рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И коррекционной ритмики

И коррекционной ритмики - раздел Искусство, Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика Современные Специальная Педагогика И Артпедагогика В Значительной Степени Ори...

Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной лич­ности ребенка с проблемами в развитии и включения его в куль­турно-образовательную социальную среду.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внут­ренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального вос­питания из ряда артпедагогических методик.

Методика музыкального воспитаниядля детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и техно­логию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика музыкального воспи­тания имеет коррекционную направленность в решении образо­вательных, воспитательных задач.

Коррекционная ритмика— это обобщенное понятие, своеоб­разный щщ кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта на­рушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умствен­ной отсталостью).

Основными целями коррекционной ритмики являются про­филактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в раз­витии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкрет­ные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в раз­витии ребенка.

Методика музыкального воспитания и коррекционной ритмики основана на совокупности целого ряда дисциплин: клинических, общей, специальной психологии и педагогики, артпедагогики (ху­дожественной педагогики), музыкознания. В связи с этим употреб­ляется терминология, которая отражает и эту взаимосвязь отраслей знаний, и специфику методики как научной дисциплины, а также особенности той категории детей, которой она адресована.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственно отсталыми средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, приня­той дефектологии.

Коррекция— система психолого-педагогических мер, направ­ленных на исправление, сглаживание недостатков психофизиче­ского развития ребенка.

Компенсация— сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразви-1-ия функций человека.

Реабилитация(в медико-психолого-педагогическом значе­нии) — восстановление функций, включение ребенка с проблежизни.

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ре­бенка используются полностью в том случае, если решаются кор-рекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обус­ловливает применение арттерапевтических техник и терминоло­гии, связанной с ними.

Арттерапия(по отношению к специальному образованию) — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медици­ны, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных ви­дов искусства в своеобразной символической форме и позволяю­щих с помощью стимулирования художественно-творческих (кре­ативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять кор­рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Музыкотерапия— один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психо­соматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептив­ное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние му­зыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррек­ционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Вокалотерапия— активный вид музыкотерапии, обеспечиваю­щий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровитель­ную функцию.

Имаготерапия— один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.

Кинезитерапия— своеобразный вид терапии движениями, уси­ливающий общую реактивность организма, повышающий его ус­тойчивость, способствующий разрушению патологических дина­мических стереотипов, возникающих во время болезни, и созда­ющий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Релаксация— расслабление, снятие психомоторного, психо­эмоционального напряжения.

Катарсис— «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психодухов­ном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.

Круг терминов методики музыкального воспитания достаточ­но широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее поня­тийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педа­гогики, а с другой — намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отра­жающих коррекционную направленность помощи детям с про­блемами средствами движений, музыки и слова.

Артпедагогика(художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного зна­ния (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео­рии и практики педагогического коррекционно-направденного процесса художественного развития детей с недостатками разви­тия и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (му­зыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрали­зованно - игровую)

Коррекционно-направленная музыкальная деятельность— психолого-педагогически ориентированная форма художественной де­ятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.

Музыкальные занятия— форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с уче­том их возрастных особенностей.

Музыкально-ритмические движения— вид музыкальной дея­тельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.

Предметом методики музыкального развития являются тео­рия и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, усло­вий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкаль­но-терапевтический процесс использования музыкального искус­ства в работе с детьми данной категории.

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель— формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с про­блемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные за­дачи воспитания и обучения, коррекции откло­нений в развитии детей данной категории.

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художествен­ную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами му­зыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечи­вать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на му­зыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впе­чатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вку­са, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отноше­ние к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспе­чить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эсте­тических, коммуникативно-рефлексивных основ личности сред­ствами музыкального искусства и движений.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-твор­ческие проявления, способности выражения своего Я во всех до­ступных детям видах музыкальной деятельности.

6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику икоррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика

Музыкальное.. воспитание детей.. с проблемами..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И коррекционной ритмики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ритмика
Под редакцией Е.А.Медведевой Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образоват

В лечении и коррекции
Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воз­действии музыки уходит корнями в древние времена. Вид­нейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на ле­чебное и профилактическое воз

С другими областями научного знания
История методики музыкального воспитания детей с пробле­мами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития куль­туры общества и тесн

Ребенка с проблемами в развитии
Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реа­лизуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой пр

С проблемами в развитии
В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связан­ное с положительн

Детей с проблемами в развитии
Развитие методики музыкального воспитания детей с пробле­мами и коррекционной ритмики как области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской рабо­ты в этой области. В орг

Метод наблюдения
Данный метод достаточно широко применяется впедагогиче­ских работах и определяется как «относительно длительное целе­направленное и планомерное восприятие предметов и явлений окруж

Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых усло­виях»1. Он используется для изучения конкретных фактов, опре­деленны

Изучение и обобщение педагогического опыта
Под педагогическим опытом понимается практика обучения, воспитания, образования, изучение организованного, целенап­равленного педагогического процесса. Особенно ценен для изуче­ния так называемый п

Анкетирование, беседа, интервью
Эти методы при правильном их применении могут дать инте­ресные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование — это письменный опрос. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета)

Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения
Данный метод является дополнительным, вспомогательным. Тем не менее и он может дать исследователю важную и интересную ин­формацию об изучаемом объекте. Так, изучение и анализ детского песенного тво

Работа с литературными источниками
Приступая к выполнению научно-исследовательской работы, связанной с музыкальным воспитанием детей с проблемами, сле­дует уделить внимание сначала поиску, а затем анализу той лите­ратуры, которая не

Детей с проблемами в развитии
Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами невозможно без проведения диагностического обследования и определения уровня му

Развития детей с проблемами
1. Эмоционально-эстетическое отношение к музыке: . эмоциональная отзывчивость на музыку; адекватное сопереживание содержания музыкальных произве­дений, музыкальных образов, отражающ

С проблемами
Музыкальные способности детей с различными проблемами развиваются в процессе активной музыкальной деятельности и в условиях коррекционной помощи со стороны взрослого, начиная с раннего возраста. На

Дети 3— 4 лет
У нормально развивающихся младших дошкольников проявляют­ся яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера (веселой, оживленной или спокойной). Слуховые ощущения

Дети 4 — 5 лет
Нормально развивающиеся дети испытывают радость от обще­ния смузыкой, адекватно, эмоционально реагируют на нее, оп­ределяют общее настроение, характер, выделяю

С проблемами в развитии
Под педагогической технологией понимается совокупность пси­холого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обуче­ния, воспитательных ср

Методы обучения
При их характеристике мы опирались на классификацию, пред­ложенную Ю. К.Бабанским, который выделяет три основные группы методов обучения: методы организации учебно-воспитательной деятельно

Методы воспитания
К методам воспитательного воздействия принято относить мето­ды словесного разъяснения и воздействия на чувства учащихся — убеждение, пример, а также методы организации деятельности учащихся (приуче

Учреждении компенсирующего вида
Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном уч­реждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сто­ронами коррекционно-развивающего процесса и решает образо­вательные, воспитательные

Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии
Организация работы по музыкальному воспитанию в специ­альном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, за­держкой психического ра

Компенсирующего вида
Музыкальное воспитание детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью предполагает коррекционную направленность, по

Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
Это направление работы средствами музыки решает задачи формирования музыкальной культуры детей с проблемами, на­копления и усвоения знаний в области музыкального искусства, практических умений в ра

Восприятие музыки
Это вид музыкальной деятельности дошкольников с пробле­мами, организуемый музыкальным педагогом, предполагает не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных в

Компенсирующего вида
Глава 1 МуЗЬЩОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства

Рецептивная музыкотерапия
Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процес­сов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивиду­ально с ребенком. Посре

Активная музыкотерапия
К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ре­бенка в музыкотер

Интегративная музыкотерапия
В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, с умственной отсталостью может использоваться интегративная музыкотера­пия. Она построена на

Компенсирующего вида
Коррекция средствами движений в системе коррекционной помощи детям с проблемами используется достаточно широко. Термин «кинезитерапия» (терапия движением) появился относи­тельно недавно. Болгарские

Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование движений в коррекционных целях
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактическо­го и лечебного средства издревле. Танец использовался древними в целях врачевания

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги