рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ - раздел Психология, Социология: Психология и социология личности Есть Один Хороший Способ Составить Представление О Структу­Ре Социальной Стра...

Есть один хороший способ составить представление о структу­ре социальной стратификации западного общества - это рассмот­ретьее динамические процессы и типы ее перемен. Поэтому, крат­ко охарактеризовав некоторые из ряда различных измерений этой структуры, я бегло обрисую перемены, происходившие в каждом из

Барбер Бернард - американский социолог. 190

этих измерений в ходе истории Запада начиная с времен средне­вековья; далее я покажу, каким образом эти перемены влияли на процессы и тенденции мобильности. Разумеется, всегда существо­вали и сохраняются до сих пор некоторые национальные различия в этих переменах, процессах и тенденциях. Но сейчас для меня важно опустить эти различия и сделать упор на преобладающие черты сходства, которые .уже имеются в настоящее время и кото­рые будут неуклонно возрастать.

Первым среди ряда равнозначных измерений стратификации. которые мы собираемся рассмотреть, является престиж профес­сий. Во всех обществах мужчина - глава семьи (и своих ближай­ших родственников) дифференциально оценивается в категориях функционального вклада, вносимого им в общество в «производительных» ролях, которым он посвящает свое более или менее полное рабочее время. Подобные роли всегда различаются по величине их функционального вклада и соответственно диффе­ренциально оцениваются, то есть наделяются различным прести­жем. В наше время мы называем все такие роли «профессиями»., но в прошлом некоторые из этих ролей, например религиозные или военные, могли и не подпадать под такое определение. Однако принцип оставался тем же...

На протяжении последних шести-семи веков в западном обще­стве произошли коренные изменения в структуре профессиональ­ного престижа. В прежние времена военные, землевладельческие, хозяйственные, правительственные и религиозно-официальные роли оценивались несколько выше, чем коммерческие, промыш­ленные, научные, преподавательские и всевозможные прочие профессиональные роли. Это совсем не значит в противополож­ность тому, как изображает иной раз дело утвердившаяся идеоло­гия нашей эпохи, что последние из перечисленных ролей не наде­лялись вообще никаким престижем. Но в силу того, что они были относительно менее ценимы, люди стремились переместиться са­ми или поместить своих сыновей в роли первой из упомянутых ка­тегорий, как только им представлялась такая возможность. В наше время последние из упомянутых ролей, как правило, обладают та­ким же престижем, как и первые. Следовательно, ныне через эти последние роли осуществляется большая социальная мобиль­ность, чем прежде, и лица, получившие такую мобильность, обычно не считают переход в традиционно более престижные роли пред­почтительным по сравнению с дальнейшим пребыванием в своих «современных» ролях...

Второе измерение стратификационной структуры состоит 'в ранжировании по степени власти и могущества. Власть (authority) можно определить как законную способность к достижению целей в социальных системах, а могущество (power) - как ее незаконное подобие. Вполне очевидно, что и то и другое играет функциональ­ную (а при некоторых обстоятельствах и дисфункциональную) роль во всех социальных системах, больших и малых. В любых общест­вах некоторые роли заключают в себе больше власти или могуще­ства, другие - меньше, в результате чего происходит стратифика­ция их структур.

До самого недавнего времени стратификация власти и могу­щества в западных странах имела характер остроконечного пика, причем весьма значительная доля и того и другого находилась в руках высшей знати и духовенства... Мобильность в структуре вла­сти и могущества для отдельных представителей буржуазии обыч­но означала попасть в дворянские роли в индивидуальном качест­ве, а не объединиться с другими представителями буржуазии как класса, выступающего против дворянства. Однако мало-помалу, а в некоторых местах, например во Франции, и довольно внезапно, все большая доля власти и могущества переносилась ив прави­тельственных, клерикальных и землевладельческих ролей в более современные. Кроме того, с постепенным предоставлением права голоса большинству населения в западном обществе власть и мо­гущество подверглись еще более широкому дроблению, причем низшие группы служащих и рабочий класс увеличили свое относи­тельное влияние. Когда большинство людей имеет право голоса и существует демократический, политический и социальный процесс, массы, состоящие из средних и низших слоев населения, могут объединить свои индивидуальные малые доли власти и оказывать общее влияние, достаточно сильное для того, чтобы по меньшей мере уравновешивать влияние высших социальных классов, а по­рой и брать над ними верх. Этот новый шаблон структуры власти и могущества предоставляет людям в средних и ниАших слоях обще­ства более широкие возможности для мобильности как в самой этой структуре, так и в других видах стратификационной структуры постольку, поскольку на них оказывает воздействие измерение, касающееся зласти и могущества.

Третье измерение стратификационной структуры составляет доход или богатство. Различные профессиональные роли в обще­стве обладают разной способностью к получению дохода и к нако­плению богатства в виде капитала. Столь же различны в силу се­мейных связей и шансы на получение богатства в наследство.

Иной раз роли, обладающие высоким престижем и властью, на­пример роль папы Римского, способны принести лишь незначи­тельный денежный доход. Иной же раз роли низкого престижа, на­пример роли воров, могут способствовать накоплению больших сумм денег. Происходящая в результате этого стратификация по доходу и богатству может приобрести либо пирамидальную, либо ромбовидную форму, с более или менее выраженными пиками в том и другом случаях.'В целом западное общество эволюциониру­ет от более пирамидального к более ромбовидному типу стратифи­кационной структуры по доходу и богатству, хотя даже при новой форме сохраняется значительная пикообразность, пожалуй не меньшая, чем раньше...

Доход и приобретенное либо унаследованное богатство всегда служили средством как для все большего обогащения, так и для приобретения за деньги доступа к более высокооцениваемым ро­лям, как это имеет место при «покупке» образования, либо аристо­кратических титулов, либо женихов и невест (например, когда до­чери богатых родителей выходят замуж за небогатых, но пользую­щихся престижем аристократов). Таким образом, как в прошлом, так и в настоящем деньги занимали большое место в ряде процес­сов мобильности. Но не исключена возможность, что в западном обществе значение денег будет уменьшаться по мере того, как доступ к образованию да и к самим высокооцениваемым ролям ставится во все более прямую зависимость от проявляемых спо­собностей. Возможно, мы эволюционируем в сторону того, что

Майкл Янг назвал «меритократией»*, в которой деньги играют очень незначительную роль в процессах социального размещения и мобильности. Причем, как он полушутя-полусерьезно отметил, подобное общество не свободно от своих собственных специфиче­ских социальных напряжений и дисфункциональных воздействий.

Четвертое измерение стратификационной структуры - это об­разование или знание. Люди в обществе всегда пользовались не­одинаковым доступом, к образованию и знанию, что имело важные последствия не только для выполнения ими различных ролей, на­значенных им с рождения, но также и для их возможностей продви­гаться в те из других, зачастую более престижных ролей, для вы­полнения которых они наилучшим образом приспособлены благо­даря своим «природным» талантам. Стратификация образования и

*'6т английского merit - «заслуга», «достоинство».-Прим. пе-рев.

знания в западном обществе вплоть до самого последнего времени носила ярко выраженный пирамидальный характер. Только с XIX века всеобщая грамотность стала рассматриваться в качестве со­циально необходимой и морально желательной цели; и даже сего­дня полное равенство возможностей в области получения образо­вания остается, несмотря на весь прогресс, достигнутый в этом направлении, скорее надеждой, чем реальностью... Однако соци­альные потребности управления высокоспециализированными ин­дустриальными обществами, равно как и введение все более ре­шительных эгалитарных норм, заставляют во все большей степени предоставлять равные возможности в области образования. Опять-таки на социальном горизонте вырисовывается перспектива «меритократии», которая занимает свое место наиболее пре­стижных и авторитетных частях общества благодаря своему праву на равный доступ к возможностям в области образования и благо­даря продемонстрированной ею способности максимально исполь­зовать эти возможности.

