рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ - раздел Психология, Социология: Психология и социология личности С Самого Начала Следует Заметить, Что Под Словом «Самость» (Self) В Данном Ко...

С самого начала следует заметить, что под словом «самость» (self) в данном контексте подразумевается попросту то, что в обы­денном языке обозначается местоимениями первого лица единст­венного числа «я», «меня» (I, me), «мое» (my), «я сам» (myself)..

Здесь обсуждается то, что психологи называют эмпирической самостью, т.е., самость, которую можно воспринять и удостоверить с помощью обычного наблюдения Я определяю ее словом «социальная» не потому, что подразумеваю существование само­сти, которая не является социальной,- я думаю, что «я» обыденно­го языка всегда более или менее отчетливо соотносится с другими людьми, как и сам говорящий. Я называю ее социальной потому, что хочу подчеркнуть этот ее социальный аспект и подробно на нем

остановиться.

Отличительной чертой идеи, именами которой являются ме­стоимения первого лица, выступает, очевидно, некий характерным тип чувства, которое можно назвать «чувством моего (my-feeling)» или «чувством присвоения (sence of appropriation) ». Почти все ви­ды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому на­званы «я» или «мое», но это чувство и, казалось бы, только оно является определяющим фактором в данном вопросе. Как говорит профессор Джемс в своем замечательном анализе самости, слова «я» (те), и «самость» означают «все вещи, которые способны про-изводить в потоке сознания возбуждение некого особого рода»...

Чувство, или ощущение, самости . глубоко укоренено в исто­рии человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой сис­темы жизни вообще, которая схожа с нашей. По-видимому, оно присутствует в смутной, хотя и действенной, форме с момента ро­ждения каждого индивида и, как и другие инстинктивные идеи или зачатки идей, должно определяться и развиваться опытом .

Социальная самость - это просто какая-то идея или система идей, извлеченная из коммуникационной жизни и взлелеянная ра­зумом как своя собственная. Главным образом самоощущение располагаетсявнутри общей жизни, а не вне ее; то особое стрем­ление или тенденция, эмоциональным аспектом которого оно яв­ляется, находится в основном в мире личностных сил, .отваженуом в сознании миром личностных впечатлений. •

Будучи связанной с мыслью о других людях, идея самости все­гда есть сознание человеком особого дифференцированноп^ас-пекта своей собственной жизни, потому что'это тот аспект, который должен поддерживаться целенаправленностью и стремлением; и его более агрессивные формы имеют тенденцию присоединяться ко всему тому, что человек находит одновременно благоприятст­вующим его собственным намерениям и расходящимся с намере­ниями других людей, с которыми он находится в состоянии мен­тального контакта...

То, что «я» обыденного языка имеет значение, содержащее в себе определенного рода отношение к другим людям, предполага­ется в самом том факте, что это слово и те идеи, которые оно представляет, суть феномены языка и коммуникационной жизни. • Сомнительно, что вообще можно пользоваться языком, не думая при этом более или менее отчетливо о ком-либо еще, и, несомнен­но, те вещи, которым мы дадим имена и которые занимают боль­шее .место в рефлексирующем мышлении, почти всегда запечатле­ваются в нашем сознании в результате общения с другими людьми. Там, где нет коммуникации, не может быть никакой его уомен.кла-туры и никакого развитого мышления. То, что мы называем «я» (те), «мое», или «я сам», является в таком случае какой-то обо­собленной от общей жизни, но наиболее интересной ее частью, интерес к которой вырастает из самого того факта, что' она являет­ся одновременно и общей и индивидуальной. Иначе говоря, нас она занимает как раз потому, что именно эта сторона сознания жи­вет и борется в общественной жизни, пытаясь запечатлеть себя в сознании других людей. «Я» - это воинственное социальное стремление, старающееся удержать и расширить свое место в об­щем потоке стремлений. Настолько, насколько оно может, оно воз­растает, как и вся жизнь. Мыслить его отдельно от общества - яв­ная нелепость... , ,

Так, если мы думаем о каком-нибудь укромном уголке леса как о «своем», это происходит потому, что мы также думаем, что дру­гие туда не заходят. Что касается тела, я сомневаюсь, имеем ли

мы какое-либо чувство собственности (my-feeling) в отношении лю­бой его части, которое не полагалось бы, пусть даже очень смутно, имеющим какое-то действительное или возможное отношение к кому-то еще...

«Я» ... - это не все сознание целиком, но какая-то особенно сосредоточенная, энергичная и сплоченная его часть, обособлен­ная от остального, но постепенно сливающаяся с ним и все же об­ладающая некоторой фактической вычлененностью, так что чело­век в общем достаточно ясно показывает в своем языке и поведе­нии, что есть его «я» в отличие от тех мыслей, которые он не при­сваивает...

Отношение к другим людям, предполагающееся в чувстве са­мости, может быть отчетливым и детально определенным, как, на­пример, когда какой-нибудь мальчик испытывает стыд, застигнутый матерью за занятием, которое та запретила, либо оно может быть смутным и расплывчатым, как, например, когда человек испытыва­ет стыд, совершив нечто такое, что одна только его совесть, выра­жающая чувство социальной ответственности, может обнаружить и осудить, но оно всегда присутствует. Нет никакого чувства самости в гордости или стыде помимо его коррелята - чувства тебя, его, их...

* * *

Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуем­ся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует.

Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основ-' ных элемента: образ нашего облика в представлении другого чело­века, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощуще­ние, например гордость или унижение. Сравнение с зеркалом едва ли предполагает второй элемент - воображаемое суждение,- кото­рый является весьма существенным. К гордости или стыду нас тол-' кает не просто наше механическое отражение, но некое вымыш­ленное мнение, воображаемое воздействие этого отражения на сознание другого человека. Это явствует из того факта, что харак­тер и влияние этого другого, в чьем сознании мы видим себя, су­щественным образом определяют различия нашего самоощуще­ния. Мы стыдимся показаться уклончивыми в присутствии прямо­душного человека, трусливыми - в присутствии храброго, грубыми

- в глазах человека с утонченными манерами и т. д. Мы всегда во­ображаем и, воображая, разделяем суждения другого сознания. Перед одним человек станет хвалиться таким своим поступком -скажем, ловкой торговой сделкой, - о котором ему будет стыдно рассказать другому.

. .ребенок не вырабатывает первоначально идею «я» и, «ты» в какой-то абстрактной форме. Местоимение первого лица есть в конечном счете знак какой-то конкретной вещи, но эта вещь явля­ется прежде всего не телом ребенка или его мышечными ощуще­ниями как таковыми, но феноменом s агрессивного присвоения, осу­ществляемого им самим, наблюдаемого у других, возбуждаемого и истолковываемого наследственным инстинктом.

...первоначально ребенок связывает «я» (I, me) только с теми идеями, по отношению к которым пробуждается и определяется чувство присвоения. Он присваивает свой нос, глаз или ноги почти точно так же, как и игрушку - в противоположность другим носам, глазам и ногам, которыми он не может распоряжаться. Маленьких детей нередко дразнят, грозя отнять один из этих органов, и они ведут себя именно так, как если бы это находящееся под угрозой «мое» действительно было каким-то отделимым объектом, подоб­но всем известным им объектам. И -как я предположил, даже во взрослой жизни «я» (I, me) и «мое» применяются в строгом смысле только к тем вещам, которые выделены среди прочих как свойст-венные лишь нам одним, через определенное противопоставление. Они всегда подразумевают социальную жизнь и отношение к дру­гим людям. То, что наиболее отчетливо представляется моим, яв­ляется очень личным (private), это верно, но это та часть личного, которую я храню в противовес остальному миру, не отдельная, но особая часть. Агрессивная самость есть, по сути; некая воинствен­ная сторона сознания, очевидной функцией которой является сти­мулирование специфических деятельностей, и хотя эта воинствен­ность может и не проявляться в явной, внешней форме, она всегда присутствует в качестве некой психической установки.

Процесс, в ходе которого у детей развивается самоощущение зеркального типа, можно проследить без особых затруднений. Изу­чая движения других столь пристально, как они'это делают, они вскоре замечают связь между своими собственными действиями и изменениями этих движений, т.е. они замечают свое влияние на других людей или власть над ними. Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваива-

ет одну из частей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пы­тается сделать что-нибудь с этой своей новой собственностью...

Юный актер вскоре выучивается разыгрывать разные роли для разных людей, тем самым показывая, что он начинает понимать индивидуальность и предвосхищать, механизм ее действия. Если мать или няня более нежна, чем справедлива, она почти наверняка будет «обрабатываться» систематическим плачем. Повсеместно замечено, что дети часто ведут себя со своей матерью хуже, чем с другими, менее симпатичными, людьми. Очевидно, что некоторые из новых людей, которых видит ребенок, производят на него силь­ное впечатление и пробуждают желание заинтересовать их и по­нравиться им, в то время как другие ему безразличны или отталки­вают его. Причину этого иногда можно узнать или отгадать, иногда ' - нет, но сам факт избирательного интереса, восхищения, прести­жа становится очевидным к концу второго года жизни. К этому вре­мени ребенок уже заботится о своем отражении в одной личности больше, в другой ~ меньше. Более того, он вскоре объявляет близ­ких и сговорчивых людей «моими», классифицирует их среди про­чего своего имущества и защищает эту свою собственность от но­вых посягательств...

Я сомневаюсь, что существуют какие-либо регулярные стадии ^. развития социального самоощущения и самовыражения, общие для большинства людей. Самоощущения развиваются, поднимаясь по незаметным переходным ступеням от грубого инстинкта при­своения новорожденных, и их проявления могут быть самыми раз­ными в различных конкретных случаях. Многие дети с первого же полугодия жизни очевидным образом выказывают самосознание; у других же его проявления очень незначительны в любом возрасте. Третьи проходят периоды аффектации, длительность и время на­ступления которых, очевидно, могут быть самыми разными. В дет­стве, как и во все периоды жизни, поглощение некоторой идеей, отличной от идеи- социальной самости, имеет тенденцию вытес­нять самосознание.

Половое различие в развитии социальной самости очевидно с самого начала, девочки обладают, как правило, более впечатли­тельной социальной восприимчивостью; они более откровенно за­ботятся о социальном образе, изучают его, больше размышляют о нем и, таким образом, даже на первом году жизни выказывают больше утонченности (finisse) аффектации, которых мальчикам по сравнению с ними часто недостает. Мальчики больше заняты мы­шечной активностью ради нее самой и созиданием, их воображе-

ние несколько меньше занято личностями, больше вещами. В де­вочке das ewig Weibliche*, трудноописуемое, но совершенно без­ошибочное, проявляется, как только она начинает замечать людей, и одной из сторон его, конечно, является менее простое цустрйчи-вое эго, более сильное побуждение перейти на точку зрения друго­го и поставить радость и печаль в зависимость от образа в его соз­нании. Можно не сомневаться, что женщины, как правило, зависят от непосредственной личной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается в фиксации на каком-либо человеке, в сознании которого 'она может найти устойчивый) неотразимый образ самой себя, которым она может жить. Если та­кой образ - в реальном или идеальном лице - найден, преданность этому образу становится источником силы. Но подобная сила зави­сит от этого личностного дополнения, без которого женский харак-тер способен некоторым образом превратиться в брошенный ко­мандой и плывущий по течению корабль. Мужчины, -более пред­расположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщиной самостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку, и видимость самостоятельности обя­зана просто большей инерции и континуальности характера, кото­рый накапливает в себе (свое) прошлое и сопротивляется непо­средственным воздействиям. Воображение того, какими мы пред­ставляемся другим, является прямо или косвенно той силой, кото­рая контролирует любое нормальное сознание.

Смутные, но сильнодействующие стороны самости, связанные с инстинктом пола, можно рассматривать подобно другим сторонам в качестве выражения потребности осуществлять власть, соотне­сенного с личностной функцией. Юноша, я полагаю, застенчив именно потому, что осознает неясные импульсы агрессивного ин­стинкта, не зная ни как осуществить его, ни как подавить. С проти­воположным полом, наверное, дело по большей части обстоит так же: робкие всегда агрессивны в сердце, они сознают заинтересо­ванность в другом лице, в потребности быть чем-то для него. А бо­лее развитая сексуальная страсть у обоих полов есть в значитель­ной степени переживание власти, господства, присвоения. Нет та­кого состояния, которое говорило бы «мой, мой» более неистово. Потребность быть объектом присвоения или господства, которая, по крайней мере у женщин, равным образом сильна, имеет, по су­ти, ту же самую природу, поскольку цель ее - привлечение к себе

Вечно таинственное - Примеч. перев. 91

некой деспотической, страсти. «Желание мужчины - женщина, а желание женщины - желание мужчины»* ..

Простота - приятная черта у детей, да и вообще в любом воз­расте, но она не обязательно должна вызывать восхищение, равно как и аффектация не является целиком и полностью злом Чтобы быть нормальным, жить в мире, как дома, с видами на власть, по­лезность или успех, человек должен обладать способностью к той проницательности воображения, проникающего е чужие сознания, которая лежит в основе такта savoir-faire, морали и благотвори­тельности. Эта проницательность предполагает усложнение, неко­торое понимание и разделение тайных импульсов человеческой природы. Простота, которая есть просто отсутствие подобной про-ницательности, указывает на определенный недостаток

Существует, однако, и другая разновидность простоты, которая является принадлежностью утонченного и чувствительного харак­тера, который в то же время имеет достаточно силы и ясности ума, чтобы содержать в строгом порядке множество импульсов, кото­рым он открыт, и таким образом сохранять свою непосредствен­ность и единство. Можно обладать простотой простофили, а можно быть простым в том смысле, который имел в виду Эмерсон, когда говорил: «Быть простым - значит, быть великим». Аффектация;

тщеславие и подобное указывают на отсутствие подлинного усвое­ния воздействий, исходящий от нашего ощущения того, что другие думают о нас Вместо того чтобы формировать индивида посте­пенно и не нарушая его равновесия, эти воздействия подавляют его до такой степени, что он кажется уже не самим собой, позируя безо всякой надобности, последовательно, глупым слабым и дос­тойным презрения. Показная улыбка, «дурацкий восхваления лик» - это типичная для всякой аффектации внешняя, надеваемая на себя маска, слабая и глупая мольба об одобрении. Когда человек быстро растет, с рвением учится, поглощенный чужими идеалами, ему грозит опасность этой потери равновесия, мы действительно замечаем ее у чувствительных детей, особенно девочек, у молодых людей между 15 и 20 годами и в любом возрасте - у лиц с неустой­чивой индивидуальностью

Это нарушение нашего равновесия в результате того. что во­ображение ставит нас на позицию другого лица, означает, что мы подвергаемся его влиянию В присутствии того, кто для нас важен,

Приписывается мадам де Сталь.

мы склонны разделять и - путем сопереживания - принимать его суждения p нас, придавать новое значение идеям и целям, пере­сматривать жизнь в свете этих суждений У очень чувствительной натуры эту наклонность зачастую легко заметить в обычном разго­воре и в каких-то тривиальных случаях Благодаря импульсу, исхо­дящему непосредственно из утонченности и его восприятия, такой человек беспрерывно воображает, каким он представляется сво­ему-собеседнику, и отождествляет на данный момент этот образ с самим собой Если другой показывает, что считает его хорошо ин­формированным в каком-либо темном предмете, он охотно напус­кает на себя ученый вид; если его принимают за рассудительного, он выглядит так, как будто он таким и является, если упрекают в нечестности, он кажется виноватым, и т.д. Короче говоря, чувстви­тельный человек в присутствии какой-то впечатляющей его лично­сти имеет склонность становиться на это время своей интерпрета­цией того, чем он представляется, другому Только тугодум не по­чувствует, что это в некоторой степени верно для всех нас. Конеч­но, явление это обычно временное и в чем-то поверхностное; но оно типично для всякого влияния (ascendancy) и помогает нам по­нять, как люди приобретают над нами власть, каким-либо образом захватывая наше воображение, и как растет и оформляется, уга­дывая облик нашей наличной самости для других сознаний, наша индивидуальность.

До тех пор пока характер открыт и способен к росту, он сохра­няет соответствующую впечатлительность, которая не является слабостью, если только она не растворяет в себе способность ус­воения и организации Я знаю людей, чья карьера является дока­зательством характера устойчивого и агрессивного, которые обла­дают почти женской чувствительностью в отношении того, какими они кажутся другим. В характере, как и во всякой стороне жизни, для здоровья требуется равноправный союз устойчивости и гибко­сти.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Психология и социология личности

ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ... Магнитогорск Часть Психология и социология личности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предтеча функциональной психологии.
Согласно одному из недавних исследований по истории психо­логии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психо

ЛИЧНОСТЬ
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то ж время более или менее осознаю самого себя, свое личное существова­ние. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание

А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность ... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он мо­жет назвать своим: не только его физические и душевные качес

Физическая личность
В каждом из нас телесная организация представляет сущест­венный компонент нашей физической личности! а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организац

Социальная личность
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но им

Духовная личность
Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпириче­ской, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединен

Самооценка
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство со­бой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий,

Иерархия личностей
Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно пред­ставить в форме ие

Инстинкты
Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии... Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлекс

Сознательные и бессознательные аспекты личности
В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессозна­тельной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в обще

Тревога
Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, нев­ротической и моральной. Объективная тревога возникает под воз­действием реа

I. Сознание и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа ... психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рас­сматривать сознание

II. Я и ОНО
После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до , сих пор служил толь

Аналитическая психология
  Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной

Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, со­стоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого л

Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательно­го, получившие названиеархетипов, являются внутренними де­терминантами психической жизни человека. Они направляют дей­ствия

Психологические типы
Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собствен­но, ориентироваться

Структура души
.Мы должны некоторым образом различать три ступени души: 1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу т

Душа и земля
Душа представляет собой гораздо более обширную и непонят­ную область опыта, чем строго ограниченный световой конус соз­нания.К душе относится также и бессознательное. В пр

Аналитическая психология и мировоззрение
...аналитическая психология является реакцией на преувели­ченную рационализацию сознания, которое в стремлении созда­вать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пере­саживается в рацион

Коллективное бессознательное
...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподо­бие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в о

Природа гуманистической психологии
Гуманистическая психология отвергала представление о чело­веке как о существе, чье поведение строится лишь на основе де­терминизма и полностью определяется стимулами внешней сре­ды... Она

Самоактуализация
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию лич

ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
Хорошие люди и статистика «лучших» •Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей чело­веческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоро­вые, самые лучшие

Проблема больших проблем
Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без

Пути к самоактуализации
Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации. Во

При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются ценности бытия?
Выбор в полном смысле свободный, совершенный в соответ­ствии с внутренними, сущностными потребностями человека, воз­можен только в том случае, если человек вырвется из-под гнета социального давлени

Природа когнитивной психологии
Когнитивная психология... Во-первых, ... обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. C ее точки зрения важной ока­зывается вся с

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ
...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобн

Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непро­извольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный

Интеллект и биологическая адаптация
Всякое психологическое объяснение рано или поздно завер­шается тем, что опирается на биологию или логику (или на социо­логию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернат

Социальные факторы интеллектуального развития
Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая с

Психосоциальные стадии развития
Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протя­жении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск соб­ственной идентично

Кризис идентичности
Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного

Младенчество: развитие узнавания
Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности яв­ляетсячувство базисного доверия - формирующаяся на основа­нии опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру

Раннее детство: воля быть собой
.. Основное значение этой второй стадии раннего детства - в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализа­ции; в становлении способности-- и вдвойне переживаемой неспо­собности - коо

Детство: антиципация ролей
...Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого уста­навливает

Школьный возраст: идентификация с задачей
Именно в конце периода развитого воображения ребенок про­являет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисцип­лину и выполняет определенные требования взрослых. Его пере­полняет желание конст

Отрочество
С прогрессом технологии связано расширение временных ра­мок подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подрост­ковая стадия становит

За идентичностью
Первая из этих форм - кризисинтимности. Только если фор­мирование идентичности идет нормально, истинная интимность -которая действительно есть контрапункт, равно как и слияние иден

Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма
Подлинным основоположником теоретической системы симво­лического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)... Центральное понятие социально-психологической и социоло­гической тео

Социологический смысл аномии и анемического поведения
...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и воз­можность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень

Образцы культурных целей и институциональных норм
Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитиче­ски, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из опре

II. Инновация.
Эта форма приспособления вызывается значительным куль­турным акцентированием цели - успеха и заключается в использо­вании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эф­фективными средств дост

III. Ритуализм
Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти

V. Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окру­жающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предпола­гает отчуждение от

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. i № 2. - С. 118-121; 1992. № 3. - Су104-111; 1992. № 4. - С. 91-94.
иногда говорят, централизации относятся все те составные эле­менты группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-терр

Виды групп
Малые группы - это группы немногочисленные, насчитываю­щие самое большее несколько десятков членов. Они обычно свя­заны дружескими отношениями, в них преобладают непосредст­венные личные контакты,

О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП
Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие пред­ставители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что пр

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ
  Под первичными группами я подразумеваюгруппы, харак­теризующиеся тесными, непосредственными связями (assöciations) и сотрудничеством. Они перв

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН
...Взаимодействие между людьми представляет собой обмен ценностями - как материальными, так и нематериальными. Это одна из самых старых теорий социального поведения, которую мы все еще используем п

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ
...Если принять во внимание, что социальная психология зани­мается исследованием взаимодействия, то должно быть выделено особе место для тех видов взаимодействия, которые предполагают наличие общеп

СЕМЬЯ И1РОДСТВО
Несмотря на всю изобретательность человека и на огромное разнообразие политических и экономических организаций, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложнейшим социальным строем, практически

ФОРМЫ УРБАНИЗАЦИИ
В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего суще­ствования на Земле человек обходился без городов. За последние десять тысяч лет он с лихвой наверстал это упущение. С тех пор как где-то м

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархиче­ском ранге. Она находит выражение в существовании- высших и низших с

Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочис­ленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессио­нальная стратификация. Как

Социальная стратификация как постоянная характеристика любой организованной социальной группы
Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены б

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход ин­дивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интен­сивность и всеобщность вертикальной мобильности. Подинтен­сивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количе

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демокра­тических обществ - большая интенсивность вертикальной мобиль­ности по сравнению с недемократическими'обществами. В демо­кратических структур

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
...Что касается исторических типов стратификации, то необхо­димо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определе­ние надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали синсти­тута ра

Функциональная необходимость стратификации
Функциональная необходимость объяснения универсального существования стратификации - это требование разместить и мо­тивировать индивидов в социальной структуре, с чем сталкивается любое общество. Я

Две детерминаты позиционного ранга
Допуская общую функцию, содействующую неравенству, мы можем установить два фактора, которые определяют относитель­ный ранг той или иной позиции. В целом те позиции являются наи­более вознаграждаемы

Главные социетальные функции и стратификация
Религия. Причина, почему религия необходима, обнаружива­ется в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя посл

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Есть один хороший способ составить представление о структу­ре социальной стратификации западного общества - это рассмот­ретьее динамические процессы и типы ее перемен. Поэтому, кра

P.B. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразныйсоциальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги