рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы - раздел Литература, НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Аллегория – Иносказание, Разновидность Метафоры. Аллегория Фик­Сирует Условны...

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, разновидность метафоры. Аллегория фик­сирует условный образ: в баснях лиса – хитрость, осёл – глупость и т.п. Аллегория используется также в сказках, притчах, сатире.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – выразительное средство языка: повторение одина­ковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ:

 

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой –

Как будто грома грохотанье –

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой...

А.Пушкин

АНАФОРА – выразительное средство языка: повторение в начале сти­хотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю

О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари...

 

Но моя река – да с твоей рекой,

Но моя рука – да с твоей рукой

Не сойдутся. Радость моя, доколь

Не догонит заря зари.

М. Цветаева

АНТИТЕЗА – выразительное средство языка: противопоставление рез­ко контрастных понятий и образов: Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная, // Матушка Русь! (Я. Некра­сов).

АНТОНИМЫ – слова с противоположными значениями; служат для создания ярких контрастных образов:

 

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную.

М. Цветаева

АРХАИЗМЫ – устаревшие слова, обороты речи, грамматические фор­мы. Служат в произведении для воссоздания колорита ушедшей эпохи, определенным образом характеризуют персонаж. Могут придавать языку торжественность: «Красуйся, град Петров, и стой, неколебимо, как Россия», а в иных случаях – иронический оттенок: «Сей отрок в Магнитогорске грыз гранит науки в коллед­же и с Божьей помощью закончил оный успешно».

БЕССОЮЗИЕ – выразительное средство языка, ускоряющее темп речи в произведении: «Мчатся тучи, вьются тучи; // Невидим­кою луна // Освещает снег летучий; // мутно небо, ночь мутна» (А.Пушкин).

ВАРВАРИЗМЫ – слова из чужого языка. С их помощью может быть воссоздан колорит конкретной эпохи («Пётр Первый» А.Н.Тол­стого), охарактеризован литературный персонаж («Война и мир» Л.Н.Толстого). В отдельных случаях варваризмы могут быть объектом полемики, иронии (В.Маяковский. «О “фиасках”, “апогеях” и прочих неведомых вещах»).

ВОПРОС РИТОРИЧЕСКИЙ – выразительное средство языка: утверж­дение в форме вопроса, не предполагающего ответа:

 

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

М. Лермонтов

ВОСКЛИЦАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЕ – выразительное средство языка; обращение, служащее целям повышения эмоциональности, со­здает обычно настроение торжественное, приподнятое:

 

О, Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Н. Некрасов

ВУЛЬГАРИЗМ – пошлое, грубое слово или выражение.

ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явле­ния, качества с целью усилить впечатление.

От любови твоей вовсе не излечишься,

сорок тысяч других мостовых любя.

Ах, Арбат мой, Арбат,

ты мое отечество,

никогда до конца не пройти тебя.

Б. Окуджава

ГРАДАЦИЯ – выразительное средство языка, с помощью которого постепенно усиливаются или ослабляются изображаемые чувства и мысли. Например, в поэме «Полтава» А.Пушкин там характери­зует Мазепу: «что он не ведает святыни; // что он не помнит благостыни; // что он не любит ничего; // что кровь готов он лить как воду; // что презирает он свободу; // что нет отчизны для него». Основой градации может служить анафора.

ГРОТЕСК – художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантасти­ческого и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т.п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).

ДИАЛЕКТИЗМЫ – слова из общего национального языка, употреб­ляющиеся в основном в определенной местности и использующи­еся в литературных произведениях для создания местного колори­та или речевой характеристики персонажей: «Нагульнов пустил своего маштака наметом и остановил его сбочь кургана» (М.Шо­лохов).

ЖАРГОН – условный язык небольшой социальной группы, отлича­ющийся от общенародного языка главным образом лексикой: «Язык письма был изыскан, но вместе с тем сдобрен хорошей дозой морского жаргона.., каким изъясняются матросы и бродя­ги» (К.Паустовский).

ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК – результат эксперимента, которым главным обра­зом увлекались футуристы. Цель его – отыскать соответствие между звучанием слова и значением и освободить слово от его обычного смысла: «Бобэоби пелись губы. // Вээоми пелись взо­ры...» (В.Хлебников).

ИНВЕРСИЯ – изменение порядка слов в предложении с целью выде­лить значение какого-либо слова или придать необычное звучание фразе в целом: «С большака перешли на отрезок холста // Бурла­ков этих репинских ноги» (Дм. Кедрин).

ИРОНИЯ – тонкая скрытая насмешка: «Он пел поблеклый жизни цвет // Без малого в осьмнадцать лет» (А.Пушкин).

КАЛАМБУР – остроумная шутка, основанная на омонимах или ис­пользовании разных значений одного слова:

Область рифм – моя стихия

И легко пишу стихи я.

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки.

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Д. Минаев

ЛИТОТА – изобразительное средство языка, построенное на фантас­тическом преуменьшении предмета или его свойств: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, // Не более наперстка» (А. Грибоедов).

МЕТАФОРА – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на не­явном сравнении. Основные виды метафор – аллегория, сим­вол, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шага­ми...» (О. Мандельштам).

МЕТОНИМИЯ – художественное средство языка: замена названия це­лого названием части (или наоборот) на основании их сходства, близости, смежности и т.п.: «Что с вами, синий свитерок, // В глазах тревожный ветерок?» (А. Вознесенский).

НЕОЛОГИЗМ – 1. Слово или выражение, созданные автором литера­турного произведения: А.Блок – надвьюжный и др.; В.Маяковс­кий – громадьё, молоткастый и т.п.; И.Северянин – сверкальная и др.; 2. Слова, приобретшие со временем новое дополнительное значение – спутник, телега и т.п.

ОБРАЩЕНИЕ РИТОРИЧЕСКОЕ – ораторский приём, выразитель­ное средство языка; слово или группа слов, называющие того, к кому обращена речь, и содержащие призыв, требование, просьбу: «Слушайте, товарищи потомки, // агитатора, горлана, главаря» (В.Маяковский).

ОКСЮМОРОН – эпитет, употреблённый в значении, противополож­ном определяемым словам: «скупой рыцарь», «живой труп», «сле­пящая тьма», «грустная радость» и т.п.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – приём метафорического перенесения черт жи­вого на неживое: «Река играет», «Дождь идёт», «Тополь тяготится одиночеством» и т.п. Многозначный характер олицетворения рас­крывается в системе других художественных средств языка.

ОМОНИМЫ – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения: коса, печь, брак, некогда и др. «И не заботился о том, // Какой у дочки тайный том // Дремал до утра под подуш­кой» (А. Пушкин).

ОНОМАТОПЕЯ – звукоподражание, имитация природных и бытовых звуков:

Кулеш в котле клохтал.

Под ветром кренились

Крылья красные костра.

Е.Евтушенко

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

К.Бальмонт

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – изобразительное средство языка; сходное симмет­ричное расположение элементов речи, в соотношении создающее гармоничный художественный образ. Параллелизм часто встреча­ется в устном народном творчестве и в Библии. В художественной литературе параллелизм может использоваться на уровне словес­но-звуковом, ритмическом, композиционном: «Чёрный ворон в сумраке нежном, // Чёрный бархат на смуглых плечах» (А.Блок).

ПЕРИФРАЗ – изобразительное средство языка; замена понятия описа­тельным оборотом: «Унылая пора! Очей очарованье!» – осень; «туманный Альбион» — Англия; «Певец Гяура и Жуана» – Бай­рон и т.д.

ПЛЕОНАЗМ (греч. «pleonasmos» – излишество) – выразительное сред­ство языка; повторение близких по смыслу слов и оборотов: грусть-тоска, жили-были, плачет – слезами обливается и т.п.

ПОВТОРЕНИЯ – стилистические фигуры, синтаксические конструк­ции, основанные на повторе слов, несущих особую смысловую нагрузку. Виды повторений – Анафора, Эпифора, Рефрен, Плео­назм, Тавтология и др.

РЕФРЕН – выразительное средство языка; периодическое повторение законченного в смысловом отношении отрывка, обобщающего мысль, выраженную в нем:

Горный король на далеком пути

– Скучно в чужой стороне. –
Деву-красавицу хочет найти.

– Ты не вернешься ко мне. –
Видит усадьба на мшистой горе.

– Скучно в чужой стороне. –
Кирстэн-малютка стоит на дворе.

– Ты не вернешься ко мне. – <...>

К. Бальмонт

СИМВОЛ (одно из значений) – разновидность метафоры, сравнение обобщающего характера: у М.Лермонтова «парус» – символ оди­ночества; у А. Пушкина «звезда пленительного счастья» – символ свободы и т.д.

СИНЕКДОХА – изобразительное средство языка; вид Метонимии, ос­нованной на замене названия целого названием его части. Иногда синекдоху называют «количественной» метонимией. «Невеста нынче пошла несмышленная» (А.Чехов).

СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа пу­тем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с но­вым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:

 

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

А. Пушкин

ТАВТОЛОГИЯ – выразительное средство языка; повторение однокоренных слов.

Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею,

Комната с пестрым ковром на стене?

Милое-милое, давнее-давнее

Детство мое вспоминается мне.

Д.Кедрин

ТРОПЫ – слова, употребляемые в переносном значении. Видами тро­пов являются Метафора, Метонимия, Эпитет и др.

УМОЛЧАНИЕ – выразительное средство языка. Речь героя прерывает­ся с целью активизации воображения читателя, призванного вос­полнить пропущенное. Обозначается, как правило, многоточием:

Что со мною?

Отец... Мазепа... казнь – с мольбою

Здесь, в этом замке мать моя –

А.Пушкин

ЭВФЕМИЗМ – выразительное средство языка; описательный оборот, меняющий оценку предмета или явления.

«Наедине я назвал бы его лжецом. В газетной заметке употре­бил бы выражение – легкомысленное отношение к истине. В пар­ламенте – выразил бы сожаление, что джентльмен плохо инфор­мирован. Можно было бы добавить, что за такую информацию люди получают по физиономии» (Д.Голсуорси «Сага о Форсайтах»).

ЭПИТЕТ – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого. Виды эпитета – по­стоянный, оксюморон и др.: «Белеет парус одинокий...».

ЭПИФОРА – выразительное средство языка; повторение слов или сло­восочетаний в конце стихотворных строк. Эпифора – редкая фор­ма в русской поэзии:

Записка – я тебя люблю!

Опушка – я тебя люблю!

Зверюга – я тебя люблю!

Разлука – я тебя люблю!

В.Вознесенский

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ВВЕДЕНИЕ... НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ... Введение в литературоведение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Язык художественной литературы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности предмета литературы
1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном

Особенности художественного образа
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи

Средства создания образа-персонажа
1. Портрет- изображение внешности героя. Как было отмечено, это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенност

Литературные роды и жанры
Следует говорить о различии трёх родов ли­тературы по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявля

Жанры эпических произведений
Миф(от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира. Легенда

Жанры лирических произведений
Песня - небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую древность. Различают песни фольклорные и литературные.

Жанры драматических произведений
Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) - один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Об

Жанр и стиль литературного произведения
Вопрос о жанре произведения - один из наиболее сложных в курсе, он по-разному освещается в учебниках, поскольку в сов­ременной науке нет единства в понимании этой категории. Между тем это одна из д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художес

Особенности темы
1. Социально-историческаяобусловленность. Писатель не выдумывает темы, а берет их из самой жизни, точнее, сама жизнь подсказывает ему темы. Так, в XIX веке актуальной была тема кре

Особенности идеи
1. Мы сказали, что идея - основная мысль произведения. Такое определение правильно, однако оно нуждается в уточнении. Нужно иметь в виду, что идея в художественном произведении выражается очень сво

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету. Композиция(от лат. componere -

Художественная речь
Филологи различают язык и речь. Язык - это запас слов и грамматические принципы их сочетания, исторически изменяющиеся. Речь - это язык в действии, это высказывание, выражение мыс­лей и чувств на д

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
1. Образность.Слово в художественной речи содержит не только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или явления. Общепринятое значение предмета приобрета

Лексические ресурсы литературного языка
Как было отмечено, основу языка художественной литературы составляет литературный язык. Литературный язык располагает богатыми лексическими ресурсами, позволяющими писателю выразить тончайшие опенк

МЕТАФОРА
Наиболее распространённый троп, основанный на принципе сходства, реже – контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использу

Разновидности метафоры
Олицетворение-уподобление неодушевленного предмета живому существу. Ночевала тучка золотая На груди утеса великана (М.Лермонтов)

Разновидности метонимии
1) Замена названия произведения именем его автора. Читать Пушкина, изучать Белинского. 2) Замена названия людей названием страны, города, определенного места. Украина

Основные виды фигур
1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение. Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново. Я люблю

Ритмичность художественной речи
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах кур­са, важно учитывать общ

Особенности стихотворной речи
1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение. Л.Тимофеев в своей книге «Очерки те

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят о

Свободный стих
В конце XIX века в русской поэзии утвердился так называемый свободный стих или верлибр (от фр. Vers - стих, librе - свободный), в котором нет внутренней симметрии строк, как в силлабо-тонической си

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема эта весьма обширна. Но в этом разделе мы ограничимся лишь самым необходимым. Литературное развитие обычно обозначается термином «литературный процесс». Итак, литературный процесс – эт

XIX—XX ВВ.
В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­ват

Новая критика
Явление, получившее название «новой критики», возникло в Соеди­нённых Штатах в 1930–1940-х годах (к этому же времени относится появление в Англии трудов И.А.Ричардса и Уильяма Эмпсона). «Но­вые кри

Феноменология
Истоки феноменологии мы находим в работах философа начала XX века Эдмунда Гуссерля. Это направление пытается обойти проблему разделения субъекта и объекта, сознания и окружающего мира путём сосредо

Структурализм
Литературоведение, ориентированное на читателя, в чём-то сродни структурализму, который также сосредоточен на вопросах создания смысла. Но структурализм зародился как оппозиция феноменологии

Постструктурализм
Когда структурализм стал направлением или «школой», теоретики структурализма от него дистанцировались. Стало ясно, что работы мнимых структуралистов не соответствуют идее структурализма как попытки

Деконструктивизм
Термин «постструктурализм» применяется в отношении широкого круга теоретических дискурсов, содержащих критику понятий объек­тивного знания и субъекта, способного к самопознанию. Таким обра­зом, сов

Феминистская теория
Поскольку феминизм считает своей обязанностью разрушить оппози­цию «мужчина – женщина» и другие оппозиции, связанные с ней на всем протяжении существования западной культуры, то это направ­ление пр

Психоанализ
Теория психоанализа повлияла на литературоведение и как на способ интерпретации, и как на теорию языка, идентичности и субъекта. С одной стороны, психоанализ, наряду с марксизмом, стал наиболее вли

Марксизм
В отличие от Соединенных Штатов, в Великобританию постструктура­лизм проник не в работах Деррида, а затем – Лакана и Фуко, а при посредстве марксистского теоретика Луи Альтюссера. Воспринятый в кон

Новый историзм / культурный материализм
В Великобритании и Соединённых Штатах 1980–1990-е годы были от­мечены возникновением мощной, теоретически обоснованной исто­рической критики. С одной стороны, появился британский культур­ный мат

Постколониальная теория
Сходный ряд вопросов рассматривает постколониальная теория, ко­торая представляет собой попытку разобраться в проблемах, порож­дённых европейской колониальной политикой и последующим пери­одом. Пос

Теория меньшинств
Одна из политических перемен, произошедших в стенах академичес­ких институтов Соединённых Штатов, заключалась в возрастании чис­ла исследований литературы этнических меньшинств. Основные уси­лия и

ТЕКСТОЛОГИЯ
Текстология (от лат. textus – ткань, сплетение; гр. logos – слово, понятие) – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публи

Сюжет и композиция
  АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А.Блок), а может служить при­

Основы стиховедения
АКРОСТИХ – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу: Ангел лег у края небосклона, Наклонясь,

Литературный процесс
АВАНГАРДИЗМ – общее название ряда течений в искусстве XX в., которые объединяет отказ от традиций предшественников, в пер­вую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественног

Общие литературоведческие понятия и термины
АВТОНИМ – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. Алексей Максимович Пешков (псевдоним Максим Горький). АВТОР – 1. Писатель, поэт – создатель литературного произведения; 2. Повеств

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г. Л Введение в литературоведение. М, 1975. Аристотель. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978. 3. Арнхейм Р. Язык, образ и конкретная поэзия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги