рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии

Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии - раздел Искусство, МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА Организация Работы По Музыкальному Воспитанию В Специ­Альном Образовательном ...

Организация работы по музыкальному воспитанию в специ­альном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, за­держкой психического развития имеет особенности. Они просле­живаются и во взаимодействии в работе нескольких специалистов (дефектолога, музыкального руководителя, психолога, воспита­теля), в обязательном планировании коррекционной работы только после диагностического обследования детей, в создании заведую­щей и старшим педагогом детского учреждения необходимых ус­ловий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-направленного процесса музыкального воспитания.

Непосредственное руководство музыкальным воспитанием в специальном детском саду осуществляется музыкальным руково­дителем. Проведение с детьми с проблемами коррекционно-направленной работы по музыкальному воспитанию требует тесно­го сотрудничества музыкального руководителя с дефектологом, психологом и воспитателем группы. Это взаимодействие по-раз­ному выражается на различных этапах работы по музыкальному воспитанию.

На первом этапе пребывания ребенка в коррекционном детском саду обязательно проводится его диагностическое обсле­дование, в процессе которого выявляются имеющиеся у него от­клонения в развитии. Психиатр, невропатолог, дефектолог, психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты ди­агностического обследования познавательной, эмоционально-во­левой, личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель про­водит диагностику уровня развития ребенка в музыкальной дея­тельности, только после этого он определяет возможности и пер­спективу развития ребенка средствами музыкальной деятельнос­ти, намечает пути и содержание коррекционного воздействия сред­ствами музыки.

На втором этапе организации музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном пла­нировании коррекционно-развивающей работы. На этом этапе выявляются коррекционные задачи, решение которых осуществ­ляется посредством общения ребенка с музыкой, включения его в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру име­ющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса. Совместная ра­бота на этом этапе может проходить в форме консультаций спе­циалистов, коллективных обсуждений возникающих вопросов, на­блюдений за детьми на занятиях и в свободное время дня и т. д.

На третьем этапе проводится конкретная практическая работа музыкальным руководителем, воспитателем в группе, ко­торая определяется соответствующими квалификационными ха­рактеристиками: музыкальный руководитель проводит занятия, музыкально-игровую, театрализованную и культурно-досуговую деятельность, где решает воспитательные, образовательные и кор­рекционные задачи средствами музыки, организует учебно-мето­дическую работу по музыкальному воспитанию с педагогами; вос­питатель организует микрохудожественную среду в группе, созда­ет игровые зоны для музыкальной и театрализованной деятельно­сти, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, вклю­чает игры с пением, со словом, музыкально-дидактические игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговой деятельности.

Организация коррекционной работы по музыкальному воспи­танию невозможна без общего руководства заведующей и старше­го воспитателя или дефектолога в детском саду. Оно проявляется в двух направлениях.

Первое направление можно определить как организа­ционно-содержательное. В рамках этого направления заведующей и старшим педагогом планируется вся работа дошкольного уч­реждения с включением раздела «Музыкальное воспитание» в систему помощи детям, контролируется выполнение требований, определенных Программой воспитания и обучения в детском саду. В процессе проведения работы оказывается помощь в организа­ции семинаров, практикумов для воспитателей по музыкальному развитию детей. Совместно с музыкальным руководителем, пси­хологом и воспитателями администрацией прорабатывается тема­тика педсоветов, теоретических семинаров и практикумов, на которых расширяются знания педагогов по воздействию музыкаль­ного искусства, а также совершенствуются их практические на­выки в организации с детьми разных видов музыкальной деятель­ности (игр с пением, театрализованных, музыкально-дидактичес­ких игр). Во взаимодействии с музыкальным руководителем адми­нистрация ведет работу с родителями по включению их в совмест­ную коррекционную музыкальную деятельность с ребенком. Фор­мами такого сотрудничества могут быть родительские собрания, групповые консультации, тематические выставки, открытые за­нятия, праздники.

Второе направление работы администрации имеет орга­низационно-техническую ориентацию. В рамках данного направле­ния создаются необходимые условия для успешного осуществле­ния коррекционно-направленной работы по музыкальному вос­питанию, для оснащения педагогического процесса необходимым оборудованием: музыкальными инструментами (пианино, роялем), техническими средствами (музыкальным центром, магнитофоном, аудио- и видеокассетами); музыкально-дидактическими пособия­ми, методической и научно-педагогической литературой, игруш­ками; красивой мебелью.

Важное место в организации работы занимает музыкальный зал, где проводятся занятия, праздники, развлечения. Создание атмосферы радости в музыкальной деятельности обеспечивается многими факторами, в том числе и оформлением зала. Для этого используются ковровое покрытие на полу, картины или эстам­пы, украшающие стены, зеркало вдоль одной из стен. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены зала и рас­положению музыкального инструмента (рояля, пианино). Для него выбирается такое место, где дети могли бы свободно располагать­ся справа от музыкального руководителя, у верхнего регистра кла­виатуры, чтобы педагог во время движений мог видеть из-за ин­струмента всех детей. Оборудование зала в специальном до­школьном учреждении должно учитывать специфические особен­ности имеющихся у детей нарушений.

Так, зал в детском саду для детей с нарушением слуха должен быть оснащен индукционной установкой, создающей электромаг­нитное поле, в пространстве которого дети со слуховыми аппара­тами могут проявлять себя в музыкальной деятельности. Такая ус­тановка должна быть регулируемой, поскольку часть или все за­нятие может проходить и вне ее действия, с опорой на остаточ­ный слух детей.

Все учебно-методическое оборудование по музыкальному вос­питанию может храниться в специальной комнате около музыкального зала или в шкафах в самом зале. Важную роль в органи­зации музыкальной деятельности играет создание музыкальной среды в группе, где дети находятся в течение дня. Она должна отвечать современным требованиям и носить развивающий харак­тер, реализовывать эмоциональную и эстетическую потребности, удовлетворять познавательные интересы ребенка, коммуникатив­ные взаимодействия со сверстниками и взрослым. Предметно-му­зыкальная среда предполагает наличие музыкального оборудова­ния. Это могут быть музыкальные игрушки, инструменты, посо­бия к музыкально-дидактическим играм, атрибуты к театрализо­ванным играм (фланелеграф, ширма, куклы би-ба-бо) и др.

Успешность коррекционной работы по музыкальному воспи­танию зависит и от тщательного планирования этой деятельности на основе предварительного комплексного диагностического об­следования детей. Исходя из результатов его проведения дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, планируется музыкальная деятельность детей с проблемами, определяются пер­спективные, долгосрочные и ближайшие цели, где учитываются не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи в художественно-педагогическом процессе. Они могут быть направлены как на развитие и коррекцию познавательных пси­хических функций, так и эмоционально-волевой сферы детей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

МУЗЫКАЛЬНОЕ... ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ... С ПРОБЛЕМАМИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РИТМИКА
Под редакцией Е.А.Медведевой Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образоват

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ
Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воз­действии музыки уходит корнями в древние времена. Вид­нейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на ле­чебное и профилактическое воз

И КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейше

С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
История методики музыкального воспитания детей с пробле­мами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития куль­туры общества и тесн

РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реа­лизуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой пр

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связан­ное с положительн

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Развитие методики музыкального воспитания детей с пробле­мами и коррекционной ритмики как области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской рабо­ты в этой области. В орг

Метод наблюдения
Данный метод достаточно широко применяется впедагогиче­ских работах и определяется как «относительно длительное целе­направленное и планомерное восприятие предметов и явлений окруж

Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых усло­виях»1. Он используется для изучения конкретных фактов, опре­деленны

Изучение и обобщение педагогического опыта
Под педагогическим опытом понимается практика обучения, воспитания, образования, изучение организованного, целенап­равленного педагогического процесса. Особенно ценен для изуче­ния так называемый п

Анкетирование, беседа, интервью
Эти методы при правильном их применении могут дать инте­ресные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование — это письменный опрос. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета)

Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения
Данный метод является дополнительным, вспомогательным. Тем не менее и он может дать исследователю важную и интересную ин­формацию об изучаемом объекте. Так, изучение и анализ детского песенного тво

Работа с литературными источниками
Приступая к выполнению научно-исследовательской работы, связанной с музыкальным воспитанием детей с проблемами, сле­дует уделить внимание сначала поиску, а затем анализу той лите­ратуры, которая не

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами невозможно без проведения диагностического обследования и определения уровня му

Развития детей с проблемами
1. Эмоционально-эстетическое отношение к музыке: . эмоциональная отзывчивость на музыку; адекватное сопереживание содержания музыкальных произве­дений, музыкальных образов, отражающ

С проблемами
Музыкальные способности детей с различными проблемами развиваются в процессе активной музыкальной деятельности и в условиях коррекционной помощи со стороны взрослого, начиная с раннего возраста. На

Дети 3— 4 лет
У нормально развивающихся младших дошкольников проявляют­ся яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера (веселой, оживленной или спокойной). Слуховые ощущения

Дети 4 — 5 лет
Нормально развивающиеся дети испытывают радость от обще­ния смузыкой, адекватно, эмоционально реагируют на нее, оп­ределяют общее настроение, характер, выделяю

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Под педагогической технологией понимается совокупность пси­холого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обуче­ния, воспитательных ср

Методы обучения
При их характеристике мы опирались на классификацию, пред­ложенную Ю. К.Бабанским, который выделяет три основные группы методов обучения: методы организации учебно-воспитательной деятельно

Методы воспитания
К методам воспитательного воздействия принято относить мето­ды словесного разъяснения и воздействия на чувства учащихся — убеждение, пример, а также методы организации деятельности учащихся (приуче

УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном уч­реждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сто­ронами коррекционно-развивающего процесса и решает образо­вательные, воспитательные

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Музыкальное воспитание детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью предполагает коррекционную направленность, по

Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания
Это направление работы средствами музыки решает задачи формирования музыкальной культуры детей с проблемами, на­копления и усвоения знаний в области музыкального искусства, практических умений в ра

Восприятие музыки
Это вид музыкальной деятельности дошкольников с пробле­мами, организуемый музыкальным педагогом, предполагает не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных в

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Глава 1 МуЗЬЩОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства

Рецептивная музыкотерапия
Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процес­сов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивиду­ально с ребенком. Посре

Активная музыкотерапия
К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ре­бенка в музыкотер

Интегративная музыкотерапия
В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, с умственной отсталостью может использоваться интегративная музыкотера­пия. Она построена на

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Коррекция средствами движений в системе коррекционной помощи детям с проблемами используется достаточно широко. Термин «кинезитерапия» (терапия движением) появился относи­тельно недавно. Болгарские

Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование движений в коррекционных целях
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактическо­го и лечебного средства издревле. Танец использовался древними в целях врачевания

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги