рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чаадаев П.Я

Чаадаев П.Я - раздел История, Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство Чаадаев П.я. П. Я. Чаадаев 1794 - 1856 Всегда Привлекал К Себе Большое Вниман...

Чаадаев П.Я. П. Я. ЧААДАЕВ 1794 - 1856 всегда привлекал к себе большое внимание историков русской мысли ему в этом отношении посчастливилось больше, чем кому-либо другому.

Правда, этот интерес к Чаадаеву связан обычно лишь с одной стороной в его творчестве с его скептицизмом в отношении к России, как это выразилось в единственном из его философических писем, напечатанных при жизни автора.

Шум, поднявшийся вокруг Чаадаева при появлении в печати этого письма 1836-ой год, был совершенно необычайным.

Журнал, в котором было напечатано это письмо, был немедленно закрыт сам Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим, и за ним был установлен обязательный медицинский надзор длившийся около года. Необычайная судьба Чаадаева, да и необычайность его личности вообще привели к тому, что уже при жизни его создались о нем легенды.

Герцен причислил без всякого основания, однако , Чаадаева к революционерам другие не раз считали его перешедшим в католицизм.

Для одних Чаадаев - самый яркий представитель либерализма 30-ых, 40-ых годов, для других - представитель мистицизма. До самого последнего времени не были известны все его Философические письма, и только в 1935-ом году в Литературном Наследстве Т. 22 - 24 появились в печати неизвестных раньше пять писем, которые впервые раскрывают религиозно-философские взгляды Чаадаева.

Во всяком случае, сейчас мы располагаем достаточным материалом для восстановления системы Чаадаева Основным источником надо считать - Собрание сочинений П. Я.Чаадаева, вышедшее в 1913 г. под редакцией Гершензона, а также выпуск 22-24 Литературного Наследства , Москва, 1935 . См. также сборники Звенья, где в 3-4, опубликована статья Чаадаева L umvers, а в 5, три письма Чаадаева в том числе письмо к Шеллингу с критикой Гегеля. Лучшая работа о Чаадаеве принадлежит Гершензону.

П. Я. Чаадаев, Жизнь и мышление, Петербург 1908. Подробно изучена жизнь Чаадаева в работе Ch. Qaenet, Tchaadaeff et sea lettrea philosophiques, Paris, 1931. Английская ра бота Moskolf о Чаадаеве New York не дает ничего ценного.

Работа Wililder a о Чаадаеве Berlin, 1927 осталась мне недоступной. См. также Иванов-Разумник, История русской общественной мысли. Т. 1, гл. VII, Пыпин, Характеристика литературных мнений, Изд. 2-ое 1890 , гл. IV. Н. Н. Пузанов, П. Я. Чаадаев Труды Киевской Духовной Академии, 1906 г. Козмин, Н. И. Надеждин 1912 . Стр. 533-552. Герцен, Былое и Думы, т. П.Коуrё, Р.Tchaadaeff and the Slavophiles.

Slavonic Review, 1927 III , Maasaryk, Zur rua. Geachichtsund Religionsphilosophie В. 1 .Сакулин, Русская литература и социализм, 1922 гл. II . В. Соловьев, Чаадаев и его Философические письма. Под знаменем марксизма. 1938, 1. См. также Гершензон, Жизнь В. С. Печерина. Москва, 1910. Чижевский, Гегель в России. Париж. 1939. Милюков, Главные течения русской исторической мысли. Стр. 374-396 Обратимся прежде всего к его биографии. ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ родился в 1794-ом году. Рано лишившись родителей, он вместе с братом Михаилом остался на руках тетки, кн. А.М. Щербатовой дочери известного нам историка и писателя XVIII-го века, которая вместе со своим братом, кн. Щербатовым дала обоим мальчикам тщательное воспитание.

В 1809-ом году Чаадаев поступил в Московский Университет, в 1812-ом году поступил в военную службу, принимал участие в войне с Наполеоном. В 1816-ом году по знакомился с Пушкиным тогда еще лицеистом и стал, до конца его жизни, одним из самых близких его друзей 55 . Чаадаев развивался чрезвычайно быстро, рано обнаружив прямой и твердый характер, чрезвычайное чувство своего достоинства Гершензон в своей прекрасной книге Декабрист Кривцов дал очень яркое описание этой эпохи и раннего созревания молодежи в эти годы В начале 1821-го года Чаадаев бросил военную службу о чем существует тоже несколько легендарных рассказов, до конца еще не выясненных в их реальном основании. В годы до 1823-го года у Чаадаева произошел первый духовный кризис - в сторону религиозную.

Чаадаев, и до того времени много читавший, увлекся в это время мистической литературой особенное влияние вмели на него сочинения Юнга Штиллинга.

Здоровье его пошатнулось вследствие чрезвычайной духовной напряженности, и ему пришлось уехать заграницу для поправления здоровья, где он оставался до 1826-го года что его спасло от гибели, так как он был чрезвычайно близок с самыми видными декабристами. По возвращении из заграницы Чаадаев был арестован, но вскоре освобожден и смог вернуться в Москву, где он пережил второй кризис - на несколько лет он сделался совершенным затворником, весь уйдя в очень сложную мыслительную работу.

В эти годы до 1830-го года полнейшего уединения у Чаадаева сложилось вое его философское и религиозное мировоззрение, нашедшее в 1829-ом году свое выражение в ряде этюдов, написанных в форме писем - с вымышленным адресатом. Раньше предполагали, что письма были написаны некоей г-же Пановой, теперь доказано, что она вовсе не была адресатом.

Чаадаев просто избрал эпистолярную форму для изложения своих взглядов что было тогда довольно обычно. Письма эти долго ходили по рукам, пока один предприимчивый журналист Н. И. Надеждин, бывший редактором журнала Телескоп, не напечатал одного из писем. Это было в 1836-ом году письмо было напечатано не по инициативе, Чаадаева, хотя и с его согласия. Письмо произвело впечатление разорвавшейся бомбы - суровые, беспощадные суждения Чаадаева о России, мрачный пессимизм в оценке ее исторической судьбы поразили всех. Хотя письмо давно ходило по рукам, но тогда оно вовсе не вызвало такой реакции когда же оно было напечатано, это произвело впечатление выстрела, раздавшегося в темную ночь Герцен. Небольшая группа радикальной молодежи как Герцен была, можно сказать, воодушевлена смелостью обличений Чаадаева, была взволнована силой и величавой грозностью их но огромная масса русского общества восприняла письмо иначе.

Даже либеральные круги были шокированы, в консервативных же кругах царило крайнее негодование.

Правительство, как уже мы упоминали, немедленно закрыло журнал, редактора выслали из Москвы, цензора отставили, от должности, сам же Чаадаев, как он позже сам говорил, дешево отделался он был официально объявлен сошедшим с ума. Каждый день к нему являлся доктор для освидетельствования он считался под домашним арестом, имел право лишь раз в день выходить на прогулку Через полтора года все стеснения были отменены под условием, чтобы он не смел ничего писать. Чаадаев до конца жизни оставался в Москве, принимая самое деятельное участие во всех идеологических собраниях в Москве, которые собирали самых замечательных людей того времени Хомяков, Киреевский, Герцен, К. Аксаков, Самарин, Грановский и др Печальная и своеобразная фигура Чаадаева, вспоминал впоследствии о нем Герцен, резко отделялась грустным упреком на темном фоне московской high life Как бы ни была густа толпа, глаз находил его тотчас - лета не исказили его стройного стана, его бледное, нежное лицо было совершенно неподвижно воплощенным veto, живой протестацией смотрел он на вихрь лиц, бессмысленно вертевшихся около него. Может быть, никому не был он так дорог, как тем, кто считался его противником, писал после его смерти Хомяков.

Просвещенный ум, художественною чувство, благородное сердце привлекали к нему всех. В то время, когда, повидимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон, он особенно был дорог тем, что он и сам бодрствовал и других пробуждал Еще более дорог он был друзьям своим какой-то постоянной печалью, которой сопровождалась бодрость его живого ума. В одиночестве Чаадаев размышлял все на те же темы - не только историософские, но и общефилософские следы этого мы находим в его переписке, тщательно хотя, как теперь ясно, не в полноте, изданной Гершензоном.

В его мировоззрении, особенно во взгляде его на Россию, постепенно пробивались новые черты, хотя основные идеи оставались попрежнему незыблемы в сознании Чаадаева В 1856-ом году, уже после вступления на престол Александра II, Чаадаев скончался.

Чаадаев, как никто другой в русской литературе, воспринимал Запад религиозно он с умилением, всегда патетически воспринимает ход истории на Западе.

На Западе все создано христианством если не все в европейских странах проникнуто разумом, добродетелью и религией, то вое таинственно повинуется там той силе, которая властно царит там уже столько веков. И даже несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущих европейскому миру, нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем. Мы призваны обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого писал Чаадаев- Не смейтесь, вы знаете это мое глубокое убеждение.

Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы таков будет логический результат нашего долгого одиночества наша вселенская миссия уже началась. В своем неоконченном произведении Апология сумасшедшего Чаадаев пишет 1837 мы призваны решить большую часть проблем социального порядка ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество. Ныне Чаадаев признается я счастлив, что имею случай сделать признание да, было преувеличение в обвинительном акте, предъявленном великому народу т.е. России, было преувеличением не воздать должного Православной Церкви, столь смиренной, иногда столь героической. В письме графу Sircour 1845-ый год Чаадаев пишет наша церковь по существу - церковь аскетическая, как ваша - социальная это - два полюса христианской сферы, вращающейся вокруг оси своей безусловной истины. Приводим еще несколько отрывков, продиктованных тем же желанием оправдаться и устранить прежние односторонние суждения.

Я любил мою страну по-своему писано в 1846-ом году, через десять лет после осуждения Чаадаева пишет он и прослыть за ненавистника России мне тяжелее, чем я могу Вам выразить но как ни прекрасна любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное - любовь к истине.

Не через родину, а через истину ведет путь на неб о. Это твердое и убежденное устремление к истине, а через нее - к небу, лучше всего характеризует основной духовный строй Чаадаева.

При оценке философского построения Чаадаева нужно, как было уже указано, отодвинуть на второе место западничество Чаадаева, которое имеет значение лишь конкретного приложения его общих идей. Правда, до появления лишь в 1935-ом году в печати пяти писем из восьми, считавшихся утерянными, это было трудно принять, но сейчас, когда перед нами все, что писал Чаадаев, ясно, что центр его системы - в антропологии и философии истории.

Мы характеризовали учение Чаадаева, как богословие культуры, именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры, ту тайну времени, о которой он писал в своем замечательном письме Пушкину. Чаадаев весь был обращен не к внешней стороне истории, а в ее священной мистерии, тому высшему смыслу, который должен быть осуществлен в истории. Христианство не может быть оторвано от исторического бытия, но и историческое бытие не может быть оторвано от христианства.

Это есть попытка христоцентрического понимания истории, гораздо более цельная, чем то, что мы найдем в историософии Хомякова. Человек обладает достаточной свободой, чтобы быть ответственным за историю, -и это напряженное ощущение ответственности, это чувство пламени истории, которое переходило так часто в своеобразный историософский мистицизм у Чаадаева, роднит его гораздо больше, чем вся его критика России, с русской радикальной интеллигенцией, которая всегда так страстно и горячо переживала свою ответственность за судьбы не только России, но и всего мира. Универсализм мысли Чаадаева, его свобода от узкого национализма, его устремленность к небу - через истину, а не через родину все это не только высоко подымает ценность построений Чаадаева, но и направляет его именно к уяснению богословия культуры. На этом пути Чаадаев развивает свою критику индивидуализма, вообще всякой обособляющей установки, на этом пути он чувствует глубже других социальную сторону жизни и потому идея Царства Божия и есть для него ключ к пониманию истории.

История движется к Царству Божию и только к нему в этом проявляется действие Промысла, в этом содержание и действие таинственной силы, направляющей ход истории. Но Чаадаеву чужд крайний провиденциализм он оставляет место свободе человека.

Но свобода человека не означает его полной самостоятельности, его независимости от Абсолюта свобода творчески проявляется лишь там, где мы следуем высшему началу.

Если же мы не следуем Богу, тогда раскрывается страшная сила свободы, ее разрушительный характер Это очень близко к формуле, которую выдвигал Владимир Соловьев в поздний период его творчества свобода человека проявляется в его движении ко злу, а не к добру Но последний источник такого извращенного раскрытия страшной силы свободы потрясающей все мироздание заключается, по Чаадаеву, в неправде и лжи всякого индивидуализма, всякого обособления.

Индивидуальный дух имеет свои корни не в себе, но в высшем мировом сознании и потому, когда он отрывается от этого высшего сознания, в нем действует пагубное я, оторвавшееся от духовного своего лона, оторвавшееся потому и от природы. Это все есть следствие коренной поврежденности человеческой природы первородного греха, которая создает мираж отдельности индивидуального бытия. Лишь отрекаясь от пагубного я и подчиняясь голосу высшего сознания, человек находит свой истинный путь и тогда он становится проводником высших начал, исходящих от Бога. Не коллективизм, слишком натуралистически истолковывающий это положение, а Церковь, как благодатная социальность, осуществляет в истории задания Бога и потому подчинение внешнего исторического бытия идее Царства Божия одно вводит нас в тайну времени. Для Чаадаева это и есть подлинный реализм, есть ответственное вхождение в историческое действование, приобщение к священной стороне в истории.

Вся значительность для русской мысли построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращается к темам Чаадаева, хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство

Достоевский Речь о Пушкине Введение Важнейшей чертой русской философии является то, что ход истории, изменения социальной реальности рассматриваются… Человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием, как существующей… Видный русский философ В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал В целом, русская…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чаадаев П.Я

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Преклонение перед силой эпохи
Преклонение перед силой эпохи. Евразийская историософия пронизана преклонением перед силой победителей, особенно если эта сила способствовала превращению России в могучий организм с крепкой государ

ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ
ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ. Евразийцы считали, что в трудном XX веке Россия еще более, нежели раньше, должна сосредоточиться на поисках своего национально - культурного задан

ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ
ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ. Конечно, эта идея евразийцев не имеет ничего общего с компромиссами революционного обновленческого движения в церкви. Они считали, что для церкви недопу

ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ
ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ. Сама по себе эта идея не оригинальна и не раз выдвигалась эмиграцией, но у евразийцев она интересна своим соединением с методом ее осуществления. Идеология должна

ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ
ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ. Утверждая, что для характеристики государства главное - не тип формы правления, а тип отбора правящего слоя, Н.Трубецкой выделял два типа так

Два мира
Два мира. Евразийство заключает в себе зерно стремления к истине обще-философской. Но применительно к евразийству законен и понятен также иной вопрос вопрос об отношении выработанного круга мыслей

Значение революции
Значение революции. В судьбах русского XIX века неверие и истина просвещения навеяны, преподаны со стороны. Следуя примеру старших, сладостно стало не верить старшие нашептали, что Бога не н

Сила слабых
Сила слабых. В настоящее время развертывается событие мирового значения, подлинную сущность и последствия которого даже самым прозорливым не угадать. Событие это - Русская Революция, но не в

Надежда на лучшее
Надежда на лучшее. Евразийство было заметным культурно - литературным явлением 20 -30 -х годов. Оно оказало определенное влияние на литературный процесс русского зарубежья, что не всегда признавало

П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ
П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ. Одним из важнейших эпизодов предыстории славянофильства и западничества является диалог Чаадаева и И. Киреевского в начале 1830-х гг. Идеи, выраженные

Понятие Славянофильства
Понятие Славянофильства. СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути истор

Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич 22 марта 3 апреля 1806, Москва - 11 23 июня 1856, Санкт-Петербург, русский религиозный философ, литературный кри

Православная утопия Киреевского и Хомякова
Православная утопия Киреевского и Хомякова. П.Я. Чаадаев назвал славянофильское учение ретроспективной утопией. В письме к Шеллингу от 20 мая 1842 г. Чаадаев писал Необыкновенная эластичность этой

Понятие Западничества
Понятие Западничества. Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Оно было представлено обеими столицами - Москвой и Петербургом. Московский кружок западников офо

Политико-правовые воззрения западников
Политико-правовые воззрения западников. Западники, в отличие от славянофилов, по-иному судили о путях развития России. В противоположность славянофилам они доказывали, что Россия хотя и запоздала,

Культурное общение России и Запада
Культурное общение России и Запада. Перед самой революцией произошел переворот и в сфере искусства, в литературе, живописи и театре. Идеологически назойливый и натуралистически-приземистый с

Империя как европейская идея
Империя как европейская идея. Почему империя - это европейская идея? Дело в том, что сама Европа возникает, как некая случайная мутация, как маленький островок в огромном азиатском море. Антрополог

Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию
Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию. Империя, оставаясь европейской структурой, сохраняет историю как константу своего бытия. Деспотии выпадаю

ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ
ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ. Всякому, сколько-нибудь знакомому с историей русской мысли, известно, какую центральную роль в ней играет тема об отношении России к Западу к тому, что

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги