рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ - раздел Психология, Социология: Психология и социология личности ...если Принять Во Внимание, Что Социальная Психология Зани­Мается Исследован...

...Если принять во внимание, что социальная психология зани­мается исследованием взаимодействия, то должно быть выделено особе место для тех видов взаимодействия, которые предполагают наличие общепринятых систем соотнесения и посредством кото­рых усваиваются общепринятые системы соотнесения. Этот осо­бый вид взаимодействия я буду называть коммуникацией.

/ТТроцессы установления норм и коммуникация взаимно зависят друг от друга. Нормы возникают в процессе.коммуникации, которая, в свою очередь, делается возможной потому, что уже существуют нормьЦКаждый ребенок появляется на свет в обществе, члены ко­торого практикуют общепринятые способы восприятия предметов. Он усваивает их системы соотнесения просто потому, что, делая это, он удовлетворяет свои потребности тысячью способов. Чем более значимо то, что он хочет сообщить другим, тем более остры

Ньюком Теодор М. (1903) - американский социальный психолог и социолог, профессор Мичиганского университета.

его разочарования до тех пор, пока он не научится воспринимать это так, как это принято другими.

Итак, нормы формируются по отношению к чему-либо и всему, что является предметом интереса, разделяемого двумя и более людьми, которые взаимодействуют друг с другом. Однако из всего того, по поводу чего формируются нормы, ничто не может срав­ниться по своей важности с другим человеком. Как никогда не ус­тают отмечать социологи, основной факт взаимозависимости лю­дей -— не только в детстве, но и на протяжении всей жизни - дела­ет это неизбежным. Итак, мы обнаруживаем во всех известных об­ществах и, в несколько отличных проявлениях, во всех стабильных группах систему норм, в соответствии с которыми люди различают­ся и воспринимаются общепринятыми способами. Наилучший для социальной психологии способ принять в расчет этот факт состоит, л использовании понятий «позиция» (или «статус», как предпочитают называть это некоторые антропологи и социологи), и «роль»...

«Роль» ... слагается из ограниченного набора типов поведения, «связанных вместе» общим пониманием функций позиции. Не все эти типы поведения будут осуществляться каждым из занимающих эту позицию, и они не будут одинаково осуществляться любыми двумя лицами, лишь только они приняли одну и ту же роль. Реаль-! ное поведение любого индивида при принятии роли должно быть резко отделено от самой роли, которую нужно определить доста-; точно широкодля того, чтобы понятие «роль» могло быть прило-: .жимо ко всемГзанимающим какую-либо позицию. Обусловленное ролью поведение отличается от других типов поведения не только какими-либо фенотипическими характеристиками, но и степенью, в которой оно является функцией общепринятых способов воспри­ятия любых ролей, участвующих во взаимодействии, т. е. разде­ляемых индивидом, осуществляющим поведение, и теми, с кем он взаимодействует. Тем самым поведение, обусловленное ролью, является формой коммуникативного поведения. Процессы, посред­ством которых оно устанавливается, не являются загадочными, хотя они и не просты.

Каждая роль, таким образом, обязательно определяется путем соотнесения с одной или более другими ролями_}Роль матери не­мыслима без роли ребенка. Но ее роль, хотя функционально опре­деляется через ребенка, включает в себя, помимо этого, отноше-^ ния с другими лицами, к примеру с ее мужем, учителем ребенка, или соседями. Предписанная ей роль включает в себя типы пове­дения, относимого к ним, так же как и к ее ребенку, но всегда таким

образом, что включает ребенка. Поэтому смысл любой роли может быть понят лишь при рассмотрении совокупности или системы ро­лей, частью которой она является.

Значение взаимозависимых ролей не только в том, что они создают общепринятую систему соотнесения, с помощью которой люди могут ее передавать сообщение друг о друге (как они обме­ниваются сообщениями о палках и камнях); общее понимание ро­лей дает людям возможность общаться друг с другом. Важным (и, возможно, уникальным) во взаимоотношениях людей является то, что эти взаимоотношения в значительной степени связаны с процессами составления общего мнения друг о друге и обмена мнениями друг с другое, и это возможно вследствие разделяемых систем соотнесения, с помощью которых общающиеся индивиды воспринимают сами себя, друг друга и тех, о ком они говорят.

Систему соотнесения как норму восприятия нельзя отделить от социальных установок. Действительно, мне представляется необ­ходимым определить социальную установку по отношению к чему-либо как устойчивое состояние готовности воспринимать, действо­вать, думать и чувствовать что-либо таким взаимообусловленным способом, чтобы достичь определенной цели. Если это верно, то предрасположенность воспринимать нечто определенным образом есть просто часть социальной установки индивида по отношение к этому нечто...

Большинство психологов плохо осознает то, что исследование социальной организации и групповой структуры дает им много больше, чем просто формальный план территории, на которой оби­тают их испытуемые. Исследования социальной организации, если они проводятся социальным психологом должным образом, обес­печивают его необходимой информацией .о его собственном пред­мете, а именно коммуникации, в частности ее содержании и кана­лах, по которым она Осуществляется. Групповая структура и соци­альная организация Являются не только примерами социальных норм; они являются также детерминантами процессов коммуника­ции между членами группы. Что и кому сообщается, каково содер­жание того, что сообщается, детерминировано в такой же степени природой групповой структуры, как и личными требованиями об­щающихся индивидов. Следовательно, если мы будем считать изу­чение коммуникации нашей областью исследований, мы должны воспользоваться всей доступной информацией о групповой струк­туре как об одной из Детерминант коммуникации.

...С точки зрения социальной психологии отличительной чер­той группы, по крайней мере, является то, что ее члены разделяют .какие-то общепризнанные нормы. Общепринятые нормы могут ох­ватывать большую или меньшую область, но как минимум должны включать все то, что является специфическим для общих интере­сов членов группы - будь то политика или покер. Они неизбежно включают в себя также и нормы, касающиеся ролей членов группы - ролей, которые являются, если определить их в эквивалентных терминах, сопряженными...

До сих пор я пытался провести мысль, что неизбежные собы­тия жизни группы могут быть рассмотрены способами, доступными психологам. Теперь я хотел бы отметить, что^д и наково неотвра­тимые события внутриличностной жизни могут и должны рассмат­риваться так, чтобы быть доступными социологам. Для целей ил­люстрации я коротко остановлюсь на понятии «Я» (self). С одной стороны, нет ничего столь личностного, столь строго внутриинди-видуального, как чье-либо «Я», под чем я подразумеваю просто «индивида, каким он известен этому индивиду». И все же процесс, посредством которого индивид приходит к познанию себя, равно как и содержание этого «знания», разными способами детермини­ровано социальными нормами и, в частности, системой ролей об­щества и подгруппы, членом которой является индивид.

ГВсе мы знакомы в общих чертах с процессом, посредством ко­торого индивиды учатся отличать себя от предметов и других лиц. 'Если справедливы мои предположения о том, что чем более важна для личности возможность вступать в коммуникацию с другими по поводу чего-либо, тем больше уверенности в том, что он будет разделять с ними систему соотнесения, в которой воспринимает это нечто/, то практически неизбежно, что люди будут воспринимать себя самих на основе общепринятых систем соотнесения. Поэтому естественно, что самовосприятие будет основываться на группо­вых нормах восприятия людей, т. е. на основе позиций и ролей^

...Я хотел бы отметить, что процесс группового подкрепления индивидуальных мотивов и установок, если он понят в контексте социальных норм, играет важную роль в .иутегративной теории со­циального поведения. Я остановлюсь на важности этого процесса в условиях, проявления группового конфликта и в условиях проявле­ния групповой солидарности.

Мы уже давным-давно привыкли искать источники враждебно­сти индивида к членам других групп в нормах группы, членом кото­рой является сам индивид... Но мы не всегда правильно понимаем,

какую роль играют социальные нормы в поддержании, росте и уменьшении враждебности к членам других групп. Сохранение или изменение такой враждебности, равно как и ее источников, зависит от норм, которые и обусловливают различные степени или формы враждебного поведения, присущие ролям членов групп.

Когда степень враждебности установки или поведения членов одной группы по отношению к другой нарастает, следует рассмат­ривать взаимодействие между членами этой группы как один из источников (и, я думаю, главный) изменения. Иногда происходит, скажем, инцидент, интерпретируемый как воинственный или чем-либо угрожающий собственной группе, который снижает порог вра­ждебности со стороны некоторых из наиболее влиятельных членов этой группы^ Своим поведением они демонстрируют убежденность в том, что групповые нормы предписывают в этих условиях враж­дебное поведение. Под их влиянием другие члены этой группы воспринимают инцидент как угрожающий; порог для враждебного поведения, в свою очередь, понижается и т. д. Чем более экстре­мальны формы поведения, тем более экстремальны непосредст­венно наблюдаемые границы, в которых возможно осуществление нормативно предписываемого поведения. В данных утверждениях нет ничего особенно нового, но я хотел бы подчеркнуть, что нормы поведения не являются только лишь образцами суждений, которые навсегда усвоены индивидами. Скорее, они являются объектом постоянного пересмотра в свете того, как воспринимается то, что делают другие люди. Принятие роли не только результат уже суще­ствующих социальных норм; принятие роли обеспечивает также их источник и-постоянную поддержку.

Существенная черта процесса социального подкрепления со­стоит в том, что чем более явно выражено поведение, восприни­маемое общепринятыми способами (т. е. ролевое поведение), тем более отчетливо оно воспринимается и тем .сильнее стимулирует других. Не обязательно они получают стимул к тому, чтобы вести себя точно так же (чего явно требует идея социального подкрепле­ния). Они скорее получают стимул к принятию сопряженных ролей, которые предусматривают сходные или дополнительные типы по­ведения. В любом случае/адекватное объяснение социального подкрепления зависит, как мне кажется, от членства в группе, оп­ределяемого на основе разделяемых норм и сопряженных ролеиТу

...Важным аспектом внутригрупповой коммуникации является влияние, которое оказывает на членов одной из групп их воспри­ятие поведения членов другой группы. За редким исключением,

каждый индивид воспринимает поведение не-члена группы в свете социальных норм собственной группы. В той мере, в которой члены одной группы воспринимают поведение членов другой группы как враждебное, уменьшается возможность коммуникации между эти­ми группами.

Теперь позвольте мне привести, в качестве последнего приме­ра, анализ взаимодействия внутри группы, отличающейся значи­тельной солидарностью или «высокой моралью». Условия, связан­ные'с такой группой, могут изучаться либо на индивидуальном, ли­бо на групповом уровне. Более конкретно мы можем изучать их или на основе индивидуальных отношений принадлежности или на ос­нове групповых характеристик, связанных со сплоченностью. Мно-гиелотребности могут быть удовлетворены при условии членства в ^руппе:'^апри'1иёр, потребность в занятии привлекательным или ' -необходимым делом, которое может осуществляться лишь вместе с другими; или просто потребность нахождения вместе с извест­ными и приятными людьми, располагающими к откровенности; или потребность в том, чтобы другие считали тебя принадлежащим к группе, доступной не всякому. Не пытаясь анализировать такие ис­точники удовлетворенности, мы можем сказать, что все они вместе создают привлекательность членства в группе для индивида, а его предрасположенность получить такую удовлетворенность от член­ства втруппе формирует у него ощущение принадлежности.

Ощущение принадлежности, как я предпочитаю думать о нем, •соответствует предрасположенности принять роль члена группы. Принятие роли есть не только осуществление определенного по­ведения, обусловленного ролью, оно связано с необходимостью быть объектом восприятия, мышления и чувства, а также других реакций со стороны остальных членов группы. Но нельзя принять роль без признания общепринятых норм, обусловливающих со­держание роли. Тем самым ощущение принадлежности включает в себя более или менее определенное ожидание реакций со стороны других, так как они приняли свои роли известным способом. Поэто­му мы можем, рассматривать индивидуальное ощущение принад­лежности как предрасположенность найти удовлетворение потреб­ностей на основе принятия роли члена группы, при ожидании, что его собственное понимание групповых норм разделяется другими членами группы. Мы знаем кое-что об условиях, при которых воз­никают и продолжают существовать такие отношения. Везде, где они есть, мы можем ожидать, что они в .то же время представляют собой условия, при которых группы являются наиболее сплочен­ными...

На сегодняшний день наилучшим предположением, касаю­щимся природы процесса взаимодействия в группах, характери­зующихся высокой моралью, является то, которое подсказывается принципом группового подкрепления. Чем чаще и чем более явно члены группы показывают своим поведением, что определенный* вид роли предписывается групповыми нормами, тем быстрее они обратят внимание друг друга на то, что существует ролевое 'прАд-писание, и тем в большей степени они будут воздействовать друг на друга, в плане принятия каждым соответствующей «должной» роли... Групповое подкрепление это не только вопрос о возрас- тающей мотивации делать то же, что делают другие вследствие возрастающего побуждения при наблюдении за их поступками; это процесс, посредством которого осуществляется, так сказать, когни­тивное уточнение того, каковы требования ситуации наряду с воз­растающей мотивацией принять собственную роль. Является ли эта роль подобной роли других или дополняющей их роли.

В этих условиях у нас есть другой пример взаимозависимости «Я» и группового членства. Как отмечал Лебон и многие другие, иногда индивиды становятся настолько «погруженными» в группу или в толпу, что они теряют чувство отдельной идентичности. При этих условиях происходит так (наряду с другими вещами), что то, что индивид хочет делать и что он воспринимает как требуемое от него его ролью, становится тождественным. По мере того, как его все настойчивее побуждают взять на себя определенную роль, зреет его убежденность в том, что это единственно возможная роль, исполнения которой от него требуют. Единожды в его жизни другие ожидают от него, чтобы он был именно тем, кем бы он хотел быть. Его мир социальной действительности воспринимает его именно так, как он сам воспринимает себя.

...Социологи и этнографы показали нам, как группы и общества организованы на основе позиций и ролей. Психологи личности по­казали нам, как организуется индивидуальное поведение, в частно- , сти, посредством когнитивных процессов. Социальный психолог должен учиться наблюдать и изучать человеческое поведение как;

социально организованное потому, что многое в нем является ког­нитивно переживаемым как самим действующим индивидом, так и теми, кто его наблюдает. Взаимодействие, особенно в виде приня­тия и восприятия ролей, является необходимой частью того про­цесса, посредством которого индивидуальная организация и соци­альная организация одновременно имеют место. Итак, мне бы хо­телось, чтобы развитие социальной психологии шло по пути изуче­ния как психологических, так и социологических проблем...

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Психология и социология личности

ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ... Магнитогорск Часть Психология и социология личности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предтеча функциональной психологии.
Согласно одному из недавних исследований по истории психо­логии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психо

ЛИЧНОСТЬ
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то ж время более или менее осознаю самого себя, свое личное существова­ние. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание

А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность ... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он мо­жет назвать своим: не только его физические и душевные качес

Физическая личность
В каждом из нас телесная организация представляет сущест­венный компонент нашей физической личности! а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организац

Социальная личность
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но им

Духовная личность
Под духовной личностью, поскольку она связана с эмпириче­ской, мы не разумеем того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединен

Самооценка
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство со­бой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий,

Иерархия личностей
Согласно почти единодушно принятому мнению, различные виды личностей, которые могут заключаться в одном человеке, и в связи с этим различные виды самоуважения человека можно пред­ставить в форме ие

Инстинкты
Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии... Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлекс

Сознательные и бессознательные аспекты личности
В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессозна­тельной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в обще

Тревога
Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, нев­ротической и моральной. Объективная тревога возникает под воз­действием реа

I. Сознание и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа ... психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рас­сматривать сознание

II. Я и ОНО
После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до , сих пор служил толь

Аналитическая психология
  Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной

Коллективное бессознательное
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, со­стоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого л

Архетипы
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательно­го, получившие названиеархетипов, являются внутренними де­терминантами психической жизни человека. Они направляют дей­ствия

Психологические типы
Согласно юнговской теории, все личностные различия прояв-ляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах; ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собствен­но, ориентироваться

Структура души
.Мы должны некоторым образом различать три ступени души: 1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу т

Душа и земля
Душа представляет собой гораздо более обширную и непонят­ную область опыта, чем строго ограниченный световой конус соз­нания.К душе относится также и бессознательное. В пр

Аналитическая психология и мировоззрение
...аналитическая психология является реакцией на преувели­ченную рационализацию сознания, которое в стремлении созда­вать упорядоченные процессы изолирует себя от природы и пере­саживается в рацион

Коллективное бессознательное
...Представьте, что наша ментальная сфера выглядит наподо­бие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности, если вы человек, адаптирующийся в о

Природа гуманистической психологии
Гуманистическая психология отвергала представление о чело­веке как о существе, чье поведение строится лишь на основе де­терминизма и полностью определяется стимулами внешней сре­ды... Она

Самоактуализация
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением ксамоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию лич

ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
Хорошие люди и статистика «лучших» •Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей чело­веческой природы нужно отобрать из популяции ее самые здоро­вые, самые лучшие

Проблема больших проблем
Первая и главная большая проблема заключена в важности и необходимости появления хорошего человека. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется стертым с лица земли или, если обойдется без

Пути к самоактуализации
Что означает движение к самоактуализации в смысле внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных помочь человеку приблизиться к самоактуализации. Во

При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются ценности бытия?
Выбор в полном смысле свободный, совершенный в соответ­ствии с внутренними, сущностными потребностями человека, воз­можен только в том случае, если человек вырвется из-под гнета социального давлени

Природа когнитивной психологии
Когнитивная психология... Во-первых, ... обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. C ее точки зрения важной ока­зывается вся с

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЖАН ПИАЖЕ
...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобн

Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непро­извольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный

Интеллект и биологическая адаптация
Всякое психологическое объяснение рано или поздно завер­шается тем, что опирается на биологию или логику (или на социо­логию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернат

Социальные факторы интеллектуального развития
Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая с

Психосоциальные стадии развития
Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протя­жении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск соб­ственной идентично

Кризис идентичности
Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного

Младенчество: развитие узнавания
Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности яв­ляетсячувство базисного доверия - формирующаяся на основа­нии опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру

Раннее детство: воля быть собой
.. Основное значение этой второй стадии раннего детства - в быстрых завоеваниях на пути развития мускулатуры и вербализа­ции; в становлении способности-- и вдвойне переживаемой неспо­собности - коо

Детство: антиципация ролей
...Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис: (1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого уста­навливает

Школьный возраст: идентификация с задачей
Именно в конце периода развитого воображения ребенок про­являет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисцип­лину и выполняет определенные требования взрослых. Его пере­полняет желание конст

Отрочество
С прогрессом технологии связано расширение временных ра­мок подросткового возраста - периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подрост­ковая стадия становит

За идентичностью
Первая из этих форм - кризисинтимности. Только если фор­мирование идентичности идет нормально, истинная интимность -которая действительно есть контрапункт, равно как и слияние иден

СОЦИАЛЬНАЯ САМОСТЬ
С самого начала следует заметить, что под словом «самость» (self) в данном контексте подразумевается попросту то, что в обы­денном языке обозначается местоимениями первого лица единст­венного числа

Дж. Г. Мид - основоположник символического интеракционизма
Подлинным основоположником теоретической системы симво­лического интеракционизма стал Джордж Герберт Мид (1863-1931)... Центральное понятие социально-психологической и социоло­гической тео

Социологический смысл аномии и анемического поведения
...социальная интеграция для Мертона - в отличие от других функционалистов - является не фактом, а актом, условия и воз­можность которого проблематичны. Эта особенность мертоновско-го видения очень

Образцы культурных целей и институциональных норм
Среди множества элементов социальной и культурной структур можно выделить два особенно важных. Они различимы аналитиче­ски, хотя и тесно взаимосвязаны в конкретных ситуациях. Первый состоит из опре

II. Инновация.
Эта форма приспособления вызывается значительным куль­турным акцентированием цели - успеха и заключается в использо­вании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эф­фективными средств дост

III. Ритуализм
Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти

V. Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окру­жающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предпола­гает отчуждение от

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. i № 2. - С. 118-121; 1992. № 3. - Су104-111; 1992. № 4. - С. 91-94.
иногда говорят, централизации относятся все те составные эле­менты группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-терр

Виды групп
Малые группы - это группы немногочисленные, насчитываю­щие самое большее несколько десятков членов. Они обычно свя­заны дружескими отношениями, в них преобладают непосредст­венные личные контакты,

О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП
Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие пред­ставители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что пр

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ
  Под первичными группами я подразумеваюгруппы, харак­теризующиеся тесными, непосредственными связями (assöciations) и сотрудничеством. Они перв

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБМЕН
...Взаимодействие между людьми представляет собой обмен ценностями - как материальными, так и нематериальными. Это одна из самых старых теорий социального поведения, которую мы все еще используем п

СЕМЬЯ И1РОДСТВО
Несмотря на всю изобретательность человека и на огромное разнообразие политических и экономических организаций, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложнейшим социальным строем, практически

ФОРМЫ УРБАНИЗАЦИИ
В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего суще­ствования на Земле человек обходился без городов. За последние десять тысяч лет он с лихвой наверстал это упущение. С тех пор как где-то м

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархиче­ском ранге. Она находит выражение в существовании- высших и низших с

Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочис­ленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессио­нальная стратификация. Как

Социальная стратификация как постоянная характеристика любой организованной социальной группы
Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены б

Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход ин­дивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интен­сивность и всеобщность вертикальной мобильности. Подинтен­сивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количе

Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демокра­тических обществ - большая интенсивность вертикальной мобиль­ности по сравнению с недемократическими'обществами. В демо­кратических структур

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
...Что касается исторических типов стратификации, то необхо­димо отметить: все высокоразвитые цивилизации (и это определе­ние надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали синсти­тута ра

Функциональная необходимость стратификации
Функциональная необходимость объяснения универсального существования стратификации - это требование разместить и мо­тивировать индивидов в социальной структуре, с чем сталкивается любое общество. Я

Две детерминаты позиционного ранга
Допуская общую функцию, содействующую неравенству, мы можем установить два фактора, которые определяют относитель­ный ранг той или иной позиции. В целом те позиции являются наи­более вознаграждаемы

Главные социетальные функции и стратификация
Религия. Причина, почему религия необходима, обнаружива­ется в том факте, что человеческое общество достигает своего единства через обладание вечными ценностями и целями. Хотя посл

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИЕЙ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Есть один хороший способ составить представление о структу­ре социальной стратификации западного общества - это рассмот­ретьее динамические процессы и типы ее перемен. Поэтому, кра

P.B. РЫБКИНА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Интенсивно складывающаяся в России новая социальная стратификация - это 'своеобразныйсоциальный мост между прошлым и будущим, между советским обществом эпохи СССР и новым, постсове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги