рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О социологии малых групп

О социологии малых групп - раздел Психология, Социология: Психология и социология личности Анализ Работы, Ведущейся В Американских Университетах И Исследовательских Лаб...

Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие пред­ставители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что происходит между людьми, когда они встреча­ются друг с другом «на ближней дистанции». Это поиск новых под­ходов к динамике малых групп.

Что же представляют собой малые группы? Нам более извест­ны понятия «индивид», «организация», «институт», «общество», однако между отдельным индивидом и организацией находятся самостоятельные образования, группы, состоящие из двух или бо­лее индивидов, входящих друг с другом в целевые контакты и при­дающих этим контактам особое значение. Некоторые группы, на­пример семья, относительно самостоятельны; другие же, например ^

Миллз Теодор M. - американский социолог. 122

правление директоров, являются частями более крупных группиро­вок; третьи включают в себя такие образования, как строительная артель, компания охотников, муниципальный комитет, хореографи­ческая группа, экипаж бомбардировщика, команда легкоатлетов и многие, многие другие...

Для чего нужно изучать малые группы, если иметь в виду не только их огромное количество? Необходимость их изучения можно проиллюстрировать на четырех группах примеров.

. Первое - это прагматическая сторона. Нам нужно знать, что Происходит в малых группах, как потому, что принимаемые, ими решения имеют первостепенное значение для истории сообщно-стей, так и потому, что их динамика воздействует на образ жизни и быта людей. Мы знаем, что кучка лидеров может принудить свою нацию к определенному курсу действий; что сугубо индивидуаль-.ные решения, принимаемые миллионами семей о деторождении, приводят к демографическому взрыву. Мы знаем также, что группы, окружающие индивида в его повседневной жизни, являются не только источниками уважения, любви и безопасности, но и причи­ной напряжений, перекрестных давлений, конфликтов и фрустра-ции. Знание групповой динамики может помочь человеку \в его функционировании в группе.

Второе - социально-психологическая сторона. Малая группа представляет собой поле столкновения социальных и индивиду­альных давлений, под влиянием которых постоянно находится че­ловек. Поэтому контекст группы и является тем благоприятным контекстом, который способствует наблюдению за взаимодействи­ем этих давлений и эксперименту с ними. Научные-исследования могут помочь выявить общие законы того, как справляется индивид с проблемами социальной реальности.

Третье - социологическая сторона. Прямая задача здесь - по­знание малых групп, как таковых, и разработка эмпирически обос­нованных теорий динамики этих многомиллиардных переходных систем, подобно тому как задача психологии - формирование ра­бочих теорий динамики переходных живых организмов.

.Четвертый аспект более претенциозен. Малые группы - это особый случай систем более общего типа: социальных систем. Но .они не просто микросистемы. В значительной степени они суть микрокосмы больших обществ. В них представлены в миниатюре многие социетальные черты: разделение труда, система этических символов, правление, способы обмена, иерархия престижа, идео­логии, мифы и религиозные традиции. Посредством тщательного

изучения этих микросистем можно строить теоретические модели, которые можно будет затем апробировать - подвергая дальнейшей проверке и модификации,- в применении к обществам, менее дос­тупным для непосредственного исследования. Изучение малых групп - это источник эффективных путей умозаключений о соци­альных системах вообще.

Научный анализ групп - явление, присущее главным образом XX веку. Социологи прошлого столетия по понятным причинам ин­тересовались прежде всего основными историческими тенденция­ми... Большинство исследований того времени основывалось на дихотомии «изолированный индивид - большая система»... Новая психология занималась индивидом, новая социология - общест­вом, как таковым.

Частично реакцией на этот разрыв стали в США работы Чар­лза X. Кули, подчеркивавшие тесную связь между индивидом и группой. Как писал Кули, младенец превращается из дикаря в со­циальное существо через тесное и продолжительное взаимодейст­вие с той первичной группой, которой является семья. Тесные свя­зи с другими людьми поддерживают индивида в течение всей его жизни, упорядочивая его образ мышления и придавая ему ощуще­ние целенаправленности. Кули отмечал, что представить в гипер­трофированном виде границы между индивидом и группой легко;

труднее разглядеть связи между ними...

Между тем влияние группы на индивидов стало выявляться экспериментаторами и врачами...

Выводы о том, что влияние группы имеет большое значение, оказались очень важными. Как обнаружил Мэйо, показатели выпус­ка продукции тесно зависят от сети групповых отношений рабочих. Дело не только в том, что они производят такое количество продук­ции, которое соответствует стандартам неформальной группы. Их идентификация с компанией, их ощущение себя как частицы более крупной организации зависят от степени близости первичных от­ношений уважения и общности между доверенными лицами компа­нии и неформальной группой.

Итак, индивид, группа и компания соединены первичными свя­зями. Позднее другие полевые исследования подтвердили плодо­творность положений Мэйо.

...Морено стремился изменить социальную организацию рабо­чей группы, с тем чтобы она более точно соответствовала эмоцио­нальным отношениям среди ее членов. Он изобрел метод, который оказался в социологии чрезвычайно плодотворным. Он просто про-

сил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим това­рищам, кто им нравится, кто - нет, с кем бы они хотели работать, а с кем - нет. Благодаря этому приему было нащупано важное изме­рение эмоциональных отношений членов группы. С его помощью оказалось несложным делать графическое изображение и сравне­ние структуры этих отношений. Исследователи быстро приняли этот метод, и теперь он применяется весьма часто и широко.

[ Новое направление в исследовании групп было дано Куртом Левином, иммигрировавшим в тридцатые годы в США из Германии. Курт Левин был одним из тех, кто предвидел более интенсивное применение в социальных науках экспериментального метрда.._По его мнению, социальное поведение закономерно, то есть подчине­но определенным законам. Эти законы следует искать через по­знание поля психологических и социальных сил, которые в данный момент могут оказаться причинами поведения. Наука о группах за­висит от локализации и измерения этих сил. Одним из методов та­кой локализации и измерения может служить создание различных групп с известными характеристиками и изучение их функциониро­вания. Например, можно создать группы с различными типами ли­деров, затем проследить поведение этих лидеров и реакции других членов группы, сравнить результаты и таким образом прийти к эм­пирически обоснованным выводам о динамическом эффекте стиля лидерства. При помощи подобных простых, но научно обоснован­ных процедур соответствующие теоретические гипотезы можно подвергнуть проверке в экспериментальной лаборатории.

...После Левина доминирующей, хотя и не единственной, темой экспериментальных исследований стал классический вопрос соци­альной психологии о влиянии группы на ее отдельного члена.

; В начале пятидесятых годов появились концепции более четко выраженного социологического характера. В первую очередь сюда следует отнести работу Бейлза. В тесном сотрудничестве с Пар-сонсом и Шилзом и под влиянием их концептуальной схемы, пред­ставленной в труде «По направлению к общей теории действия», Бейлз разработал социологическую теорию группового взаимодей­ствия, а к ней - методику эмпирического баллирования. Будучи крошечными социальными системами, группы стоят перед пробле­мой, типичной для любой системы: как адаптироваться к реально­стям непосредственно данной ситуации, как достичь групповых це­лей, как сохранить сплоченность группы и как удовлетворить по­требности ее членов. Группа, если она вообще жизнеспособна, должна разрешать эти проблемы. Поскольку взаимодействие меж-

ду членами группы представляет собой попытку разрешить ту или 'иную системную проблему, то каждое действие можно классифи­цировать в зависимости от проблемы, на разрешение которой оно направлено. Хотя группы и разнятся между собой по культурам, все они стоят перед одним и тем же набором проблем. Соответственно все группы можно классифицировать по их ориентациям на эти проблемы. Применяя стандартный метод классификации взаимо­действия к самым разнообразным группам, можно обнаружить уни­версальные шаблоны их реакций на системные проблемы, вклю­чая тенденции, проявляющиеся в процессе непосредственного взаимодействия групп, тенденции членов группы к разделению своего Труда, влияния разрешения одной проблемы на усложнение другой.

Важность подхода Бейлза состоит в том, что акцент-здесь де­лается не на влияние группы на своих членов и ситуацию, а на влияние последних на группу. Сами групповые процессы представ­ляются здесь феноменом, требующим своего объяснения. Каким образом такие переменные, как величина группы, личности ее чле­нов, эмоциональные симпатии и т. п., влияют на процесс взаимо­действия? Какие законы управляют наблюдаемым нами процес­сом? Какие законы управляют взаимодействием во всех малых группах? А может быть, эти же законы управляют и всем общест­вом?

Простота методики Бейлза привела к ее широкому примене­нию в качестве стандартного метода исследования. Она привела также к разработке дополнительных методов, позволяющих балли-ровать некоторые другие измерения группового процесса, напри­мер такие, как содержание бесед, эмоциональная ориентация чле­нов группы по отношению к «другим».

Если теория социальной системы дает абстрактную концепцию групповой динамики, то акцент на процесс позволяет сделать ее подвижной. Эти качества привели как к построению математиче­ских моделей группового взаимодействия, так и к моделированию процесса принятия решений в лабораторных условиях и на быст-росчетных компьютерах.

Указанные тенденции ведут к систематизации и абстрактным построениям. Однако существуют и другие тенденции, ведущие к более тесному контакту между наукой и конкретными явлениями. Наиболее важным проявлением таких тенденций было создание групп самоанализа. Цель здесь - изучение самой группой ее дина­мики через анализ происходящих в ней процессов, то есть эти про-

цессы изучаются не со стороны, а самими членами группы. Исто­рически подобные группы выросли из концепций «групповой тера­пии», разработанных Бурроу. Обоснование групповой терапии бы­ло предложено им в двадцатые годы. По его мнению, эмоциональ­ные нарушения являются следствием нерешенных проблем, воз­никающих в сети межличностных отношений. Познание этих про­блем достигается с большей эффективностью, если пациент не просто находится в традиционной диаде «врач - пациент», а взаи­модействует с целой группой себе подобных. В этом случае иска­женное представление пациента о самом себе отражается в вос­приятии многих людей, выявляя и показывая противоречивый ха­рактер его отношений с другими. Умозаключения Бурроу были при­няты весьма прохладно, и метод групповой терапии не находил признания вплоть до второй мировой войны. Нужды военного вре­мени, помноженные на нехватку психиатров, дали групповой тера­пии определенный толчок. Целый ряд врачей, особенно Байон в Англии и Семрад в США, разглядели в ней большие возможности.

Однако практика вскоре показала, что когда пациенты оказы­ваются вместе, они уже не просто представляют собой свое «межличностное прошлое». Собравшись вместе под защитой те­рапевта, они становятся новой первичной группой с ее собственной символикой и структурой. Члены этой группы склонны дорожить ею, ощущать лояльность по отношению к ней и идентифицироваться с ней. Сложность заключается в том, что если терапевт хочет изу­чить ка»кдого пациента в отдельности, он должен прежде изучить группу в целом и ее влияние на своих членов. Короче говоря, он должен начать исследовать групповую динамику.

Одним из способов достижения этой цели является создание групп особого типа, способных анализировать самих себя. Семрад вел .семинары в Гарвардском университете, на которых студенты -медики и молодые психологи собирались вместе, наблюдая за своим собственным взаимодействием и излагая друг другу свои представления о функционировании группы. Хотя этот способ был довольно простым, вскоре стало очевидно, что подобные группы представляют собой революционный подход в том смысле, что они являются социальными системами нового порядка. Коллективная цель их членов - познание своего коллективного опыта. Цели, пре­следуемые другими группами, остаются в стороне, с тем чтобы эта фуппа была свободна в развитии своего самоосознания, в раскры­тии того, что есть «я», а вернее - «мы», когда это «мы» означает «группа». Подобные группы обладают внутренне присущим им по­тенциалом для самоосознания, для становления самопознающими

социальными системами, то есть социальными системами нового

порядка.

Эти группы не только привлекают внимание к более латентным явлениям в межличностной ситуации и к потребности в системных методах их оценки; они дают также своим членам непосредствен­ный прагматический опыт, на основании которого члены группы могут оценивать мифы и убеждения здравого смысла относительно групп. Подобное познание вселяет доверие. Подкрепленное други­ми исследованиями и экспериментами, это доверие привело к зна­чительному: росту попыток более глубокого анализа групп и более широкого применения наших знаний о них...

За свою короткую историю анализ малых групп достиг целого ряда значительных успехов. Во-первых, постепенно решается три­хотомия «индивид - группа - общество». Вместо взгляда на чело­века как на стоящеговне группы и противоборствующего ей, его рассматривают сейчас как находящегося в группе ипринадлежа­щего обществу. Так, солдаты в бою, сражающиеся друг за друга и ищущие друг в друге свою безопасность, - это и они сами, и они как группа, и они же в их идентификации с нацией. Близость индивида и группы становится более очевидной, когда сбор данных не огра­ничивается классификацией тех элементов, которые являются су-губо индивидуальными (например, внешнее поведение), а включа­ет в себя также такие разделяемые другими элементы, как чувства, мысли, убеждения и ценности. Использование как индивидуальных, так и общих элементов дает нам новую информацию об этих про- цессах, являющихся как личностными, так и коллективными.

Второе достижение - перенос акцента с анализа влияния груп­пы на анализ самой группы, на ее внутреннюю динамику. С опера­циональной точки зрения это означает, что если раньше мы зави­сели исключительно от замеров, делавшихсядо и после группово­го действия, то теперь перешли к наблюдению и анализу процес­сов, происходящихво время этого действия. Это достижение идет рука об руку с развитием адекватных методов анализа групповых

процессов.

Третье достижение - успешное применение метода экспери­мента. Если раньше исследователи брали группы лишь такими, какие они есть, то теперь они формируют их в зависимости от сво­их целей, создавая между ними экспериментальные различия; это дает возможность эффективной проверки гипотез.

Четвертое достижение - изобретение метода группового само­анализа. Если раньше группы изучались сторонним наблюдателем,

то теперь их составляют из людей, действующих одновременно и в качестве участников этих групп, и в качестве наблюдателей, кото­рые обмениваются друг с другом результатами наблюдений и впе­чатлениями. Собирается новая информация о том, что является значительным и важным для индивидов как членов группы.

Наконец, развивается успех в применении к малым группам общей теории социальных систем.

Социология малых групп слишком молода, чтобы говорить сейчас, куда она может нас вывести, но ее сегодняшние задачи весьма показательны. Она должна разработать методы выявления латентных состояний, имеющих место в' группе, таких, как чувства, надежды, неосознанные представления и т. п. Она должна изучить трансформацию долговременных групп от их зарождения до рас­пада. Ей нужно заняться сравнительными исследованиями самых различных культур и выявить^акое влияние оказывает культура на групповые процессы. Ей нужно знать, как меняется группа под влиянием самого процесса исследования и эксперимента. И преж­де всего ей нужно создать новые теории для применения их к фе­номену группы, даже если знание этих теорий членами группы и будет оказывать на нее свое влияние.

Американская социология. Перспективы, проблемы, методы:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Психология и социология личности

Хрестоматия часть вторая.. Магнитогорск Часть Психология и социология личности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О социологии малых групп

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предтеча функциональной психологии
Согласно одному из недавних исследований по истории психо­логии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психо

Личность
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то ж время более или менее осознаю самого себя, свое личное существова­ние. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание

Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность ... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он мо­жет назвать своим: не только его физические и душевные качес

Физическая личность
В каждом из нас телесная организация представляет сущест­венный компонент нашей физической личности! а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организац

Социальная личность
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но им

Духовная личность
Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпириче­ской, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединен

Самооценка
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство со­бой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий,

Иерархия личностей
Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно пред­ставить в форме ие

Инстинкты
Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии... Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлекс

Сознательные и бессознательные аспекты личности
В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессозна­тельной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в обще

Тревога
Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, нев­ротической и моральной. Объективная тревога возникает под воз­действием реа

Сознание и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа ... психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рас­сматривать сознание

Я и ОНО
После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до , сих пор служил толь

Аналитическая психология
  Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной

Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, со­стоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого л

Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательно­го, получившие названиеархетипов, являются внутренними де­терминантами психической жизни человека. Они направляют дей­ствия

Психологические типы
Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собствен­но, ориентироваться

Структура души
.Мы должны некоторым образом различать три ступени души: 1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу т

Душа и земля
Душа представляет собой гораздо более обширную и непонят­ную область опыта, чем строго ограниченный световой конус соз­нания.К душе относится также и бессознательное. В пр

Аналитическая психология и мировоззрение
...аналитическая психология является реакцией на преувели­ченную рационализацию сознания, которое в стремлении созда­вать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пере­саживается в рацион

Коллективное бессознательное
...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподо­бие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в о

Природа гуманистической психологии
Гуманистическая психология отвергала представление о чело­веке как о существе, чье поведение строится лишь на основе де­терминизма и полностью определяется стимулами внешней сре­ды... Она

Самоактуализация
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию лич

Дальние пределы человеческой психики
Хорошие люди и статистика «лучших» •Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей чело­веческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоро­вые, самые лучшие

Проблема больших проблем
Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без

Пути к самоактуализации
Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации. Во

При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются ценности бытия?
Выбор в полном смысле свободный, совершенный в соответ­ствии с внутренними, сущностными потребностями человека, воз­можен только в том случае, если человек вырвется из-под гнета социального давлени

Природа когнитивной психологии
Когнитивная психология... Во-первых, ... обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. C ее точки зрения важной ока­зывается вся с

Когнитивное развитие. Жан пиаже
...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобн

Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непро­извольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный

Интеллект и биологическая адаптация
Всякое психологическое объяснение рано или поздно завер­шается тем, что опирается на биологию или логику (или на социо­логию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернат

Социальные факторы интеллектуального развития
Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая с

Психосоциальные стадии развития
Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протя­жении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск соб­ственной идентично

Кризис идентичности
Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного

Младенчество: развитие узнавания
Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности яв­ляетсячувство базисного доверия - формирующаяся на основа­нии опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру

Раннее детство: воля быть собой
.. Основное значение этой второй стадии раннего детства - в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализа­ции; в становлении способности-- и вдвойне переживаемой неспо­собности - коо

Детство: антиципация ролей
...Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого уста­навливает

Школьный возраст: идентификация с задачей
Именно в конце периода развитого воображения ребенок про­являет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисцип­лину и выполняет определенные требования взрослых. Его пере­полняет желание конст

Отрочество
С прогрессом технологии связано расширение временных ра­мок подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подрост­ковая стадия становит

За идентичностью
Первая из этих форм - кризисинтимности. Только если фор­мирование идентичности идет нормально, истинная интимность -которая действительно есть контрапункт, равно как и слияние иден

Социальная самость
С самого начала следует заметить, что под словом «самость» (self) в данном контексте подразумевается попросту то, что в обы­денном языке обозначается местоимениями первого лица единст­венного числа

Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма
Подлинным основоположником теоретической системы симво­лического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)... Центральное понятие социально-психологической и социоло­гической тео

Социологический смысл аномии и анемического поведения
...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и воз­можность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень

Образцы культурных целей и институциональных норм
Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитиче­ски, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из опре

Инновация
Эта форма приспособления вызывается значительным куль­турным акцентированием цели - успеха и заключается в использо­вании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эф­фективными средств дост

Ритуализм
Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти

Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окру­жающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предпола­гает отчуждение от

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура
иногда говорят, централизации относятся все те составные эле­менты группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-терр

Виды групп
Малые группы - это группы немногочисленные, насчитываю­щие самое большее несколько десятков членов. Они обычно свя­заны дружескими отношениями, в них преобладают непосредст­венные личные контакты,

Первичные группы
  Под первичными группами я подразумеваюгруппы, харак­теризующиеся тесными, непосредственными связями (assöciations) и сотрудничеством. Они перв

Социальное поведение как обмен
...Взаимодействие между людьми представляет собой обмен ценностями - как материальными, так и нематериальными. Это одна из самых старых теорий социального поведения, которую мы все еще используем п

Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов
...Если принять во внимание, что социальная психология зани­мается исследованием взаимодействия, то должно быть выделено особе место для тех видов взаимодействия, которые предполагают наличие общеп

Семья и1родство
Несмотря на всю изобретательность человека и на огромное разнообразие политических и экономических организаций, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложнейшим социальным строем, практически

Формы урбанизации
В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего суще­ствования на Земле человек обходился без городов. За последние десять тысяч лет он с лихвой наверстал это упущение. С тех пор как где-то м

Социальная стратификация 1. Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархиче­ском ранге. Она находит выражение в существовании- высших и низших с

Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочис­ленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессио­нальная стратификация. Как

Социальная стратификация как постоянная характеристика любой организованной социальной группы
Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены б

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход ин­дивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интен­сивность и всеобщность вертикальной мобильности. Подинтен­сивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количе

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демокра­тических обществ - большая интенсивность вертикальной мобиль­ности по сравнению с недемократическими'обществами. В демо­кратических структур

Социальная стратификация
...Что касается исторических типов стратификации, то необхо­димо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определе­ние надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали синсти­тута ра

Функциональная необходимость стратификации
Функциональная необходимость объяснения универсального существования стратификации - это требование разместить и мо­тивировать индивидов в социальной структуре, с чем сталкивается любое общество. Я

Две детерминаты позиционного ранга
Допуская общую функцию, содействующую неравенству, мы можем установить два фактора, которые определяют относитель­ный ранг той или иной позиции. В целом те позиции являются наи­более вознаграждаемы

Главные социетальные функции и стратификация
Религия. Причина, почему религия необходима, обнаружива­ется в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя посл

Структура социальной стратификацией тенденции социальной мобильности
Есть один хороший способ составить представление о структу­ре социальной стратификации западного общества - это рассмот­ретьее динамические процессы и типы ее перемен. Поэтому, кра

P.B. Рыбкина формирование новой социальной стратификации
Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразныйсоциальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги