Образцы культурных целей и институциональных норм - раздел Психология, Социология: Психология и социология личности Среди Множества Элементов Социальной И Культурной Структур Можно Выделить Два...
Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитически, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей для всего общества или же для его отдельных слоев Эти цели более или менее связаны между собой, (степень этой связи есть вопрос эмпирический), а соответствующие им ценности находятся в жестком соподчинений. Варьируя по значимости и формируя к себе различное отношение, господствующие цели вызывают устремленность к их достижению и представляют собой «вещи, к которым стоит стремиться»...
Второй элемент'культурной структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей. Каждая социальная группа всегда связывает свои культурные цели и способы их достижения с существующими моральными и поведенческими нормами Последние не обязательно совпадают с нормами техничности или эффективности Многие способы действий, с точки зрения отдельных индивидов, наиболее эффективные для
Мертон Роберт Кинг (1910) - американский социолог, представитель стурктурно-функционального анализа.
достижения желаемого - применение силы, обман, „власть, - не разрешены в культуре общества. Иногда недозволенные способы поведения содержат и нечто полезное для самой группы. Таковыми были, например, нарушения исторических запретов на операции с живыми животными, на медицинские эксперименты, на социологический анализ «священных» норм. Ведь критерием приемлемости поведения является не его техническая эффективность, а основанные на ценностях человеческие установки (поддерживаемые большинством членов группы или теми, кто способен содействовать распространению этих установок при помощи силы или пропаганды). В любом случае выбор средств достижения культурных целей ограничивается институционализированными нормами.
.... культурные цели и институционализированные нормы, совместно создающие формы господствующих образцов поведения, вовсе не находятся друг с другом в неизменных отношениях. Культурное акцентирование определенных целей изменяется независимо от степени акцентирования институционализированных средств. Ценность определенных целей может подвергаться сильному, иногда исключительно сильному превознесению,1 что вызывает сравнительно малую заботу об институциональной предпи-j санности средств их достижения; Крайним выражением такой ситуации является распространение альтернативных способов поведения в соответствии лишь с техническими, но не с институциональными нормами. В этом гипотетическом полярном случае разрешены любые способы поведения, обещающие достижение все-значащей цели (пример слабо интегрированной культуры). Второй полярный случай имеет место в группах, в которых действия, сначала задуманные как инструментальные, приобретают самостоятельный характер и утрачивают дальнейшие цели. Первоначальные цели забываются, и сильная приверженность институционально предписанному поведению становится предметом ритуала. Основной ценностью становится абсолютная конформность^ Единообразие временно обеспечивает социальную стабильность. Поскольку область альтернативного поведения, разрешаемого культурой, жестко ограничена, приспособляемость к новым условиям очень низка. Развивается основанное на традициях «священное» общество с боязнью нового - неофобией. Между этими крайними типами находятся интегрированные и относительно стабильные, но, вместе с тем, изменяющиеся общества, поддерживающие устойчивое равновесие между акцентированием культурных целей и институционализированных образцов поведения...
Из типов общества, возникших в результате спонтанного изменения культурных целей и институционализированных средств, мы рассмотрим прежде всего первый - общество, в котором исключительно сильно акцентируются определенные цели без соответствующего акцентирования институциональных способов поведения. Во избежание неправильного понимания это утверждение следует детально проработать.' Ни одно общество не обходится без норм, управляющих поведением. Однако общества'существенно различаются по степени интеграции народных обычаев, нравов и институциональных требований.
Культура может побуждать индивидов к эмоциональному осуж-дению совокупности культурно провозглашенных целей и к значительно меньшей эмоциональной поддержке предписанных методов достижения этих целей,' При таком различии в акцентировании целей и способов поведения последние могут быть настолько сильно искажены вследствие акцентирования целей, что поведение многих индивидов ограничится лишь соображениями технической целесообразности. В этом случае единственно важным остановится _ вопрос, какой из доступных способов поведения наиболее эффективен для достижения культурно одобряемой ценности. Наиболее эффективные с технической точки зрения средства, узаконенные или же не узаконенные в культуре, обычно предпочитаются институционально предписанному поведению.'В случае дальнейшего' ослабления институциональных способов поведения, общество становится нестабильным и в нем развивается явление, которое Дюркгейм обозначал как «аномия» (или безнормность)...
Превознесение цели порождает, в буквальном смысле слова, деморализацию, т.е. деинституционализацию средств. Последняя имеет место во многих группах с невысокой интеграцией этих двух компонентов социальной структуры.'
Современная американская культура представляется близкой к полярному типу, в котором акцентирование цели-успеха не сопровождается эквивалентным акцентированием институциональных средств. Было бы неверно утверждать, что только накопленное богатство является единственным символом успеха, как, впрочем, и отрицать его высшее положение в шкале ценностей американцев. В довольно большой степени .деньги считаются самоценными независимо от того, используются ли они для потребления или же для увеличения могущества. Особенно хорошо деньги приспособлены для того, чтобы стать символом престижа...
Теперь перейдем к анализу типов приспособлений индивидов в обществе, в котором имеют место рассмотренные выше образцы культурных целей и норм. Продолжая изучение культурных и социальных источников отклоняющегося поведения, мы переносим наше внимание на типы приспособления к этим культурным целям и нормам лиц, занимающих различное положение в социальной структуре.
Мы рассматриваем здесь пять типов приспособления, которые схематично представлены в таблице («+» обозначает «принятие», «-» - «отвержение», а «+-» - «отвержение господствующих ценностей и замена их новыми»)...
Все темы данного раздела:
Предтеча функциональной психологии.
Согласно одному из недавних исследований по истории психологии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психо
ЛИЧНОСТЬ
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то ж время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание
А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность ... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качес
Физическая личность
В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности! а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организац
Социальная личность
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но им
Духовная личность
Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпирической, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединен
Самооценка
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий,
Иерархия личностей
Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно представить в форме ие
Инстинкты
Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии...
Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлекс
Сознательные и бессознательные аспекты личности
В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессознательной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в обще
Тревога
Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, невротической и моральной. Объективная тревога возникает под воздействием реа
I. Сознание и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа ... психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рассматривать сознание
II. Я и ОНО
После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до , сих пор служил толь
Аналитическая психология
Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной
Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого л
Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, получившие названиеархетипов, являются внутренними детерминантами психической жизни человека. Они направляют действия
Психологические типы
Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собственно, ориентироваться
Структура души
.Мы должны некоторым образом различать три ступени души:
1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу т
Душа и земля
Душа представляет собой гораздо более обширную и непонятную область опыта, чем строго ограниченный световой конус сознания.К душе относится также и бессознательное.
В пр
Аналитическая психология и мировоззрение
...аналитическая психология является реакцией на преувеличенную рационализацию сознания, которое в стремлении создавать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пересаживается в рацион
Коллективное бессознательное
...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподобие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в о
Природа гуманистической психологии
Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды...
Она
Самоактуализация
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию лич
ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
Хорошие люди и статистика «лучших»
•Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей человеческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоровые, самые лучшие
Проблема больших проблем
Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без
Пути к самоактуализации
Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации.
Во
При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются ценности бытия?
Выбор в полном смысле свободный, совершенный в соответствии с внутренними, сущностными потребностями человека, возможен только в том случае, если человек вырвется из-под гнета социального давлени
Природа когнитивной психологии
Когнитивная психология... Во-первых, ... обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. C ее точки зрения важной оказывается вся с
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ
...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобн
Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непроизвольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный
Интеллект и биологическая адаптация
Всякое психологическое объяснение рано или поздно завершается тем, что опирается на биологию или логику (или на социологию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернат
Социальные факторы интеллектуального развития
Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая с
Психосоциальные стадии развития
Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск собственной идентично
Кризис идентичности
Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного
Младенчество: развитие узнавания
Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности являетсячувство базисного доверия - формирующаяся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру
Раннее детство: воля быть собой
.. Основное значение этой второй стадии раннего детства - в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализации; в становлении способности-- и вдвойне переживаемой неспособности - коо
Детство: антиципация ролей
...Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает
Школьный возраст: идентификация с задачей
Именно в конце периода развитого воображения ребенок проявляет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисциплину и выполняет определенные требования взрослых. Его переполняет желание конст
Отрочество
С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становит
За идентичностью
Первая из этих форм - кризисинтимности. Только если формирование идентичности идет нормально, истинная интимность -которая действительно есть контрапункт, равно как и слияние иден
СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ
С самого начала следует заметить, что под словом «самость» (self) в данном контексте подразумевается попросту то, что в обыденном языке обозначается местоимениями первого лица единственного числа
Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма
Подлинным основоположником теоретической системы символического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)...
Центральное понятие социально-психологической и социологической тео
Социологический смысл аномии и анемического поведения
...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и возможность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень
II. Инновация.
Эта форма приспособления вызывается значительным культурным акцентированием цели - успеха и заключается в использовании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств дост
III. Ритуализм
Этот тип приспособления можно легко определить. Он предполагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти
V. Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от
Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. i № 2. - С. 118-121; 1992. № 3. - Су104-111; 1992. № 4. - С. 91-94.
иногда говорят, централизации относятся все те составные элементы группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-терр
Виды групп
Малые группы - это группы немногочисленные, насчитывающие самое большее несколько десятков членов. Они обычно связаны дружескими отношениями, в них преобладают непосредственные личные контакты,
О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП
Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие представители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что пр
ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ
Под первичными группами я подразумеваюгруппы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями (assöciations) и сотрудничеством. Они перв
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН
...Взаимодействие между людьми представляет собой обмен ценностями - как материальными, так и нематериальными. Это одна из самых старых теорий социального поведения, которую мы все еще используем п
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ
...Если принять во внимание, что социальная психология занимается исследованием взаимодействия, то должно быть выделено особе место для тех видов взаимодействия, которые предполагают наличие общеп
СЕМЬЯ И1РОДСТВО
Несмотря на всю изобретательность человека и на огромное разнообразие политических и экономических организаций, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложнейшим социальным строем, практически
ФОРМЫ УРБАНИЗАЦИИ
В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего существования на Земле человек обходился без городов. За последние десять тысяч лет он с лихвой наверстал это упущение. С тех пор как где-то м
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании- высших и низших с
Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как
Социальная стратификация как постоянная характеристика любой организованной социальной группы
Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены б
Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной
Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Подинтенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количе
Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте
Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими'обществами. В демократических структур
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
...Что касается исторических типов стратификации, то необходимо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали синститута ра
Функциональная необходимость стратификации
Функциональная необходимость объяснения универсального существования стратификации - это требование разместить и мотивировать индивидов в социальной структуре, с чем сталкивается любое общество. Я
Две детерминаты позиционного ранга
Допуская общую функцию, содействующую неравенству, мы можем установить два фактора, которые определяют относительный ранг той или иной позиции. В целом те позиции являются наиболее вознаграждаемы
Главные социетальные функции и стратификация
Религия. Причина, почему религия необходима, обнаруживается в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя посл
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Есть один хороший способ составить представление о структуре социальной стратификации западного общества - это рассмотретьее динамические процессы и типы ее перемен. Поэтому, кра
P.B. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразныйсоциальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсове
Новости и инфо для студентов