рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию

Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию - раздел История, Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство Ленинско-Сталинская Деспотия Как Отказ От Русского Европеизма И Выход Во Внеи...

Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию. Империя, оставаясь европейской структурой, сохраняет историю как константу своего бытия.

Деспотии выпадают из истории. Характерно, что русские эмигранты практически сразу оценили Советскую Россию как страну, возродившую принципы восточных деспотий. Историк античности, исследователь греко-римской древности академик М. Ростовцев написал уже в 1918 году Когда ассирийские цари проходили мечом и огнем по Вавилонии, Сирии, Иудее и Египту, уничтожали всех взрослых мужчин и обращали в рабство женщин, детей и стариков, в покоренных городах и деревнях царил полный порядок, и все беспрекословно слушались. Когда Брут в Ликии вырезал все мужское население ряда городов и затем управлял этой провинцией Рима, опираясь на свои легионы, в Ликии царил порядок.

Когда пролетариат Аргоса вырезал всех, иначе мыслящих, и там установился порядок. Порядок установили и гунны в Европе, и татары в России, и турки в Армении.

Но это был порядок смерти и рабства. Такой порядок большевики в России установили, и с этим никто не спорит. Страна обессилена казнями и унижена рабством Ростовцев М.И. Избранные публицистические статьи. 1906-1923 годы. М. РОССПЭН, 2002. С. 52-53 Практически все русские мыслители, впоследствии изгнанные из Советской России, отметили возврат страны в допетровскую эпоху Московско-татарской Руси. Будущий основатель современной американской социологии Питирим Сорокин вспоминал Проведя около недели в Петрограде, мы с женой уехали в Москву.

Город Петра Великого умирал, и вместе с ним уходила целая эра российской истории, период, который за два столетия превратил Московскую Русь в Российскую империю, добившуюся великих достижений в искусстве, литературе и науках. Теперь все это было в прошлом, даже правительство большевиков переезжало в Москву Сорокин Питирим. Дальняя дорога Автобиография Перевод с английского А.В. Липского. М. Московский рабочий, ТЕРРА, 1992. С.108 Как уже не раз отмечалось, государства со слаборазвитыми гражданскими институтами часто пытаются организовать свое устройство по типу архаических, то есть сохранить подобие родовой организации с лидером в качестве отца или старейшины.

Достаточно вспомнить, как называли государя на Руси- царем-батюшкой. Также называли и Сталина - великим отцом. Как и гитлеровская Германия, большевистская Россия отгородилась от истории. Клячу истории загоним писал Маяковский, думая, что страна попала волевым усилием Октября из царства необходимости в царство свободы. На самом деле, историю и впрямь загнали. Причем до такой степени, что казалось уничтожена не только история, а даже сам эволюционный процесс.

Советская деспотия, согласно историческому закону, как прикосновенная европейской идее, после смерти Сталина стала мутировать в империю, когда государство было объявлено общенародным, а партия стала партией всего народа, когда очевидной стала попытка создать имперскую нацию новая историческая общность - советский народ, когда кончился рабский труд в концлагерях и шарашках а это принципиальное отличие деспотии, когда в 1957 году был проведен фестиваль молодежи и железный занавес приподнялся.

Но идея национализма была выпестована верхами против либеральных тенденций, возникших в стране. Она-то и нанесла удар, разваливший страну гораздо основательнее, чем это могли сделать либералы любой масти. Мыслим ли для России новый путь к империи? Путь от рождения до гибели Российской империи пролегал через почти два столетия противоборства разных точек зрения - русской церкви и русского государства, русских мыслителей и писателей, решавших проблему необходимости и благотворности имперского начала для России.

Переболев национализмом, Европа снова стремится к единству. Можно сказать, что национализм-это своего рода подростковая болезнь становящихся самостоятельными наций. А можно, по закону отрицания отрицания, назвать это этапом перед будущим единством человечества.

Но что в России? Сегодняшняя ситуация, кажется, может ввести нас в противофазу к интегрирующейся Европе. Сошлюсь на соображение современного немецкого историка Запад с одной стороны, а Россия с другой пошли в конце 20-го столетия противоположными политическими путями. На Западе постоянно углублялась интеграция, Россия же, напротив, уходила во все большую изоляцию. Разрушительный опыт двух мировых войн привел Запад к сущностному изменению политической культуры.

Здесь, наконец, осознали, что обожествление национальных интересов, присущее мировоззрению 19 столетия, ведет в тупик. Этот опыт лег в основу европейских процессов интеграции В то время как Запад стоит на пороге постнационалистической эпохи, изолированная Россия почти возвращается в 19 век и говорит о приоритете национальных интересов Люкс Леонид. Распад царской и советской империй причины и следствия Вторая Навигация Альманах. Запорожье Дикое поле, 2006. С. 139-140. 86 Мейер Г. Поруганное чудо Вопросы философии. 2006. 10. С. 101 Писатель Валентин Распутин, выступая в 1989 году на Съезде Народных Депутатов СССР, бросил фразу, что России стоит подумать и выйти из СССР. Об этой фразе вспоминают все, и славянофилы, и западники, и левые, и правые, когда ищут тот спусковой механизм, которой привел в действие распад Союза. Между тем это была обычная националистическая сентенция, которую на протяжении прошлого века произносили не раз, хотя, может, не так откровенно.

Нынче все жалеют о распаде Союза, понимая, что распалась-то на самом деле сама Россия, думаю, что и сам Распутин жалеет о своей фразе.

Несмотря на распад СССР, Россия остается все же империей. Поэтому понимание этого феномена необходимо. У нас пишут сегодня о принципе имперской модернизации, полагая его специфически российским, но любая европейская страна опиралась на этот принцип, мы и сейчас можем говорить, используя термин Г. Федотова, о Европейском Союзе как форме федеративной империи. Но во всяком случае вне империи невозможно нормальное развитие этого огромного организма - России.

Когда-то отказ от идеи европеизма вел Россию к окончательному превращению православия в почвенную религию. Что-то надо было этому противопоставить, что обняло бы и верхние слои, и народ. Марксизм был европейской идеологией, но включал в эту европейскую структуру и народ. В этом смысле Ленин был прав Россия марксизм действительно выстрадала. Он подходил не только разным классам, но и всем народам.

Сегодня нужна такая же идея. Но, кажется, справедлива старая сентенция о том, что новое - это хорошо забытое старое. Как писал один из умнейших эмигрантов лет за тридцать до перестройки Мечтать в наши дни о восстановлении в России свободы либерально-консервативного строя - это значит желать оживления ее имперского духа - точнее, это значит стремиться к воскрешению самой России, ибо она и есть высшее и единственное достижение нашего имперского творчества. Она получила свое наименование от Петра Великого для отличия от Руси и построена совсем не русскими, а россиянами Совершив свой жизненный подвиг, умерев, подобно посеянному зерну, русские ожили в духовном теле Империи, восстали к новой жизни, превратившись в россиян, наравне с другими преображенными народностями, вошедшими в ее состав Мейер Г. Поруганное чудо Вопросы философии. 2006. 10. С. 101 Пробуждение сегодняшнего национализма губительно для России.

Об этом уже лет пятнадцать назад писали проницательные наши культурологи и политологи Метаморфозы русского национализма, его парадоксальные превращения, причудливые симбиозы, в которые он вступает с другими идейными течениями, и его специфическая историческая роль, связанная не с усилением, а с ослаблением русских нации и государства курсив мой В.К не имеют аналогий в национализме других народов СССР и находят лишь очень слабые аналогии у других народов мира Фурман Д.Е. Великое русское государство - идея-ловушка Фурман Д.Е. Наша странная революция.

С. 24 В Новой газете в 2006 году было опубликовано стихотворение Александра Городницкого, говорящее о наступающей гибели великой страны Процесс невеселый начат.

Дрожи, просвещенный мир Россия для русских значит Башкирия - для башкир. Не будет уже иначе Гори, мировой пожар. Россия для русских значит Татария - для татар Забыв об имперской славе, Лишившись морей, как встарь, Московией будет править Уездный московский царь. Конец богатырской силе. Не видно в ночи ни зги. Так кто же друзья России И кто же ее враги? Имперская проблема, как видим, стала снова актуальной. И решать ее должны не только политики - это проблема всей культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство

Достоевский Речь о Пушкине Введение Важнейшей чертой русской философии является то, что ход истории, изменения социальной реальности рассматриваются… Человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием, как существующей… Видный русский философ В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал В целом, русская…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Преклонение перед силой эпохи
Преклонение перед силой эпохи. Евразийская историософия пронизана преклонением перед силой победителей, особенно если эта сила способствовала превращению России в могучий организм с крепкой государ

ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ
ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ. Евразийцы считали, что в трудном XX веке Россия еще более, нежели раньше, должна сосредоточиться на поисках своего национально - культурного задан

ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ
ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ. Конечно, эта идея евразийцев не имеет ничего общего с компромиссами революционного обновленческого движения в церкви. Они считали, что для церкви недопу

ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ
ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ. Сама по себе эта идея не оригинальна и не раз выдвигалась эмиграцией, но у евразийцев она интересна своим соединением с методом ее осуществления. Идеология должна

ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ
ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ. Утверждая, что для характеристики государства главное - не тип формы правления, а тип отбора правящего слоя, Н.Трубецкой выделял два типа так

Два мира
Два мира. Евразийство заключает в себе зерно стремления к истине обще-философской. Но применительно к евразийству законен и понятен также иной вопрос вопрос об отношении выработанного круга мыслей

Значение революции
Значение революции. В судьбах русского XIX века неверие и истина просвещения навеяны, преподаны со стороны. Следуя примеру старших, сладостно стало не верить старшие нашептали, что Бога не н

Сила слабых
Сила слабых. В настоящее время развертывается событие мирового значения, подлинную сущность и последствия которого даже самым прозорливым не угадать. Событие это - Русская Революция, но не в

Надежда на лучшее
Надежда на лучшее. Евразийство было заметным культурно - литературным явлением 20 -30 -х годов. Оно оказало определенное влияние на литературный процесс русского зарубежья, что не всегда признавало

П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ
П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ. Одним из важнейших эпизодов предыстории славянофильства и западничества является диалог Чаадаева и И. Киреевского в начале 1830-х гг. Идеи, выраженные

Понятие Славянофильства
Понятие Славянофильства. СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути истор

Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич 22 марта 3 апреля 1806, Москва - 11 23 июня 1856, Санкт-Петербург, русский религиозный философ, литературный кри

Православная утопия Киреевского и Хомякова
Православная утопия Киреевского и Хомякова. П.Я. Чаадаев назвал славянофильское учение ретроспективной утопией. В письме к Шеллингу от 20 мая 1842 г. Чаадаев писал Необыкновенная эластичность этой

Понятие Западничества
Понятие Западничества. Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Оно было представлено обеими столицами - Москвой и Петербургом. Московский кружок западников офо

Чаадаев П.Я
Чаадаев П.Я. П. Я. ЧААДАЕВ 1794 - 1856 всегда привлекал к себе большое внимание историков русской мысли ему в этом отношении посчастливилось больше, чем кому-либо другому. Правда, этот интер

Политико-правовые воззрения западников
Политико-правовые воззрения западников. Западники, в отличие от славянофилов, по-иному судили о путях развития России. В противоположность славянофилам они доказывали, что Россия хотя и запоздала,

Культурное общение России и Запада
Культурное общение России и Запада. Перед самой революцией произошел переворот и в сфере искусства, в литературе, живописи и театре. Идеологически назойливый и натуралистически-приземистый с

Империя как европейская идея
Империя как европейская идея. Почему империя - это европейская идея? Дело в том, что сама Европа возникает, как некая случайная мутация, как маленький островок в огромном азиатском море. Антрополог

ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ
ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ. Всякому, сколько-нибудь знакомому с историей русской мысли, известно, какую центральную роль в ней играет тема об отношении России к Западу к тому, что

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги