рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ - раздел Искусство, МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА Гуманистическая Ориентация В Развитии Общества Неразрывно Связана С Созданием...

Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реа­лизуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой проблемы обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения лично­сти к своему образу Я.

Переориентация основной цели образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образо­вания: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем»1. Именно культура выступает свое­образным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. В этой связи воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование, в том числе специаль­ное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и ис­кусства.

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гу­манистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми воз­можностями воздействия на внутренний мир ребенка, на форми­рование его нравственно-этических основ, на становление лич­ности в целом и играет значительную роль в коррекционно направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями на­рода, единство с общечеловеческой культурой.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-ху­дожественных образах, познает общечеловеческие ценности, свя­занные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

Гуманистические ценности,усвоенные через музыку, активи­зируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, люб­ви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собствен­ной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекват­ности коммуникативных проявлений.

Посредством музыкального искусства формируются и нравствен­но-эстетические ценности,выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопережи­вания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкаль­ного искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельно­сти ребенка с проблемами, и выступает тем ключевым момен­том, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка.

Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно раз­витие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностейребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художествен­ных и семиотических функций.

Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно-по­знавательных, нравственно-эстетических и гуманистических цен­ностей происходит в процессе коррекционно-направленной му­зыкальной деятельности и общения в образовательной и социаль­но-культурной среде.

Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искус­ством осуществляется в условиях художественной среды,которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Н. А. Селянина определяет художественную среду как «со­вокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми вза­имодействует социальный субъект и которые определяют форми­рование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения»1. Л. И. Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых каче­ственных образований. При этом отмечаются необходимость по­нимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. П. Ф. Каптерев характеризует сущность среды в педагогиче­ском процессе как условие для творческого саморазвития лично­сти, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка.

Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и лич­ности. Личность ребенка нормально развивающегося и с пробле­мами рассматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распада­ется на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художе­ственной (в данном случае в музыкальной среде) происходит толь­ко в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в каче­стве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизиру­ет познавательные интересы, формирует ориентационно-ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлек­сивных основ.

Гуманизация коррекционно-образовательного процесса сред­ствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированный, деятельностной подход, который нацелен не толь­ко на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образ­цы и способы мышления и деятельности, на развитие познава­тельных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятель­ности и в общении с другими людьми. Личностно-деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполага­ет, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучае­мого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно-деятельностный подход в художественно-эстетическом освоении мира ребенком с проблемами означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нрав­ственно совершенной, социально-активной личности через рас­крытие внутренних резервов и компенсаторных возможностей лич­ности ребенка данной категории.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, кото­рое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оцен­ками, а деятельность направлена на создание художественно-твор­ческого продукта.

В этрм своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появле­ния эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и ра­дости, заинтересованности, через накопление эстетических впе­чатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избиратель­ного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникнове­ния оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в актив­ной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.

В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формиро­вания основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-во­левой, личностной сферах такого ребенка, а также формирова­ния предпосылок развития его творческой активности и музы­кальных способностей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

МУЗЫКАЛЬНОЕ... ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ... С ПРОБЛЕМАМИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РИТМИКА
Под редакцией Е.А.Медведевой Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образоват

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ
Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воз­действии музыки уходит корнями в древние времена. Вид­нейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на ле­чебное и профилактическое воз

И КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейше

С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
История методики музыкального воспитания детей с пробле­мами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития куль­туры общества и тесн

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связан­ное с положительн

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Развитие методики музыкального воспитания детей с пробле­мами и коррекционной ритмики как области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской рабо­ты в этой области. В орг

Метод наблюдения
Данный метод достаточно широко применяется впедагогиче­ских работах и определяется как «относительно длительное целе­направленное и планомерное восприятие предметов и явлений окруж

Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых усло­виях»1. Он используется для изучения конкретных фактов, опре­деленны

Изучение и обобщение педагогического опыта
Под педагогическим опытом понимается практика обучения, воспитания, образования, изучение организованного, целенап­равленного педагогического процесса. Особенно ценен для изуче­ния так называемый п

Анкетирование, беседа, интервью
Эти методы при правильном их применении могут дать инте­ресные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование — это письменный опрос. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета)

Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения
Данный метод является дополнительным, вспомогательным. Тем не менее и он может дать исследователю важную и интересную ин­формацию об изучаемом объекте. Так, изучение и анализ детского песенного тво

Работа с литературными источниками
Приступая к выполнению научно-исследовательской работы, связанной с музыкальным воспитанием детей с проблемами, сле­дует уделить внимание сначала поиску, а затем анализу той лите­ратуры, которая не

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами невозможно без проведения диагностического обследования и определения уровня му

Развития детей с проблемами
1. Эмоционально-эстетическое отношение к музыке: . эмоциональная отзывчивость на музыку; адекватное сопереживание содержания музыкальных произве­дений, музыкальных образов, отражающ

С проблемами
Музыкальные способности детей с различными проблемами развиваются в процессе активной музыкальной деятельности и в условиях коррекционной помощи со стороны взрослого, начиная с раннего возраста. На

Дети 3— 4 лет
У нормально развивающихся младших дошкольников проявляют­ся яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера (веселой, оживленной или спокойной). Слуховые ощущения

Дети 4 — 5 лет
Нормально развивающиеся дети испытывают радость от обще­ния смузыкой, адекватно, эмоционально реагируют на нее, оп­ределяют общее настроение, характер, выделяю

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Под педагогической технологией понимается совокупность пси­холого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обуче­ния, воспитательных ср

Методы обучения
При их характеристике мы опирались на классификацию, пред­ложенную Ю. К.Бабанским, который выделяет три основные группы методов обучения: методы организации учебно-воспитательной деятельно

Методы воспитания
К методам воспитательного воздействия принято относить мето­ды словесного разъяснения и воздействия на чувства учащихся — убеждение, пример, а также методы организации деятельности учащихся (приуче

УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном уч­реждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сто­ронами коррекционно-развивающего процесса и решает образо­вательные, воспитательные

Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии
Организация работы по музыкальному воспитанию в специ­альном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, за­держкой психического ра

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Музыкальное воспитание детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью предполагает коррекционную направленность, по

Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
Это направление работы средствами музыки решает задачи формирования музыкальной культуры детей с проблемами, на­копления и усвоения знаний в области музыкального искусства, практических умений в ра

Восприятие музыки
Это вид музыкальной деятельности дошкольников с пробле­мами, организуемый музыкальным педагогом, предполагает не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных в

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Глава 1 МуЗЬЩОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства

Рецептивная музыкотерапия
Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процес­сов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивиду­ально с ребенком. Посре

Активная музыкотерапия
К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ре­бенка в музыкотер

Интегративная музыкотерапия
В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, с умственной отсталостью может использоваться интегративная музыкотера­пия. Она построена на

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Коррекция средствами движений в системе коррекционной помощи детям с проблемами используется достаточно широко. Термин «кинезитерапия» (терапия движением) появился относи­тельно недавно. Болгарские

Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование движений в коррекционных целях
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактическо­го и лечебного средства издревле. Танец использовался древними в целях врачевания

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги