Реферат Курсовая Конспект
Социология: Психология и социология личности - раздел Психология, Социология Хрестоматия Часть Вторая ...
|
социология
ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Магнитогорск 1999
Часть 2
Психология и социология личности
Вильям Джемс Предтеча функциональной психологии
У.Джеймс Личность.
Психоанализ как теория личности.
Фрейд Я и оно.
Карл Юнг Аналитическая психология
К. Г. Юнг Проблемы души нашего времени
К. Юнг Структура психического бытия человека
Природа гуманистической психологии.
Абрахам Маслоу
А.Г. Маслоу Дальние пределы человеческой психики истоки когнитивной психологии
Когнитивное развитие.
Жан Пиаже
Ж.Пиаже психология интеллекта
Эрик Эриксон. Психосоциальные стадии развития. Кризис идентичности
Э. Эриксон. Жизненный цикл:Эпигенез идентичности
Кули Чарльз Хортон
Ч. Кули социальная самость
Дж. Г. Мид - Основоположник символического интеракционизма
Дж. Мид A3 и я
Роберт Кинг Мертон. Социологический смысл аномии и аномического поведения
Р. Мертон социальная структура и аномия
Социология и социальная психология групп и общностей
Я. Щепаньский Группа
Т. М. Миллз О социологии малых групп
Ч. Кули Первичные группы
Т. Шибутани Вариации в социальной дистанции
Дж. Хоманс Социальное поведение как обмен
Т.М. Вьюком Социально-психологическая теория: Интеграция индивидуального и социального подходов
Э. Ф. Воугел Семья и родство
Ч. Тилли Формы урбанизации
Социальная стратификация и социальная мобильность
П. Сорокин социальная стратификация, социальная мобильность, ее формы и флуктуации
Е. Бергель Социальная стратификация
К. Дэвис, У. Мур Некоторые принципы стратификации
Б. Барбер Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности
Р. В. Рыбкина Формирование новой социальной стратификации
I. Психология и социология личности
Вильям Джемс (1842-1910):
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. -СПб., 1998. -С. 172-173; 177-180.
У.ДЖЕЙМС
ПСИХОАНАЛИЗ КАК ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Научные подтверждения психоанализа
Многие понятия фрейдовского психоанализа подвергались экспериментальной проверке еще в 30-е и 40-е годы, правда, с сомнительным результатом. В последние годы был проведен ряд более надежных исследований...
Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие, как ид, эго, супер-эго, стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытание средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными...
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. С англ. -СПб., 1998. -С. 418-421; 428.
3. ФРЕЙД*
Я И ОНО
Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог, основатель
психоанализа
Таким образом, можно сделать грубое допущение, что в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, в Я отлагается осадок, состоящий в образовании обеих названных, как-то согласованных друг с другом идентификаций. Это изменение Я сохраняет особое положение: оно противостоит прочему содержанию Я в качестве Я-идеала или сверх-Я.
Сверх-Я не является, однако, простым осадком от первых выборов объекта, совершаемыхОно, ему присуще также значение энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к Я не исчерпывается требованием «тыдолжен быть таким же (как отец)», оно выражает также запрет: «Таким (как отец) тыне смеешь быть, т. е. не смеешь делать все то, что делает отец; некоторые поступки остаются его исключительным правом». Это двойное лицо Я-идеала обусловлено тем фактом, что сверх-Я стремилось вытеснить Эдипов комплекс, более того - могло возникнуть лишь благодаря этому резкому изменению. Вытеснение Эдипова комплекса было, очевидно, нелегкой задачей. Так как родители, особенно отец, осознаются как помеха к осуществлению Эдиповых влечений, то инфантильное Я накопляло силы для осуществления этого вытеснения путем создания в себе самом того же самого препятствия. Эти силы заимствовались им в известной мере у отца, и такое позаимствование является актом, в высшей степени чреватым последствиями. Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, образования и чтения), тем строже впоследствии сверх-Я будет властвовать над Я как совесть, а может быть, и как бессознательное чувство вины...
Сосредоточив еще раз внимание на только что описанном возникновении сверх-Я, мы увидим в нем результат двух чрезвычайно важных биологических факторов: продолжительной детской беспомощности и зависимости человека и наличия у него Эдипова комплекса ... отделение сверх-Я от Я не случайно, оно отражает важнейшие черты как индивидуального, так и родового развития и даже больше: сообщая родительскому влиянию длительное выражение, оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением.
Несчетное число раз психоанализ упрекали в том, что он не интересуется высшим, моральным, сверхличным в человеке. Этот упрек несправедлив вдвойне - исторически и методологически. Исторически - потому что психоанализ с самого начала приписывал моральным и эстетическим тенденциям в Я побуждение к вытеснению, методологически - вследствие нежелания понять, что психоаналитическое исследование не могло выступить, подобно философской системе, с законченным сводом своих положений, но должно было шаг за шагом добираться до понимания сложной душевной жизни путем аналитического расчленения как нормальных, так и аномальных явлений. Нам не было надобности дрожать за сохранение высшего в человеке, коль скоро мы поставили себе задачей заниматься изучением вытесненного в душевной жизни. Теперь, когда мы отваживаемся подойти, наконец, к анализуЯ, мы так можем ответить всем, кто, будучи потрясен в своем нравственном сознании, твердил, что должно же быть высшее в человеке:
«Оно несомненно должно быть, но Я-идеал или сверх-Я, выражение нашего отношения к родителям, как раз и является высшим существом. Будучи маленькими детьми, мы знали этих высших существ, удивлялись им и испытывали страх перед ними, впоследствии мы приняли их в себя самих».
Я-идеал является, таким образом, наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо Выставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчинитьсяОно. В то время как Я является преимущественно представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, илиОно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и Я-идеалом в конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров
Все, что биология и судьбы человеческого рода создали вОнои закрепили в нем, - все это приемлется в Я в форме образования идеала и снова индивидуально переживается им. Вследствие истории своего образования Я-идеал имеет теснейшую связь с филогенетическим достоянием, архаическим наследием индивидуума. То, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глубочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеала самым высоким в смысле наших оценок достоянием человеческой души. Однако тщетной была бы попытка локализовать Я-идеал, хотя бы только по примеруЯ, или подогнать его под одно из тех сравнений, при помощи которых мы пытались наглядно изобразить отношениеЯ иОно.
Легко показать, что Я-идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В качестве заместителя страстного влечения к отцу оно содержит в себе зерно, из которого выросли все религии. Суждение о собственной недоста-точности при сравнении Я со своим идеалом вызывает то смиренное религиозное ощущение, на которое опирается страстно верующий. В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качествесовести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущаетсякак чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала.
Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. -М., 1998. -С. 841-860.
Карл Юнг (1875-1961)
Caм Фрейд одно время считал Юнга своим приемным сыном и наследником психоаналитического движения... После того, как их дружба полностью распалась в 1914 году, Юнг начал разрабатывать собственный вариант аналитической психологии, как он ее называл, полностью противоположный фрейдовской системе...
Интроверты и экстраверты
Юнговские понятия интроверзии и экстраверзии в наши дни широко известны. Экстраверты - это такие люди, которые направ-ляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей. Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций. У интровертов либидо направлено на внутренний мир. Такие люди склонны к созерцательности, интроспекции Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты. В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интроветированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.
ПРОБЛЕМЫ ДУШИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Пер. с нем. -М., 1994. -С.125-133; 136-137; 245-246.
К. юнг
СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Эктопсихическая сфера Эндопсихическая сфера
Личностное бессознательное
Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара, 1996. -С. 150-152.
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. -СПб., 1998. -С. 472-476.
А.Г. МАСЛОУ
Хорошие люди как пример для всех
...я прихожу к выводу, что, выделив качества, отличающие наиболее психологически здоровых индивидуумов от остальных, я пойму, каким должен быть человек. Здесь уместно вспомнить слова Аристотеля: «Если хороший человек говорит, что это хорошо, то это действительно хорошо».
Это эмпирически установленный факт, что люди с высокой степенью самоактуализации гораздо реже основной массы людей сомневаются в себе, меньше размышляют о том, правильно или неправильно они поступают: Их нисколько не смущает, что девяносто пять процентов человечества поступает иначе. И должен заметить, что эти люди - во всяком случае те из них, которых изучал я, - обнаружили тенденцию к одинаковой оценке фактов, того, что хорошо и что плохо, как если бы они ощущали некую высшую реальность, лежащую за пределами человеческого сознания, а не основывали свои оценки на житейском опыте, который, как известно, зачастую страдает однобокостью и предвзятостью. Словом, я использовал их, чтобы они продуцировали ценности, или, лучше сказать, они помогли мне приблизиться к пониманию того, что бо-лее всего важно для человека. Говоря другими словами, я сделал следующее допущение: то, что ценно для этих людей, в конце концов станет ценно и для меня; я соглашусь с ними, приму их ценности, как экстраперсональные, универсальные, как нечто такое, что рано или поздно подтвердит жизнь..
Анализ различных значений, в которых употреблялось понятие «бытие»...
Понятие «бытие»...относится к «внутреннему ядру», биологической природе индивидуума - к его базовым потребностям, возможностям, предпочтениям; к его несводимой к меньшему природе, к его «реальному Я», к его врожденной, генетической сущности...
Бытие выступает скорее как «выражение собственной природы»... Под понятием «бытие» подразумевается расслабленная спонтанность, позволяющая глубинной, врожденной натуре проявиться в поведении (умному человеку проявить свой интеллект, а ребенку ребячиться). Истинная спонтанность труднодостижима, большинство людей скорее «актерствуют», - они «стараются» соответствовать тому, что по их мнению ожидается от них, или тому, чего они сами ожидают от себя, вместо того, чтобы позволить себе быть собой. Бытие подразумевает честность, искренность, открытость... «Изображать» бытие, «стараться» быть - не так хорошо, как просто «быть», но все же это лучше, чем не изображать, не стараться, потому что это значит утерять надежду, сдаться...
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер с англ. -СПб., 1997. -С. 19-21; 23; 32-33; 35-36;38; 41; 66-61; 131-144; 168-161.
Истоки когнитивной психологии
Когнитивная психология - психологическая концепция, основное внимание уделяющая процессу познания и активности сознания.
...предшественником когнитивной психологии можно считать швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), проведшего ряд весьма значительных исследований по детской психологии, но не в терминах психосексуального или психосексуального развития, как это было у Фрейда и Эриксона, а с позиции исследования стадий когнитивного развития ребенка...
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. -СПб., 1998. -С. 482-483,490-491.
Солсо Р.Л. Когнитовная психология. -М., 1996. -С. 386-389.
Ж. ПИАЖЕ
ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Пер. с англ. и фр. -М., 1994. -С. 55, 56, 60, 213-225. Хрестоматия по общей психологии, психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Пертухова. -М., 1981. -С. 56.
Эрик Эриксон (1902-1994)
Эриксон прошел ортодоксальную психоаналитическую подготовку под руководством Анны Фрейд. Ему принадлежит довольно популярный подход к изучению проблем личности, который впоследствии разделяли многие психоаналитические системы, несмотря на все их разногласия в прочих областях. Эриксон разработал собственное представление о стадиях развития личности, полагая, что личность человека меняется на протяжении всей его жизни. Он признавал также влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности...
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. -СПб., 1998. -С. 463-466.
Э.ЭРИКСОН
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ
Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара, 1996. -С. 325-328; 332-337; 340-347; 354-374.
Кули Чарльз Хортон (1864 - 1929)
Американский социолог, социальный психолог, автор «зеркального Я» теории, один из основоположников теории малых групп. Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули послужили функциональная психология У. Джемса, социология О. Конта, Г. Спенсера.
В основе социологической теории Кули лежат социальный ор-ганицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, Кули рассматривал общество, социальные группы, и индивида как еди-г ный живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма - «сверх-Я», «большом сознании». «Социальное» и »индивидуальное» - две стороны ментальной целостности, личность,и. общество едины как части общего целого. В этом единстве «социальное» лишь кумулятивный аспект целостности, а «индивидуальное» - ее дискретный аспект. Кули не дает однозначного определения этой целостности, обозначая ее метафизической категорией «человеческая жизнь». Приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию» - это и есть социальный процесс, который Кули понимает как социализацию индивидуального сознания, основываясь на социальной психологии У. Джеймса. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. Оно развивается от инстинктивного «самоощущения» («selffeeling»), в котором «Я» - это «эмоции», «возбуждения», до социальных чувств (любви, уважения, сочувствия и др.). При этом Кули не различает строго чувства и рассудок- Сознание сводится здесь к различным «умонастроениям» («feeling states»), взаимосвязь которых осуществляется разумным началом - движущей силой социальных процессов. Результатом социализации являются «образы», или «представления» («imaginations»). В «представлениях» «самоощущения» индивида ассоциируются с общепринятыми символами и становятся в результате «социальными чувствами». «Социальные чувства», по Кули - это основа социальной организации и социального контроля. Потенциальная разумная природа индивидуального «Я» приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы, Усваиваемые индивидом представления о своем «Я», которые возникают в сознании «других», Кули называет «представлениями
представлений» («imaginations of imaginations»). Они признаются в качестве социального факта и являются основным предметом социологии Кули. «Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник, координирующий функционирование частей целостного разумного организма - «человеческой жизни». Ее функционирование в коммуникации подчеркивает ее социальный характер;
содержанием ее является сумма индивидуального опыта и опыта первичных групп. «Человеческая жизнь» постоянно изменяется, эволюционирует, и представить ее можно, лишь описывай отдельные социальные факты.
Социология Кули повлияла на развитие интеракционистских концепций, на развитие социально-психологических теорий, а так-же на теории, соединяющие элементы органицизма и интеракцио-низма.
Следуя общеметодологической интеракционистской традиции американской социальной мысли, Кули утверждал, что собственно «общественное» возникает только в общении, коммуникации, взаимодействии субъектов действия... Иначе говоря, социальная сущность человека определяется его «функционированием» в социальном окружении, которое формирует его.
Эта теория Кули вошла в историю социологии ,под названием теории «зеркального Я» (looking-glass self). Речь шла о том, что в ' обществе человек постоянно смотрится в «зеркало», в качестве которого выступают другие люди - их мнения, их поведение, их реакции. Субъект бессознательно начинает ориентироваться на эти зеркальные отражения и выстраивать свое собственное Я согласно этим отражениям. Подобная ориентация на, «отражения» проходит, по мнению Кули, три стадии своего формирования.
1. Конструирование в воображении своей собственной внешности.' Человек планирует свой внешний образ; он представляет себе, как он выглядит со стороны, он формирует свой облик. В особенности это касается так называемых «значимых других» (significant others), то есть тех, чье мнение имеет значение для субъекта.
2. Интерпретация реакций других. Человек анализирует то, как «другие» реагируют на него и совпадает ли субъективное самовосприятие с восприятием его другими.
3. Конструирование собственного образа. Соединяя изначальную мотивацию с реакциями «других», человек формирует собст-
венный образ, который детерминирует социальное поведение индивида.
Взгляды Кули оказали большое влияние на Чикагскую школу и
на социологию Дж.Г. Мида
Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв. Хрестоматия... -М., 1994. -С. 373-374. Современная западная социология:
Словарь, -М., 1990. -С. 146-147.
Ч.КУЛИ
Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. -М., 1994. -С.316-329.
История теоретической социологии. В 4-х т. Т.З. -М., 1998. -С. 276-280.
Словом Я переводится мидовское понятие «I», «me» мы оставляем без перевода из-за отсутствия удовлетворительных русских эквивалентов.
ДЖ.МИД
АЗИЯ
Организованное сообщество (социальную группу), которое обеспечивает индивиду единство его самости, можно назвать обобщенным другим Установка обобщенного другого есть установка всего сообщества** Так, например; такая социальная группа, как бейсбольная команда, выступает в качестве обобщенного другого постольку, поскольку она проникает как организованный процесс или социальная деятельность - в сознание (experience) любого из своих индивидуальных членов
, Р,пя развития данным человеческим индивидом самости в наиболее полном смысле слова ему недостаточно просто принять установки других человеческих индивидов по отношению к нему и друг к другу внутри человеческого социального процесса, вводя 'этот социальный процесс как целое в свое индивидуальное созна-мме лишь в этой форме Он должен тайже, таким же точно образом, как^м принимает установки других индивидов по отношению к себе
Мид Джордж Гербет (1863-1931) - американский .философ, социальный психолог, один из основателей символического интеракционизма
И неодушевленные объекты не в меньшей степени, чем человеческие организмы, обладают возможностью образовывать части обобщенного и организованного - полностью социализированного — другого для любого данного человеческого индивида постольку, поскольку он откликается на эти объекты социальным образом (посредством механизма мышления, интернализованного общения жестами). Любая вещь - любой объект или набор объектов, одушевленных или неодушевленных, человеческих или животных, или просто материальных, в направлении которых он действует или на которые он (социально) откликается, -'есть некий элемент, в котором для него (раскрывается) обобщенный другой Принимая установки последнего по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя в качестве объекта, или индивида, и, таким образом, развивает самость или индивидуальность Так, например, культ в своей примитивной форме есть просто социальное воплощение взаимоотношения между данной социальной группой (сообществом) и ее физическим окружением - организованное социальное средство, принятое индивидуальными чле-1 намй этой группы (сообщества) для вступления 'в социальные отношения с этим окружением или (в некотором смысле) для поддержания общения с ним. Это окружение, таким образом, становится частью всеобъемлющего обобщенного другого для каждого из индивидуальных членов данной со-циальной группы (сообщества)
и друг к другу, принять их установки по отношению к разным фазам
- или аспектам общей социальной деятельности или набору социальных предприятий, куда в качестве членов организованного сообщества или социальнрй группы все они вовлечены. Затем он должен, обобщая эти индивидуальные установки самого этого организованного сообщества (социальной группы) в целом, действо-, вать в направлении разнообразных социальных проектов, которые оно осуществляет в любой данный момент, или же в направлении различных более широких фаз всеобщего социального процесса, который составляет его жизнь и специфическими проявлениями которого эти проекты являются. Это введение крупномасштабных деятельностей любого данного социального целого или организованного сообщества в эмпирическую (experiential) сферу любого из индивидов, вовлеченных или включенных в это целое, является, иными словами, существенным основанием и предпосылкой наиболее полного развития самости этого индивида: лишь поскольку он принимает установки организованной социальной группы, к которой он принадлежит, по отношению к организованной кооперативной социальной деятельности или набору таких деятельностей, в которые эта группа как таковая вовлечена, постольку он развивает завершенную самость или обладает самостью такого уровня развития, какого ему удалось достичь.
' Но, с другой стороны, сложные кооперативные процессы деятельности и институциональное функционирование организованного человеческого общества также возможны лишь постольку, поскольку каждый вовлеченный в них или принадлежащий к этому обществу индивид может принять всеобщие установки всех других подобных индивидов по отношению к этим процессам, деятельно-стям и институциональному функционированию, а также и к организованному социальному целому устанавливающихся при этом эмпирических отношений и взаимодействий (experiential relations and interactions) и может соответствующим образом направлять свое
•собственное поведение.
Именно в форме обобщенного другого Социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, т. е. сообщество осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных членов, ибо как раз в этой форме социальный процесс (сообщество) проникает в качестве определяющего фактора в мышление индивида. В абстрактном мышлении инди
вид принимает установку обобщенного другого* по отношению к себе безотносительно к ее выражению в любых других конкретных индивидах; в конкретном же мышлении, он принимает эту установку постольку, поскольку она выражается в установках по отношению к его поведению тех других индивидов, вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию или данное социальное действие. Но лишь принимая установку обобщенного другого по отношению к себе тем или иным из этих способов, он только и может мыслить вообще; ибо только так мышление - или интернализованное общение жестами, составляющее мышление,- может иметь место. И лишь благодаря принятию индивидами установки или установок обобщенного другого по отношению к ним становится возможным существование универсума дискурса как той' системы общепринятых или социальных смыслов, которую в качестве своего контекста предполагает мышление.
, Самосознательный человеческий индивид,, далее, принимает или допускает организованные социальные' установки данной социальной группы (или сообщества, или какой-то их части), к кото-- рой вн принадлежит, по отношению к социальным проблемам разного рода, с которыми сталкивается эта группа или сообщество в любой данный момент и которые возникают в связи' с различными социальными проектами или организованными кооперативными предприятиями, в которые вовлечена эта группа (сообщество) как таковая. И в качестве индивидуального участника этих социальных проектов или кооперативных предприятий он соответствующим образом управляет своим поведением.
* Мы сказали, что внутреннее общение индивида с самим собой посредством слов или значимых жестов - общение, составляющее процесс или деятельность мышления,- поддерживается индивидом с точки зрения обобщенного другого. И чем абстрактнее это общение, тем абстрактнее становится мышление, тем дальше отодвигается обобщенный другой от всякой взаимосвязи с конкретными индивидами. Как раз применительно к абстрактному мышлению в особенности следует сказать, что упомянутое общение поддерживается индивидом скорее с обобщенным другим, чем с какими-либо конкретными индивидами. Так, например, абстрактные поня- тия суть такие понятия, которые формулируются в терминах установок всей социальной группы (сообщества) в целом. Они формулируются на основе осознания индивидом установок обобщенного другого по отношению к.ним как результат принятия им этих установок обобщенного другого
и последующего отклика на них. И, таким образом, абстрактные высказывания формулируются в таком виде, который может воспринять любой Другой - любой другой разумный индивид.
В политике, например, индивид отождествляет себя с целой, политической партией и принимает организованные установки всей этой партии по отношению к остальной части социального сообщества и по отношению к проблемам, с которыми сталкивается партия в данной социальной ситуации; он, следовательно, реагирует или откликается в терминах организованных установок партии как некоего целого. Так он вступает в особую конфигурацию социальных отношений со всеми другими индивидами, которые принадлежат к этой партии; и таким же образом он вступает в различные иные специфические конфигурации социальных отношений с различными классами индивидов, и индивиды каждого из этих классов являются другими членами какой-то из особых организованных подгрупп (определяемых в социально-функциональных терминах), членом которых он сам является в рамках всего данного общества или социального сообщества.
В наиболее высокоразвитых, организованных и сложных человеческих'социальных сообществах - тех, которые развиты цивилизованным человеком, - эти различные социально-функциональные классы или подгруппы индивидов, к которым принадлежит каждый данный индивид (и другие индивидуальные члены, с которыми он, таким образом, вступает в некую особую конфигурацию социальных отношений), распадаются на два вида
Некоторые из них представляют собой конкретные социальные классы или подгруппы, как, например, политические партии, клубы, корпорации, которые все действительно являются функциональными социальными единицами, в рамках которых их индивидуаль- ные члены непосредственно соотнесены друг с другом
Другие представляют собой абстрактные социальные классы или подгруппы, такие, как класс должников и класс кредиторов, в рамках которых их индивидуальные члены соотнесены друг с другом лишь более или менее опосредованно и которые лишь более или менее опосредованно функционируют в качестве социальных единиц, но которые предоставляют неограниченные возможности для расширения, разветвления и обобщения социальных отношений между всеми индивидуальными членами данного сообщества как организованного и объединенного целого.
Членство данного индивида в нескольких из этих социальных классов или подгрупп делает возможным его вступление в определенные социальные отношения (какими бы опосредованными они ни были) с почти бесконечным числом других индивидов, которые также принадлежат к тем или иным из этих социальных классов
или подгрупп (или включаются в них), пересекающих функциональные демаркационные линии, которые отделяют различные человеческие социальные сообщества одно от другого, и включающих индивидуальных членов из нескольких (в Иных случаях - из всех) таких сообществ. Из этих абстрактных социальных классов или подгрупп человеческих индивидов наиболее обширным является, конечно же, тот, который определяется логическим универсумом дискурса (или системой универсально значимых символов), обусловленным участием (participation) и коммуникативным взаимодействием индивидов. Ибо из всех подобных классов или подгрупп это именно тот (класс), который претендует на наибольшее число индивидуальных членов и позволяет наибольшему вообразимому числу индивидов вступить в некий род социального отношения (каким бы ни было оно опосредованным и абстрактным) друг с другом - отношения, вырастающего из универсального функционирования жестов как значимых символов во всеобщем неловеческом социальном процессе коммуникации
Я указал далее, что процесс полного развития самости проходит две большие стадии
На первой из этих стадий самость индивида конституируется просто организацией отдельных установок других индивидов по отношению к нему самому и друг к другу в рамках специфических социальных действий, в которых он вместе с ними участвует.
Лишь на второй стадии процесса полного развития самости она конституируется организацией не только этих отдельных установок, но также и социальных установок обобщенного другого или социальной группы, к которой он принадлежит, как некоего целого. Эти социальные или групповые установки привносятся в сферу непосредственного опыта (experience) индивида и в качестве элементов включаются в структуру или конституцию его самости - таким же образом, как и установки отдельных других индивидов. И индивид достигает их, ему удается принять их посредством дальнейшей организации, а затем обобщения установок отдельных других индивидов в терминах их организованных социальных значений или импликаций
Таким образом, самость достигает своего полного развития посредством организации этих индивидуальных установок других в организованные социальные или групповые установки, становясь, тем самым индивидуальным, отражением всеобщей систематической модели социального или группового поведения, в которое она вовлечена наряду со всеми другими, - модели, которая как некое
целое проникает в опыт (experience) индивида в терминах этих организованных групповых установок, которые посредством механизма своей центральной нервной системы он" принимает в себя, точно так же, как принимает он индивидуальные установки других
Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. -М., 1994. -С. 228-232..
Роберт Кинг Мертон (род. 1910)
Она из ярких фигур американской социологииXX в. В его творчестве особенно заметно влияние европейской традиции социологического анализа, ранним и глубоким знакомством с которой Мертон в значительной мере обязан П. Сорокину, бывшему его учителем в Гарвардском университете в 1930-е годы.
Мертон внес значительный вклад в разработку парадигмы и методов структурно-функционального анализа. Ему принадлежат важные и, по мнению многих ученых, классические работы в таких традиционных областях социологического исследования, как социология отклоняющегося поведения, массовые коммуникации, межличностные и межгрупповые отношения.
История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3. -M., 1998. -С. 250-251; 257-261.
T*.MEPTOH
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И АНОМИЯ
I
. .Наша главная задача состоит в том, чтобы понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. В группах, особенно подверженных такому влиянию, можно ожидать необычайно высокую степень отклоняющегося поведения. Это происходит не потому, что люди, входящие в них, имеют какие-нибудь особенные биологические предрасположенности, а вследствие нормального реагирования на социальную ситуацию, в которой они оказываются Нас будет интересовать социологический аспект, причем не сам факт отклоняющегося поведения, a erq разновидности. При этом некоторые формы отклоняющегося поведения будут считаться столь же психологически нормальными, ,что и формы поведения,. соответствующего предписаниям, а отклоняющееся поведение не будет отождествляться с психологической ненормальностью. •
I. Конформность
Чем больше степень стабильности общества, тем шире распространен этот тип приспособления - соответствие и культурным целям, и институционализированным средствам. Если бы дело обстояло иначе, было бы невозможно поддерживать стабильность и преемственность общества. Сеть ожиданий, составляющая каждый социальный порядок, основывается на желательном поведении членов общества, соответствующих установленным и, возможно, постоянно меняющимся культурным образцам. Именно вследствие всеобщей ориентации поведения на основные культурные ценной сти мы можем говорить о массе людей как об обществе. Помимо ценностей-, разделяемых взаимодействующими индивидами, существуют также общественные отношения, если так можно назвать беспорядочные взаимодействия индивидов, но не общество. Точно так же в средние века можно было обратиться к Обществу Наций, прежде всего как к риторической фигуре или ^вымышленной цели, но отнюдь не как к социологической реальности...
Типология форм индивидуального приспособления
Формы приспособления | Определяемые культурой цели | Институционализи-рованные средства |
Конформность | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретритизм | - | - |
Мятеж | +- | + - |
Заключительные замечания
Какова бы ни была точка зрения читателя на предмет моральной желательности согласования целей и средств в социальной структуре, очевидно, что их несовершенная координация ведет к аномии. Поскольку одна из наиболее общих функций социальной структуры состоит в обеспечении предсказуемости и регулируемости общественного поведения, то по мере разобщения целей и средств эффективность данной функции снижается. В преДельном случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом...'
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.*. ( -М„ 1969. -С. 125-131,135-139.
Т. M; МИЛЛЗ
Пер с англ. / Под ред. Т. Парсонса. -М., 1972. -С. 82-92.
Ч. КУЛИ
Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. -М., 1994. -С. 330-335.
Т. ШИБУТАНИ,"
ВАРИАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
Социологи часто проводят различие между первичными и вторичными отношениями. Первичными они называют те интимные, «лицом к лицу», контакты, которыми характеризуется, например, взаимодействие в большинстве семей, среди соседей, в кружке близких друзей или в компании подростков. Вторичные отношения, по-видимому, включают все остальные. Трудности, возникающие, когда делается попытка точного различения, говорят о том, что первичные и вторичные отношения следует рассматривать не как раздельные категории, а как полярные типы в континууме, где связи изменяются от очень интимных к совершенно формальным. Интерес сосредоточивается здесь настепени социальной дистанции между участниками ... социальная дистанция не то же самое, что географическая. Иногда (особенно в городах) люди живут совсем рядом и часто встречаются, но остаются чужими друг другу. Итак, говоря о социальной дистанции, мы интересуемся степенью
V
Ши9утани Тамотсу, американский социальный психолог, профессор Калифорнийского университета.
психологической близости, которая способствует легкости, спонтанности взаимодействия.
Социальное взаимодействие - это скорее взаимодействие персонификаций, чем реальных личностей. Создание персонификаций основывается на том, что известно относительно данного индивида. Всякое взаимодействие строится на предположениях, которые делает один участник относительного другого. Без этого ни один человек не в состоянии принять роль другого и контролировать собственное поведение.^ Даже в простой экономической сделке возникнут трудности, если нет достаточной уверенности в том, что каждая сторона выполнит ожидаемые действия. С другой стороны, ни один человек (даже психиатр) никогда не понимает полностью другое человеческое существо. Он может лишь наблюдать различные сенсорные сигналы - жесты и действия - и делать на их основе выводы относительно внутренних переживаний. В близких контактах партнер иногда подтверждает гипотезы, доверяя некоторые из своих секретов, но каждый человек сохраняет кое-что только для себя. Кроме того, во многих взаимоотношениях люди намеренно скрывают свои действительные склонности за отвлекающими жестами. Люди узнают друг друга разными способами, и социальная дистанция может измеряться по этим линиям., s. •
Если социальная дистанция значительна, человек видит в другом лишь частный случай определенной социальной категории^ Из предполагаемых свойств каждой категории вытекают соответствующие экспектации. ... Мужчина, сидящий за рулем автомобиля, • становится особенно осторожным всякий раз, когда он встречает машину, управляемую женщиной, хотя он может признать, что некоторые женщины весьма искусные шоферы. Во вторичных отношениях, следовательно, особенности личности партнера или не относятся к делу, или имеют второстепенное значение. Если у, продавца случилось несчастье, его печаль не сможет значительно изменить взаимодействия с покупателем. Поскольку люди живут в символической среде, где объекты классифицированы и снабжены этикетками, они в состоянии эффективно взаимодействовать даже с совершенно незнакомым человеком - просто помещая его в соответствующую категорию. Характеристики других людей часто не точны, но тем не менее они позволяют осуществляться кооперации.
Если сведения, которыё\1меют участники друг о друге, безличны, согласованные действия могут происходить лишь в ситуациях, где социальная структура хорошо установлена. Незнакомые люди
могут активно взаимодействовать только тогда, когда ясно определены конвенциальные роли. Именно такова природа большинства экономических сделок. Объединение людей, мало знакомых друг другу, будет непрочно, если нет сети конвенциальных норм.
Социальная дистанция достигает максимума в ситуациях, где каждый человек держится «себе на уме». Вежливость -это^яюсоб скрывать собственную личность. Люди выставляют напоказ только '«фасад», скрывая свои радости, огорчения и надежды за маской, Коммуникации в таких обстоятельствах большей частью символич-ны и формальны; экспрессивные движения часто не спонтанны -как заученная улыбка у продавца. Бывают, конечно, случаи, когда человек на мгновение теряет сдержанность, и другие получают возможность увидеть его истинное лицо. Но обычно такие импульсы сдерживаются...
Поскольку люди чаще всего испытывают чувство безопасности в социальных ситуациях, характеризующихся первичными отношениями, и поскольку вторичные контакты иногда делают возможным сохранение несправедливости, некоторые социологи осуждают последние как нежелательные. Это оценочное суждение вводит, однако, в заблуждение. Большинство вторичных отношений' не являются недружественными. К тому же в городе просто немыслимо, чтобы индивид лично знал каждого, с кем он должен иметь дело. Что может человек знать об обслуживающем его официанте? О его личном честолюбии, о его отношениях с женой или детьми? Что известно ему об официанте как о человеческом существе? Однако даже без такого знания неоднократные взаимодействия протекают ровно, приятно и без затруднений. Именно такова природа подавляющего большинства социальных контактов в современных массовых обществах.
"Во взаимоотношениях, где социальная дистанция минимальна, представление о другом человеке высоко индивидуализировано, и при контактах с ним принимаются в расчет его идиосинкратические черты. В таких случаях создаются уникальные персонификации. В компании близких товарищей уменьшается скрытность, и большинство людей действуют более спонтанно, нередко выдавая скрытые мысли и допуская запретные реакции. Кроме того, некоторые экспрессивные движения, будучи индивидуализированы, могут быть точно прочитаны только теми, с кем человек находится в постоянной связи^Когда люди, которые хорошо знакомы, вовлекаются в совместное действие, каждый принимает во внимание преду-
беждения и слабости других. Поэтому результат зависит скорее от личностей участников, чем от конвенциальных норм.
Кроме того, если во вторичных отношениях о человеке становится известно только то, что существенно для выполнения определенного действия (разноска почты или ремонт автомобилей), то в первичных отношениях каждый знаком со взглядами и реакциями другого во многих различных ситуациях. Близкие друзья обычно знают о прошлом друг друга и часто поверяют друг другу мечты о будущем. Наиболее всесторонняя персонификация другого позволяет лучше предугадывать его действия - даже в новых ситуациях,
При сходных обстоятельствах различия в поведении обычно обусловлены различиями в определении ситуаций. Например, стоит мужчине придержать дверь открытой, пропуская впереди себя женщину-японку, она воспримет это как показатель глубокого влечения; американка же в подобных обстоятельствах отметит только, что человек хорошо воспитан. Их последующее отношение к этому человеку будет соответственно отличаться. Но по мере того, как люди ближе узнают друг друга, они в состоянии говорить более искренне и благодаря этому лучше понимают «картину мира» каждого. При большей откровенности близкие друг другу люди начинают понимать, что вопреки различию «фасадов» они, в сущности, очень похожи. Каждый человек реагирует несколько иначе,' чем любой другой; однако его особенности становятся более понятными, когда выясняетсяего определение ситуации. Как это ни парадоксально, чем полнее один человек понимает своеобразие другого индивида, тем легче ему себя с ним идентифицировать.
Именно вследствие такой идентификации соображения чувств приобретают в первичных отношениях особую важность.)Те, кто состоит в близком контакте, часто закрывают глаза на конвенциальные обязанности, особенно если последние чему-то мешают. Те, кто в состоянии идентифицировать себя с другим человеком, могут понимать происходящее с его точки зрения даже тогда, когда -они с ним не согласны. Не приходится удивляться поэтому, что[по-ведение людей в интимных кругах зависит скорее от их межличностных ролей, чем от ролей конвенциальных. [
При вторичных контактах взаимоотношения людей часто основываются на взаимной полезности. Партнеры рассматриваются только как «вещи», которыми манипулируют, преследуя свои собственные интересы. Однако если по какой-либо причине социальная дистанция неожиданно сокращается, происходит значительная трансформация...
Поскольку конвенциальные нормы обычно устанавливают, что люди, находящиеся в тесных контактах, должны любить друг друга, часто полагают, что все первичные взаимоотношения дружественны-и желательны.'Однако это не так. В самом деле, по-видимому, наиболее ожесточенная ненависть, на которую, кажется, способны люди, направлена именно против тех, с кем они состоят в близком общении. Такие отрицательные чувства обычно сдерживаются или даже подавляются, но они проявляют себЯуВсяк^й раз, когда появляется благоприятная возможность. Точнее^ыло бы сказать, что люди в продолжительных контактах не могут оставаться безразличными друг к другу и что чувства, которые развиваются, могут быть как конъюнктивными, так и дизъюнктивными.
Если взаимоотношения продолжаются достаточно долго, в большинстве случаев наступает некоторое сокращение социальной дистанции. Раз установлена хоть минимальная идентификация, развиваются особые обязательства личного характера, которые в свою очередь облегчают дальнейшие контакты. Персонификации, периодически пересматриваются. Этот кумулятивный процесс может принимать также противоположное направление. Два друга, которые утратили иллюзии один в отношении другого, психологически расходятся. Они делаются все более скрытными и тактичными по отношению друг к другу и в конце концов станут снова почти чужими.
Поскольку интимность основывается на взаимном понимании внутренних переживаний, ее развитие зависит от ослабления сдержанности со стороны обоих партнеров. Сокращение социальной дистанции вызывает больше спонтанности, самосознание ослабевает, и увеличивается легкость общения. Но существуют личностные различия: некоторые устанавливают взаимоотношения легко; другие настороженны и занимают оборонительную позицию. Одни люди за всю свою жизнь устанавливают лишь несколько дружеских связей; другие заводят новых друзей почти каждый месяц. Разумеется, существуют культурные различия в степени, до которой допустима непринужденность. .
Если люди постоянно общаются и добросовестно исполняют конвенциальные роли, это еще не обязательно ведет к сокращению социальной дистанции. Есть много ситуаций, где начиная с определенного пункта конвенциальные барьеры затрудняют откровенность. Хозяин и слуга, а также великий артист и его ученики получают возможность узнать друг друга очень хорошо, но, если хозяин предпочитает не переходить границы, вежливая дистанция
сохраняется даже после многих лет ассоциации. Узники и охранники постоянно находятся в обществе друг друга и даже взаимозависимы, но существуют барьеры, которые удерживают их на расстоянии; их каналы коммуникаций совершенно отделены друг от друга, и это заставляет охрану полагаться на осведомителей.
Тем не менее многие социологи вслед за Кули подчеркивали важность контактов «лицом к лицу». Такие контакты, по-видимому, способствуют сокращению социальной дистанции, поскольку облегчают «чтение» выразительных движений. Символические коммуникации создаются намеренно и контролируются сознанием; они предназначены для того, чтобы произвести определенное впечатление - обычно то, которое предписано конвенциальными нормами. Но экспрессивные движения не поддаются контролю. Посредством этих непроизвольных реакций, часто проявляющихся в сокращении мышц лица, каждый человек передает свои переживания и показывает, как долго другие могут испытывать его терпение. Находящиеся вблизи люди получают сенсорные сигналы, на основе которых можно довольно точно судить относительно импульсов, которые подавляются или в других случаях утаиваются.
Сказанное означает, чтостепень, в которой чувства влияют на результаты взаимодействия более, чем конвенциальные нормы, обратно пропорциональна социальной дистанции между участниками. Соображения чувств оказываются на первом месте 'в тех взаимоотношениях, в которых социальная дистанция минимальна.
Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. -Ростов н/Д., 1998. -С. 315-322.
ДЖ. ХОМАНС^
Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. -М., 1984. -С. 83-91.
Т.М. НЬЮКОМ
Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. -М., 1984. -С. 20-27, 31.
Э. Ф. ВОУГЕЛ
Пер. с англ. / Под ред. Т. Парсонса. -М., 1972. -С. 163-173.
Ч. ТИЛЛИ
Пер с англ. / Под ред. Т. Парсонса. - М., 1972. -С. 116-133.
III. Социальная стратификация и социальная мобильность
П.СОРОКИН
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ЕЕ ФОРМЫ И ФЛУКТУАЦИИ
Резюме
1. Основные формы индивидуальной социальной мобильности и мобильности социальных объектов следующие: горизонтальная и вертикальная. Вертикальная мобильность существует в форме восходящих и нисходящих течений. Обе имеют две разновидности:
1) индивидуальное проникновение и 2) коллективный подъем или спад положения целой группы в системе отношений с другими группами.
2. По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ.
3. Едва ли существует такое общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными.
4. Едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, беспрепятственной.
5. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности изменяется от группы к группе, от одного периода времени к другому (изменения во времени и пространстве). В истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов.
6. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности.
7. Хотя так называемые демократические общества зачастую *- более подвижны, чем автократичные, тем не менее это правило не без исключений. .
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., (992. -С. 302-307, 373-377, 392.
E.БЕРГЕЛЬ
Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия: Для студентов вузов. -М., 1997. -С. 212-221.
К. ДЭВИС, У. МУР
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
Мы предпримем следующий шаг в раскрытии теории стратификации - покажем взаимосвязь между стратификацией и остальной частью социального порядка. Начнем с предположения, что не бывает «бесклассового» или нестратифицированного общества.
Пер. с англ. / Под ред. Т. Парсонса. -М., 1972. -С. 235-247.
Содержание
I. Психология и социология личности | |
ВИЛЬЯМ ДЖЕМС: ПРЕДТЕЧА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ | |
У.ДЖЕЙМС ЛИЧНОСТЬ | |
ПСИХОАНАЛИЗ КАК ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | |
3. ФРЕЙД Я И ОНО | |
КАРЛ ЮНГ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |
К. Г. ЮНГ ПРОБЛЕМЫ ДУШИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | |
К. ЮНГ СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА | |
ПРИРОДА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. | |
АБРАХАМ МАСЛОУ | |
А.Г. МАСЛОУ ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ | |
ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ | |
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ | |
Ж.ПИАЖЕ ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА | |
ЭРИК ЭРИКСОН. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ. КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ | |
Э. ЭРИКСОН. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ:ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ | |
КУЛИ ЧАРЛЬЗ ХОРТОН | |
Ч. КУЛИ СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ | |
ДЖ. Г. МИД - ОСНОВОПОЛОЖНИК СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА | |
ДЖ. МИД A3 И Я | |
РОБЕРТ КИНГ МЕРТОН. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ АНОМИИ И АНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
Р. МЕРТОН СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И АНОМИЯ | |
II. Социология и социальная психология групп и общностей | |
Я. ЩЕПАНЬСКИЙ ГРУППА | |
Т. М. МИЛЛЗ 0 СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП | |
Ч. КУЛИ ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ | |
Т. ШИБУТАНИ ВАРИАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ | |
ДЖ. ХОМАНС СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН | |
Т.М. ВЬЮКОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ | |
Э. Ф. ВОУГЕЛ СЕМЬЯ И РОДСТВО | |
Ч. ТИЛЛИ ФОРМЫ УРБАНИЗАЦИИ | |
III. Социальная стратификация и социальная мобильность | |
СОРОКИН СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ | |
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ЕЕ ФОРМЫ И ФЛУКТУАЦИИ | |
Е. БЕРГЕЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ | |
К. ДЭВИС, У. МУР НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ | |
Б. БАРБЕР СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ | |
Р. В. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ | |
Содержание |
– Конец работы –
Используемые теги: Социология, Психология, Социология, личности0.069
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология: Психология и социология личности
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов