Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта

Содержание Введение Глава 1. Жанр баллады в контексте литературы 18 - конца 19 веков 1. Представления классицистов о балладе 2. Представления сентименталистов о балладе 3. Предромантические представления о балладе 4. Современное научное представление о балладах 5. Формирование черт поэтики жанра баллады Глава 2. Баллада в творчестве Жуковского 1. Обращение Жуковского к балладному жанру 2. Принципы классификации баллад 3. Сюжетные особенности баллад 4. Поэтика балладного финала 5. Людмила и формирование жанрового канона баллады Глава 6. Оригинальные баллады Жуковского 1. Особенности поэтики баллады Двенадцать спящих дев 2. Особенности поэтики баллады Ахилл 3. Особенности поэтики баллады Эолова арфа 6.4. Особенности поэтики баллады Узник Заключение Список литературы Введение Баллада появляется в творчестве Жуковского на фоне его элегий и любовной лирики.

Поэт использует элегический тип повествования как основу для новой баллады, непохожей на предшествующие образцы баллады Н.М.Карамзина, М.Н.Муравьева и др В 1808 году Жуковский сделал открытие в жанровой системе того времени ориентируясь на западные образцы, создал новый жанр на русской почве.

Этот жанр, несмотря на попытки современников поэта обратиться к балладе, стал личным жанром Жуковского, его имя навсегда связано с балладой.

Новый жанр для него начинается с перевода бюргеровой Lenore. Начав с переложения, он приходит к оригинальной балладе, заимствуя для нее только сюжетную канву. Оригинальные баллады относятся преимущественно к раннему периоду написания баллад. Они отличаются от переводных большей лиричностью, большей близостью к элегиям по характеру повествования, ослаблением сюжетной ситуации, вниманием на описаниях персонажей. Авторское начало проявляется во всех балладах Жуковского, но в тех произведениях, где он наименее зависит от первоисточника, по-особому проявляется его собственный душевный настрой.

Здесь уже все свое, переживания самого автора проникают в баллады, явно прослеживается тяготение к особым мотивам лирики, связанным с неосуществленной любовью поэта. Главным материалом и объектом исследования стали оригинальные баллады Жуковского баллада-поэма в двух частях Двенадцать спящих дев Громобой и Вадим, баллады Ахилл , Эолова арфа и Узник. Тематически оригинальные баллады различаются между собой. Громобой и Вадим - произведения ан национально русский сюжет.

Ахилл представляет собой одну из античных баллад, Эолова арфа относится к средневековым, рыцарским. Узник находится вне пространственной и временной отнесенности. Опорой для классификации баллад явилась методология, данная в книге И.М. Семенко Жизнь и поэзия Жуковского, а также в книге Русские писатели. 1800 - 1917 из серии Большая российская энциклопедия. Актуальность темы работы связана с тем, что оригинальные баллады Жуковского не являлись предметом специального изучения.

Кроме того, такие баллады, как Узник обойдены вниманием исследователей. Целью настоящего исследования является определение признаков жанра баллады, вычленение основных черт поэтики оригинальных баллад Жуковского. Основные задачи работы Проследить изменение взглядов на жанр баллады в конце 18 - в начале 19 веков Определить основные жанровые признаки баллады Выявить специфику проявления жанровых черт баллады в произведениях Жуковского Раскрыть своеобразие поэтики оригинальных баллад. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении оригинальных баллад в сопоставлении с переводными балладами, выявляя их отличительные черты.

Теоретической основой настоящей работы стали труды отечественных литературоведов. О балладах Жуковского писали М.Я. Бессараб, А.С. Янушкевич, И.М. Семенко. Методологическая база настоящего исследования - сравнительно-исторический, типологический, историко-генетический методы. Практическая ценность работы заключается в том, что конкретные анализы и обобщения могут быть использованы при чтении общих курсов по истории русской литературы 19 века, в спецкурсе по творчеству Жуковского, по жанру баллады первой половины 19 века. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются цели и задачи исследования и его предмет, аргументируются новизна и практическая ценность работы.

В первой главе Жанр баллады в контексте литературы 18 - начала 19 веков исследуется эволюция взглядов на жанр баллады русскими писателями, представителями литературных направлений классицизм, сентиментализм, предромантизм. Во второй главе Баллада в творчестве Жуковского прослеживается разработка жанра в творчестве поэта, принципы классификации баллад, их сюжетные особенности, поэтика, баллада Людмила рассмотрена с точки зрения формирования жанрового канона.

В третьей главе Оригинальные баллады Жуковского рассматривается поэтика баллад Двенадцать спящих дев , Ахилл , Эолова арфа , Узник. В заключении подведены итоги проведенного исследования, отмечены особенности поэтики оригинальных баллад. Список использованной литературы состоит из 58 наименований. В список включены художественные тексты, привлекавшиеся в процессе проведения исследования к анализу, а также научная и справочная литература по затронутым в работе проблемам.

Глава 1. Жанр баллады в контексте литературы 18 - начала 19 веков 1.

Представления классицистов о балладе

. Не ложно в том клянусь сей час перед налой! Ведь мне не хочется за лож... Остолопов Н.Ф. Л.В. Можно говорить о запоздалом классицистическом воззрении на новый жанр.

Представления сентименталистов о балладе

Иезуитова Р. обнаруживала свое новое романтическое содержание, черты новой романтич... Природа тайны всегда содержит в себе внутреннюю экспрессию один из ее ... В. Л 1978.

Предромантические представления о балладе

Французская баллада - это лирическое стихотворение с определенным чере... Фантастическое и маловероятное, страшное и смешное всегда пронизывает ... Об этом можно прочесть в работе Н.Б. Пушкин и русские романтики. Причина - сюжетность баллады, а фольклорный сюжет нередко обнаруживает...

Современное научное представление о балладах

С.69 В.Е. 316 Такое определение понятия баллады дает научная литература. Знаменщиков, один из ученых, занимающихся балладами, приводит основные... События, первоначально воспринимающиеся как незначительные, приобретаю... Так возникает специфическая атмосфера таинственности, недосказанности,...

Обращение Жуковского к балладному жанру

И, как заметил по другому поводу С.С.Аверинцев Аверинцев С.С. М 1996. Баллада Светлана была задумана в том же 1808году, что и первая баллада... Поэтому, начав с переложения, он сразу начинает оригинальную балладу, ... Рига, 1895 Такое деление правомерно, но все же несколько условно.

Сюжетные особенности баллад

Душина в книге Поэтика русской баллады Во всех случаях главным импульс... Поэтика русской баллады. Работа над этим произведением растянулась до 1817года. В ней повествуется о том, как девушка гадает о женихе тот уехал далеко... Беззаконную небо карает любовь Ты сама будь свидетель тому Там же.

Поэтика балладного финала

О финале рассказывает В.А. Но при этом необходимо учесть ту особенность повествования, при которо... Интересной представляется баллада Граф Гапсбургский. Первая баллада несет в себе черты, характерные для нового жанра, здесь... Дальше повествование замедляется описанием того, что видит Людмила и с...

Особенности поэтики баллады Двенадцать спящих дев

Между тем, он очевиден- если принять во внимание связь повести с замыс... Асмодей находит нужные слова, чтобы переубедить героя. Громобой чувств... С. Контраст возникает в описании святого старца и беса, возмущенного его ... Читателю известно, кто это был, он поднялся из могилы чувствуя, что пр...

Особенности поэтики баллады Ахилл

Избранные сочинения. М 1982. Тому, что есть в природе отчизны противопоставлено отсутствие Патрокла... Имя Патрокла повторяется несколько раз, подчеркивается его значимость ... . Таким образом, на первый план выносится психологизм.

Особенности поэтики баллады Эолова арфа

М 1975. Когда речь идет о встрече влюбленных, в повествование проникают уныние... 191 Яркая картина словно готовит читателя к невероятному событию в жиз... Борьба бедного певца с обстоятельствами выражается в играющей арфе, ку... 6.4.

заключением. Узница не желает умирать, она еще очень молода, но у нее отняли все блага жизни. Герой тоже говорит о возвышенном Твой образ веял в облаках. Образ безымянного героя проникнут лиризмом.

Части баллады перекликаются друг с другом слова от автора повторяются в песне-исповеди героя. И ночью, забывая сон, В мечтанье Ее подслушивает он Дыханье Там же. С. 147 В первой части произведения говорится о сне, во второй части герой поет о сне. Сон его пророческий Тебя в пророчественном сне Видал я Тобою в пламенной весне Дышал я. Невидимую знает он Душою - это знание приходит к нему во сне. Его песня перекликается и с песней таинственной возлюбленной.

За днями дни идут, идут Напрасно Они свободы не ведут Прекрасной Об ней тоскую и молюсь, Ее зову, не дозовусь, Там же. С. 146 поет незнакомка. Герой тоже мечтает о свободе, но его свобода - это жизнь вдвоем с ней. Когда, разрушив сей затвор, Осветит Свобода жизнь вдвоем для нас? Там же. С. 148. Она для него невидима, но живет в его душе, созданная воображением, ее образ пришел к нему из ее песни. Между ними физическая преграда хладная стена, но, несмотря на это, он сердцем чувствует, что они неразлучимы, в душе его их образ един. Загадочная певица является смыслом его жизни С ней розно в свете жизни нет Прекрасен только ею свет. Атмосфера неизвестности создается с помощью вопросов героя, обращенных и к ней и к самому себе Не ты ль он мнит давно была Любима? И не тебя ль душа звала, Томима Желанья смутного тоской, Волненьем жизни молодой? После ее смерти наступает молчание, для него эта тишина за соседней стеной ужасна И ужас грудь его томит - И тщетно ждет он все молчит.

После этой перемены свобода ему не мила, и поэтому он холодно встречает свое освобождение.

Его тоска разрабатывается поэтом психологически, возникают вопросы, которые, видимо, безымянный герой задает сам себе Ах! слово милое об ней Кто скажет? Кто след ее забытых дней Укажет? Кто знает, где она цвела? Где тот, кого своим звала? Там же. С. 149. Он желает узнать хоть что-нибудь о своей возлюбленной, чтобы жить памятью о ней, но это оказывается невозможным.

Ему нет больше покоя в этом мире, где нет его загадочной возлюбленной. Он прикоснулся к тайне, и она завладела им. Романтический герой стремился к ней, но она исчезла, оставив ему сердечную муку. Он сосредоточен на своем страдании, не замечает ничего вокруг, родные его не радуют. Он слышал молчание, заменившее собой песню, и сам молчит с тех пор, чуждый проявлениям внешнего мира Он в людстве сумрачен и тих. Отчужденность проявляется сначала в семье, где традиционно все должно быть дорого для человека, а затем он бежит всех людей.

Характеристики автора рисуют героя как существо не принадлежащее этому миру. Жизнь для него сосредотачивается на памяти об ушедшей, она становится звездой, созданной его воображением. Строфическое членение очень четкое, это создает музыкальный настрой. В последней строфе показывается медленное угасание героя, переданное с помощью глаголов длительность действия изображена через несовершенный вид глагола он таял, гаснул, завершается глаголом совершенного вида - и угас. Долгое томление по неведомому в итоге приносит душе героя то, чего он желал. Происходит таинство единение душ И мнилось, Что вдруг пред ним в последний час Явилось Все то, чего душа ждала, И жизнь в улыбке отошла. Ситуация Узника повторяет ситуацию Эоловой арфы возлюбленные разлучены при жизни и находят счастье только после смерти, в ином мире. Отличие Узника лишь в том, что здесь декорации условны, события не определены во времени и пространстве, тогда как в Эоловой арфе дается описание обстоятельств, преграда между героями четко обозначена.

В финале эти две баллады значительно сближаются по основной идее - единение двух любящих душ там, где уже нет никаких помех быть вместе.

Главное в балладе не напряженность действия, а изображение грусти, стремления к неизвестному. Во всех оригинальных балладах наблюдаются элегические мотивы и ярко выраженное лирическое начало. Мотивы грусти, неизбежности предпосланной судьбы, стремления к неизвестному, запредельному объединяют эти баллады.

Сюжетная линия слабо разработана или остается за пределами повествования, на первый план выходит переживание героя, изображение его внутреннего состояния, во многом созвучное состоянию самого автора. Душевное состояние героя передается через описание окружающей его природы, иногда пейзаж контрастирует с внутренним миром героя, тем самым оттеняя все движения его души. Пейзажные зарисовки занимают большую часть в оригинальных балладах Жуковского.

Диалоги также являют читателю состояние героя, здесь они представлены в большом количестве. Заключение Подводя итоги, можно сказать, что в конце 18 - начале 19века в русской литературе жанр баллады не воспринимался как самостоятельный лиро-эпический жанр. Классицизм был все еще в силе и налагал определенные обязательства на поэтов в их творчестве. Однако необходимость развития и приобретения чего-то нового уже чувствовалась в начале 19 века, это обусловило возникновение творческих исканий русских поэтов.

Отношения между жанрами на границе веков становится подвижнее, взаимодействие разных жанров рождало нечто новое в жанровой системе. Баллады появляются в творчестве многих поэтов, но эти опыты еще не совершенны, их жанровая структура не четкая. На их фоне появляется баллада Жуковского, принесшая популярность поэту и установившая востребованность баллады как жанра. В ходе изучения баллад Жуковского мы выделяем среди всего множества произведений этого жанра оригинальные баллады.

Мы приходим к выводу, что в них наиболее ярко проявляется авторское начало. Оригинальные баллады имеют общие черты поэтики - близость к элегиям по характеру повествования и эмоциональному наполнению. Можно воспользоваться определением, предложенным М.Л. Гаспаровым он назвал баллады лишенные эпического сюжета элегиями в декорациях. Здесь обстоятельства окружающего мира выступают в качестве декорации к философствованию героя или выражения грусти и уныния.

О самих сюжетных линиях если и говорится, то вскользь и всего несколько слов. На первый план выступают элегические мотивы тоски, утраты, несвободы, грусти, страдания, неизбежности предпосланной судьбы, зова души, предчувствия близкой смерти - ослабление или отсутствие сюжета. Особенно ярко это проявлено в балладе Ахилл, где в центре внимания песнь героя, в котором выражены его душевные переживания. Также монологичны и другие оригинальные баллады, монологи занимают большую часть произведения - преобладание описаний персонажей и развернутые пейзажи.

Через изображение внешнего облика героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, его чувства по отношению к ситуации, описанной в балладе. Наиболее значимыми представляются пейзажные зарисовки в балладах Ахилл и Эолова арфа. Велика роль описаний в Двенадцати спящих девах, с их помощью проявлен психологизм - сглаженный финал. В отличие от переводных баллад, где сюжет более разработан и финал являет собой внезапную развязку действия, в оригинальных балладах нет динамики, и поэтому в финале не происходит резкого изменения ситуации.

Все приведенные выше элементы, присутствующие в оригинальных балладах, выделяют их из общего комплекса баллад Жуковского. Список использованной литературы Тексты 1. Жуковский В.А. Избранные сочинения. М 1982. 2. Жуковский В.А. Стихотворения. М 1985. 3. Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений Вст. ст сост подг. текста и прим. Ю.М.Лотмана. М. Л 1966. 4. Сумароков А.П. Избранные произведения.

Л 1957. Справочная литература 5. Буало Н. Поэтическое искусство. М 1957. 6. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины Под ред. Чернец Л.В. М 2000. 7. Гаспаров М.Л. Славянский стих Лингвистика и структура стиха. М 2004. 8. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. М 2001. 9. Литературная энциклопедия терминов и понятий Под ред. А.Н.Николюкина. М 2003. 10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М, 1970. 11. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии.

СПб 1821. Ч. 1. 12. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л 1959. 13. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика Учебное пособие. М 2001. 14. Хализев В.Е. Теория литературы. М 1999. Научная литература 15. Аверинцев С.С. Поэты. М 1996. 16. Бессараб М.Я. Жуковский. М 1975. 17. Библиотека Жуковского в Томске. 1978. 18. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. М 1999. 19. Виницкий И. Ю. Нечто о привидениях Жуковского Новое литературное обозрение. 1998. 32. 20. Вольпе Ц. С. Жуковский История русской литературы.

М 1941. Т.V. Ч. 1. 21. Вольпе Ц.С. В.А. Жуковский в портретах и иллюстрациях. Л 1935. 22. Воронцова Т.И. Композиционно-смысловая структура изобразительно-повествовательных баллад лирического характера. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л 1986. 23. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Н.Новгород, 1997. 24. Грот Я.К. Очерк жизни и поэзии Жуковского. СПб 1883 25. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики.

М 1995. 26. Гумилев Н.С. Сочинения в трех томах. Т.3. Письма о русской поэзии. М 1991. 27. Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой Биографические повествования. Челябинск, 1998. 28. Душина Л.И. История создания Светланы В.А. Жуковского Пути анализа литературного произведения. М 1981. 29. Душина Л.Н. На жанровом переломе от романса к балладе XXVI Герценовские чтения. Литературоведение. Л 1973. 30. Душина Л.Н. Поэтика русской баллады.

Л 1975. 31. Душина Л.Н. Роль чудесного в поэтике первых русских баллад Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах. М 1972. 32. Жуковский и литература конца 18 - 19 в. М 1988. 33. Жуковский и русская культура. Сборник научных трудов. Л 1987. 34. Журавлева. А.И. Последний поэт Баратынского Проблемы теории и истории литературы сборник статей, посвященный памяти проф. А.Н.Соколова. М 1983. 35. Загарин П. В.А. Жуковский и его произведения. М 1883. 36. Зайцев Б.К. Жуковский Литературная биография.

М 2001. 37. Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия Жуковского. СПб 1883. 38.Знаменщиков В.В. К вопросу о жанровых особенностях русской баллады Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, 1980. 39. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма Русский романтизм. Л 1978. 40. История русской литературы. М 1941. 41. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики Жуковского. Томск, 1990. 42. Микешин А.М. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады. Из истории русской и зарубежной литературы 19-20 вв. Кемерово, 1973. 43. НемзерА.С. Сии чудесные виденья Время и баллады В. А. Жуковского Зорин А Немзер А Зубков Н. Свой подвиг свершив. М 1987. 44. Одинцов В.В. Об изобразительном синтаксисе Жуковского Русская речь. 1983, 1. 45. Плетнев П. А. О жизни и сочинениях В. А. Жуковского.

СПб 1853. 46. Покровский В. В.А. Жуковский. Его жизнь и сочинения. Сборник литературных статей. М 1912. 47. Полевой Н Полевой Кс. Литературная критика Статьи, рецензии 1825 - 1842. Л 1990. 48. Реморова Н.Б. Жуковский и немецкие просветители. Томск, 1989. 49. Русские писатели.1800-1917. Т. 2. М 1991. 50. Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского.

М 1975. 51. Семенко И. Поэты пушкинской поры. М 1970. 52. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб 2000. 53. Фрайман Степанищева Т. Баллады Жуковского границы и возможности жанра Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. VI Проблемы границы в культуре. Тарту, 1998. 54. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра.

М 1997. 55. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. Сочинения В. Жуковского. М 1983. 56. Чешихин В.Е.Жуковский как переводчик Шиллера. Рига, 1895. 57. Шаталов С.Е. В.А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. 200 лет со дня рождения. М 1983. 58.Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. Томск, 1985.