о Религиозная или ритуальная чистота представляет собой пя­тое измерение стратификационной структуры. В категориях функ­ционально значимых религиозных идей, господствующих в том или ином обществе, люди могут в большей или меньшей степени обла­дать высокоценимыми качествами религиозной или ритуальной чистоты. В индуистском обществе в том, что касается этого изме­рения стратификационной структуры, существует заметное нера­венство, имеющее значительные последствия также и для других стратификационных измерений. В западном же обществе, где хри­стианская вера видеале нашла выражение в таких принципах, как «братство людей во Христе» и «священство всех верующих», это имело своим важным последствием значительное уменьшение фактического неравенства в данном измерении и даже создание с помощью этой концепции равенства по религиозной и ритуальной чистоте определенной основы для более далеко идущего социаль­ного, экономического и политического равенства. В реальной соци­альной действительности неравенство в других измерениях стра­тификации, вероятно, постоянно мешало осуществлению христи­анского идеала полного равенства е| религиозной и ритуальной чистоте, причем в прошлом, пожалуй, в большей степени, чем ны­не, хотя нам по-прежнему еще далеко до наступления «царствия божия» в этом отношении. Впрочем, идеал христианского и так на­зываемого гражданского равенства (который отчасти уходит свои­ми корнями в христианскую веру) носил радикальный характер и имел далеко идущие последствия для всех измерений стратифика-

ционной структуры в американском обществе, особенно за послед­ние 100-200 лет.

Ранжирование по родственным и этническим группам состав­ляет последнее наше измерение стратификационной структуры. Во всех обществах родственные группы - и их продолжения в форме этнических групп - выполняют независимые и существенно важные функции: воспроизводство потомства, социализация детей и обеспечение психологической, социальной и моральной под­держки в отношениях между родителями и детьми, самими родите­лями, братьями и сестрами и прочими родственниками, состав­ляющими расширенные формы семьи, и этнической группой в це­лом. Родственные и этнические группы в свете того, каким образом они выполняют эти и другие функции для всего общества и- мест­ных сообщностей, в которых они живут, оцениваются по-разному, именно как родственные и этнические группы, совершенно отдель­но" от их профессионального престижа, степени власти или могу-

, щества, уровня дохода или богатства. В результате этого повсюду, где существует этническая разнородность, происходит стратифи-, кация родственных и этнических групп. Эти различия в ранге влия­ют на самооценку членов конкретных семей и на отношение к ним

-со стороны других. ,

В более раннюю эпоху истории западного общества эта диф­ференцированная оценка родственных и этнических групп не толь­ко признавалась, но даже окружалась ореолом в качестве оплота стабильности общества. Однако позднее, по мере того как в запад­ном обществе распространились и утвердились эгалитарные нор­мы, как в реальной действительности, так и в моральных идеалах возникла известная тенденция к принижению роли родственных и этнических групп. Партикуляристский характер связи с родствен­ными и этническими группами пришел в противоречие с универса­листскими нормами западного общества. Тем не менее необходи­мые функции родственных и этнических групп сохранились, и их пришлось признать даже перед лицом их несовместимости с пол­ным осуществлением универсалистских норм. Связь с определен­ными семьями и этническими группами по-прежнему считается достоинством или недостатком как в различных видах социального взаимодействия, так и в сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности. До тех пор пока функции родственных и этнических групп не будут заменены универсалист­скими функциональными альтернативами - а пока ничего подобно­го не наблюдается, - эти группы будут и впредь дифференциально оцениваться и будет сохраняться определенный шаблон компро-

мисса между этими оценками и требованиями универсалистских норм. Если семья в западном обществе больше и не занимает сво­его прежнего исключительного положения, она все же по-прежнему пользуется известным почетом и имеет некоторые важные послед­ствия и как собственно стратификационная структура, и как фактор, влияющий на другие стратификационные измерения и процессы.

Не будучи сами по себе независимым измерением стратифи­кационной структуры в том смысле, в каком таковыми являются шесть рассмотренных нами измерений, господствующие в общест­ве институционализованные нормы относительно^ мобильности оказывают важное независимое влияние на объем и степень со­вершающейся в данном обществе мобильности. Разумеется, дру­гие факторы, такие, как соответствующие структуры возможностей, также являются важными детерминантами...

Как указывалось выше, несмотря на существование христиан-ского.идеала - равенства всех людей, господствующим типом нор­мы относительно социальной мобильности до самого последнего времени была в западном обществе так называемая «кастовая» норма, то есть норма, не одобряющая социальную мобильность. Человек может стремиться к социальной мобильности лично для себя, но на общих основаниях такая мобильность не одобрялась в качестве морального блага для всех. Пожалуй, лишь в прошлом веке произошел сдвиг в сторону преобладания типа нормы, полу­чившей название нормы «открытого класса», которая одобряет мо­бильностьв принципе. Прежний тип нормы опирался на органиче­скую идеологию общества, которая оправдывала не только относи­тельную неподвижность социальной структуры в целом, но и неиз­менность положения, занимаемого в ней каждым человеком. Тип нормы открытого класса находит оправдание в идеологии, которая отдает предпочтение «изменениям» или «пршэессу»»в обществе и которая утверждает, что индивидуальная мобильность, основы­вающаяся на заслугах, является как необходимой предпосылкой этого прогресса, так и неотъемлемым правом личности. Тип нормы открытого класса явно представляет собой фактор, способствую­щий увеличению объема мобильности в новейший период истории западного общества.

То, что в социологическом анализе получило .название «стиль жизни», опять-таки является,не столько независимым измерением социальной стратификации,'' сколькоиндикатором (термин Ла-зарсфельда) одного или нескольких из этих рассмотренных нами измерений. Иными словами, стиль жизни складывается из таких

поступков людей и таких предметов собственности, которые истол­ковываются ими самими и окружающими как показатели или сим­волы положения, .занимаемого ими в той или иной стратификаци­онной структуре. Почти любой вид поведения, или любой предмет собственности, либо предмет'роскоши может стать показателем или составной: частью совокупности показателей стиля жизни, строящегося по классовому типу. Однако легче всего замечаются и чаще всего вызывают разговоры такие предметы потребления, ко­торые бросаются в глаза. Вот почему, говоря о различиях в соци­ально-классовых стилях жизни, американский социолог-экономист Торстейн Веблен употреблял выражение «заметное потребление». В наиболее общем социологическом смысле, применимом ко всем обществам, заметное потребление свойственно.любым классам.

В силу пирамидального распределения богатства и относи­тельной дефицитности потребительских товаров в более ранние периоды'истории западного общества различия в стилях жизни разных общественных классов носили гораздо более ярко выра­женный характер, чем сегодня...

На протяжении последнего столетия, несмотря на возникнове­ние экономики массового потребления, классовые различия в сТй-лях жизни в западном обществе не исчезли, но приняли несколько более тонкую форму, чем раньше. Именно это мы имеем в виду, говоря сегодня о «малозаметном потреблении», под которым мы подразумеваем не полностью незаметное потребление, а лишь относительно менее заметное потребление. Под влиянием эгали­тарных норм в наше время большее число людей по сравнению с прошлым пытается по крайней мере немного уменьшить относи­тельную заметность своего потребления, связанного с классовым положением, хотя нам еще далеко до воплощения в жизнь той или иной утопии в этбм отношении, ожидаемой или действительной. Вообще же можно утверждать, что заметное потребление или раз­личия в классовых стилях жизни будут в той или иной форме суще­ствовать и впредь, но что возникла и сохраняется тенденция в на­правлении того, что я назыраюшаблоном грубого равенства и тонкого неравенства. Эта тенденция отражает и подкрепляет аналогичные изменения в самих стратификационных структурах. Если и создается впечатление, что теперь исчезли различия по части престижа, власти, дохода или стиля жизни, это впечатление обычно оказывается иллюзорным и рассеивается при более при­стальном взгляде на реальную социальную действительность.

Теперь мне хотелось бы более подробно остановиться на из­менениях в объеме и типах мобильности в западном обществе. Социальная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, имеет место тогда, когда мужчина - глава семьи (и своих ближай­ших родственников) занимает более высокое или более низкое по­ложение, чем его отец, в структуре относительных рангов по каким бы то ни было из различных стратификационных измерений. Судя по всему, мобильность вверх и вниз существовала и существует в некотором объеме во всех обществах, и, конечно, в западном об­ществе на протяжении его длительной истории не было недостатка ни в той, ни в другой. В силу недавно начавшегося расширения структуры возможностей западного общества в последнее время, вероятно, имеет место большая мобильность вверх, чем в более отдаленном прошлом, но это вопрос степени, а не абсолютных различий. Как в прошлом, так и в настоящем мобильность осуще­ствлялась и осуществляется в небольшой степени, иначе говоря, движение вверх или вниз касается лишь немногих рангов во всей шкале рангов любых стратификационных измерений. Впрочем, и в прошлом и в настоящем имел и имеет место также и определен­ный объем мобильности, осуществляемой в очень большой степе­ни, то есть с самых или почти с самых низов до самой вершины или почти до самой вершины, и наоборот. Произошло ли в настоя­щее время значительное увеличение объема мобильности, осуще­ствляющейся в высокой степени, это по-прежнему является откры­тым эмпирическим вопросом. Так или иначе, как в прошлом, так и в настоящем высокая степень мобильности представляет собой яв­ление, затрагивающее сравнительно незначительный процент лю­дей, мобильных хоть в какой-нибудь мере...

На протяжении истории западного общества несколько изме­нились также и процессы или каналы социальной мобильности. Как мы уже указывали ранее, в последнее время относительно боль­ший объем мобильности, вероятно, осуще^сйляется' через более современные профессиональные роли, хотя традиционные роли, скажем религиозные, военные и правительственные, продолжают служить каналами мобильности в модернизованной форме. Длявсех ролей константой является возрастающее значение об­разования в процессах мобильности. По мере того как эгалитарные нормы расширяли равенство в области доступа к возможностям получения образования, а обществу требовалось все больше и больше высокообразованных людей для укомплектования его из­менившейся структуры, системы и процессы образования станови­лись все более важными определяющими факторами социальной

мобильности. В результате постоянно выдвигаются все более на­стойчивые требования расширения системы образования на всех ее уровнях как в наиболее современных странах западного обще­ства, так и в быстро модернизирующихся странах других районов мира.

Нам остается рассмотреть одну, последнюю тему - изменения в форме западных стратификационных структур. Если каждого из мужчин - глав семьи (или своих прямых родственников) в любом обществе подвергнуть измерению по какой-либо из отдельных шкал социальной стратификации, совокупность этих измерений даст в результате распределение относительных рангов, которое можно представить в виде структурной фигуры наподобие того, как гауссовская кривая нормального распределения представляется фигурой колоколообразной формы. По целому ряду причин, свя­занных" с такими вопросами, как потребности социальных систем и распределение талантов у индивидов, занимающих то или иное положение в социальных системах, структуры относительных ран­гов обладают некоторой - большей или меньшей - степенью ие­рархии, то есть более или менее крутым заострением к вершине. С учетом факта иерархии двумя основными фигурами, образую­щимися при распределении стратификационных рангов, являются пирамида и ромб. Эти две фигуры показывают, что всегда имеется меньшинство, занимающее ранги ближе к вершине, - «элита» или совокупность «элит». Однако в пирамидальной фигуре, кроме того, сравнительно немного людей обладают средними рангами, а масса населения находится в низших рангах. В противоположность этому ромбовидная фигура характеризуется пропорционально большим сосредоточением людей в средних рангах, чем в низших, хотя в низших рангах остается достаточное количество лиц, чтобы обра­зовать заострение в нижней части ромбовидной в основе своей фигуры. >

...западное общество проделало эволюцию преимущественно от пирамидального типа структуры в ее различных стратификаци­онных измерениях к преимущественно ромбовидному типу. По ме­ре развития специализации в разделении труда и повышения средних уровней квалификации и ответственности в различных «производительных» или профессиональных областях в западном обществе "увеличилась доля ролей среднего ранга. Благодаря взаимодействующим процессам социальной эволюции появилось пропорционально большее количество положений среднего ранга в таких стратификационных измерениях, как власть и могущество, доход и богатство. Это обычно и имеют в виду, говоря, что запад-

мое общество характеризуется понятием «средний класс», а имен­но что самый большой процент населения принадлежит по своему рангу к верхней, средней и нижней частям средних^ слоев, а не к остроконечной верхушке или основанию стратификационных пира­мид. Процент людей, принадлежащих к средним рангам, столь ве­лик, что авторы некоторых трудов об обществе, в особенности про­тивники этой недавно возникшей тенденции, ввели в употребление термин «средняя масса». В обществе современного типа, хроноло­гическим и типологическим предтечей которого является западное общество, огромное большинство людей будет принадлежать к средним рангам, и их позиции сплошь и рядом будут символизиро­ваться «белыми воротничками». Мы не хотим этим сказать, что устранены все трудности сравнительной оценки, - далеко нет. Как и всегда, проводятся различия в рангах - своих собственных и окружающих людей, но, когда множество лиц занимают близкие ДРУ Другу положения в средних рангах, эти различия носят более детальный и тонкий характер.

Изменение пирамидальной в основе своей фигуры в стратифи­кационных структурах западного общества преимущественно на ромбовидную означало постоянное расширение структур возмож­ностей для лиц, находящихся в низших слоях общества; (По мере того как относительное количество положений в средних рангах продолжало увеличиваться, возрастало в силу этого и число воз­можностей для социальной мобильности вверх, возможностей, созданных меняющейся формой социальной системы, в отличие от таких возможностей, которые могут быть созданы самими индиви­дами даже в сравнительно статичном типе стратификационной структуры. В настоящее время, как и в прошлом, существует неко­торая мобильность вниз, но, надо полагать, что сравнительный объем мобильности вверх увеличивается по мере расширения структур возможностей в западном обществе. Так, "расширение происходит в различных странах различными темпами и в различ­ные периоды истории, и, хотя подобное расширение, по-видимому, имеет социологический предел, оно, вероятно, пока будет продол­жаться в большинстве районов западного общества. Но основопо­лагающая тенденция остается прежней.

Американская социология. Перспективы, проблемы, методы:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Психология и социология личности

ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ... Магнитогорск Часть Психология и социология личности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предтеча функциональной психологии.
Согласно одному из недавних исследований по истории психо­логии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психо

ЛИЧНОСТЬ
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то ж время более или менее осознаю самого себя, свое личное существова­ние. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание

А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность ... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он мо­жет назвать своим: не только его физические и душевные качес

Физическая личность
В каждом из нас телесная организация представляет сущест­венный компонент нашей физической личности! а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организац

Социальная личность
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но им

Духовная личность
Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпириче­ской, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединен

Самооценка
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство со­бой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий,

Иерархия личностей
Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно пред­ставить в форме ие

Инстинкты
Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии... Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлекс

Сознательные и бессознательные аспекты личности
В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессозна­тельной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в обще

Тревога
Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, нев­ротической и моральной. Объективная тревога возникает под воз­действием реа

I. Сознание и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа ... психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рас­сматривать сознание

II. Я и ОНО
После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до , сих пор служил толь

Аналитическая психология
  Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной

Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, со­стоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого л

Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательно­го, получившие названиеархетипов, являются внутренними де­терминантами психической жизни человека. Они направляют дей­ствия

Психологические типы
Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собствен­но, ориентироваться

Структура души
.Мы должны некоторым образом различать три ступени души: 1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу т

Душа и земля
Душа представляет собой гораздо более обширную и непонят­ную область опыта, чем строго ограниченный световой конус соз­нания.К душе относится также и бессознательное. В пр

Аналитическая психология и мировоззрение
...аналитическая психология является реакцией на преувели­ченную рационализацию сознания, которое в стремлении созда­вать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пере­саживается в рацион

Коллективное бессознательное
...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподо­бие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в о

Природа гуманистической психологии
Гуманистическая психология отвергала представление о чело­веке как о существе, чье поведение строится лишь на основе де­терминизма и полностью определяется стимулами внешней сре­ды... Она

Самоактуализация
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию лич

ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
Хорошие люди и статистика «лучших» •Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей чело­веческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоро­вые, самые лучшие

Проблема больших проблем
Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без

Пути к самоактуализации
Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации. Во

При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются ценности бытия?
Выбор в полном смысле свободный, совершенный в соответ­ствии с внутренними, сущностными потребностями человека, воз­можен только в том случае, если человек вырвется из-под гнета социального давлени

Природа когнитивной психологии
Когнитивная психология... Во-первых, ... обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. C ее точки зрения важной ока­зывается вся с

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ
...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобн

Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непро­извольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный

Интеллект и биологическая адаптация
Всякое психологическое объяснение рано или поздно завер­шается тем, что опирается на биологию или логику (или на социо­логию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернат

Социальные факторы интеллектуального развития
Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая с

Психосоциальные стадии развития
Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протя­жении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск соб­ственной идентично

Кризис идентичности
Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного

Младенчество: развитие узнавания
Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности яв­ляетсячувство базисного доверия - формирующаяся на основа­нии опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру

Раннее детство: воля быть собой
.. Основное значение этой второй стадии раннего детства - в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализа­ции; в становлении способности-- и вдвойне переживаемой неспо­собности - коо

Детство: антиципация ролей
...Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого уста­навливает

Школьный возраст: идентификация с задачей
Именно в конце периода развитого воображения ребенок про­являет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисцип­лину и выполняет определенные требования взрослых. Его пере­полняет желание конст

Отрочество
С прогрессом технологии связано расширение временных ра­мок подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подрост­ковая стадия становит

За идентичностью
Первая из этих форм - кризисинтимности. Только если фор­мирование идентичности идет нормально, истинная интимность -которая действительно есть контрапункт, равно как и слияние иден

СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ
С самого начала следует заметить, что под словом «самость» (self) в данном контексте подразумевается попросту то, что в обы­денном языке обозначается местоимениями первого лица единст­венного числа

Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма
Подлинным основоположником теоретической системы симво­лического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)... Центральное понятие социально-психологической и социоло­гической тео

Социологический смысл аномии и анемического поведения
...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и воз­можность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень

Образцы культурных целей и институциональных норм
Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитиче­ски, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из опре

II. Инновация.
Эта форма приспособления вызывается значительным куль­турным акцентированием цели - успеха и заключается в использо­вании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эф­фективными средств дост

III. Ритуализм
Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти

V. Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окру­жающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предпола­гает отчуждение от

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. i № 2. - С. 118-121; 1992. № 3. - Су104-111; 1992. № 4. - С. 91-94.
иногда говорят, централизации относятся все те составные эле­менты группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-терр

Виды групп
Малые группы - это группы немногочисленные, насчитываю­щие самое большее несколько десятков членов. Они обычно свя­заны дружескими отношениями, в них преобладают непосредст­венные личные контакты,

О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП
Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие пред­ставители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что пр

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ
  Под первичными группами я подразумеваюгруппы, харак­теризующиеся тесными, непосредственными связями (assöciations) и сотрудничеством. Они перв

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН
...Взаимодействие между людьми представляет собой обмен ценностями - как материальными, так и нематериальными. Это одна из самых старых теорий социального поведения, которую мы все еще используем п

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ
...Если принять во внимание, что социальная психология зани­мается исследованием взаимодействия, то должно быть выделено особе место для тех видов взаимодействия, которые предполагают наличие общеп

СЕМЬЯ И1РОДСТВО
Несмотря на всю изобретательность человека и на огромное разнообразие политических и экономических организаций, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложнейшим социальным строем, практически

ФОРМЫ УРБАНИЗАЦИИ
В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего суще­ствования на Земле человек обходился без городов. За последние десять тысяч лет он с лихвой наверстал это упущение. С тех пор как где-то м

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархиче­ском ранге. Она находит выражение в существовании- высших и низших с

Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочис­ленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессио­нальная стратификация. Как

Социальная стратификация как постоянная характеристика любой организованной социальной группы
Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены б

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход ин­дивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интен­сивность и всеобщность вертикальной мобильности. Подинтен­сивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количе

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демокра­тических обществ - большая интенсивность вертикальной мобиль­ности по сравнению с недемократическими'обществами. В демо­кратических структур

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
...Что касается исторических типов стратификации, то необхо­димо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определе­ние надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали синсти­тута ра

Функциональная необходимость стратификации
Функциональная необходимость объяснения универсального существования стратификации - это требование разместить и мо­тивировать индивидов в социальной структуре, с чем сталкивается любое общество. Я

Две детерминаты позиционного ранга
Допуская общую функцию, содействующую неравенству, мы можем установить два фактора, которые определяют относитель­ный ранг той или иной позиции. В целом те позиции являются наи­более вознаграждаемы

Главные социетальные функции и стратификация
Религия. Причина, почему религия необходима, обнаружива­ется в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя посл

P.B. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразныйсоциальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги