СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - раздел Психология, Социология: Психология и социология личности ...что Касается Исторических Типов Стратификации, То Необходимо Отметить: Вс...
...Что касается исторических типов стратификации, то необходимо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали синститута рабства. Оно основано на завоеваниях. Самый ранний пример высокой цивилизации, основанной на рабстве, являет Шумер. Старинный идеограф, обозначавший здесь врача, переводился так:
«человек из чужих земель». В гомеровские времена рабом называли военнопленного; лишенного какой-либо свободы. По римским законам пленник автоматически становился рабом.
Рабство, тем не менее, более сложное явление, чем это принято думать. В античности термином «раб» обозначали скорее род занятия, нежели статус. Наши предки считали унизительным работать на других. Поступать так означало потерять свободу, стать в каком-то отношении зависимым от этих других. Даже работа за плату считалась недостойной. Латинское слово для обозначения раба «серв» (servus) именовало человека, занимающегося обслуживанием других помимо своей воли. Тогда еще не было работы по контракту. Рабство и принудительные услуги являлись синонимами. Рабство стало рушиться с приходом контрактного труда...
Рабство икрепостничество - понятия, которые необходимо различать. Крепостной (serf) обладает не только обязанностями, но и правами. А вот рабы, в частности в Риме, были лишены всех прав. В других странах наделение рабов правами зависело от желания рабовладельца, а права крепостного устанавливались законом. Крепостной владел собственностью, мог жениться и завести семью. Так формировалась наследственная страта крепостных.
Рабство обозначало принудительный труд в любой сфере экономики, а крепостничество - только в сфере сельского хозяйства. Крепостной - подчиненный кому-то крестьянин. Раб - личная собственность господина. Он - чаще всего иностранец. Крепостной -из местных. Хозяин мог продать своего раба, но лорд не мог продать крепостного. Как правило, он продавал землю вместе с крестьянами, если,конечно, разорялся.
Теоретически крепостничество - менее мучительная форма зависимости. Но так было не всегда. Судьба раба зависела от
Бергель Е,- американский социолог.
субъективного расположения к нему господина. Он по желанию мог облегчить его положение. Но феодал не мог так поступить, поскольку положение его крестьян регулировалось общим для всех законодательством. Таким образом, рабство - система личных отношений^ крепостничество - система юридических отношении. Те и другие строились на зависимости.
Статус крепостного - предписываемый, унаследованный от родителей и передаваемый детям. Крепостные составляли самостоятельную страту. Сменялись династии королей и роды феода-. лов, завоевывались и отвоевывались страны, но положение крепостного не изменялось. Он оставался крепостным, как и земля, с которой он был связан.
" Новый тип стратификации представленсословиями. Термин estate ('etat) официально употреблялся в дореволюционной Франции, обозначая высшую страту. Сходная ситуация сложилась в других странах Европы. В Британии с конца XVIII века в ходу был термин order.
В появлении сословий огромную роль сыграли опять же завоевания, начавшиеся еще в неолитическуюэпоху - эпоху, когда было изобретено колесо. Мирные землевладельцы оказались беззащитными перед неожиданно нагрянувшей на них хорошо вооруженной конницей кочевников, жаждавших приобрести земли, слуг и жен. Кочевники-завоеватели постепенно оседали на покоренных землях и превращались в высшее сословие, управлявшее закрепощенными земледельцами. Кочевники представляли собой союз племен, где по-разному распределялись ранги: одни вожди находились наверху, другие, предводившие дружинами, им подчинялись.
Со временем на этих территориях возникли четыре страты: короли и высшая аристократия; низшее дворянство и военные генералы; священники; простые люди. Статус священника мог быть, а мог и не быть наследуемым. Экономической опорой цэупповой ' стратификации выступала собственность на землю, которая зависела от статуса владельца, но не наоборот. Размер владения зависел от места той или иной страты в военной иерархии\Крупными землевладельцами становились лишь те, кто являлся крупными военачальниками. Солдаты превращались в мелких независимых землевладельцев.
В нижней части социальной лестницы располагались беззащитные крестьяне. Их статус ... зависел оттого, как они относились к завоевателям... Покоренные землевладельческие племена часто лишались всех прав и становились рабами, но иногда они сохраня-
ли часть прав и превращались в крепостных-сервов... По мере развития общества сложился круг постоянных работ, за выполнением которых закреплялось зависимое население. Строительство (жилые дома, замки, фортификация, дороги), домашние работы, ремесла приобрели разный статус и постепенно стали наследственными. Разделение общественного труда завершилось появлением различных страт.
Если быть точным, то в Индиикастовая система возникла уже после того, как здесь появилась сословная система. Четыре главных касты соответствуют четырем сословиям. Кастовая система сформировалась после завоевания Пенджаба, когда индо-арианцы не смогли защитить южную Индию.
Первая сословная система возникла в конце неолитического и в начале железного века. По своей структуре она напоминала кастовую с четырьмя варнами: аристократия, священники, простые люди, зависимые. Этот костяк оставался долгое время неизменным, хотя к нему то и дело добавлялись новые страты, в то же время исчезали старые, например, рабство. Неизмененной сохранялась троичная система наследуемых страт: привилегированные, простые и непривилегированные люди. Изменялся круг прав и обязанностей каждой страты. Подобные системы устанавливались силой, но и изменялись они также силой.
В сословной системе размер землевладения соответствовал рангу. Но уже на ранней фазе ее развития у земли появился мощный конкурент - торговля. Они старше любой сословной системы, ведь доисторические поселения возникали на пересечении торговых путей. С наступлением железного века появились монеты, позволившие накапливать богатства и капиталы.
О происхождениикупцов как самостоятельногокласса нам мало что известно. Но очевидно одно: в ту эпоху, когда существовал только местный рынок, а торговля велась от случая к случаю, купечества как социальной группы быть не могло. Возможно, первыми «регулярными» купцами были грабители. Пиратство и морская торговля - близнецы-братья. На Ближнем Востоке бедуины служили и охранниками, и грабителями торговых караванов. Бароны грабителей в эпоху средневековья управляли своими бандами на основе легальных норм, а в остальное время приторговывали награбленным.
Подобный способ торговли повлек за собоймилитаризациюкупечества. Таким купечество было и у финикийцев, и у венецианцев. Услугами армии пользовались как крестьяне, так и купцы: сол-
даты защищали тех и других. Армия могла заставить крестьянина работать на дворянина, но она не могла заставить купца отправиться в опасную заморскую экспедицию и присвоить его прибыль. Купец должен быть свободным, тогда он будет эффективным. Его необходимо наделить гражданскими правами и заинтересовать в том, чтобы он вернулся на родину.
Правительство часто помогало купечеству: строило пирсы для кораблей, конюшни для транспортных животных, склады для товаров. Наилучшим местом для купцов являлись города, служившие и огромным рынком, и надежным укрытием. Военные форты превращались в торговые города. Постепенно сословная система перестала базироваться исключительно на сельском хозяйстве. Она все больше урбанизировалась. На историческую сцену выходила новая социальная группа, со временем основавшая торговые города и целые империи.
Хотя богатство и влияние купечества росли, его общественное положение оставалось неопределенным. У него не было власти ни в Африке, ни в Азии. Она появилась впервые в средневековой Европе. Многие правители завидовали состоянию купцов, поэтому нередко его просто конфисковывали у них. Но вместе с этим умирал капитал, приносивший ежегодный доход. Заставить его работать мог только купец. Вскоре правители сообразили, что им выгоднее брать с купечества налог, нежели разорять его. Оно стояло рангом выше крестьянства, но ниже дворянства.
Вторая социальная сила -ремесленники. Их превращение в класс зависело от степени развития "торговли и обмена. Поначалу ремесло являло собой в деревне форму вторичной занятости. Жители деревни, а позже города редко пользовались их услугами, так как хозяйство в основном было натуральным. Малообеспеченное крепостное крестьянство не могло служить потребителями продукции ремесленников, поэтому оно оплачивало только случайные услуги, оказываемые ему. Появление в обиходе жел'еаа,'сущест-венно изменило развитие ремесел: работа с ним требовала обучения и специальных знаний, которые держали в секрете А переда-^ вали по наследству. Именно купцы стали первыми настоящими потребителями ювелиров, оружейников и гончаров. К страте ремесленников в античности и средневековье относились и свободные, и рабы, и крепостные.
Купечество и ремесло со временем стали такими же наследуемыми, как дворянство, рабство, положение рядовых граждан и отчасти священников. Иначе говоря, они превращались в разно-
видностьзакрытых групп. Классовая борьба, и об этом писал К. Маркс, шла за равенство всех людей перед законом. Согласно Ф.Теннису, сословия основаны на общине, а классы - на обществе.
В том случае, если переход между группами - из ремесленников в купцы, из наемных работников в работодатели - не встречал юридических препятствий, городское население, включающее данные группы, следует считать единой стратой. Но иногда такие препятствия возникали: юридические границы групп, как права и обязанности каждой, четко фиксировались, а переход оформлялся либо особыми документами, либо специальным разрешением властей. В таком случае эти группы представляли разные сословия. К примеру, специально оформлялся даже переход из производителей в продавцы одежды...
Сословная система просуществовала более 5000 лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII века не было другой системы, способной бросить сословной вызов. По мере того, как новая система набирала силу, старая, сословная система, быстро сходила на нет. За короткий срок- всего за 150 лет - она почти везде исчезла...
Классы появились тогда, когда рухнули юридические барьеры в сословной иерархии... Касты и сословия основывались на оправдании неравенства. У каст - религиозное, у сословий - юридическое, теоретическое и религиозное оправдание. У классов подобных оправданий нет. Новые законы имели своей целью установление равенства, но равенства возможностей. По замыслу, в основе классовой системы должны лежать принципы «все люди рождены равными и свободными». Но это не значит, что такой она была в
действител ьности.
В сословной системе страты строились на основе политических привилегий. Экономические •преимущества отодвигались на второй план. В классовой системе все поменялось местами. Главное в ней - контроль над средствами производства, распределение богатства, профессиональные различия. Политические привилегии и различия отошли на второй план.
ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ... Магнитогорск Часть Психология и социология личности...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Предтеча функциональной психологии.
Согласно одному из недавних исследований по истории психологии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психо
ЛИЧНОСТЬ
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то ж время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание
А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность ... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качес
Физическая личность
В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности! а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организац
Социальная личность
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но им
Духовная личность
Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпирической, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединен
Самооценка
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий,
Иерархия личностей
Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно представить в форме ие
Инстинкты
Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии...
Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлекс
Сознательные и бессознательные аспекты личности
В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессознательной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в обще
Тревога
Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, невротической и моральной. Объективная тревога возникает под воздействием реа
I. Сознание и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа ... психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рассматривать сознание
II. Я и ОНО
После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до , сих пор служил толь
Аналитическая психология
Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной
Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого л
Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, получившие названиеархетипов, являются внутренними детерминантами психической жизни человека. Они направляют действия
Психологические типы
Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собственно, ориентироваться
Структура души
.Мы должны некоторым образом различать три ступени души:
1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу т
Душа и земля
Душа представляет собой гораздо более обширную и непонятную область опыта, чем строго ограниченный световой конус сознания.К душе относится также и бессознательное.
В пр
Аналитическая психология и мировоззрение
...аналитическая психология является реакцией на преувеличенную рационализацию сознания, которое в стремлении создавать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пересаживается в рацион
Коллективное бессознательное
...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподобие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в о
Природа гуманистической психологии
Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды...
Она
Самоактуализация
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию лич
ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
Хорошие люди и статистика «лучших»
•Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей человеческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоровые, самые лучшие
Проблема больших проблем
Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без
Пути к самоактуализации
Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации.
Во
Природа когнитивной психологии
Когнитивная психология... Во-первых, ... обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. C ее точки зрения важной оказывается вся с
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ
...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобн
Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непроизвольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный
Интеллект и биологическая адаптация
Всякое психологическое объяснение рано или поздно завершается тем, что опирается на биологию или логику (или на социологию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернат
Социальные факторы интеллектуального развития
Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая с
Психосоциальные стадии развития
Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск собственной идентично
Кризис идентичности
Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного
Младенчество: развитие узнавания
Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности являетсячувство базисного доверия - формирующаяся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру
Раннее детство: воля быть собой
.. Основное значение этой второй стадии раннего детства - в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализации; в становлении способности-- и вдвойне переживаемой неспособности - коо
Детство: антиципация ролей
...Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает
Школьный возраст: идентификация с задачей
Именно в конце периода развитого воображения ребенок проявляет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисциплину и выполняет определенные требования взрослых. Его переполняет желание конст
Отрочество
С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становит
За идентичностью
Первая из этих форм - кризисинтимности. Только если формирование идентичности идет нормально, истинная интимность -которая действительно есть контрапункт, равно как и слияние иден
СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ
С самого начала следует заметить, что под словом «самость» (self) в данном контексте подразумевается попросту то, что в обыденном языке обозначается местоимениями первого лица единственного числа
Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма
Подлинным основоположником теоретической системы символического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)...
Центральное понятие социально-психологической и социологической тео
Социологический смысл аномии и анемического поведения
...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и возможность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень
Образцы культурных целей и институциональных норм
Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитически, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из опре
II. Инновация.
Эта форма приспособления вызывается значительным культурным акцентированием цели - успеха и заключается в использовании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств дост
III. Ритуализм
Этот тип приспособления можно легко определить. Он предполагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти
V. Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от
Виды групп
Малые группы - это группы немногочисленные, насчитывающие самое большее несколько десятков членов. Они обычно связаны дружескими отношениями, в них преобладают непосредственные личные контакты,
О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП
Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие представители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что пр
ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ
Под первичными группами я подразумеваюгруппы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями (assöciations) и сотрудничеством. Они перв
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН
...Взаимодействие между людьми представляет собой обмен ценностями - как материальными, так и нематериальными. Это одна из самых старых теорий социального поведения, которую мы все еще используем п
СЕМЬЯ И1РОДСТВО
Несмотря на всю изобретательность человека и на огромное разнообразие политических и экономических организаций, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложнейшим социальным строем, практически
ФОРМЫ УРБАНИЗАЦИИ
В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего существования на Земле человек обходился без городов. За последние десять тысяч лет он с лихвой наверстал это упущение. С тех пор как где-то м
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании- высших и низших с
Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной
Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте
Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими'обществами. В демократических структур
Функциональная необходимость стратификации
Функциональная необходимость объяснения универсального существования стратификации - это требование разместить и мотивировать индивидов в социальной структуре, с чем сталкивается любое общество. Я
Две детерминаты позиционного ранга
Допуская общую функцию, содействующую неравенству, мы можем установить два фактора, которые определяют относительный ранг той или иной позиции. В целом те позиции являются наиболее вознаграждаемы
Главные социетальные функции и стратификация
Религия. Причина, почему религия необходима, обнаруживается в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя посл
P.B. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразныйсоциальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсове
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов