений кооперации, кото­рые одни только и могут привести к построению логики.

Ребенок, колеблющийся между деформирующим эгоцентриз­мом и пассивным принятием интеллектуальных принуждений, не может еще выступать как объект социализации, способной глубоко изменить механизм его интеллекта.

И напротив, на уровне построения «группировок» операций (сначала конкретных, затем - что особенно важно - формальных) вопрос о роли социального обмена и индивидуальных структур в развитии мышления ставится со всей остротой. Действительно, формирование подлинной логики, происходящее в течение этих двух периодов, сопровождается двумя видами специфически социальных явлений, относительно которых мы должны точно установить, вытекают ли они из появления группировок или же, наоборот, являются их причиной.

С одной стороны, по мере того как интуиции сочленяются и в конечном итоге группируются в операции, ребенок становится все более и более способен к кооперации - социальному отношению, отличающемуся от принуждения тем, что оно предполагает нали­чие реципрокности между индивидами, умеющими различать точки зрения друг друга. В плане интеллекта кооперация является, сле­довательно, объективно ведущейся дискуссией (из нее и на основе ее возникает позднее та интериоризованная дискуссия, какую представляет собой размышление или рефлексия), сотрудничест­вом в работе, обменом мыслями, взаимным контролем (источником потребности в проверке и доказательстве) и т. д. С этой точки зре­ния становится ясным, что кооперация находится в исходной точке ряда поведений, имеющих важное значение для построения и раз­вития логики.

С другой стороны, сама логика не является (с психологической точки зрения, которой мы в данном случае придерживаемся) только системой независимых операций: она воплощается в совокупности состояний сознания, интеллектуальных чувств и поведений с таки­ми характеристиками, социальную природу которых трудно оспари­вать, независимо от того, первична она или производна. Если рас­сматривать логику под этим углом зрения, то очевидно, что ее Со­держание составляют общие правила или нормы: она является моралью мысли, внушенной и санкционированной другими. В этом смысле, например, требование не впадать в противоречия есть не просто условная необходимость («гипотетический императив»), предписывающая подчинение правилам операционального функ­ционирования, но также и моральный императив («категорический»), поскольку это требование выступает как норма интеллектуального обмена и кооперации И действительно, ребе­нок стремится избежать противоречий прежде всего из чувства обязанности перед другими.

Точно так же объективность, потребность в проверке, необхо­димость сохранять смысл слов и высказываний и т. д. - все это в равной мере и условия операционального мышления, и социаль­ные обязанности.

В этом пункте неизбежно встает вопрос является ли «группировка» причиной или следствием кооперации? «Группировка» - это координация операций, т е. действий, доступных индивиду. Кооперация - это координация точек зрения или, соответственно, действий, исходящих от различных индивидов. Таким образом, родство «группировки» и координации очевидно, но важно выяснить, операциональное ли развитие, внутренне прису­щее индивиду, делает его способным вступать в кооперацию с дру­гими индивидами или же, напротив, извне данная и затем интерио­ризованная индивидом кооперация заставляет его группировать свои действия в операциональные системы.

Операциональные «группировки» и кооперация. На вопрос о соотношении «группировки» и кооперации, несомненно, следует давать два различных, но взаимодополняющих ответа. С одной стороны, без интеллектуального обмена и кооперации с другими людьми индивид не сумел бы выработать способность группиро­вать операции в связное целое, и в этом смысле операциональная «группировка» предполагает, следовательно, в качестве своего условия социальную жизнь. Но, с другой стороны, сами процессы интеллектуального обмена подчиняются закону равновесия, пред­ставляющему собой, по сути дела, не что иное, как операциональ­ную «группировку», ибо кооперация, помимо всего прочего, означа­ет также и координацию операций.

Поэтому «группировка» выступает как форма равновесия не только индивидуальных, но и межиндивидуальных действий, и с этой точки зрения она является автономным фактором, кореня­щимся в недрах социальной жизни.

В самом деле, очень трудно понять, каким образом смог бы индивид без интеллектуального обмена точно сгруппировать опе­рации и, следовательно, трансформировать свои интуитивные представления в транзитивные, обратимые, идентичные и ассо­циативные операции. «Группировка» состоит, по существу, в том, что восприятия и спонтанные интуитивные представления индиви­да освобождаются от эгоцентрической точки зрения и создается система таких отношений, при которых оказывается возможным переход от одного члена или отношения к другому, независимо от той или иной определенной точки зрения Следовательно, группи­ровка по самой своей природе есть координация точек зрения, что фактически означает координацию наблюдателей, т. е. координа­цию многих индивидов.

...признав, что логически правильно построенная мысль обяза­тельно является социальной, нельзя упускать из виду и того, что законы «группировки» образуют общие формы равновесия, в рав­ной мере выражающие равновесие как межиндивидуальных обменов, так и операций, которые способен осуществлять всякий со­циализированный индивид, когда он начинает строить рассуждение во внутреннем плане, опираясь при этом на глубоко личные и наи­более новые из своих мыслей. Следовательно, утверждение, что индивид овладевает логикой только благодаря кооперации, сво­дится просто к принятию тезиса, что сложившееся у него равнове­сие операций основывается на его бесконечной способности к взаимодействию с другими индивидами, т. е. на полной реципрокности...

Более того, можно сказать, что и интеллектуальный обмен ме­жду индивидами представляет собой, по сути дела, систему приве­дений в соответствие, т. е. совершенно точно определенные груп­пировки...

Интеллектуальный обмен между индивидами можно сравнить с огромной по своим размерам и непрерывной партией в шахматы, где каждое действие, совершенное в одном пункте, влечет за собой серию эквивалентных или дополнительных действий со стороны партнеров; законы группировки - это не что иное, как различные правила, обеспечивающие реципрокность игроков и согласован­ность (coherence) их игры,

Точнее, следовало бы сказать, что каждая группировка, будучи внутренней для индивида, есть система операций, а кооперация образует систему операций, осуществляемых сообща, т. е. систему операций в собственном смысле слова.

Однако отсюда еще не следует, что законы группировки опре­деляют одновременно как законы кооперации, так и законы инди­видуальной мысли. Они составляют, как мы уже говорили, всего лишь законы равновесия и выражают просто ту частную форму равновесия, которая реализуется при двух условиях: во-первых, когда общество уже не деформирует индивида своим принуждени­ем, а воодушевляет и поддерживает свободное функционирование его психической деятельности; во-вторых, когда такое свободное функционирование мысли каждого индивида, в свою очередь, уже не деформирует ни мысли других индивидов, ни вещи, а базирует­ся на реципрокности между различными деятельностями. В соот­ветствии с этим определением, такая форма равновесия не может рассматриваться ни как результат одной лишь индивидуальной мыслительной деятельности, ни как исключительно социальный продукт: внутренняя операциональная деятельность и внешняя кооперация являются, в самом точном смысле слова, двумя до­полняющими аспектами одного и того же целого, ибо равновесие одного зависит от равновесия другого. Более того, поскольку в ре­альной действительности равновесие никогда не достигается пол­ностью, мы вынуждены рассматривать определенную идеальную форму, которую бы оно приняло, если бы было реализовано, и именно это идеальное равновесие аксиоматически описывает ло­гика. Логик оперирует, таким образом, в области идеального (в про­тивоположность реальному) и имеет на это право, потому что рав­новесие, которое он изучает, никогда не может быть полностью реализовано; напротив, новые эффективные построения делают его достижение все более и более отдаленным. Что же касается социологов и психологов, то когда они исследуют, каким образом фактически осуществляется это уравновешивание, им не остается ничего другого, как прибегать к помощи друг друга.

Пиаже Жан. Избранные психологические труды:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Психология и социология личности

ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ... Магнитогорск Часть Психология и социология личности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные факторы интеллектуального развития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предтеча функциональной психологии.
Согласно одному из недавних исследований по истории психо­логии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психо

ЛИЧНОСТЬ
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то ж время более или менее осознаю самого себя, свое личное существова­ние. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание

А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность ... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он мо­жет назвать своим: не только его физические и душевные качес

Физическая личность
В каждом из нас телесная организация представляет сущест­венный компонент нашей физической личности! а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организац

Социальная личность
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но им

Духовная личность
Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпириче­ской, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединен

Самооценка
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство со­бой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий,

Иерархия личностей
Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно пред­ставить в форме ие

Инстинкты
Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии... Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлекс

Сознательные и бессознательные аспекты личности
В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессозна­тельной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в обще

Тревога
Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, нев­ротической и моральной. Объективная тревога возникает под воз­действием реа

I. Сознание и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа ... психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рас­сматривать сознание

II. Я и ОНО
После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до , сих пор служил толь

Аналитическая психология
  Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной

Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, со­стоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого л

Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательно­го, получившие названиеархетипов, являются внутренними де­терминантами психической жизни человека. Они направляют дей­ствия

Психологические типы
Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собствен­но, ориентироваться

Структура души
.Мы должны некоторым образом различать три ступени души: 1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу т

Душа и земля
Душа представляет собой гораздо более обширную и непонят­ную область опыта, чем строго ограниченный световой конус соз­нания.К душе относится также и бессознательное. В пр

Аналитическая психология и мировоззрение
...аналитическая психология является реакцией на преувели­ченную рационализацию сознания, которое в стремлении созда­вать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пере­саживается в рацион

Коллективное бессознательное
...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподо­бие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в о

Природа гуманистической психологии
Гуманистическая психология отвергала представление о чело­веке как о существе, чье поведение строится лишь на основе де­терминизма и полностью определяется стимулами внешней сре­ды... Она

Самоактуализация
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию лич

ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
Хорошие люди и статистика «лучших» •Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей чело­веческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоро­вые, самые лучшие

Проблема больших проблем
Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без

Пути к самоактуализации
Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации. Во

При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются ценности бытия?
Выбор в полном смысле свободный, совершенный в соответ­ствии с внутренними, сущностными потребностями человека, воз­можен только в том случае, если человек вырвется из-под гнета социального давлени

Природа когнитивной психологии
Когнитивная психология... Во-первых, ... обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. C ее точки зрения важной ока­зывается вся с

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ
...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобн

Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непро­извольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный

Интеллект и биологическая адаптация
Всякое психологическое объяснение рано или поздно завер­шается тем, что опирается на биологию или логику (или на социо­логию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернат

Психосоциальные стадии развития
Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протя­жении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск соб­ственной идентично

Кризис идентичности
Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного

Младенчество: развитие узнавания
Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности яв­ляетсячувство базисного доверия - формирующаяся на основа­нии опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру

Раннее детство: воля быть собой
.. Основное значение этой второй стадии раннего детства - в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализа­ции; в становлении способности-- и вдвойне переживаемой неспо­собности - коо

Детство: антиципация ролей
...Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого уста­навливает

Школьный возраст: идентификация с задачей
Именно в конце периода развитого воображения ребенок про­являет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисцип­лину и выполняет определенные требования взрослых. Его пере­полняет желание конст

Отрочество
С прогрессом технологии связано расширение временных ра­мок подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подрост­ковая стадия становит

За идентичностью
Первая из этих форм - кризисинтимности. Только если фор­мирование идентичности идет нормально, истинная интимность -которая действительно есть контрапункт, равно как и слияние иден

СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ
С самого начала следует заметить, что под словом «самость» (self) в данном контексте подразумевается попросту то, что в обы­денном языке обозначается местоимениями первого лица единст­венного числа

Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма
Подлинным основоположником теоретической системы симво­лического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)... Центральное понятие социально-психологической и социоло­гической тео

Социологический смысл аномии и анемического поведения
...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и воз­можность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень

Образцы культурных целей и институциональных норм
Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитиче­ски, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из опре

II. Инновация.
Эта форма приспособления вызывается значительным куль­турным акцентированием цели - успеха и заключается в использо­вании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эф­фективными средств дост

III. Ритуализм
Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти

V. Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окру­жающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предпола­гает отчуждение от

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. i № 2. - С. 118-121; 1992. № 3. - Су104-111; 1992. № 4. - С. 91-94.
иногда говорят, централизации относятся все те составные эле­менты группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-терр

Виды групп
Малые группы - это группы немногочисленные, насчитываю­щие самое большее несколько десятков членов. Они обычно свя­заны дружескими отношениями, в них преобладают непосредст­венные личные контакты,

О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП
Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие пред­ставители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что пр

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ
  Под первичными группами я подразумеваюгруппы, харак­теризующиеся тесными, непосредственными связями (assöciations) и сотрудничеством. Они перв

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН
...Взаимодействие между людьми представляет собой обмен ценностями - как материальными, так и нематериальными. Это одна из самых старых теорий социального поведения, которую мы все еще используем п

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ
...Если принять во внимание, что социальная психология зани­мается исследованием взаимодействия, то должно быть выделено особе место для тех видов взаимодействия, которые предполагают наличие общеп

СЕМЬЯ И1РОДСТВО
Несмотря на всю изобретательность человека и на огромное разнообразие политических и экономических организаций, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложнейшим социальным строем, практически

ФОРМЫ УРБАНИЗАЦИИ
В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего суще­ствования на Земле человек обходился без городов. За последние десять тысяч лет он с лихвой наверстал это упущение. С тех пор как где-то м

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархиче­ском ранге. Она находит выражение в существовании- высших и низших с

Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочис­ленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессио­нальная стратификация. Как

Социальная стратификация как постоянная характеристика любой организованной социальной группы
Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены б

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход ин­дивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интен­сивность и всеобщность вертикальной мобильности. Подинтен­сивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количе

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демокра­тических обществ - большая интенсивность вертикальной мобиль­ности по сравнению с недемократическими'обществами. В демо­кратических структур

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
...Что касается исторических типов стратификации, то необхо­димо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определе­ние надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали синсти­тута ра

Функциональная необходимость стратификации
Функциональная необходимость объяснения универсального существования стратификации - это требование разместить и мо­тивировать индивидов в социальной структуре, с чем сталкивается любое общество. Я

Две детерминаты позиционного ранга
Допуская общую функцию, содействующую неравенству, мы можем установить два фактора, которые определяют относитель­ный ранг той или иной позиции. В целом те позиции являются наи­более вознаграждаемы

Главные социетальные функции и стратификация
Религия. Причина, почему религия необходима, обнаружива­ется в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя посл

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Есть один хороший способ составить представление о структу­ре социальной стратификации западного общества - это рассмот­ретьее динамические процессы и типы ее перемен. Поэтому, кра

P.B. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразныйсоциальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги