рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дети 4 — 5 лет

Дети 4 — 5 лет - раздел Искусство, МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА Нормально Развивающиеся Дети Испытывают Радость От Обще­...

Нормально развивающиеся дети испытывают радость от обще­ния смузыкой, адекватно, эмоционально реагируют на нее, оп­ределяют общее настроение, характер, выделяют жанровую при­надлежность музыкального произведения (марш, песня, танец), отдельные средства выразительности, узнают типичные музыкаль­ные образы, знакомый музыкальный инструмент, на котором исполняется произведение, выражают свои впечатления от услы­шанной музыки в диалоге со взрослым. Они самостоятельно, а также с поддержкой взрослого или с аккомпанементом поют не­сложные песни достаточно выразительно, передавая общий ха­рактер инаправление мелодии. С желанием выполняют музыкаль­но-ритмические движения, используя пространство зала, переда­ют в движении характер музыки, средства выразительности, об­щий рисунок в танцах, особенности образов в музыкальных иг­рах, овладевают способами игры на различных ударных детских музыкальных инструментах, воспроизводя простые песенки-рит­мы, пытаются импровизировать.

У дошкольников с нарушением речи и с задержкой психического развития постепенно накапливаются музыкальные впечатления, появляются интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Они определяют звуки по высоте, длительности, тембру, эле­ментарный характер, жанр музыки (марш, песня, танец) при поддержке взрослого, использовании наглядной опоры; могут свя­зывать знакомые мелодии с образами животных. Дети испытыва­ют трудности в запоминании и узнавании музыкальных произве­дений. Певческие особенности выражаются в несовершенстве ин­тонирования, слабости голоса, коротком дыхании, вялой дикции. Дети реагируют на начало и конец песни по сигналу или музы­кальному вступлению, подпевают и исполняют простые песенки с музыкальным сопровождением и вместе со взрослым, пытаясь подражать его интонациям. Дети испытывают сложности в пере­даче в движениях динамики, темпа, формы музыкального произ­ведения. Они выполняют совместно со взрослым, со словесной опорой и показом несложные музыкально-ритмические движе­ния на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки, несложные действия с предметами (платочками, флажками, листьями, цветами), об­разные, большей частью имитационные движения в музыкальных играх. В результате коррекционной работы музыкальная деятель­ность становится более произвольной, организованной, целена­правленной, однако дети еще недостаточно самостоятельны.

Умственно отсталые дошкольники проявляют положительную реакцию на музыку, однако эмоциональная отзывчивость выра­жена неярко. С помощью взрослого в процессе выполнения движений они различают музыку разного характера (марш, пляску, колыбельную). В музыкально-дидактических играх с опорой на знакомые образы определяют звуки по высоте (кошка—котята, гуси—гусята и т.д.), тембру (узнай инструмент). В процессе пения подпевают взрослому, подражая его интонации; поют коллектив­но только с музыкальным сопровождением. В пении наблюдаются трудности самоконтроля, слабость вокально-слуховой координа­ции, вялость дикции, сложности в осмыслении содержания пес­ни, сложности в запоминании и сохранении вокального произве­дения в памяти. По показу взрослого выполняют различные музы­кально-ритмические движения, реагируют на двухчастную фор­му, характер, темп музыки, испытывают трудности прежде всего в передаче динамики, выполняют движения в различных постро­ениях (врассыпную, в парах, в кругу), выполняют простые дви­жения с предметами (платочками, флажками, шарами), в танце­вальных движениях кружатся на месте, хлопают в ладоши, прито­пывают ногой, кружатся по одному и в парах. Наблюдается мо­торная неловкость, дискоординации движений при ходьбе, слож­ности самостоятельного согласования движений с музыкой.

У дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) развитие музыкального восприятия проводится на основе остаточного слу­ха как с применением звукоусиливающей аппаратуры в электро­магнитном поле, так и без ее использования. С поддержкой взрос­лого в процессе движения дети реагируют на изменение звучания музыки, на начало и окончание, регистры (низкий, средний, вы­сокий), темп (быстро, медленно), динамику (громко, тихо), ха­рактер (спокойный, веселый, маршевый). В этом возрасте расши­ряются голосовые возможности детей, увеличивается диапазон, дети овладевают разновысотным звукоизвлечением с использова­нием игровых звукоподражаний (мяу — кошка, топ — мишка и т.д.), начинают активно совместно со взрослым участвовать в пе­нии, подпевая слова, фразы, подражая вопросительной, воскли­цательной интонация в ритмодекламациях. В процессе коррекционной работы дети преодолевают сложности в овладении музы­кально-ритмическими движениями: в передаче средств музыкаль­ной выразительности (темп, ритм, динамику, характер), в овла­дении навыками движений под музыку (ходьба, бег, прыжки, дви­жения с предметами и без них), простейшими навыками игры на музыкальных инструментах, выполняют несложные движения в плясках, передают образные движения в играх, сочетая их с ритмико-речевыми упражнениями, составленными из характерных слов, слогов.

Дошкольники с нарушением зрения проявляют интерес к музы­ке, эмоционально на нее реагируют, различают высоту звуков, динамические оттенки (громко, тихо), тембр голоса и музыкаль­ных инструментов, контрастный характер, двух-трехчастную форму

 

музыкального произведения, после предварительной беседы с взрослым о содержании песни включаются в совместное с ним пение, подражая интонации, передают простые мелодии, поют с музыкальным сопровождением. Движения в пространстве несколь­ко затруднены, проявляется недостаточная сформированность моторики, поэтому дети с вербальной поддержкой взрослого дви­гаются врассыпную, по кругу, взявшись за руки, в парах. Ритмич­ность движений больше проявляется в ходьбе, нежели в беге и прыжках на месте, дети выполняют легкие подскоки, пружиня­щие движения, передают различный темп и характер музыки в движениях, несложные плясовые движения с предметами и без них, используют образные движения в играх, хороводах. В образно-игрбвых движениях появляется стремление к самостоятель­ности.

Дети 5 — 7 лет

Нормально развивающиеся старшие дошкольники с выражен­ным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют сред­ства музыкальной выразительности, соотносят ее содержание с явлениями и образами окружающей действительности, делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, определя­ют ее жанровую принадлежность, различают сольные и хоровые вокальные произведения, музыкальные инструменты по темб­ровому звучанию в симфоническом оркестре, с опорой на кон­кретный музыкальный образ, определяют форму музыкального произведения. Певческие интонации становятся более устойчи­выми, иногда требуют поддержки взрослого, налаживается во­кально-слуховая координация, дети выразительно, звонко ис­полняют несложные песни в удобном диапазоне, не форсируя звук, приобретают элементарные певческие навыки (распреде­ляют дыхание, четко произносят текст, пропевают длинные зву­ки и т.д.), поют индивидуально и в хоре, овладевают элементами музыкальной грамоты в игровой, образной форме. Продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искус­ства, используя в играх, этюдах жесты, пантомимику, исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразитель­ности музыки передают образ, овладевают танцевальными движе­ниями, используя их в танцевальных композициях, играют на дет­ских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, про­являют творчество в разных видах музыкальной деятельности. По­является песенное, музыкально-игровое творчество, выражающе­еся в способности к импровизации музыкально-игровых образов, игре на детских музыкальных инструментах, сочинению неслож­ных песенок.

У старших дошкольников с нарушением речи и с задержкой пси­хического развития продолжают накапливаться музыкальные впе­чатления и вырабатываться адекватная эмоциональная отзывчи­вость на музыку, формируются общие и музыкальные представ­ления, совместно со взрослым в диалоге делаются первые обоб­щения о музыке, дети высказывают свои впечатления, однако односложными образами. Они различают характер музыки, жан­ры музыки (марш, песня, танец) с наглядной поддержкой, узна­ют знакомые музыкальные произведения по мелодии, с различ­ной отсрочкой во времени, проявляют интерес к игре на детских музыкальных инструментах, распознают их по звучанию и звукоизвлечению (ударные, духовые, струнные, клавишные). В этом воз­расте продолжают формироваться вокальные и хоровые навыки, умение вместе начинать и заканчивать песню, регулировать дыха­ние во время пения, целиком произносить все фразы, соблюдать темп песни, с опорой на аккомпанемент правильно воспроизво­дить мелодию, регулировать силу голоса в пении. Однако напев­ность, выразительность голоса еще недостаточно развиты. Дети выполняют различные ритмические движения под музыку (ходь­бу, бег, прыжки), с поддержкой взрослого (по показу или сло­весной инструкции) передают средства выразительности (харак­тер, темп, форму, динамику); в играх, упражнениях используют несложные танцевальные движения в парах, пространственные перестроения врассыпную, по кругу, движения с предметами ибез них, стараются эмоционально воспроизводить знакомые об­разы персонажей в музыкальных играх. Появляется самостоятель­ность и целенаправленность в музыкальной деятельности, наблю­даются элементы проявления танцевально-игрового творчества.

У умственно отсталых старших дошкольников возникает ин­терес к музыке, однако он неустойчив, недостаточно выражена отзывчивость на музыку разного характера, наблюдаются неадек­ватные реакции при восприятии музыкального произведения, слабая концентрация внимания, неумение дослушать музыку до конца. Жанровую принадлежность музыки дети определяют при словесной или наглядной коррекционной поддержке взрослого. Затрудняются в запоминании музыкальных произведений, узна­ют их с небольшой временной отсрочкой при целостном гармо­ническом исполнении пьесы или с наглядной опорой; слабо вы­ражена музыкально-слуховая дифференциация, затруднено раз­личение звуков по силе (динамике), длительности (ритму) при достаточной сохранности различения звучания звуков по высоте. У детей наблюдаются несовершенство певческой деятельности, прерывистое дыхание, вялая, размытая дикция, нарушение во­кально-слуховой координации, неточность интонирования, на­выков совместного пения в детском ансамбле. Дети продолжают овладевать музыкально-ритмическими и двигательными навыка-

 

ми в процессе музыкальных игр, упражнений, плясок. По показу или словесной инструкции взрослого они выполняют движения в соответствии с характером и другими средствами выразительнос­ти (темпом, ритмом, формой) музыкального произведения, пе­редают танцевальные движения в парах, по одному, в различных пространственных композициях (по кругу, в шеренге, колонне). После предварительного словесного обсуждения со взрослым ха­рактерных особенностей знакомых образов передают их в доступ­ной форме в музыкальных играх.

У старших дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) проявляются интерес, эмоциональный отклик на музыку разного характера в живом исполнении и грамзаписи, желание выражать свое отношение к музыкальному произведению, связывать содер­жание, хвуки музыки с образами окружающего мира. С помощью взрослого дети определяют средства выразительности музыки (темп, регистры, динамику), жанровую принадлежность музыки, соотносят высоту звучания музыкальных инструментов детского оркестра с регистрами фортепиано. В процессе коррекционной работы дети овладевают низким средним и высоким регистрами своего голоса, протяжным ведением голоса в звукоподражатель­ных упражнениях, песнях, меняют интонации в отдельных фра­зах песни, подражая интонации взрослого. Развивается ритмич­ность в ритморечевых упражнениях сочетающихся с движениями и с использованием музыкальных инструментов. Дети передают движениями отдельные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), регистры, характер музыки (спо­койный, плясовой, маршевый); под музыку выполняют разно­видности ходьбы (плавно, мягко, стремительно, по одному, в колонне, врассыпную, парами), бега, перестроения (в колонну, шеренгу, круг), упражнения с предметами, несложные танцеваль­ные движения (шаг с приседанием, поскоки, легкие прыжки, шаг польки), овладевают выразительностью в передаче игровых образов различного характера, осваивают навыки игры на детских музыкальных инструментах в шумовом оркестре, проявляют твор­чество в разных видах музыкальной деятельности. В процессе му­зыкальной деятельности накапливается и расширяется речевой материал.

У старших дошкольников с нарушением зрения эмоциональная отзывчивость проявляется более ярко, дети различают характер музыки (спокойный, веселый), средства музыкальной выразитель­ности (темп, несложный ритм, динамику), двух-трехчастную фор­му музыкального произведения. Певческая деятельность становится дифференцированной: появляется напевность, налаживается во­кально-слуховая координация, улучшается качество коллектив­ного пения. Музыкально-ритмические движения приобретают не­которую выразительность, дети двигаются в соответствии с раз-личным характером музыки, передают темп, динамику, форму, ритм в плясках, упражнениях и играх, выполняют перестроения в пространстве (в кругу, шеренге, колонне, в парах), различные основные движения (легкий, летящий, с высоким подъемом бег, спокойный, бодрый шаг), исполняют танцевальные движения (га­лоп, кружения парами, шаг с притопом), различные движения руками с предметами и без них, выполняют образные движения персонажей в музыкально-игровых постановках. У детей проявля­ются такие виды творчества, как музыкально-игровое и танце­вальное.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития детей с различными проблемами позволяет музыкальному руко­водителю правильно определять содержание и педагогические тех­нологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального ис­кусства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

МУЗЫКАЛЬНОЕ... ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ... С ПРОБЛЕМАМИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дети 4 — 5 лет

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РИТМИКА
Под редакцией Е.А.Медведевой Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образоват

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ
Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воз­действии музыки уходит корнями в древние времена. Вид­нейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на ле­чебное и профилактическое воз

И КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейше

С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
История методики музыкального воспитания детей с пробле­мами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития куль­туры общества и тесн

РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реа­лизуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой пр

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связан­ное с положительн

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Развитие методики музыкального воспитания детей с пробле­мами и коррекционной ритмики как области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской рабо­ты в этой области. В орг

Метод наблюдения
Данный метод достаточно широко применяется впедагогиче­ских работах и определяется как «относительно длительное целе­направленное и планомерное восприятие предметов и явлений окруж

Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых усло­виях»1. Он используется для изучения конкретных фактов, опре­деленны

Изучение и обобщение педагогического опыта
Под педагогическим опытом понимается практика обучения, воспитания, образования, изучение организованного, целенап­равленного педагогического процесса. Особенно ценен для изуче­ния так называемый п

Анкетирование, беседа, интервью
Эти методы при правильном их применении могут дать инте­ресные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование — это письменный опрос. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета)

Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения
Данный метод является дополнительным, вспомогательным. Тем не менее и он может дать исследователю важную и интересную ин­формацию об изучаемом объекте. Так, изучение и анализ детского песенного тво

Работа с литературными источниками
Приступая к выполнению научно-исследовательской работы, связанной с музыкальным воспитанием детей с проблемами, сле­дует уделить внимание сначала поиску, а затем анализу той лите­ратуры, которая не

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами невозможно без проведения диагностического обследования и определения уровня му

Развития детей с проблемами
1. Эмоционально-эстетическое отношение к музыке: . эмоциональная отзывчивость на музыку; адекватное сопереживание содержания музыкальных произве­дений, музыкальных образов, отражающ

С проблемами
Музыкальные способности детей с различными проблемами развиваются в процессе активной музыкальной деятельности и в условиях коррекционной помощи со стороны взрослого, начиная с раннего возраста. На

Дети 3— 4 лет
У нормально развивающихся младших дошкольников проявляют­ся яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера (веселой, оживленной или спокойной). Слуховые ощущения

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Под педагогической технологией понимается совокупность пси­холого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обуче­ния, воспитательных ср

Методы обучения
При их характеристике мы опирались на классификацию, пред­ложенную Ю. К.Бабанским, который выделяет три основные группы методов обучения: методы организации учебно-воспитательной деятельно

Методы воспитания
К методам воспитательного воздействия принято относить мето­ды словесного разъяснения и воздействия на чувства учащихся — убеждение, пример, а также методы организации деятельности учащихся (приуче

УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном уч­реждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сто­ронами коррекционно-развивающего процесса и решает образо­вательные, воспитательные

Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии
Организация работы по музыкальному воспитанию в специ­альном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, за­держкой психического ра

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Музыкальное воспитание детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью предполагает коррекционную направленность, по

Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
Это направление работы средствами музыки решает задачи формирования музыкальной культуры детей с проблемами, на­копления и усвоения знаний в области музыкального искусства, практических умений в ра

Восприятие музыки
Это вид музыкальной деятельности дошкольников с пробле­мами, организуемый музыкальным педагогом, предполагает не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных в

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Глава 1 МуЗЬЩОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства

Рецептивная музыкотерапия
Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процес­сов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивиду­ально с ребенком. Посре

Активная музыкотерапия
К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ре­бенка в музыкотер

Интегративная музыкотерапия
В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, с умственной отсталостью может использоваться интегративная музыкотера­пия. Она построена на

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Коррекция средствами движений в системе коррекционной помощи детям с проблемами используется достаточно широко. Термин «кинезитерапия» (терапия движением) появился относи­тельно недавно. Болгарские

Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование движений в коррекционных целях
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактическо­го и лечебного средства издревле. Танец использовался древними в целях врачевания

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги