рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Два мира

Два мира - раздел История, Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство Два Мира. Евразийство Заключает В Себе Зерно Стремления К Истине Обще-Философ...

Два мира. Евразийство заключает в себе зерно стремления к истине обще-философской. Но применительно к евразийству законен и понятен также иной вопрос вопрос об отношении выработанного круга мыслей к бурно текучему, кипящему потоку современности. В данном повороте евразийство сводится к стремлению осознать и осмыслить совершающийся и совершившийся выход России из рамок современной европейской культуры. В эту краткую формулу укладывается содержание значительной части развертывающегося исторического процесса В то же время евразийство есть попытка истолковать этот выход с точки зрения исторической философии, которую оно приемлет.

Для философии этой зарождение, развитие, умирание культур суть внятные непреложные факты в восприятии этом судьбы индивидуальной культуры столь же ощутительны и живы, как и судьбы индивидуальной личности, хотя бы как общество над личностью существовала над отдельными культурами некоторая объединяющая черта Восприятие -это не утверждает всестороннего сходства между судьбами культуры и судьбами личности не означает приятия натуралистического или органического взгляда на общество.

Смысл этого восприятия что оно утверждает действительное быванье общественно-культурых зарождений, расцветов, упадков. Чтобы понять, в каком смысле на этих страницах говорится о выходе России из рамок современной европейской культуры, нужно обратиться к русскому прошлому, хотя бы недавнему. В русском XIX веке явственно различимы два обособленных преемства.

Одно обнимает занимающуюся в 30-40 годах зарю русского религиозного творчества. Рождаясь из недр некоего древнего духа, с трудом преодолевая покровы окружающей среды, религиозное озарение вспыхивает в позднем Гоголе, славянофилах. Окружающее не властно заглушить лучи. Брезжащий свет разгорается в творчестве Достоевского, Владимира Соловьева и тех, кто был и есть с ними. Как наследие XIX века, Россия обретает достояние нравственно-совестной и богословской мысли, достояние, поистине составляющее в выборе и сопоставлении - канон книг русских учительных В области живописи русский XIX век дает два явления, которые были бы непонятны, взятые в них самих настолько они не связаны с окружающей их средой! Эти явления Александр Иванов как автор эскизов на библейские темы, и Михаил Врубель, как мастер фресок Киевского Кирилловского монастыря.

В этих двух художниках заложен существеннейший смысл судеб русской - одной ли русской? -живописи XIX века. Сколь ни были в ином ошибочны и превратны увлечения обоих только в сопоставлении с религиозно-нравственным и богословским деянием Гоголя, Хомякова, Леонтьева находит место, раскрывает значение завещанное ими творенье.

В развитии европейской культуры, в пределах XIX века, та совокупность писаний, которую мы именуем канон книг русских учительных, так же, как явление Иванова-Врубеля, по стилю и сущности не имеет подобий. Зато имеет подобие иное преемство, сказывающееся в судьбах русской культуры преемство, начатое просветителями - обличителями XVIII и первой половины XIX века, идущее, через Добролюбова, Писарева, Михайловского, к просветителям-правителям большевистской эпохи преемство позитивного мировоззрения, идолопоклонства науке, преемство не скепсиса только, а нигилизма в отношении к вненаучным началам человеческого бытия преемство не улыбки авгуров, но громкого смеха кощунственных.

Скажут, быть может два различных направления общественной мысли сказав, ошибутся не два направления, но два разных исторических образования, два раздельных исторических мира! К первопроповедникам христианства, к истокам, начальным моментам великого исторического цикла уводят проникающие Хомякова и Достоевского, Леонтьева и Соловьева пафос и озарение.

К поздним временам неверия эпикурейского или коммунистического безралично, в периоды просвещения - достояние убывающих культур -ведут мировоззрения нигилистически- научные. Противоречивое, причудливое сочетание сочетание начала и конца, раннего и позднего, открывающего и завершающего.

Весь он таков - русский XIX век красочный и двойственный, внешне спокойный, внутренне напряженный, отображающий борьбу спорящих друг с другом о господстве подземных, вулканических сил. Эта двойственность, этот спор не тускнеет, не ослабевает и теперь - в начале вто-рого десятилетия XX века. Вдумайтесь в сочетание проповеди безверия, опреде-ленный и ясный, чем когда-либо, ведомой большевистскими верхами и теми, кто к ним примкнул с явлениями религиозного подъема, охватившего не только ин-теллигенцию, Сожительство форм ранних и поздних, открывающих и заверша-ющих, с большою ясностью сказывается, например, в области поэзии с одной стороны, элементы подлинного религиозного мироощущения Ахматова! Неко-торые стихотворения Гумилева в сборнике Огненный Столп 1921! Вячеслав Иванов в Переписке из двух углов! с другой расцвет разработки поэтики, в смысле словесной техники стихосложения, разработки, в значительной мере пренебрегающей смысловым началом поэзии и относящейся в исторической аналогии к формам действительного александрийства ср. стиховые ухищре-ния латинской и греческой поэзии IV-V веков по Р.Х.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство

Достоевский Речь о Пушкине Введение Важнейшей чертой русской философии является то, что ход истории, изменения социальной реальности рассматриваются… Человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием, как существующей… Видный русский философ В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал В целом, русская…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Два мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Преклонение перед силой эпохи
Преклонение перед силой эпохи. Евразийская историософия пронизана преклонением перед силой победителей, особенно если эта сила способствовала превращению России в могучий организм с крепкой государ

ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ
ИДЕЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СВОЕОБРАЗИЯ. Евразийцы считали, что в трудном XX веке Россия еще более, нежели раньше, должна сосредоточиться на поисках своего национально - культурного задан

ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ
ИДЕЯ БЫТОВОГО ИСПОВЕДНИЧЕСТВА В ПРАВОСЛАВИИ. Конечно, эта идея евразийцев не имеет ничего общего с компромиссами революционного обновленческого движения в церкви. Они считали, что для церкви недопу

ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ
ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ. Сама по себе эта идея не оригинальна и не раз выдвигалась эмиграцией, но у евразийцев она интересна своим соединением с методом ее осуществления. Идеология должна

ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ
ИДЕЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ ИДЕОКРАТИЯ. Утверждая, что для характеристики государства главное - не тип формы правления, а тип отбора правящего слоя, Н.Трубецкой выделял два типа так

Значение революции
Значение революции. В судьбах русского XIX века неверие и истина просвещения навеяны, преподаны со стороны. Следуя примеру старших, сладостно стало не верить старшие нашептали, что Бога не н

Сила слабых
Сила слабых. В настоящее время развертывается событие мирового значения, подлинную сущность и последствия которого даже самым прозорливым не угадать. Событие это - Русская Революция, но не в

Надежда на лучшее
Надежда на лучшее. Евразийство было заметным культурно - литературным явлением 20 -30 -х годов. Оно оказало определенное влияние на литературный процесс русского зарубежья, что не всегда признавало

П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ
П. ТОРОПЫГИН П. Я. ЧААДАЕВ И И. В. КИРЕЕВСКИЙ. Одним из важнейших эпизодов предыстории славянофильства и западничества является диалог Чаадаева и И. Киреевского в начале 1830-х гг. Идеи, выраженные

Понятие Славянофильства
Понятие Славянофильства. СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути истор

Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
Представители Славянофильства КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич 22 марта 3 апреля 1806, Москва - 11 23 июня 1856, Санкт-Петербург, русский религиозный философ, литературный кри

Православная утопия Киреевского и Хомякова
Православная утопия Киреевского и Хомякова. П.Я. Чаадаев назвал славянофильское учение ретроспективной утопией. В письме к Шеллингу от 20 мая 1842 г. Чаадаев писал Необыкновенная эластичность этой

Понятие Западничества
Понятие Западничества. Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Оно было представлено обеими столицами - Москвой и Петербургом. Московский кружок западников офо

Чаадаев П.Я
Чаадаев П.Я. П. Я. ЧААДАЕВ 1794 - 1856 всегда привлекал к себе большое внимание историков русской мысли ему в этом отношении посчастливилось больше, чем кому-либо другому. Правда, этот интер

Политико-правовые воззрения западников
Политико-правовые воззрения западников. Западники, в отличие от славянофилов, по-иному судили о путях развития России. В противоположность славянофилам они доказывали, что Россия хотя и запоздала,

Культурное общение России и Запада
Культурное общение России и Запада. Перед самой революцией произошел переворот и в сфере искусства, в литературе, живописи и театре. Идеологически назойливый и натуралистически-приземистый с

Империя как европейская идея
Империя как европейская идея. Почему империя - это европейская идея? Дело в том, что сама Европа возникает, как некая случайная мутация, как маленький островок в огромном азиатском море. Антрополог

Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию
Ленинско-сталинская деспотия как отказ от русского европеизма и выход во внеисторию. Империя, оставаясь европейской структурой, сохраняет историю как константу своего бытия. Деспотии выпадаю

ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ
ПУШКИН ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ. Всякому, сколько-нибудь знакомому с историей русской мысли, известно, какую центральную роль в ней играет тема об отношении России к Западу к тому, что

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги